СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Постэмбриональное развитие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеется исходный материал по периодам постэмбрионального развития, рассматривается постэмбриональный период развития человека, приведены примеры заданий на закрепление знаний и проверку знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Постэмбриональное развитие"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина ОУД.11. Биология


Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организма


Тема 4.8. Постэмбриональное развитие


Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна









2019



Содержание

Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………6

Примерная хронокарта занятия……………………………………………...7

Исходный материал………………………………………………………….10

Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….21

Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….23

Предварительный контроль знаний………………………………………...24

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...25

Список использованных источников……………………………………….28








































Выписка из рабочей программы
дисциплины ОУД.11. Биология
для специальности
34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Тема 4.8.

Постэмбриональное развитие

Содержание учебного материала

2

Постэмбриональное развитие, определение. Развитие с полным и неполным превращением, прямое постэмбриональное развитие. Организация собственной деятельности по составлению плана и тезисов ответа по теме

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составление плана и тезисов ответа по тексту учебника [1, с.144 – 149]

1



































МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тип занятия – комбинированный урок

Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

- сформировать знания о постэмбриональном развитии, развитии с полным и неполным превращением, прямом постэмбриональном развитии. Продолжить формирование умений объяснять закономерности биологических процессов и явлений.

2. Развивающие цели:

- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.

3. Воспитательные цели:

- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при составлении плана и тезисов ответа по тексту учебника.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.


МОТИВАЦИЯ

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Развитие нового организма, полученного половым путем, начинается от оплодотворенной яйцеклетки - зиготы и заканчивается смертью. Важно помнить, что в ядре зиготы содержатся два набора хромосом от двух родителей (гибридный генотип). Биологическое развитие происходит по общим диалектическим принципам развития, которое можно наблюдать в неживой природе или в обществе.

Индивидуальное развитие системы, в том числе организма, происходит циклично, так что восходящее развитие всякий раз сменяется нисходящим. Восходящее развитие идет от простого, низшего (предзиготическая стадия) к сложному, высшему (многоклеточный организм). Нисходящее - от сложного, высшего (многоклеточный организм) к простому, низшему (бесклеточная мертвая материя). Законы диалектики утверждают, что развитие как конечный процесс с самого начала в скрытом виде содержит тенденции, ведущие от низшего к высшему и обратно. То есть развитие имеет векторный, направленный характер.

Чем же задается этот вектор? Чем предопределено индивидуальное развитие? Где программа развития и как она реализуется? Как из оплодотворенного яйца - из одной клетки - получается сложный многоклеточный организм, в котором тканевые клетки с одинаковым набором генов (одним генотипом) имеют разную структуру и функции (разный фенотип)? Поставленные вопросы составляют основной научный смысл науки эмбриологии или, говоря шире, биологии индивидуального развития. Они имеют и практическое медико-биологическое значение, так как нарушение процессов развития приводит к болезни и сокращает сроки полноценной жизни человека.

Медицинский работник должен знать и понимать общие механизмы функционирования живых систем, в том числе и особенности их размножения и развития, что позволит использовать эти знания для профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, организации собственной деятельности для эффективного выполнения профессиональных задач.



























Интегративные связи



Генетика человека с основами медицинской генетики

Анатомия и физиология человека









Основы патологии



Постэмбриональное развитие















Здоровый человек и его окружение





























ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1.

Организационный этап

2 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради


2.

Контроль знаний по предыдущей теме

13 мин.

Оценка уровня сформированности знаний по теме «Влияние на развитие организма вредных факторов»

Инструктирует и проводит контроль

Индивидуальный опрос

Приложение 1

Индивидуальный опрос, сообщения

3.

Мотивационный этап

1 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

4.

Цели занятия

1 мин

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, презентация

5.

Изложение исходной информации

45 мин.

Формирование знаний о постэмбриональном развитии, развитии с полным и неполным превращением, прямом постэмбриональном развитии, формирование умений объяснять закономерности биологических процессов и явлений.


Излагает новый материал

Слушают, записывают

6.

Выполнение заданий для закрепления знаний

18 мин.

Закрепление знаний, формирование умения объяснять закономерности биологических процессов и явлений,

осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, формирование способности

организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.


Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы

Приложение 2

Задания для закрепления знаний

7.

Предварительный контроль новых знаний и проверка

7 мин.

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели.

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3


8.

Подведение итогов занятия

1 мин

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2 мин.

Формирование и закрепление знаний, формирование способности организовывать собственную деятельность при составлении плана и тезисов ответа по тексту учебника.

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует

Записывают задание

Приложение 4

































Исходный материал


План


1. Постэмбриональное развитие

1.1. Ювенильный период

1.2. Рост и развитие

1.3. Период зрелости

1.4. Период старости

2. Теории старения

3. Постэмбриональный период развития человека

3.1. Ювенильный период

3.2. Зрелый период

3.3. Период старения



1. Постэмбриональное развитие

После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный. При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном --с выходом из яйцевых оболочек.

Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:

1)ювенильный (до полового созревания);

2)зрелый (взрослое половозрелое состояние);

3)период старости, заканчивающийся естественной смертью.

1.1. Ювенильный период

Ювенильный период зависит от типа онтогенеза. Развитие может быть прямым и непрямым (с метаморфозом).

Метаморфоз, характерный для личиночного онтогенеза, бывает полным и неполным.

При полном метаморфозе у насекомых из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослой особи наличием специальных органов. Она питается, растет, линяет и превращается в куколку (у большинства - неподвижная стадия).

Органы личинки растворяются, сохраняется только нервная система, зачатки половых желез и имагинальные диски, за счет которых формируются органы взрослого насекомого. Из куколки образуется взрослая особь. Полный метаморфоз характерен для жуков, мух, комаров, блох и др.

При неполном метаморфозе из яйца насекомых выходит личинка, похожая на взрослую особь, но меньших размеров. Личинка растет, но хитинизированный покров препятствует увеличению размеров и объема. Происходят линьки. После нескольких линек личинка превращается во взрослую форму (имаго). Неполный метаморфоз характерен для кузнечиков, тараканов, вшей. Процесс линьки регулируется гормонами.


Рис. 1. Развитие с полным и неполным метаморфозом


 В процессе метаморфоза у лягушек перестраиваются все системы органов: появляются конечности, рассасываются жабры и хвост, укорачивается кишечник, изменяется строение всего черепа, жаберное дыхание заменяется легочным, появляется второй круг кровообращения. Эти процессы регулируются гормонами. Личинки земноводных - головастики - обитатели воды: имеют приспособления для жизни в этих условиях. К этим приспособлениям можно отнести:

• присоску - специальный аппарат на нижней стороне головного конца,

служащий для прикрепления к подводным предметам;

• более длинный, чем у лягушек, кишечник, что связано с

растительноядностью головастика.

Головастик имеет рыбообразную форму с длинным хвостом, плавником, парусные жабры, один круг кровообращения и двухкамерное сердце.


Рис. 2. Развитие лягушки

При неличиночном и внутриутробном онтогенезе развитие прямое, т.к. новорожденное животное похоже на взрослое, но меньших размеров и плохо развита половая система. Развитие связано с ростом, достижением половой зрелости.

1.2. Рост и развитие

Рост организма сопровождается увеличением клеток и накоплением массы тела. Различают определенный и неопределенный рост.

Неопределенный рост характерен для моллюсков, ракообразных, рыб, земноводных, рептилий и других животных, не прекращающих расти в течение всей жизни.

Определенный рост свойственен организмам, которые растут лишь

ограниченное время жизни, например, насекомые, птицы и млекопитающие. У человека интенсивный рост прекращается в возрасте 13-15лет, соответствующем периоду полового созревания.

Рост и развитие организма контролируется генетически, а также зависит от условий среды, в которой идет развитие.

Несмотря на изменения условий внешней среды, живые организмы сохраняют постоянство своего строения, функциональную активность. Свойство живых систем - поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также основные черты присущей им организации, несмотря на непрерывную изменчивость окружающей среды, называется гомеостазом (от греч. гомос - равный, стазис - состояние).

Деятельность регуляторных систем обеспечивает согласованность биохимических реакций и такой их уровень, который наиболее полно соответствует условиям существования.

