СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Новое качество образования – запросы, оценки, пути достижения».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка по теме "Новое качество образования - запросы, оценки, пути достижения"

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Новое качество образования – запросы, оценки, пути достижения».»

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение №168













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:


«Новое качество образования –

запросы, оценки, пути достижения».









Выполнила:

Копылова Людмила Константиновна

председатель методического совета, мастер производственного обучения,

1 квалификационная категория















2018г.


Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышение качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку и решать, являются ли услуги учреждения дополнительного образования качественным?

Попытаемся ответить на этот вопрос. Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта:

первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя;

второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся.

Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.

Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия характеристик «продукции». Это значит - образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности.

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе образования можно назвать следующие:

изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;

разработку эффективного применения образовательных стандартов;

оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;

оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;

оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;

создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы.

Решение вопросов оценки качества образования осуществляется в соответствии с процессом планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:

1 этап – подготовительный:

анализ имеющего облика и результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков, устранение их причин;

диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей;

сбор всей необходимой информации.

2 этап – проективный:

обозначение замысла, проектирование идеального облика – создание образовательной программы.

3 этап – целеполагание:

выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.

4 этап – планирование:

по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.

Ученые провели наблюдение за работой по оцениванию качества образовательного процесса. Исходили из практической необходимости: что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении – отслеживается результативности обучения учеников и оценка качества. Видны были ученики, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, но это лишь небольшая часть обучающихся. Возникли вопросы:

  • Как обучены другие?

  • Как они усваивают материал?

  • Как овладевают знаниями, умениями, навыками?

  • Как оценивать качество их обучения?

Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:

  • Зачем?

  • Кто и как оценивают?

  • Что оценивать?

  • Какие аспекты оценивать?

Кратко проанализировав эти вопросы, сделать попытку сформулировать ответы на них.

Итак, зачем, оценивать?

Для планирования работы и оценки деятельности образовательного учреждения;

для аттестации педагогов;

для оценки результатов отдельных учебных объединений и обучающихся.

Ответы на вопрос.

«кто и как оценивает?» сводятся к следующим вариантам:

самооценка;

оценка администрации и представителей вышестоящих органов;

выводы аттестационной комиссии;

оценка потребителями (ученики, родители и общественность).

К вопросу «что оценивать?» Анализ образовательного процесса выделил, на взгляд, то, что требует особого внимания, - объекты, их деятельность и результаты, а именно:

  • деятельность элементов (структурных подразделений, педагогов);

  • деятельность обучающихся;

  • результаты работы профессионального обучения;

  • результаты педагогов;

  • результаты обучающихся.

Рассмотрение четвертого вопроса приводит к широкому кругу оценивания, среди которых выделяются оценки по:

  • временным этапам (месяц, полугодие, год);

  • охвату учеников;

  • массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.д.);

  • первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призеры, рекордсмены и т.д.);

  • научно-методическому обеспечению;

  • психолого-педагогическому обеспечению;

  • материально-техническому обеспечению;

  • профориентации;

  • квалификации педагогов.

Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать, по сути, инновационным процессом, т. к. в результате рождается абсолютно новая модель, программа.

Наиболее в образовательной системе представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учеников преобладают экспертные формы оценивания.

Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.

В качестве стандарта для педагога согласнотиповому положению выступает образовательная программа, утвержденная педагогическим советом, которая содержит в себе описание критерий минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.

Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения.

Говоря о достижениях учащихся, как отекущих, так и об итоговых можно выделить три группы параметров: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином коллективе, в зависимости от его специфики.

Формы организации контроля и оценки, используемые педагогами:

  • занятие контроля знаний;

  • смотр знаний, умений и навыков;

  • собеседование;

  • реферат;

  • зачет;

  • экзамен;

  • творческий отчет;

  • олимпиада;

  • конкурс творческих работ;

  • выставка.

Процедура управления качеством образования включает:

  • обеспечение проектирования качества образования;

  • образовательный мониторинг;

  • анализ собранной информации;

  • подготовка и принятие управленческого решения.

Рассмотрим подробнее каждую процедуру.

1.Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации – содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управления качеством образования – это приведение системы к стандарту.

2.Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развитие. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты образовательного процесса.

3.Анализ собранной информации, цель которого – из разрозненных, различного рода данных общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их.

В условиях рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе образования необходима диагностика достижений учащихся.

Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно - воспитательным процессом в образовательном учреждении.

Образовательные учреждения несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудникаобразовательного учреждения, и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!