.«Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью достижений ИКТ»
Валишина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5», г. Усинска
Нельзя представить себе по - настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории. История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память учащихся.
Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике.
При организации и осуществлении учебно - познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии.
В современной школе компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Решая вопрос повышения мотивации на уроках истории и обществознания, я все чаще стала обращаться к информационным технологиям. Использование компьютера помогает расширить выбор материалов и форм работы, делает урок более увлекательным и интересным. Именно поэтому в своей обучающей деятельности я решила использовать ИКТ-технологию.
На своих уроках я использую программу MICROSOFT EXCEI, в которой создаю тесты. Использую приемы групповой и индивидуальной работы: одна половина класса работает с рабочей тетрадью, другая часть учащихся работает с компьютером. Учащиеся сразу видят результат своей работы, могут его улучшить, повторив работу с тестом. Также я практикую подготовку домашних заданий в виде творческой работы учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся сами могут приготовить презентацию, нарисовать рисунок, построить схему или диаграмму и все продемонстрировать на уроке.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, образовательные ресурсы Интернета, электронная справочная литература, иллюстративный материал на электронных носителях, дистанционные олимпиады, конференции, конкурсы, научно - исследовательские работы. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся.
Известно, что научить – это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у них мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная мотивация, т.е. стремление, желание учиться, выступает важным фактором получения образования.
На данный момент я обучаю учащихся 5,6,7-х классов истории и 10 классе веду обществознание. В начале учебного года метод наблюдения позволил увидеть следующее: учащиеся не умеют ставить цели, преодолевать трудности, отличаются слабым интересом к предмету, у них слабо сформированы навыки учебной деятельности. Передо мной встала одна из важных задач - повышение уровня учебной мотивации учащихся. Для ее решения я применяла активные методы обучения, так как считаю, что они позволяют повысить интерес к учению. Учитывая возрастные особенности, стала активно использовать элементы игровой технологии. Особое внимание уделяла ролевым играм. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке истории - не что иное, как «создание нереальных ситуаций»: каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. Интересными для учащихся стали исторические соревнования: «Дуэль у карты», «Кроссворд без поля»,
На итоговых уроках проводила «Исторический марафон», это помогало обобщить и закрепить изученный материал. С уверенностью могу сказать, подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории, развивают историческое мышление, воображение, речь, память.
Интересные результаты в повышении уровня познавательных мотивов приносит использование метода «сложных заданий». В конце урока предлагаю учащимся какие-то задания, предупреждаю, что выполнить их они могут по желанию, но оценок за их выполнение не выставляю. Выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к учебному предмету. Применяю сложные задания нечасто. Считаю, что по их результатам можно с большой надежностью установить уровень и характер мотивации учащихся.
В 5,6 и 7 классах использую методику составления задач и вопросов. В конце изучения темы провожу обобщающий урок, к которому ученики сами готовят вопросы и задания для своих одноклассников. Незаменимым в этом возрасте становится и использование кроссвордов. Учащиеся с увлечением разгадывают и учатся их составлять, что развивает логику, умение анализировать, сопоставлять.
В старших классах повысить уровень мотивации позволяет проблемное обучение. Создание проблемной ситуации сталкивает учащихся с трудностью, которую они иногда не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Именно в такие моменты ученики понимают необходимость получения новых знаний или применения имеющихся в новой ситуации. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий.
С интересом учащиеся воспринимают видеофильмы. Использование видеофильма на уроках позволяет решить проблемные задачи и мотивирует учащихся к работе на уроке.
Применение ИКТ на уроках позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях современной школы.
Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разноуровневых заданий позволяет гораздо большему числу учащихся обрести радость и уверенность в учебном труде. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Формируя стойкую учебную мотивацию, считаю: особое значение имеет эмоциональный настрой, который царит на уроке, стремлюсь к тому, чтобы ученикам было достаточно комфортно на моих уроках. Учитываю то, что результаты каждого ребенка надо сравнивать не с результатами других учащихся, а с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ, 5 класс Тема: Древняя Греция.
Цель: Обобщение знаний по теме: «Древняя Греция».