Рост регулируется обменом веществ. На рост и развитие оказывают большое влияние полноценное питание, наличие в пище витаминов, белков, жиров, углеводов, минеральных веществ.

Рост и развитие находятся под контролем нейрорегуляторных факторов. Важна роль гормонов, вырабатываемых гипофизом, щитовидной железой, эпифизом, надпочечниками, половыми железами.

Гипофиз состоит из передней, средней и задней долей. В передней доле вырабатываются соматотропный, гонадотропный, адренокортикотропный и тиреотропный гормоны. При избытке соматотропного гормона в период роста возникает гигантизм, при недостатке гормона в детском и подростковом возрасте - гипофизарная карликовость. Пропорции тела при этих нарушениях сохраняются.  Если этот гормон выделяется в избытке после наступления половой зрелости, то наблюдается патологический рост костей кисти, стопы, лица, возникает акромегалия.

Гонадотропный гормон необходим для полового созревания и нормального функционирования половых желез у взрослых организмов.

Тиреотропный гормон регулирует работу щитовидной железы. Адренокортикотропный гормон оказывает влияние на деятельность надпочечников.

Гормон эпифиза тормозит преждевременное половое созревание.

В зрелом возрасте с гормонами эпифиза связана сезонная периодичность активности половых желез и размножения у животных. Свет тормозит гормональную функцию эпифиза. Весной в связи с увеличением светового дня повышается активность передней доли гипофиза, что сказывается на усилении деятельности половых желез.

Гормоны щитовидной железы влияют на рост, развитие, обменные процессы, на метаморфоз насекомых и земноводных.

У ребенка при гипофункции щитовидной железы задерживается рост, окостенение скелета, наблюдается умственная отсталость, не наступает половое созревание - возникает заболевание – кретинизм.

Гормоны надпочечников оказывают влияние на рост, обмен веществ, дифференциацию клеток. Кора надпочечников вырабатывает в небольшом количестве половые гормоны.

Ко времени полового созревания гипофиз начинает выделять гонадотропный гормон, стимулирующий рост семенников и яичников. Половые железы вырабатывают половые гормоны, обусловливающие развитие вторичных половых признаков. Вторичными половыми признаками называются внешние особенности, отличающие самцов от самок, мужчину от женщины.

1.3. Период зрелости

После ювенильного периода наступает период зрелости (период взрослого половозрелого состояния). Он связан с возможностью к самовоспроизведению, размножению. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.

Когда организм достигает своих окончательных размеров, рост клеток не прекращается. Утрата или повреждение клеток и тканей в результате старения, заболевания, несчастных случаев или нападения других организмов, может стимулировать деление и дифференцировку клеток, что приводит к заживлению ран, восстановлению или замещению поврежденных или недостающих органов.

1.4. Период старости

Период старости - старение - представляет собой закономерную стадию

индивидуального развития, свойственную всем живым организмам.

Наука о старости - геронтология (греч. geron - старец, logos -наука) выясняет основные биологические и социальные закономерности старения и дает рекомендации о продлении жизни.

Гериатрия (греч. Iatros - врач) - учение о нормализации физиологических процессов в старости и лечении заболеваний, появляющихся, преимущественно, в старческом возрасте.

Изменения, возникающие при старении, происходят на всех функционально - структурных уровнях - молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Старость наступает в пострепродуктивном периоде онтогенеза и характеризуется внешними и внутренними признаками.

В молодом организме активно идут обменные процессы, рост органов, синтез РНК, ДНК, АТФ, белков.

В старости уменьшается интенсивность синтетических процессов, синтез АТФ падает, уменьшается содержание воды в цитоплазме, изменяются свойства цитоплазмы, происходит снижение активности ферментов. Органы перестают расти и подвергаются обратному развитию. Снижаются функциональные способности всех систем. Снижается невосприимчивость к инфекционным болезням, падает способность к регенерации. Изменяется походка, осанка, появляется седина, облысение, кожа теряет эластичность, заметны морщины, снижается работоспособность, слабеет память.

Различают физиологическую (биологическую) и преждевременную старость. Физиологическая старость связана с календарным возрастом. Различают хронологический и биологический (физиологический) возраст. По современной классификации людей, достигших 60-76лет, называют пожилыми, 75-89 - старыми, а свыше 90 лет - долгожителями.

