СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Развитие креативных способностей при обучении биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Развитие креативных способностей при обучении биологии"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

( Из опыта работы)



Развитие креативных способностей при обучении биологии.







Выполнила

учитель первой квалификационной категории Моисеенко Зоя Александровна





Содержание

1.Мотивация обучения.

2. Направления работы по развитию креативных способностей при обучении биологии.

3.Применение ИКТ на уроках биологии.

4.Характеристика методов повышающих уровень развития творческой активности учащихся на уроках биологии.

Словесные методы

Наглядные методы

Практические методы

5.Формирование умений, приёмов развития творческих способностей учащихся

6.. Игры, сказки, стихи как способы развития творческих способностей учащихся на уроках биологии.

7.Заключение.

8.Литература.



Цель: оказать позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.



Задачи: определить сущность творческой активности подростков, показатели и критерии ее развития;

выявить педагогические возможности и рамочные условия организации экологических проектов и исследовательских работ как средства развития творческой активности подростков;

воспитать творческую, образованную личность.









Мотивация обучения.

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.

Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.

У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.

Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

- способной к саморазвитию и творчеству,

- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

- имеющей позитивное мышление,

- умеющей предвидеть результаты своих действий,

- обладающей активной жизненной позицией,

В течение года я работала над методической темой “Развитие креативных способностей при обучении биологии”.

Свою методическую тему сочетала с технологией активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок. При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Для того, чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, в моей системе работы есть такие направления, как:

Творческие работы;

Проектно-исследовательская деятельность;

Применение ИКТ на уроках биологии

Ролевые и интеллектуальные игры;

Решение творческих биологических задач;

Дидактические игры;

Коллективные способы обучения учащихся

Проблемное обучение

Различные формы проведения уроков

Использование разнообразных методов и приёмов повышающих уровень развития творческих способностей учащихся.

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.

Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Творческие работы учеников состоят в создании:

- компьютерных презентаций к урокам,

- рефератов,

- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,

- викторин,

- портфолио по определённой теме и др.

Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды», «Путешествие молекулы кислорода по организму человека”.

Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы, методы и технологии.

Проектная технология

На уроках биологии в 5-9 классах проектная технология открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессио­нальную деятельность, иными словами, по­пробовать и испытать себя в разных сфе­рах, выявить что- то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволя­ет включить в учебный процесс самое важ­ное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обу­чаемого.

Приобщение учащихся к проектной деятельности происходит постепенно. В 5-7 классах применяю проекты – игры. При организации таких уроков творческая проектная деятельность сочетается с игровыми формами. С помощью игры я стараюсь снять психологическое утомление учащихся и повысить интерес к учебным занятиям.

Применение ИКТ на уроках биологии.

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя биологии.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте, (компьютер + мультимедиадиапоектор) Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

Использование ИТ. на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников. С использованием информационных технологий:

- на уроках биологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся.

- у учащихся возрастает интерес к предмету;

- дети относятся к новому знанию как к личностной ценности;- учащиеся, работающие на конструктивном и творческом уровнях, приобретают черты, характерные для творческой личности: любознательность, увлеченность, гибкость мысли, интуиция.

На своих уроках я широко использую разнообразные методы и приёмы развивающие творческие способности учащихся. Приведу примеры их использования.



Характеристика методов повышающих уровень развития творческих способностей учащихся.



Словесные методы



  1. Метод дискуссии. Источник знаний – слово. Осуществляется по вопросу учителя или учащихся требующего размышлений, т.е. учащиеся на уроке свободно высказывают свое мнение и внимательно слушают мнения выступающих.

Например: Каким образом по содержанию в крови лейкоцитов и эритроцитов можно судить о заболевании организма?

Почему на морозе кожа сначала краснеет, а затем бледнеет?