Задачи:
Систематизировать знания учащихся по данной теме;
Формировать информационно коммуникативные компетенции;
Активизировать познавательный интерес к предмету
Оборудование и материалы:
- Презентация «Древняя Греция»;
- Рабочая тетрадь.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока
Краткое содержание презентации | Формы организации учебной деятельности | Методы учения |
I. Организационный момент |
| Приветствие. Организация внимания. | Восприятие устного слова учителя |
II. Этап подготовки учащихся к активной и осознанной работе |
1.Слайд (тема) | Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? | Высказывают свою точку зрения. |
2.Слайд (задания) | Чтобы добраться до Греции, нам надо выполнить ряд исторических заданий: · кроссворд · памятники · тест · «орфография» ·мини - сочинение · творческая мастерская (Д/З) | |
III. Этап закрепления и обобщения знаний |
Слайд (ссылки в EXCEL) | 1. Кроссворд | Самостоятельная работа учащихся по составлению кроссворда. |
Задание в программе EXCEL | 2. Памятники
| |
Задание в программе EXCEL | 3. Тест (По окончании работы узнают свою отметку «ИТОГ») | |
Слайд | 4. «Орфография» При помощи фломастера в режиме показа презентации вставить правильные буквы. | Самостоятельная работа учащихся. |
Слайд (ссылка на Word) | 5. Мини-сочинение мини - сочинение записать в рабочую тетрадь (4-5 строк) | Умение составления рассказа по картине. |
Слайд | 6. Творческая мастерская (домашнее задание) Необходимо выбрать один из вариантов задания и выполнить его к следующему уроку. | Выбор из нескольких вариантов |
Слайды (видеоролик) | Учитель: Выполнив все задачи, выбрав домашнее задание, мы с вами благополучно добрались до Греции. | Восприятие. |
IV. Рефлексия |
Слайд | · хорошо; · интересно; · с собой (выбрать одно из высказываний и закончить его) – устно или письменно | Умение высказывать свою точку зрения. |
На данном уроке я использовала листы индивидуального оценивания.
Кроссворд Памятники Тест
| «Орфография» (сколько слов правильно) | Сочинение (рассказ друг другу) | Итог |
Урок в 10 классе Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Духовная культура»
Цель: закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества.
Работа по вопросам для повторения:
Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?
Исходя из определения, назовите основные виды культуры. Схема на экран (материальная и духовная).
Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
Какими путями человек приобщается к культуре?
Что такое культурные ценности?
Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные виды духовной культуры.
Схема на экране. По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).
Какие черты характеризуют данные виды культуры?
*На экране изображения плакатов.
Соотнесите плакаты, относящиеся к различным типам культуры с их названиями:
Массовая, элитарная, народная.
Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.
Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования.
Какова цель науки в обществе? Для чего нужно образование человеку?
Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу, без души»?
Какую роль в жизни человека играет религия? Назовите основные элементы религии. Какие виды религий можно выделить? Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным религиям?
А теперь выстроим схему мировых религий. (Работа с экраном). По датам, указанным в схеме определите, какие религии должны быть в схеме. Укажите течения каждой из мировых религий.
Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии? Существует ли какая-либо главная религия? Есть ли запрет на вероисповедания? Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?
Последний блок вопросов касается искусства:
Какие виды искусства вам известны? Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя? Что зритель ищет в искусстве? Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку? Что даёт людям искусство?
Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание написать синквэйн. Учащиеся разбиваются на группы, им предлагаются слова: культура, искусство, религия, мораль, образование.
На выполнение работы даётся 10 минут.
Форма контроля: обобщающий тест по теме «Духовная культура». (15 вопросов с одним вариантом ответа). На выполнение отводится 15 минут.
Комментарий учителя: на экране компьютера вы видите вопрос, выбираете один из 4-х вариантов ответов, по окончанию работы отображается количество % правильных ответов, которые соответствуют следующим оценкам: 100%-86% - «5», 85%-66%- «4», 6 5%-53%- «3».
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны:
- стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию;
- придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
- способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;
- индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся;
- формировать информационно коммуникационных компетенции повысить:
активность ученической деятельности;
- качество совместной работы (работа в группах, парах; учитель ученик);
Преимущества использования ИКТ:
1. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле.
2. Ускоряется процесс получения и использования информации, развиваются познавательные способности учащихся.
3. Компьютер — это еще и возможность объединить разные способы подачи информации. В электронные издания включены различные типы информационных объектов, что предполагает информационное воздействие различных типов.