Точное определение биологического возраста сложно, потому что отдельные признаки старости появляются в разном хронологическом возрасте и характеризуются различной скоростью нарастания. Суммарный результат многочисленных частных проявлений старения на уровне целостного организма связан со снижением жизнеспособности особи в связи с возрастом, уменьшением эффективности адаптационных механизмов.

Скорость нарастания и выраженность изменений в процессе старения находятся под генетическим контролем. Максимальная продолжительность жизни - видовой признак. Условия жизни влияют на процесс старения. Преждевременное старение связано с влиянием социальных факторов и болезнями.

Средняя продолжительность жизни человека - непостоянная величина и зависит не столько от биологических факторов, сколько от социальных.

Средняя продолжительность жизни населения Земли обусловлена многими факторами: инфекционными болезнями, детской смертностью, войнами, экономическими катастрофами и др.

У людей, как правило, жизнь обрывается преждевременно в результате болезней, несчастных случаев и других причин.

Естественная продолжительность человеческой жизни может достигать 120 - 150 лет. В увеличении продолжительности жизни большая роль принадлежит профилактической медицине.

2. Теории старения

Для выяснения причин наступления физиологической старости создано много теорий. Одна из них - эндокринная теория.

В конце прошлого века французский физиолог Ш.Броун - Секар (1818-1894) развил учение о том, что в процессе старения важную роль играют половые железы. Он пришел к выводу на основании опытов, показывавших, что жизненный тонус стареющих организмов повышается после инъекции вытяжек из семенников.

Сторонники эндокринной теории в 20-хгодах XX века проводили операции по "омоложению". С.А. Воронцов пересаживал семенники от молодых животных старым, человеку он пересаживал семенники обезьяны. Эти операции временно стимулировали жизнедеятельность организма, и создавалось впечатление омоложения, однако старческие признаки появлялись вновь. Старость - процесс необратимый, а половые гормоны, стимулируя жизнедеятельность постаревшего организма, нарушали его физиологические функции, заставляли выполнять непосильную нагрузку, что ухудшало условия существования организма и ускоряло наступление смерти.

Согласно микробиологической теории И.И. Мечникова старость можно

классифицировать на физиологическую и патологическую. И.И. Мечников сделал вывод, что старость у людей обычно наступает преждевременно, т.е. является патологической.

Он считал, что в организме под влиянием интоксикации, прежде всего, страдают нервные клетки. Главным источником интоксикации он считал толстый кишечник, в котором развиваются гнилостные процессы. Для прекращения гнилостных процессов в кишечнике он рекомендовал употреблять в пищу кислое молоко, которое создавало бы неблагоприятную среду для гнилостных бактерий и они заменялись бы полезной для организма бактериальной флорой кишечника.

Теория старения И.И.Мечникова не рассматривала сущности явления старения, а выясняла лишь причины.

В 30-е годы широкое распространение получила теория о роли ЦНС

И.П. Павлова. И.П. Павлов также выяснял причины старения и уделял большое внимание роли центральной нервной системы в этом процессе. Нервные потрясения и продолжительное нервное перенапряжение вызывают преждевременное старение. Состояние нервной системы имеет значение в профилактике преждевременной старости.

Он создал учение об охранительном торможении - нормальном физиологическом механизме. Это учение имеет непосредственное отношение к проблеме старения и долголетия.

Современные представления о механизмах старения связаны с накоплением мутационных генов, приводящих к синтезу дефектных белков. Изменения на молекулярном уровне приводят к функциональным нарушениям на более высоком уровне.

Согласно программным гипотезам, старение определено генетически. Эти гипотезы основываются на том, что в организме функционируют своеобразные "часы", в соответствии с которыми осуществляются возрастные изменения, механизм которых не ясен.

Хотя единой теории старения еще не создано, причина старения связана с возрастными изменениями в течение всей жизни на всех уровнях организации.

Биологический смысл старения в том, что оно делает неизбежной смерть. Без смерти не было бы смены поколений - одной из главных предпосылок эволюционного процесса.

Смерть - завершающий этап онтогенеза. У человека различают смерть клиническую и биологическую.

