СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Старообрядцы. Обычаи и традиции. Их место в истории России. "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Старообрядцы. Обычаи и традиции. Их место в истории России. "»

Старообрядцы. Обычаи и традиции. Их место в истории России.

Старообря́дчестворелигиозно-общественное движение в России середины 17 в., отвергавшее церковную реформу патриарха Никона, стремившееся к сохранению старины в церковной жизни и обрядности и ставшее оппозиционным или враждебным официальной православной церкви (в дальнейшем распалось на многие группы и течения). Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666-1667. Организации и люди сохранившие дореформенные обычаи, традиции и моральные принципы.

Глава 1. История возникновения. Церковная реформа Никона.

Во время правления царя Алексея Михайловича (1645-1676) произошло событие, последствия которого мы можем наблюдать до сих пор. Никон при поддержке царя начал осуществлять церковные реформы, которые раскололи общество на сторонников (никониан) и противников проводимых преобразований (старообрядцев), при нем был образован кружок ревнителей древнего благочестия, где возникли идеи очищения церкви.

Кружок ревнителей благочестия – это кружок церковных и светских лиц, возникшим в конце 1630-х годов в России во время церковного раскола, который собрался вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича. Толчком к формированию группы послужило Смутное время.

Смутное время (Смута) — один из двух наиболее значительных династических кризисов в царской России, вызванный пресечением московской ветви династии Рюриковичей.

Длился с 1598 года по 1613 год (согласно некоторым точкам зрения — по 1618 год).

Ознаменовался стихийными бедствиями, сопровождался многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами.

Частыми явлениями были пожары.

Участники кружка считали массовые убийства и пожары того времени проявлением недовольства Бога, разгневанного отсутствием религиозности у русского народа. В ответ группа призвала к возрождению русской православной веры и обновлению религиозного благочестия масс.

Члены "Ревнителей благочестия" хотели укрепить авторитет Русской православной церкви и усилить ее влияние на людей. Среди других целей кружка были борьба с недостатками духовенства. Они также стремились помогать нуждающимся и слабым в российском обществе, защищая их от социальной несправедливости, и распространять Евангелие среди русского народа, делая веру, более неотъемлемой частью повседневной жизни.

Между участниками данного кружка, будущим патриархом Никоном и протопопом Аввакумом произошёл крупный спор. Никон считал, что церковные книги нужно возвращать к греческим образцам, а протопоп Аввакум – к древнерусским.

В 1652 году – московским патриархом становится Никон (он был давним другом Алексея Михайловича). Никон начинает проводить масштабные церковные реформы.

Причины, проводимых реформ:

1. Необходимость централизации власти

2.Необходимость поднять авторитет церкви путем борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества.

3Уверждение Русской православной церкви как международного центра православия.

4. Необходимость привести к единому порядку проведение церковных обрядов по всей стране (связано с присоединением Левобережной Украины) и привести к единообразию Богослужебные книги по греческим образцам, так как в них имелось много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами.

5.Падение общественной нравственности.

Из Греции и Малороссии (современная Украина) были приглашены учённые монахи, которым поручили дело «книжной справы», т.е. новые переводы богослужебных текстов.

Что изменилось после реформ Никоном:

- нужно креститься тремя, а не двумя пальцами;

- поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше;

- теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки (нужно соблюдать крестный ход не походу солнца, а наоборот);

- возглас «аллилуйя» нужно произносить не два раза, а три;

- написание имени Спасителя «Исус» (в отличие от «Иисус»);

- все церковные книги и обряды были пересмотрены и возвращены к греческим первоисточникам;

-появление старообрядческого движения как одной из форм социального протеста.

Церковь менялась по сомнительному греческому образцу (ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок). Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу.

Общество поделилось на два лагеря.

Для раннего старообрядчества характерно отрицание мира, в котором господствует анархист, проповедь близкого конца света, аскетизм, приверженность старым обрядам и т.п.

Царь Алексей Михайлович поначалу стремился к мирному разрешению возникшего конфликта — в царских палатах устраивались диспуты между иерархами — сторонниками Никона и старообрядцами.
Определенные надежды возлагали старообрядцы на конфликт между царем и патриархом, который возник в 1655 г. после того, как Никон стал называть себя царским титулом - «великий государь» - и проповедовать учение о том, что «священство выше царства», т. е. власть патриарха даже в мирских делах выше власти царя. Такое положение не устраивало Алексея Михайловича, поэтому он принял меры по отношению к Никону.

Патриарх Никон лишился патриаршего достоинства и был низведён в простые монахи решением церковного собора в 1666 году.  