За 300 лет растительность суши мирового океана могла использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере, почему этого не происходит? Подумайте и объясните, какие структурные компоненты клетки могут жить самостоятельно, если их поместить в пригодный для размножения клетки питательный раствор? (митохондрии).



  1. Метод самостоятельной работы с учебником. Учитель дает задание, например., преобразовать текст, план, таблицу. Схему. Чтобы лучше представить различия процессов дыхания и фотосинтеза заполните правую колонку таблицы.



Дыхание

Фотосинтез

1. Поглощение кислорода

1. Поглощение …………….

2. Выделяется углекислый газ

2. Выделяется ………………

3. Происходит на свету и в темноте

3. Выделяется ………………

4. Происходит во всех живых клетках

4. Происходит ………………

5. Органические вещества

5. Происходит ………………

6. Энергия освобождается

6. Энергия ……………………



Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Выполняются письменные графические работы творческого характера. Например:

КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ: Какой скелет называют наружным? Какой скелет называют внутренним ? Составьте схему: Типы скелета







Метод эвристической (поисковой) беседы. Обучающиеся решают проблемные вопросы, добывают часть новых знаний. Например: почему весной и осенью растения, растущие по берегам рек, озёр, позже реагируют на изменение температуры? (тепло от воды).



Метод проблемного изложения. Проблемный подход предполагает организацию активной деятельности обучающихся. Роль учителя сводится к управлению познавательной деятельности детей. Основа метода – создание на уроке проблемной ситуации, т.е. интеллектуальные затруднения, при котором обучающиеся не располагают нужными знаниями и способами деятельности для объяснения факторов явлений.

Способы создания проблемной ситуации.

Выдвижение проблемного вопроса. Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней? Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».

Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых. Например: Как вы объясните высказывание о том, что растениям принадлежит космическая роль. (К.А. Тимирязев). Создание проблемной ситуации на основе противоположной т.з. по одному и тому же факту. Например: приспособленность живых организмов к определённым условиям среды обитания объясняют: а) Как результат создания новых видов – творцов; б) Как способность организмов изменяться соответственно изменениям условий окружающей среды; в) Как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развиваются признаки лучше соответственных данных условий среды обитания. Какую т.з. вы выберите и почему?

Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

Так, при изучении отряда «Рукокрылые» применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей. Выстраиваю рассказ так, чтобы по логике он напоминал процесс поиска ученого – экспериментатора.

Рассказываю примерно следующее.

Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.

Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.

Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.

Сообщение парадоксального фактора.

Факт первый. Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Разоряют гнезда шмелей).

Факт второй. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт третий. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но второй и третий факты связаны между собой. Как?

Факт четвертый. Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Например: В 1846 г. на картофельных полях Ирландии размножился грибок фитофтора. В стране разорился голод. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля? (Юж. Америка). Основная функция учебных задач – формирование и развитие приёмов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. Поурочные листы развития, содержащие учебные задачи, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Например:

Плоды, их разнообразие и значение.



Тема урока

Плоды, их разнообразие и значение.


Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о плодах, их разнообразии и значении.

Личная значимость изучаемого для обучающегося.

Плоды вишни – костянки, малины – сборная костянка. У гороха плод – боб, а вовсе не стручок, яблоко – это вообще ложный пложный плод.

План урока

  1. Актуализация знаний.

  2. Особенности строения и образования плодов.

  3. Плоды сухие и сочные.

  4. Значение плодов в жизни растения.

  5. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности.

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды».

Приёмы деятельности учителя.

Организация опроса лабораторной работы, эвристической беседы, обсуждение изученного материала.

Познавательные задания.

  1. Расскажите о строении цветка и его значении в жизни растения.

