СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме"Реализация проблемного подхода на уроках географии в условиях ФГОС"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка помогает использовать проблемный подход на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме"Реализация проблемного подхода на уроках географии в условиях ФГОС"»

Реализация проблемного подхода на уроках географии в условиях ФГОС

Процесс решения проблемы является наиболее сложным в познавательной деятельности учащихся.

Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучить учащихся логике решения проблем. В ходе такого обучения учащиеся овладевают одним из правил мышления, которое заключается в том, что в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Решение проблемы на каждом этапе возможно лишь с помощью определённых приёмов, которые в психологии называется эвристическими.

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения являются создание проблемных ситуаций и решение проблемы.

«Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий»

(И.Я. Лернер)

Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у учащихся нет потребности в разрешение проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

«В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема»

(М.Н. Махмутов)



Обобщая опыт проблемного обучения, накопленный в методике обучения географии можно выделить три типа проблемных ситуаций, которые могут быть созданы на уроках в процессе изучения географии:

  1. Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися у школьников знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания. Разрешение этого противоречия, как правило, связано с отбором и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности.

  2. Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте.

  3. Проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: «и то и другое одновременно».

Приведу примеры таких ситуаций:

  1. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?

  2. В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?

  3. Согласны ли вы с выражением: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков»?

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.




Литература:

  1. Кухарь С.М. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии», Тирасполь: Материалы III республиканской научно-практической конференции, 2010 год.

  2. Лернер И.Я. «Развитие мышления школьников в процессе обучения», М. Просвещение, 2002 год.

  3. Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», М. Просвещение, 2006 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!