Клиническая смерть выражается в потере сознания, прекращении сердцебиения, дыхания. Но большинство клеток и органов остаются еще живыми. Клиническая смерть обратима, если она длится не более 6-7минут. После этого начинаются необратимые процессы в коре головного мозга.

Биологическая смерть характеризуется тем, что она необратима и связана с прекращением самообновления, гибелью клеток. Первой погибает кора головного мозга, затем эпителий кишечника, легких, печени, клетки сердечной мышцы и т.д. Биологическая смерть - длительный процесс. Возможно изъятие органов для поддержания их жизнедеятельности вне организма.

3. Постэмбриональный период развития человека

Постэмбриональный ( постнатальный) период развития человека, иначе называемый постнатальный также подразделяется на три периода:

Ювенильный (до полового созревания);

Зрелый (взрослые, половозрелое состояние);

Период старости, заканчивающейся смертью.

Иначе можно сказать, что для человека также можно выделить дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды постэмбрионального развития. Следует учитывать, что любая схема является условной, так как действительное состояние двух людей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому введено понятие хронологического (календарного) и биологического возраста. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных особенностей организма, включая его приспособительные возможности. Он может не соответствовать календарному.

3.1. Ювенильный период

Согласно принятой периодизации ювенильный период начинается после рождения и длится у женщин до 21 года, а у мужчин до 22 лет.

Первый месяц ребенка считается периодом новорожденности. Поза ребенка в это время напоминает положение плода в матке. Большую часть суток ребенок спит, просыпается лишь ко времени кормления. Уход за ребенком требует строгого соблюдения времени кормления и желательно молоком матери, особой чистоты, температуры не ниже 20С.

От первого месяца до года период времени называют грудным.

На протяжении первого года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе. В конце 1-го месяца он пытается распрямить ножки, в полтора месяца поднимает и удерживает головку, в полгода сидит, а в конце первого года жизни пытается делать первые шаги. Развивается в этот период и психика ребенка. На 2-ом месяце ребенок улыбается при появлении матери или при показе ярких картинок; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. Во второй половине грудного возраста ребенок начинает понимать многие фразы родителей. Активные движения ребенка в это время способствуют развитию мышечной и костной систем, лучшему обеспечению организма питательными веществами и кислородом, т.е. усилению обменных процессов в организме ребенка, а главное, они нормализуют деятельность нервной системы. Водные и воздушные процедуры необходимы в этот период для ребенка.

Три правила должны выполнять взрослые при уходе за ребенком в этот период: постепенность, повторяемость, систематичность. Четкий режим жизни ребенка выработает у него условные рефлексы, образование которых дает возможность выработать у ребенка жизненные навыки, обеспечивающие высокую устойчивость организма и действию неблагоприятных факторов.

Раннее детство - период от года до 3-х лет. В этот период ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельности и самоуважению. Он овладевает многими новыми движениями, во время игры подражает взрослым.

Дошкольный период- период от 3 до 7 лет. В этот период дети проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность настолько велика, что этот период еще называют стадией вопросов: где? когда? зачем? почему? В этот период продолжает расти мозг, формируется внутренняя речь. Внешним проявлением это является разговоры ребенка с самим собой и с игрушками. Для ребенка в этот период важное значение имеет игра. Она занимает такое же место, как у взрослого спорт и работа. Игры развивают ребенка и побуждают его к творчеству.

Школьный период- период от 7 до 17 лет. Этот период подразделяется на ранний (7-11 лет), средний (11-15 лет у мальчиков и 11-14 лет у девочек) и старший (15-17 лет). Для раннего школьного периода главным уже является учеба. Это серьезный, напряженный труд в овладении письменной речи, в воспитании коллективизма, в познании нового об окружающем мире, в усвоении опыта, накопленного многими поколениями людей. Все это способствует гармоничному умственному, физическому и волевому развитию школьников.

Средний школьный период еще называют подростковым. У детей происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Это связано с половым созреванием, с интенсивным образованием половых гормонов, что влечет за собой особенности физического и физиологического развития, как у мальчиков, так и у девочек. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера и нравственное формирование личности.