  2. Какие суждения верны:

    • Цветок – орган полового размножения;

    • Цветы есть у всех растений;

    • Главная часть цветка – лепестки венчика;

    • Тычинка имеет пыльник и тычиночную нить;

    • Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца;

    • Все части цветка расположены на цветоножке;

    • Главные части цветка – тычинки и пестик;

    • Цветок – приспособление для опыления;

    • Околоцветник – это лепестки чашечки и венчика;

    • Ромашка имеет соцветие – корзинку;

    • У тюльпана цветы собраны в соцветие;

    • Тополь – двудомное растение;

    • Огурец - двудомное растение;

    • Обоеполые цветки имеют тычинки и пестики.

  3. Используя личный опыт и текст учебника расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?

  4. Рассмотрите коллекцию плодов, разделите их на группы. Объясните отличия, приведите примеры растений, имеющих подобные плоды.

  5. заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте выводы о значении плодов в жизни растений.



Разнообразие плодов.

Сочные плоды

Сухие плоды

Односемянной Многосемянной

Односемянной Многосемянной

Вывод:

Организация деятельности обучающихся

Повторяют изученное слушая ответы, выполняют тест, лабораторную работу, обсуждают процессы опыления, оплодотворения, приводят примеры, заполняют таблицу, делают выводы.

Развитие умений обучающихся.

Быть внимательным и собранным, обсуждать процессы опыления, использовать личный опыт, работать с раздаточным материалом, делать обобщения.

Основные понятия урока.

Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь, односемянной, многосемянной, сухой, сочный плод.

Источники информации.

Основные: учебник, таблица, разборная модель цветка, коллекция плодов, видеофильм.

Д/З





Творческие биологические задачи могут быть самыми разными. В своей деятельности я использую следующие:

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для…

2. Задачи на исправление ошибок.

Исправьте ошибки…

Например:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу… А. Фет

3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы.

4. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

5. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида и т.д.

6. Задачи на определение значения приспособлений.

Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений.

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

8. Задачи на постановку опытов.

Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизма испарения воды листьями.

9. Задачи на выдвижение гипотез.

Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.

10. Задачи на объяснение результатов опыта.

Объясните результаты данного опыта.

11. Задачи на анализ гипотезы.

Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Сделайте анализ этой гипотезы.

1. “Третий лишний”.

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

2. “Продолжи ряд”.

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Наглядные методы.

Демонстрация опыта или сообщения о нем может стать основой для создания проблемной ситуации. Опыт демонстрируют до объяснения нового материала. Например: Опыт Гаузе: если популяции двух близких видов инфузорий (инфузория золотистая и инфузория хвостатая) выращивать по отдельности, представители имеют определенное количество пищи, то особи размножаются и достигают некой определенной численности. Но если два эти вида выращивать совместно при том же количестве пищи, то к концу 16 дня выживет только инфузория золотистая, инфузория хвостатая погибнет. Как объяснить причину этого опыта?

Частично поисковый метод. Работа с экранными пособиями. Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения, т.е. осуществляется показ явлений в динамике, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос учителя.

Метод опорных сигналов. Учитель демонстрирует таблицу с опорными сигналами, объясняет их содержание, учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят.

Практические методы.

Частично поисковый лабораторный метод. Учащиеся добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента самонаблюдения или работа с натуральным раздаточным материалом, но решают задачи самостоятельно.

Например: Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны и делают выводы.

Рассмотрите животных. Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений. Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении. Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.

Заполните таблицу. Движение животных.

Движение организмов

Приспособленность к движению

Способ передвижения

Среда обитания

 Движение моллюсков

 


 

Движение рыб

 


 

 Движение пресмыкающихся

 


 

  Движение птиц

 


 

  Движение млекопитающих

 


 



Формирование умений, приёмов развития творческих способностей учащихся.

В основной школе содержание биологического образования обращается больше к фактам. Это приводит к задержке развития ученика. Поэтому учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга ученика. Особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся. Использование логических приемов необходимо начинать с изучения раздела “Растения”. В старших классах учащиеся будут легко справляться не только с репродуктивными, но и с расширяющими и развивающими вопросами.

Дидактический прием “сравнение” помогает выявить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах.

