СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Проектное обучение и воспитание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет интересна учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Проектное обучение и воспитание»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2









Методическая разработка по теме:

«Проектное обучение и воспитание»


















Выполнила:

Проскурякова Н.П.,

учитель начальных классов,ВКК





МАОУ «СОШ №2»

г. Ревда





Аннотация

В свете новых стандартов образования, именно активность обучающегося признаётся основой достижения. Знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.

В системе образования используются методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают: деятельностно-ориентированное обучение, проектные формы организации обучения.

Методическая разработка представляет собой разработанную и апробированную систему внедрения проектной деятельности. Все указанные методы и формы работы могут быть использованы педагогами начальной ступени образования. Использование данных рекомендаций приведёт к повышению индивидуально-личностного учения школьников, повышению мотивации, качества знаний, создание условий для проектной деятельности и формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы.





























Содержание

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Список литературы

5.Приложение















































Введение

XXI век дает заказ на выпускников, способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний, применять эти знания на практике и уметь работать в команде. Для формирования активной, самостоятельной и инициативной личности, для развития исследовательских, самооценочных и рефлексивных навыков, познавательного интереса учащихся, реализации принципа связи обучения с жизнью, ведущее место принадлежит методу проектов.

Актуальность этой технологии очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.

В современной школе гармонично сочетаются учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Применение проектного метода в воспитательной деятельности позволяет создавать и реализовывать социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности.



Основная часть

1.Теоретическое обоснование опыта

1.1 Проектный метод, как метод направленный на развитие творческих и познавательных процессов.

Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире [5].

Целью внедрения проектного метода в процесс обучения и воспитания является воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов проектирования.

На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.

«Проект – это 5 «П»:

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация [4;с10].

Такой подход достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой.

В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки [3;с179]:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;

  • Характер координации проекта:непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);

  • Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);

  • Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционном обучении. Эту структуру можно представить в следующем виде[2;с15]:

Таблица 1.1

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности


Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует


Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения


Содействует прогнозированию результатов

Активен


Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.



Основываясь на этом, можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние[1;с63]:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, метод проектов – это метод обучения и воспитания школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин.



1.2.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют более сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Выстроить свою работу над проектом учащимся помогает памятка (см. Приложение 1).

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема должна быть личностно значимой, знакомой младшим школьникам. 

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). 

Формируя навыки проектной деятельности, учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. 

В начальной школе эффективно зарекомендовали себя следующие виды проектов: 

Исследовательские проекты. 

Данные проекты представляют собой мини-исследование, проводимое в любом направлении . Полученные результаты оформляют в виде стенгазет, буклетов или презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

Информационные проекты. Проекты направлены на сбор, анализ информации по какой-либо теме, представляя её в любой форме (журнала, газеты, альманаха и др.)

Творческие проекты. Такой проект предоставляет огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого.

Материальные проекты. Проекты направлены на создание материальных изделий (инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий и др.)

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни. 
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта (см. Приложение 1), затем оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Необходима помощь и в подготовке проекта к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. Завершается работа над проектом отчетом о проделанной работе (см. Приложение 1) и оцениванием аудитории (см. Приложение 2)

Очень важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.

Большую помощь детям в работе над проектом могут оказать родители. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Для этого рекомендуется проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект" (см. Приложение 3).

2.Практическое использование методов проекта в учебной и воспитательной деятельности

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

С первого класса следует приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, таким образом, пытаясь научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

Кто- то скажет, что проекты в начальной школе - это проблематично и вообще невозможно, но мы с этим полностью не согласны. И может быть это не полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно, а элементы проектной деятельности, но для малыша это будет проект, продукт его творческой познавательной деятельности.

Конечно, в 1 классе нашу работу может еще и не назовешь проектом, но все-таки. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы создаем "свою" азбуку. На уроках обучения грамоте начинаем с портрета любимой буквы. Мы ее делали "живой", искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения, рисовали, подбирали картинки. Потом работы собирались в папку. Получилась у каждого своя азбука.

Темы детских проектов стараемся выбирать из содержания программы и темы уроков.