Глава 2. Личность патриарха Никона

Патриарх Никон (при крещении наречённый Никитой) родился в мае 1605 года в селе Вельяминове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины. Его мать умерла вскоре после рождения. Отец женился во второй раз. Мачеха невзлюбила мальчика и всячески издевалась над ним. Морила голодом, колотила почем зря и несколько раз даже пыталась убить.

Когда Никита подрос, отец отдал его учиться грамоте. Выучившись читать, мальчик захотел изведать всю мудрость Божественного писания, которое в то время, имело не малое значение. Он удалился в монастырь Макария Желтоводского, нашел ученого старца и прилежно занялся чтением священных книг. Вскоре один за другим умерли его мачеха, отец и бабка. Оставшись единственным хозяином в доме, Никита женился, но его неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он начал искать себе место и вскоре был посвящен в приходские священники. Ему тогда было не более 20 лет от роду.

От жены он имел троих детей, но все они умерли один за другим еще в малолетстве. Это обстоятельство сильно потрясло будущего патриарха. Он принял смерть детей за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира, и решил удалиться в монастырь. Жену уговорил постричься в московском Алексеевском монастыре, дал за нею вклад, оставил ей денег на содержание, а сам ушел на Белое море и постригся в Анзерском ските под именем Никона. Ему было тогда 30 лет.
Житие в Анзерском ските было трудное. Братия, которой было не более двенадцати человек, жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только по субботам вечером сходилась в церковь. Богослужение продолжалось целую ночь; братия выслушивали весь псалтырь; с наступлением дня совершалась литургия, потом все расходились по своим избам. Над всеми был начальный старец по имени Елеазар. Некоторое время Никон покорно подчинялся ему, но потом между ними начались ссоры и несогласия. Тогда Никон перебрался в Кожеозерскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера, и по бедности отдал в монастырь (туда не принимали без вклада) свои последние богослужебные книги. По своему характеру Никон не любил жить с братией и предпочитал свободное уединение. Он поселился на особом острове и занимался там рыбной ловлей. Спустя немного времени тамошняя братия избрала его своим игуменом.

В 1646 г., он отправился в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как вообще в то время являлись с поклонами к царям настоятели всех монастырей. Алексею до такой степени понравился кожеозерский игумен, что он тотчас велел ему остаться в Москве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Место это было особенно важно, и архимандрит этого монастыря скорее, чем другие, мог приблизиться к государю: здесь была родовая усыпальница Романовых; набожный царь часто приезжал туда молиться за упокой своих предков и давал на монастырь щедрое жалование. Во время каждой из таких поездок Алексей подолгу беседовал с Никоном и чувствовал к нему все более расположения. Известно, что Алексей Михайлович принадлежал к разряду таких людей, которые не могут жить без сердечной дружбы, и легко привязывался к людям. Он велел Никону каждую пятницу ездить к нему во дворец. Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненных и за обиженных. Алексей Михайлович дал ему поручение принимать просьбы от всех тех, которые искали царского милосердия и управы на неправду судей. Никон отнесся к этому поручению очень серьезно, с большим тщанием исследовал все жалобы и вскоре приобрел славу доброго защитника и всеобщую любовь в Москве. В 1648 г. скончался новгородский митрополит Афанасий. Царь, избирая ему преемника, предпочел всем другим своего любимца, и бывший тогда в Москве иерусалимский патриарх Паисий по царскому желанию рукоположил Новоспасского архимандрита в сан новгородского митрополита. Этот сан был вторым по значению в русской иерархии после патриаршего.

Сделавшись новгородским владыкой, Никон впервые показал свой суровый властолюбивый нрав. Тогда же он сделал первые шаги к исправлению богослужения. По его мнению в те годы церковная служба отправлялась на Руси нелепо: боясь пропустить что-нибудь из установленного ритуала, в церкви для скорости разом читали и пели в два-три голоса разное: дьячок читал, дьякон говорил ектению, а священник возгласы, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон велел прекратить этот обычай, невзирая на то, что его распоряжение не понравилось ни духовным, ни мирянам: с установлением правильного порядка службы удлинялось богослужение, а многие русские того века, хотя и считали необходимым бывать в церкви, не любили оставаться там долго. Для благочиния Никон заимствовал киевское пение. Каждую зиму он приезжал в Москву со своими певчими, от которых царь был в искреннем восторге.

В 1650 г. во время новгородского бунта горожане показали сильную нелюбовь к своему митрополиту: когда тот вышел уговаривать мятежников, его принялись бить и закидывать камнями, так что едва не забили до смерти. Никон, однако, просил царя не гневаться на виновных. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа духовный собор в угоду царю избрал Никона патриархом.

Вследствие всех этих соображений Никон принял огромную власть, которую Алексей Михайлович охотно предоставил ему в первые годы патриаршества. Сила и влияние Никона в это время были огромны. Отправляясь в 1654 г. на войну в Малороссию, Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Во время двухлетнего отсутствия царя Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами, причем знатнейшие бояре, ведавшие различными государственными приказами, должны были ежедневно являться к нему со своими докладами.