*Дайте сравнительную характеристику белой планарии и свиного цепня. Сделайте вывод.

Но при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.

Противопоставьте образ жизни белой планарии и свиного цепня. Объясните, какие возникли приспособления к паразитическому образу жизни у свиного цепня? Сможет ли белая планария жить в другом организме? Ответ обоснуйте.

*Когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике, применяется прием ”аналогии или переноса знаний в новую ситуацию”.

Составьте самостоятельно сравнительную характеристику свиного цепня и человеческой аскариды.

Прием классификации помогает объединить в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.

*Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:

Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк.

Прием систематизации требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.

*На примере изученных червей проследите черты усложнения. Строение и образ жизни каких червей являются наиболее сложными? Докажите.

Прием установления причин и выяснения взаимосвязи. Важным условием этого приема является наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания, начинающиеся словами “почему”, “с чем связано”, “объясните причины”, а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.

*Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя.

Прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением являются задания типа: что в этих заданиях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете…и конечным результатом является формулировка правил, понятий, выводов.

*Сделайте вывод: Как связаны особенности строения дождевых червей с образом жизни и средой их обитания?

Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий задач.

Приёмы активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия знаний способствуют к пробуждению интереса к изучению материала.

Приём новизны. Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные. Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил. Они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса и почему с лишайниками связана первичная сукцессия?

На уроках в 8 классе мы используем следующие вопросы:

• В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

• Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

4) Прием научного спора.

На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание, уделяя умениям обучающихся доказывать и обосновывать свои суждения.

• Будьте судьей в споре:

1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».

2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается.» 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».

3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком».

4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».

- Кто прав в споре?

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности

Игры, сказки, стихи как способы развития творческих способностей учащихся на уроках биологии.

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Активная мыслительная работа обучающегося на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже очень сложный материал. Однако без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у обучающихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Например: в курсе “Ботаника” я широко использую загадки, сказки, пословицы.

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

Я старушка вредная, Вдоль лесных дорожек

На мне шляпка бледная, Много белых ножек

А нога в ботинке, В шляпках разноцветных,

На чулке – пестринки, Издали заметных,

Вокруг ворота – Собирай, не мешкай;

Прораспорто. Это….. (сыроежки).

Кто меня коснётся,

Тот уже не проснётся.

(Бледная поганка).



Растут на опушке, Из – под травке прошлогодней

Рыжие подружки, Вылезают на свободу

А зовут их… (Волнушки). Неразлучные сестрички –

Рыжеватые ….(лисички).

Царь грибов на толстой ножке –

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … (белый).

При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

  • “Весной день год кормит”.

  • “День прозевал – урожай потерял.

  • “Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.

  • “С агротехникой лад – урожай богат”.

Познавательные игры как средство развития

познавательного интереса к биологии

  • Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

  • К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

  • • Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а обучающимся необходимо испытывать потребность в ней.

  • • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

  • • Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

  • • Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

  • - Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

  • - Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

  • Учебная игра выполняет несколько функций:

  • - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

  • - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

  • - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.

  • а) Игры - упражнения.

  • Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний обучающихся, во внеклассной работе.

  • Пример: «Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

  • б) Игра-поиск.

  • Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

  • в) Игры - соревнование.

  • Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
    конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно-ролевые игры.

Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.

Например, ролевые игры “Посещение врача”, “Суд над сигаретой”, “Поле чудес”, “Своя игра”, “Найди лишнее”.

Творческие биологические задачи могут быть самыми разными. В своей деятельности я использую следующие:

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для

2. Задачи на исправление ошибок.

Исправьте ошибки…

Например:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу… А. Фет

3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы.

4. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

5. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида и т.д.

6. Задачи на определение значения приспособлений.

Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений.

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

8. Задачи на постановку опытов.

  • Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизма испарения воды листьями.

  • 9. Задачи на выдвижение гипотез.

  • Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.

  • 10. Задачи на объяснение результатов опыта.