Активно используем метод проекта на уроке литературного чтения. По завершении работы над каждым разделом вместе с ребятами создаем выставки рисунков любимых героев, выпускаем детские журналы, книжки-малышки («Загадки», «Колыбельные наших бабушек и мам» и др.). Интересным дляребята оказался проект «Сочиняем сказку».После изучения раздела «Сказка – ложь, да в ней намёк…» учащиеся попробовали сами сочинить сказку. Они училисьоценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; у них развивались умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, формировалась мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках технологии. В начальной школе в рамках предмета «Технология» разрабатываются следующие проекты:

Таблица 2.1

класс

Тема проекта

класс

Тема проекта

1 класс

Безопасный маршрут.

3 класс

Виды и свойства тканей.


Дикие животные.


Двор моей мечты.


Осенний урожай.


История игрушки.


Я-юный конструктор.


Организация моего рабочего места.


Чудо-дерево.


Секреты плесени.

2 класс

Грибной сезон (пластилин).


Технология бутерброда.


Дымковская игрушка.


Украшения стола. Способы складывания салфеток.


Моя любимая игрушка.


Фоторамка для мамы.


Птица счастья.

4 класс

Блокнот для записей.


Убранство русской избы.


Органайзер своими руками.


Цветочная корзинка.


Своими руками – чудо-оригами.




Свойства и качества бумаги.

Педагогическая значимость творческих проектов заключается в том, что развивается личность каждого ребенка, создаются условия для формирования жизненного опыта, реализуется принцип сотрудничества учащихся и учителя .стимулируется творчество и самостоятельность.

Широкими возможностями для организации исследовательской деятельности обладает курс «Окружающий мир». Например, во время изучения раздела «Твоя семья и друзья» УМК «Школа России» ребята работают над проектом «Моя семья». Проект построен на тематике, эмоционально близ­кой каждому ребенку. Также это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого дети учатся задавать целена­правленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается аль­бом. Работа над проектом повышает интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

Индивидуальные проекты получились очень разнообразные: кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - се­мейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека, а практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «переходит» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Таким для нас стал творческо-познавательный проект «Путешествие в страну Сезонию». Работа велась по 4 направлениям, а класс был разделен на 4 группы. У каждой группы было своё время года, ребята даже придумали название для своей команды. Проектными заданиями стали: 

  • узнать происхождение названий месяцев, выбранного времени года; 

  • подобрать загадки, народные приметы, пословицы поговорки о времени года; 

  • составить текст выступления. 

Результатом проекта ребята стали книжки- малышки с сочинениями, пословицами и приметами выбранного времени года.


Примером межпредметного взаимодействия может служить проект «Здравствуй, Зимушка – Зима», который можно схематически представить так:

Таким образом, ребёнок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.

После окончания проекта обязательно проводится самооценка и рефлексия. Дети участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализируют достигнутые результаты, причины успеха и неудач. Самооценка формируется не сразу, а постепенно. При самооценке работы над проектом у детей происходит осмысление не только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих внутренних перемен.

В настоящее время элементы проектной деятельности используются не только в обучении, но и в сфере воспитания. Заинтересованная работа над проектом способствует воспита­нию у школьников значимых общечеловеческих ценностей; чувства ответственности, самодисциплины; нравственных качеств; творческого отношения к делу, способности к мето­дичной работе и самоорганизации; желания делать свою ра­боту качественно. Процесс воспитания сводится к формиро­ванию развитой, коммуникативной личности, способной адап­тироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять свои таланты на благо общества. Проектная творческая деятельность (коллективная, групповая, индивидуальная) способствует формированию коллектива и развитию личности ребенка, как члена этого коллектива. Данная деятельность формирует следующие качества:

  • значимость своей индивидуальности при взаимодействии с другими людьми,

  • потребность самореализации,

  • ценность успеха,

  • принятие ценностей своего народа и толерантное отношение к другим,

  • умение соотносить цели и результат,

  • понимание личной ответственности за результат.