Подростки, а также школьники старшего возраста характеризуются ускоренными темпами физического и полового развития, получившего название акселерации. Например, в 20-х годах нашего века рост 14-летних мальчиков достигал в среднем 145,4 см, в 70-е годы рост достиг 162,6 см, массе тела в среднем возросла на 13,5 кг. Также заметно увеличились средние показатели роста и массы тела девочек. Причины акселерации до конца еще не изучены, но выяснено, что физическое развитие современных детей не влечет за собой их нравственного и социального созревания.

Разграничивают, таким образом, физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость - это половое созревание организма. Срок достижения физиологической зрелости индивидуален. Он зависит от климатических, наследственных и других факторов. Психологическая зрелость - это нравственная устойчивость девушек и юношей, самоконтроль поведения в семье и обществе. Социальная зрелость - это сознательное отношение человека к действительности, это завершение человеком образования, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, это при необходимости выполнения гражданского долга перед государством.

3.2. Зрелый период

Зрелый период онтогенеза согласно принятой периодизации наступает у мужчин в 22 года, а у женщин – в 21 год. Первый период зрелого возраста – до 35 лет, второй период – от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин.

В возрасте 30-35 лет, когда осуществляется переход из молодого возраста в зрелый, обнаруживаются некоторые изменения физиологических реакций, изменения обмена, которые предшествуют инволюции, и, в некоторой степени, ограничивают возможности человека к определенным видам спорта и труда. После 45 лет наблюдаются ощутимые изменения эндокринных функций. В течение пятого десятилетия происходят изменения, определяющие процесс старения. Включаются механизмы, обеспечивающие перестройку организма и его адаптацию.



3.3. Период старения

Период старения у мужчин начинается после 60 лет, а у женщин после 55. По современной классификации людей, достигших 60 - 76 лет называют пожилыми, 75 - 89 старыми, а свыше 90 лет - долгожителями.

Старение представляет собой закономерную стадию индивидуального развития, свойственную всем живым организмам.

Наука о старости - геронтология (греч. geron - старение, logos - наука) выясняет основные биологические и социальные закономерности старения и дает рекомендации о продлении жизни.

Гериатрия (греч. iatros - врач) - учение о нормализации гериатрических процессов в старости и лечении заболеваний, появляющихся преимущественно в старческом возрасте.




























Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

1) Что такое тератология? Какие факторы среды являются тератогенными? Какие аномалии и пороки развития они вызывают?

Ответ: Наука о врожденных аномалиях называется тератологией. Агенты, которые вызывают аномалии, называются тератогенами. Существует очень много тератогенов. Одни факторы вызывают генные мутации. Ионизирующая радиация, лекарственные препараты приводят к разрыву хромосом и изменению структуры ДНК. Врожденные уродства, такие как ахондропластическая карликовость (вызываемая аутосомным доминантным геном, отвечающим за развитие укороченных конечностей при нормальном туловище), это пример генной мутации, наследуемой по законам Менделя. Другие врожденные заболевания обусловлены наличием лишних хромосом. Например, синдром Клайнфельтера (наличие лишней Х - хромосомы у мужчин, приводящей к недоразвитию семенников, стерильности и небольшой задержке умственного развития). К тератогенам можно отнести некоторые вирусы. У женщин, перенесших краснуху в первой трети беременности, в каждом из шести случаев рождались дети с катарактой, пороками сердца и глухотой. Чем раньше вирус краснухи поражает беременную женщину, тем больше риск, что пострадает зародыш. Тератогенным действием обладают простейшие из класса Споровиков - токсоплазма гонди. Если мать больна токсоплазмозом, то через плаценту

токсоплазмы могут проникнуть в зародыш и вызвать поражения мозга и глаз.

Многие лекарства способны вызывать уродства. Например, хинин может вызывать глухоту. 

Большой вред на развивающийся эмбрион оказывает алкоголь и курение. При употреблении алкоголя в количестве, большем 50-85г в сутки, у детей наблюдается отставание в физическом и умственном развитии. У женщин - злостных курильщиц (20 и более сигарет в день) часто рождаются дети с меньшей массой, чем у некурящих.

Многие искусственно созданные вещества, применяемые в хозяйстве человеком, также обладают тератогенным действием.