  • Объясните результаты данного опыта.

  • 11. Задачи на анализ гипотезы.

  • Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Сделайте анализ этой гипотезы.

  • Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

  • ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.

д) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для обучающихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний обучающихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Пример игры - путешествия.

Условия игры:

1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

Станция 1 «Муравейник»

Вопросы:

1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

2) Что такое мир микологии?

3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

.Станция 2 «Айболит»

Вопросы:

1) Какие насекомые могут быть лекарями?

2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

Станция 3 «Природоохранная»

Вопросы:

1) Как можно защитить муравьев?

2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

3) Как защищаются членистоногие?

Станция 4 «Летающие цветы»

Вопросы:

1) Какое значение имеет окраска бабочек?

2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

Станция 5 «Жуки»

Вопросы:

  • 1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?

  • 2) Какие жуки пахнут розами?

  • 3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

  • 4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками?
    Почему?

Большинство учителей считают игру важным средством для развития познавательного интереса обучающихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, являются отсутствие методических разработок, неумение организовать обучающихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у обучающихся.

ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.


Дидактические сказки позволяют установить контакт с ребёнком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решать задачи на которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного материала или при опросе учащихся.

Например: Биология животных 7 класс, тема «Кишечнополостные».

На дне небольшого пруда на стебле растения жила – поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна – одинешенька, но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Не смотря на внешнюю безобидность и непривлекательность, гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это простейшее животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков, личинок и насекомых и, если вдруг кто – то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у неё имелись щупальца вокруг рта.

Иногда её хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она себя при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепив щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами, то подошвой.

Включение дидактических стихов в биологическое содержание может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманитаризации биологического образования.

Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объёмом информации, которая на уровне фактов, понятий идей должна быть освоена и принята обучающимися. В биологии, как и во всякой другой науке, есть множество терминов, имеющих иностранное происхождение. Также существуют сложные биологические явления и процессы, включающие в себя знание огромного количества терминов. Запоминание большого числа терминов, особенно изучаемых на одном уроке, очень часто вызывает затруднение у учащихся, особенно в классах младшего и среднего звена. Многие дети очень легко запоминают стихи и рифмы, так как они вызывают определенные ассоциативные процессы в коре больших полушарий, поэтому легко запоминаются.

К дидактическим относят стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Тема «роль человека в биосфере».

Давным – давно в космических глубинах

Из пыли атомов возникла ты – Земля.

И появилась жизнь в морях и на равнинах,

И человек – твоё последние дитя.

О человек! Поймёшь ли ты однажды,

Что, разрушая Землю, обижаешь Мать,

И дом – планету не обретёшь ты дважды?

Земля молчит… Тебе же – выбирать!

Тема «Антропогенное воздействие на биосферу»

Как тихо стало в природе!

Вся – зренье она, вся - слух.

К последней страшной свободе

Склонился уже наш дух.

Делюсь я с тобою властью,

Слуга твоей красоты

За то, что полное счастье,

Последние счастье – ты!

Н. Гумилёв

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к предмету.

Заключение

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных результатов:

- растет мотивация к изучению предмета;

- повышается интерес к изучению биологии;

- усилилась активность детей на уроках;

- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;

- с интересом и желанием участвуют в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить: — Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события. — Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное. — Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». — И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов



7. Литература.

1.Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках биологии»., М., 2003.

2.Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М.,Вита – Пресс, 2002.

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

2.    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4.   Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

5.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

6.    Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

7.    Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

8.    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.1

9.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

10.    Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

11.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

12.    Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

13.    Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

14.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

15.     Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.1

16. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004, № 6–25.

17.. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001, № 3.

18. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии, 2000, № 6.

19. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.

20. Информационные технологии в начальном образовании // Школьные технологии, 2000,№ 6.

21. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.
22. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. — М., 1997.
23. Никитов А.И. Дидактический материал по общей биологии











21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!