СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме «Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских» профессия 19.01.17 Повар, кондитер

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Блюда из жареных овощей".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме «Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских» профессия 19.01.17 Повар, кондитер»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

(ОБПОУ «КГТТС»)





Методическая разработка

по теме «Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских»

профессия 19.01.17 Повар, кондитер





















Курск, 2018



АННОТАЦИЯ

Разработка урока учебной практики по теме «Блюда из жареных овощей» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения позволяет сформировать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию компетенций в условиях инновационных образовательных программ ФГОС и может быть использована при обучении профессии 19.01.17 СПО «Повар, кондиитер»



Содержание

1. Введение

2. Урок производственного обучения

2.1 Подбор учебно-производственных работ

2.2 Построение и организация урока

3. Подготовка мастера к занятиям

4. Заключение

Список использованной литературы

























ВВЕДЕНИЕ

Профессия «Повар, кондитер» является основной для отечественной сферы услуг. В настоящее время происходит процесс модернизации всех направлений экономики страны, вследствие этого возросла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать и создавать принципиально новые производства.

Образовательная деятельность мастера производственного обучения имеет важное значение при формировании у обучающихся ответственного отношения к профессии.

Одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока учебной практики в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, студенты приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

Для успешной и плодотворной работы по обучению студентов, мастер производственного обучения должен в совершенстве владеть мастерством работы, мог успешно отдавать свой профессиональный опыт прочные производственные навыки, и личное безукоризненное выполнение производственных операций, позволяющих мастеру в любой момент помочь студенту, быстро выявить и устранить те или иные ошибки, научить правильно, выполнять все операции. От построения занятий и качество его проведения зависит постановка всего учебно-воспитательного процесса.

Основной результат на начальном этапе подготовки специалистов состоит в том, чтобы обучающиеся сконструировали схематично этапы профессиональных компетенций, органично сочетая с социальной составляющей своего будущего.

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.



С первого урока цель мастера производственного обучения заключается в выявлении избирательности обучающегося к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.

Тип урока – вводный (первое практическое ознакомление с новой областью в общих и профессиональных компетенциях)

На занятии использована игровая и интерактивная технологии, элементы обучения критическому мышлению, сопровождение ИКТ.

Данные технологии вызывают особый интерес, как части образовательного процесса в СПО.

Важнейшим условием обучения является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. В основе находится идея создания инновационной среды, в которой успешно проходит профессиональное становление обучающегося. Познавательная деятельность студента направлена на ориентацию и усвоение способов получения знаний. Такой метод основан на широких социальных мотивах, которые проявляются в понимании социальной значимости обучения.

При определении цели урока обучающиеся вырабатывают направления для изучения информации, необходимой в данной профессии совместно с мастером производственного обучения. Подобная технология выявляет учебно-познавательные мотивы, такие как: профессионально-ценностные, коммуникативные, познавательные. Внутренние или познавательные мотивы преобладают над внешними или социальными.

Обучающиеся изучают информацию в виде презентаций. Материал доводится до образовательной аудитории в виде заинтересованного предложения, выстраиваясь по спирали. Основным видом деятельности является практическая деятельность, сконцентрированная на создании, организации и проведении производственного цикла.

Мастер производственного обучения доброжелателен, не навязывает решения, использует эмоциональные методы поощрения, создаёт условия успеха, деловую игру, направляет обучающихся на выстраивание траектории освоения профессии. Мастер производственного обучения выступает в роли помощника, организатора, координирует образовательный процесс, допуская изменения и импровизации обучающихся в рамках информационного поля.

Для достижения целей применяются также и волевые методы: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка. Творческая деятельность в группе реализуется в сотрудничестве и совместном поиске, соответственно используются социальные методы в виде заинтересованности в коллективных результатах, внутренний аудит.

На уроке мастер производственного обучения учитывается темп каждого обучающегося и его способности, проводится обсуждение выполнения интерактивного задания, актуализует мыслительную деятельность обучающихся.

Актуализация знаний происходит в виде выполнения и составления учебных производственных заданий. Обучающимся интересны и доступны: смысловая рефлексия в виде технической терминологии и процессов, цветовая рефлексия - внимание и поиск направлен взаимосвязано на цвет и техническую проблему, графическая рефлексия - во время практической работы (деловая игра), комплексная рефлексия - (построение траектории будущего профессионала). Сочетания видов рефлексии позволяет без затраты времени определить степень работоспособности, скоординированности обучающихся в группе, даёт им самим возможность увидеть направленность, верный подход в решении поставленных или выдвинутых ими вопросов и задач.

2. Урок производственного обучения

Научно обоснованная организация обучении в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию сознательную дисциплину и любви к своей профессий.

На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы, а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки.

На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащимся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес обучающихся.