Например, пестициды и органические вещества, содержащие ртуть, вызывают нарушения неврологического характера и аномалии в поведении у детей, матери которых во время беременности ели пищу, содержащую эти вещества.

2) Какое значение имеет здоровье матери?

Ответ: Большое влияние на развивающийся эмбрион оказывает здоровье матери. Одной из причин врожденных пороков можно считать гипоксию. Гипоксия в период органогенеза тормозит плацентацию, развитие зародыша и в ряде случаев приводит к развитию врожденных пороков и гибели плода.

Неполноценное питание матери, дефицит микроэлементов, например, цинка, приводит к развитию пороков ЦНС, гидроцефалии, микроанофтальмии, искривлению позвоночника, порокам сердца и др.

Эндокринные заболевания у беременной женщины нередко приводят к самопроизвольным абортам или нарушениям морфологической и функциональной дифференциации органов плода, определяющим высокую раннюю детскую смертность. Тератогенный эффект доказан для сахарного диабета.

Диабетическая эмбрионопатия проявляется комплексом врожденных пороков, из которых 37% приходится на пороки костно-мышечной системы, 24% - на пороки сердца и сосудов, 14% - на пороки ЦНС. Пороки развития детей при сахарном диабете матери наблюдаются не более чем в 6% случаев.

Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы)

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.



Приложение 2

Задания для закрепления знаний по теме

«Постэмбриональное развитие»

Ответьте на вопросы:

1) Какой период онтогенеза называют постэмбриональным?

- постэмбриональный период - это период от рождения организмов до смерти. При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном --с выходом из яйцевых оболочек.

2) Перечислите этапы постэмбрионального развития

-ювенильный, зрелый, период старости

3) Назовите 2 основных типа онтогенеза

- прямой (безличиночный); непрямой (личиночный)

4) Назовите 2 типа личиночного онтогенеза

- полный и неполный метаморфоз

5) Что такое полный метаморфоз?

- При полном метаморфозе у насекомых из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослой особи наличием специальных органов. Она питается, растет, линяет и превращается в куколку (у большинства - неподвижная стадия). Из куколки образуется взрослая особь. Полный метаморфоз характерен для жуков, мух, комаров, блох и др.

6) Что такое неполный метаморфоз?

- При неполном метаморфозе из яйца насекомых выходит личинка, похожая на взрослую особь, но меньших размеров. Личинка растет, но хитинизированный покров препятствует увеличению размеров и объема. Происходят линьки. После нескольких линек личинка превращается во взрослую форму (имаго). Неполный метаморфоз характерен для кузнечиков, тараканов, вшей.

7) Что такое «определённый» и «неопределённый» рост? Для кого он характерен?

- Неопределенный рост характерен для моллюсков, ракообразных, рыб, земноводных, рептилий и других животных, не прекращающих расти в течение всей жизни.

Определенный рост свойственен организмам, которые растут лишь

ограниченное время жизни, например, насекомые, птицы и млекопитающие.

8) От чего зависит рост и развитие организма?

- Рост и развитие организма контролируется генетически, а также зависит от условий среды, в которой идет развитие. Рост регулируется обменом веществ. На рост и развитие оказывают большое влияние полноценное питание, наличие в пище витаминов, белков, жиров, углеводов, минеральных веществ.

Рост и развитие находятся под контролем нейрорегуляторных факторов. Важна роль гормонов, вырабатываемых гипофизом, щитовидной железой, эпифизом, надпочечниками, половыми железами.

9) Чем характеризуется период зрелости?

- Он связан с возможностью к самовоспроизведению, размножению. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.

10) Что изучает геронтология?

- выясняет основные биологические и социальные закономерности старения и дает рекомендации о продлении жизни.

(за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 10 баллов)


Приложение 3

Предварительный контроль новых знаний

Выберите правильный ответ (ответы):

1) Как называется период от рождения до конца жизни?

