СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Стадия вызова в технологии развития критического мышления"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. И один из важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова. Рассмотрим подробнее, что такое стадия вызова критического мышления, в чем ее особенности и какие приемы используются на этой стадии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Стадия вызова в технологии развития критического мышления"»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БЕРДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ НСО «БПК»)













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

СТАДИЯ ВЫЗОВА В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ





Разработала:

преподаватель математики

высшей квалификационной категории

Кулинич Татьяна Андреевна





город Бердск, 2022 г.









Стадия вызова в технологии развития критического мышления

Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. И один из важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова. Рассмотрим подробнее, что такое стадия вызова критического мышления, в чем ее особенности и какие приемы используются на этой стадии.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития студентов и предпочтений преподавателя.

Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: студенты сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.

Но побудить студентов к целеполагающей деятельности прямым вопросом весьма проблематично. Представьте себе такое вступительное слово преподавателя:

– Ребята, сегодня мы будем изучать логарифмы . Сформулируйте цели нашего урока.

И что ребята могут ответить?

– Изучить логарифмы. )))

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача стадии вызова в том и заключается, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие средства можно для этого использовать?

«Инвентаризация знаний»

Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна студентам. Она может быть неполной или даже ошибочной. Это нормально. Если бы студенты владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?

Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».

  • В течение определённого времени студенты записывают всё, что они знают по теме урока.

  • Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе. Обсуждение не должно сводиться лишь к зачитыванию информации. В результате должен быть сформулирован ответ на конкретный вопрос. Например: что вызвало разногласия? По какому вопросу мнения не сошлись? Или наоборот: в каких фактах или объяснениях уверены все члены группы?

  • Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов. На этом этапе отсутствует любая критика и комментарии. Они будут даны самими студентами по ходу изучения материала или на стадии рефлексии.

Таким образом «собирать в корзину» можно всё, что угодно: слова , термины, имена, даты, формулы…

Можно организовать и более системную работу. Предложить студентам «инвентарную табличку», которую необходимо заполнить к концу урока. Выделение основных элементов таблицы зависит от изучаемой темы.

Таблица ЗХУ

ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всей группы озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё непознанного вокруг. Некоторые из этих вопросов помогут сформулировать цели деятельности на других уроках. Кое-что, далеко выходящее за рамки учебной программы, может стать темой исследовательского проекта.

Кластер

Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова.

Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.

Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах. В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами, установить их иерархию. В качестве примера можно привести кластер по теме «Логарифмические неравенства».

Начало составления кластера на стадии вызова может привести к осознанию двух проблем, нуждающихся в разрешении: нехватка знаний о конкретных фактах и необходимость выяснить, на какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные (насколько это возможно, конечно) знания по данной теме.

Ключевые слова

Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика. Преподаватель сообщает студентам или, что предпочтительнее, записывает на доске несколько слов (словосочетаний) и предлагает студентам определить, о чём пойдёт речь на уроке или в предлагаемом тексте. Какая тема будет изучаться? Какого рода задание предстоит выполнить?

На стадии рефлексии можно обсудить следующий вопрос: почему именно эти слова, а не какие-то другие выделены в качестве ключевых? Возможно, ещё какие-то слова будут добавлены в этот список.

Этот приём – предсказание будущих действий – можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

«Да-нетка»

Это, пожалуй, самый простой приём организации стадии вызова. Его можно назвать также «Верите ли вы…». Студентам предлагается список утверждений, связанных с новой темой или какой-то проблемой. Они соглашаются с ними или заявляют, что эти утверждения неверны. После обсуждения индивидуальных мнений в группе формулируются вопросы, на которые нужно получить ответ. На стадии осмысления содержания и рефлексии проверяется правильность первоначального выбора.

Как вариант, можно предложить тест – вопросы с выбором вариантов ответов. Это более трудоёмкая работа для преподавателя. И результаты выбора обсуждать сложнее. Проще и быстрее объяснить, почему вы согласны или не согласны с утверждением, чем выбор одного из близких по смыслу или значению ответов.

В тех группах, которые раньше не работали в рамках технологии развития критического мышления, можно рекомендовать использовать на стадии вызова именно этот приём. Ребятам нужно привыкнуть к роли активных участников учебной деятельности. А в данном случае им нужно для начала всего лишь поставить «плюсики» и «минусики» напротив утверждений.

Автор данной статьи для «раскачки» не очень активного класса использовал следующий метод. Вначале дети послушали небольшой рассказ о том, как на одной американской радиостанции объявляли прогноз погоды. Суть этой истории сводится к следующему. Это была небольшая местная радиостанция, у которой не было возможности обратиться к метеорологу. И работники проводили голосование: кто считает, что завтра будет дождь? А затем объявляли результат. Например, дождь: четыре к двум; туман с утра: один к пяти.

Затем ребятам зачитывались некоторые утверждения, связанные с новой темой и предлагалось проголосовать: кто считает их верными, а кто – нет. Желающие (или кто-то по выбору учителя) объясняли своё мнение.

Работа на уроке пошла намного живее!



Несколько советов

В статье перечислены не все методы и приёмы организации стадии вызова. Но перечисленные уже проверены практикой и могут быть применены на уроках по любому предмету. Учитель может использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития критического мышления – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности студентов на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.

Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши воспитанники.

Необходимо помнить об ограниченности времени урока. Определять продолжительность каждого из его этапов. И, по крайней мере, на первое время, иметь «план Б» – запасной вариант действий в том случае, если что-то пошло не так.

Работа студентов связана с письмом. Ребята заполняют таблицы, составляют графические схемы и так далее. Это можно делать в тетрадях. Но можно использовать и отдельные листы. На них легче разместить объёмный материал, можно организовать (с помощью степлера) дополнительное пространство. Да и психологически проще что-то вычёркивать или по ходу дела дописывать на листах. Как-то мы привыкли, что рабочая тетрадь – это святое: там должен царствовать порядок. Листы можно сохранять в файлах или папках. В конце концов, для закрепления материала, можно аккуратно перенести в тетрадь итоговый вариант.

Преподаватель высшей квалификационной категории Кулинич Татьяна Андреевна