После усвоения основных приемов студенты переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Обучающиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда.

Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составных части. Одновременно с выполнением работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.

Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия обучающимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.

Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок.

Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в) в методическом, приобладающеюся часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность студентов;

г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого обучающегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми студентами.

Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:

Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать обучающемуся технологические знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций;

Уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов на уроки производительного труда, цель которых - ознакомит учащихся с организацией труда и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания приемов и операций при выполнении производственных работ, а также освоение навыков контрольно - проверочные уроки, их цель - определять степень подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков. Устранить обнаруженные проблемы.

Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса.

2.1 Подбор учебно-производственных работ

Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание всего производственного обучения в профессиональных училищах является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных мастерских в частности. Обучающиеся осваивают содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у обучающихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.

Каждая дидактическая задача, решаемая на конкретном уроке. Как правило реализуется при выполнении того или иного практического задания. Труд учащихся по все периоды обучения должен быть посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает элементы заинтересованности, становится активной. К выбору объектов труда можно переходить, лишь зная предъявляемые требования к учебной теме, требования которые подразделяются на учебно-технические и учебно-технологические.

Учебно-технические требования характеризуют техническую сторону объектов труда (материал, форма, конфигурация изделий, габаритные размеры, размеры отдельных частей).

К учебно-технологическим требованиям относятся требования к процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки и контроля, получаемых в результате обработки параметров точности и шероховатости поверхности, финишные операции).

Конкретные объекты труда должны подбираться так, чтобы в процессе их выполнения (изготовления, сборки, ремонта, регулировки) учащиеся в определенном порядке и последовательности отрабатывали движения и приемы изучаемых действий и операций, а также их наиболее рациональное сочетание. Задания должны быть разнообразными постепенно усложняться. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. В процессе подбора объектов труда следует в первую очередь находить возможность для освоения требуемых движений, приемов и действии (прием принимается как комплекс движений). Подбираемая работа расчленяется на отдельные операции, каждая из которых делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет свою, частную цель. На основе такого расчленения подбираемая работа анализируется, выявляются возможность освоения определенных движений и приемов, а также их сочетаний, определяется целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной. При выполнении комплексных работ обучающиеся научатся применять не только определенные движения, приемы и действия, но различные сочетания. Необходимо учитывать также важную особенность подбора работ - мелкосерийность их изготовления.

Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности обучающихся. Подобранные задания по всем темам (предметам) учебной программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у обучающихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному оснащению мастерских требуемых технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую учебно-техническую документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды обучения и передового производственного опыта. В течение операционного периода мастер обучает обучающихся правильному и наиболее рациональному выполнению отдельных движений и поемов. В этот период времени норму обучающимся не сообщается. Для каждого подобранного объекта обязательно разрабатывается соответствующая техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты и т.п.), подбираются необходимые справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому мастер, одновременно с подбором общей дл всей группы дозы учебного материала должен разработать задания для углубленного изучения сильными учащимися.

Все содержание обучения должно быть направлено у обучающихся на умение планировать свой труд, работать в коллективе, решать задач. Одно должно способствовать воспитанию у обучающихся упорства, настойчивости в преодолении трудностей, в достижении целей.

2.2 Построение и организация урока

Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и обучающихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.

Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие обучающихся, проверяет их вешний вид. Сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Эффективность трудовой деятельности любого человека как показывает практика. Зависит во многом от его вдумчивости, осмысленности действий и добросовестности. Следовательно. Этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме беседы, в ходе которой у обучающихся восстанавливаются в памяти необходимые и на данном уроке сведения. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Мастер заранее в ходе подготовки к данному року намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа.

Вводная часть урока направлена на подготовку обучающихся к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий обучающимися группы.

Вводный инструктаж начинается с ознакомлением обучающихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане урока его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание обучающихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди обучающихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.

Практика показывает, что на вводную часть отводится примерно 0-12% времени всего занятия.

В основной част занятия обучающиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее.

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические и интеллектуальные процессы обучающихся, стимулируется развитие познавательного интереса, поэтому урок сопровождается презентацией, созданной с помощью программы Power Pаint.

Результативность урока: обучающиеся понимают, какое информационное поле им необходимо изучить, чтобы в ближайшей перспективе стать востребованным специалистом на рынке труда для активной работы по модернизации экономики, и в дальнейшем будущем способным создавать новые производства в стране.

Урок направлен на расширение знаний обучающихся об истории профессии, способах и методах приготовления блюд и кулинарной продукции, организации безопасной работы и приёмов, возможностях трудоустройства и выработке своей траектории пути.

На данном уроке у обучающихся формируется виды общих компетентностей, предусмотренных в стандарте ФГОС.

Рассмотрим подробнее вводный инструктаж учебной практики продолжительностью 45 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!