В рамках внеурочной деятельности мы с ребятами работали над такими проектами, как: «Забытые игры наших дедушек и бабушек», «Минута-это много или мало?», «Фрезерный станок». «Улицы нашего города», «Наш город в цифрах». В рамках военно-патриотического направления значимым стал проект «Журнал Памяти», который был посвящен солдатам, пропавшим без вести в ВОВ и школьному отряду «Поиск»). Семье Романовых был посвящен проект «Любимые питомцы». В результате обучающиеся узнали о домашних питомцах семьи последнего Российского императора.

3.Методические рекомендации педагогу по организации проектной деятельности

-Подходите к проведению работы творчески, не сдерживайте инициативу учащихся.

-Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

-При выборе темы проекта- не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

-Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.

-Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно обсудить выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет и т.д. Целесообразно организовать совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, акции.

-Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

-Руководить проектом - это значит помогать, консультировать, направлять учеников.

-Помните о главном педагогическом результате - не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.



















Заключение

Подводя итог, отметим, что в современных условиях организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.






























Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.

  2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2006.

  5. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство просвещения РФ. - М.: Просвещение, 2021.



































Приложение 1

Алгоритм разработки проекта:

проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)


  1. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)


  1. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)


  1. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.


  1. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).


Структура проекта:

  • введение,

  • основная часть,

  • заключение.

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть– описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что …

Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

  *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить»,«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч.) это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставить на первое место, менее важную - на второе и т.д.

6. Работа с информацией.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.

Постараться узнать как можно большео предметеисследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод(греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

4) Вывод.

Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.



Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

  • Изучение источника исследования.

  • Опрос.

  • Интервью.

  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).

  • Анализ информации.

  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.

  • Мозговой штурм.

  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).

  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.

  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

  • Сравнение.

  • Обобщение.

  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.

  • Аналогия -сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.

  • Анкетирование.

  • Тестирование.







Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

В этом стихотворении пять строк.

  1. Запишите тему стихотворения одним словом.

  2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.

  3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.

  4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).

  5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.



Образец синквейна.

Язык.

Могучий, безграничный.

Объясняет, поёт, торжествует.

Маяк безбрежного моря жизни.

Дар!

7.Защита проекта.

Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

План защиты проекта

  1. Тема проекта.

  2. Цель проекта.

  3. Задачи.

  4. Гипотезы.

  5. Методы и средства исследования.

  6. Актуальность проекта.

  7. Этапы работы.

  8. Полученные результаты.

  9. Выводы.



Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …



Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

Подготовительный этап:

  • выбор темы и уточнение названия (1 неделя);

  • сбор информации ( _ недели).



Практический этап:

  • эксперимент и анализ материалов ( _ недели);

  • изготовление продукта ( _ недели).

Обобщающий этап:

  • подготовка выступления (1 неделя);

  • подготовка к презентации проекта (1 неделя);

  • защита проекта (1 неделя).

Основная часть

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я / Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

Это произошло потому, что …

Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

Работа над проектом показала, что …

Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Презентация творческого продукта



8. Самоанализ выступления.

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?

  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?

  3. Что вам не понравилось?

  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?

  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?






























Приложение 2

Лист оценивания


за каждый критерий – от 0 до 5 баллов

№ п/п

Фамилия, имя выступающего



1

Тема проекта



2

Время сообщения (включая ответы на вопросы … минут)



3

Грамотное изложение материала



4

Грамотное использование наглядности во время выступления



5

Необычность выступления, его «Изюминка»



6

Связь проекта с жизнью.



7

Продукт проекта, сделанный своими руками



8

Аргументированное обоснование продукта проекта



9

Соответствие темы целям и задачам проекта.



10

Наличие вывода



11

Форма одежды как дополнительный элемент защиты



12

Количество набранных баллов























Приложение 3

Памятка для родителей

«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: Что такое метод проектов? Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;

  • выдвижение первоначальных идей;

  • выбор лучшей идеи;

  • планирование проектной деятельности;

  • оценка и самооценка проекта;

  • презентация проекта.

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные

действия родителей:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор, помочь

правильно сформулировать задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта родители помогают спланировать работу с учётом занятости детей, корректировать план проектной работы, определять сроки её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Родители должны прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы – изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они консультируют, отслеживают выполнение плана, решают оперативные вопросы, помогают в предварительной оценке проекта, участвуют в подготовке презентации, обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с ними, становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируются навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!