«Народная игра как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста (на примере старшей группы)».
Подготовила воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребёнка – Детский сад №56»
Махмадрокибова Манижа Саиджоновна
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения.
Взаимосвязь национального и общечеловеческого в культуре, находит отражение в воспитании детей. Дошкольное поликультурное образование строится и развивается в многомерном, многоплановом пространстве и особенностях культур, традиций регионов. Формирование культурных традиций России исторически обусловлено слиянием многомерных этнических, национально-территориальных культур и интеграция в мировой культуре.
В процессе теоретического анализа научной и психолого-педагогической литературы мы определили что поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности дошкольного учреждения. Понятие поликультурного воспитания определяется как воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
Содержание поликультурного воспитания дошкольников – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующие у них моральные качества и нравственные нормы. Оно обусловлено не только территориально, этнически, но и представляет собой константу универсальную, общероссийскую, с интеграцией в мировую культуру.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, были выявлены особенности поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности. Мышление ребенка старшего дошкольного возраста ещё впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Дружелюбие и уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В народной педагогике существует тот разумный механизм, который развивает в человеке «житейское умение», где этика национальных отношений — это способность каждого жить в мире и согласии с собой и окружающим миром.
В нашем исследовании мы рассмотрели опыт использования народной игры в поликультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Детский сад №56. Как и во многих других дошкольных образовательных учреждениях в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Но большая часть детей в данном детском саду все же русские и татары, поэтому работу проходит по приобщению к русской и татарской культуре.
Педагоги ДОУ дают возможность детям почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию национальной культуры; помогают ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие национального характера, его прекрасные самобытные качества. Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию всех образовательных областей. Народные игры используются как наиболее доступный и эффективный метод поликультурного развития. Педагоги рассказывают детям о народных традициях что находит продолжение в играх, изобразительной, театрализованной деятельности.
Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры русского и татарского народа, с истоками игровой культуры в целом.
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа в детском саду проводятся развлечения, различные беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Разученные игры на занятиях дети широко используют и в самостоятельной деятельности.
На основе теоретического анализа проблемы поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста и опыта использования народной игры в поликультурном воспитании старших дошкольников в условиях ДОО были разработаны методические рекомендации по использованию народной игры в поликультурном воспитании старших дошкольников. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них. Необходимо изучать обряды, традиции, изготавливать костюмы; проигрывать сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомить с особенностями национальной кухни, национальными праздниками.
Таким образом народные игры, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, народные игры являются эффективным средством поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.