A. оплодотворение

B. постэмбриональное развитие

C. индивидуальное развитие

D. эмбриональное развитие

2) Животные с непрямым постэмбриональным развитием

A. Млекопитающие

B. Птицы

C. Земноводные

D. Пауки

E. Тараканы

3) Укажите правильно показанный путь развития майского жука:

A. яйцо — взрослое насекомое

B. яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое

C. яйцо - куколка - взрослое насекомое

D. яйцо - личинка - взрослое насекомое

4) У насекомых с неполным превращением

A. три стадии развития

B. внешнее оплодотворение

C. личинка похожа на кольчатого червя

D. личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым

E. за стадией личинки следует стадия куколки

F. личинка превращается во взрослое насекомое

5) Первым периодом постэмбрионального развития является:

А. пубертатный;

В. ювенильный;

С. смерть;

D. гаструла.

6) Разместите стадии развития муравья в последовательности от последней к первой:

А. куколка;

В. имаго;

С. яйцо;

D. личинка.

С, D, А, В

7) Тип развития майского жука:

А. внутриутробный

В. прямой

С. непрямой

D. плацентарный

(за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 7 баллов)


Критерии оценок за работу по новой теме

Оценка «5»: обучающийся набирает 9 баллов

Оценка «4»: обучающийся набирает 7-8 баллов

Оценка «3»: обучающийся набирает 5-6 баллов (ставится по желанию).


Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Составьте план и тезисы ответов на пункты плана по тексту учебника (1, с 144-149)

Эталон ответа:

1. Основные этапы постнатального развития человека

2. Регуляция роста и развития организма человека

3. Оценка темпов роста и развития

4. Процессы старения организма

5. Смерть как биологическое явление

Тезисы ответов:

1. Основными этапами постнатального развития являются: период новорождённости – первые 10 дней; грудной возраст – от 11 дня до 1 года; раннее детство – от 1 до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство – для мальчиков от 8 до 12, для девочек – 8 – 11 лет; подростковый возраст – для мальчиков – 13 – 16 лет, для девочек – 12 – 15 лет; юношеский возраст – для юношей – 17 – 21 год, для девушек – 16 – 20 лет; зрелый возраст 1 период: мужчины – 22 – 35 лет, женщины – 21-35 лет; зрелый возраст 2 период: мужчины – 36 – 60 лет, женщины – 36 – 55 лет; пожилой возраст, старческий возраст, долгожители – старше 90 лет.

2. Рост и развитие находятся под контролем генетической системы, но большее влияние оказывают факторы окружающей среды. В регуляции процессов роста и развития важную роль играют гормоны.

3. Для оценки роста и развития существуют специальные методики, главные из них – антропометрические показатели, показатели биологического возраста и нервно-психического развития.

4. Старость - закономерная стадия индивидуального развития. В процессе старения организма все системы и органы подвергаются необратимым изменениям, снижающим их функциональные возможности. Имеются более 200 теорий старения, которые в настоящее время классифицируют на 2 группы: негенетические, согласно которым старение – это структурное изменение клеток и тканей под действием факторов среды; генетические – старение – генетически запрограммированный процесс, имеются специальные гены, отвечающие за старение, оно связано с изменением в строении и функционировании наследственного аппарата.

В настоящее время с учётом положений многих теорий старение считают многофакторным процессом, в котором ведущую роль играют изменения генетического аппарата, в разной степени модифицированного под действием факторов среды.

5. Различают биологическую и клиническую смерть. Биологическая смерть необратима. Она состоит в полном прекращении функционирования всех органов и систем организма.

Клиническая смерть выражается в потере сознания, остановке сердечной деятельности, дыхания, в то время как большинство клеток и тканей организма остаются живыми. Клиническая смерть является обратимой.

Критерии оценок:

Оценка "5" ставится, если правильно составлен план и составлены краткие тезисы ответа на приведённые пункты плана, в тезисах отражена основная суть вопроса, раскрыты понятия.

Оценка "4" ставится, если правильно составлен план и составлены краткие тезисы ответа на приведённые пункты плана, в тезисах отражена основная суть вопроса, допущены небольшие неточности в определении понятий или какой-либо тезис ответа составлен неполно.

Оценка "3" ставится, если правильно составлен план и составлены краткие тезисы ответа на приведённые пункты плана, в тезисах отражена основная суть вопроса, но выполнено не более 70% задания.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не составил план, или не составил тезисы ответов, выполнил менее 50 % задания.

































Список использованных источников

1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.

3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.

4. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с.: ил.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!