В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, он принимал строгие меры к поднятию дисциплины духовенства. Он всерьез хотел сделать из Москвы религиозную столицу, подлинный «третий Рим» для всех православных народов. Но чтобы реализовать свои идеи РПЦ должна была встать на один уровень с общемировыми правилами.

В 1653 году Никон собрал духовный собор на котором обсуждались дальнейшие реформы в РПЦ, проведённые по Греческим образцам. Никон поручил исправление книг киевскому монаху-книжнику Епифанию Славинецкому и греку Арсению. Всем монастырям было дано указание: собирать старые харатейные списки и присылать их в Москву. Арсений, не жалея издержек, привез с Афона до пятисот рукописей, из которых некоторым приписывали глубокую древность.

Тех, кто не принял его реформы Никон обрушил жестокие репрессии. В ответ к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. Он мог, например, дать приказ собрать со всех церквей Мос-ковского государства 500 голов лошадей и разослать их по своим вотчинам. Он ввел новый оклад патриаршей пошлины, повысив ее до пределов. О его гордом и жестоком обращении с клириками, приезжавшими в Москву, ходили негодующие рассказы «для него ничего не стоило посадить священника на цепь за какую-нибудь незначительную небрежность в исполнении своих обязанностей, мучить его в тюрьме или сослать куда-нибудь на нищенскую жизнь». Возле Алексея Михайловича также было много бояр - недругов Никона. Усилия недоброжелателей не остались тщетны: не ссорясь открыто с Никоном, Алексей Михайлович начал постепенно отдаляться от патриарха. По мягкости характера он долго не решался на прямое объяснение, однако на место прежней дружбы пришли натянутость и холодность.

В 1660 г. был созван собор русского духовенства. Большинство архиереев были против Никона и постановили лишить его сана, но меньшинство доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Царь Алексей согласился с доводами меньшинства, и Никон сохранил сан. Но это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только международным советом. В начале 1666 г. в Москве собрался «великий собор», на котором присутствовало два греческих патриарха (Александрийский и Антиохийский) и 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока. Суд над Никоном длился более полугода. Собор сначала ознакомился с делом в его отсутствие. Затем призвали самого Никона, чтобы выслушать его объяснения и оправдания. Никон сначала не хотел являться на судилище, не признавая над собой власти александрийского и антиохийского патриархов, потом, в декабре 1666 г., все же приехал в Москву, но держал себя гордо и неуступчиво, вступал в споры с обвинителями и самим царем, который в слезах и волнении жаловался собору на многолетние провинности патриарха. Собор единогласно осудил Никона, лишил его патриаршего сана и священства. Обращенный в простого инока, он был сослан в Ферапонтов монастырь близ Белого озера.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году положения Никона ухудшилось, его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под надзор двух старцев.

Только в 1681 году, тяжело больного Никона выпустили из заточения. По пути в Москву на Которосли он умер. Его тело привезли в Воскресенский монастырь и там похоронили.

Глава 3.Поповцы и беспоповцы

При самом начале своем старообрядчество распалось на две главные группы. Известно, что первыми распространителями старообрядчества были, кроме одного епископа, Павла Коломенского, только некоторые священники и иеромонахи, а большей частью, чернецы и миряне. Но Павел Коломенский, который один мог бы рукоположить пастырей для своих последователей, скончался еще в 1656 г., когда раскол едва зачинался; священники и иеромонахи, хотя считали себя вправе учить и совершать службы, не могли, однако же, не сознаться, что некому, в случае их смерти, поставить им преемников в пастырстве; наконец, простые чернецы и миряне должны были понимать, что они сами ни учить других, ни совершать таинства не имеют права. Необходимо было решиться на одно из двух: или оставаться вовсе без священников (попов) и предоставить право учить и священнодействовать лицам непосвященным, или принимать священников, посвященных епископами в Церкви Русской и потом переходящих в раскол. Так, действительно, и случилось.

Многие миряне и иноки, не имевшие священного сана, еще при первом распространении старообрядчества позволили себе учить других вере, совершать таинства крещения, покаяния и вообще церковные требы; а в некоторых местах сами даже священнослужители, руководившие расколом, завещали при смерти своей мирянам совершать впредь все эти требы и, таким образом, положили начало секты беспоповщинской, или беспоповщины. Другие, спустя несколько времени, когда священники их, рукоположенные до патриарха Никона, перемерли, начали обращаться за священством к той Церкви, которую почитали еретической, или, по выражению самих их, «стали окормляться бегствующим от великороссийской церкви иерейством». Так образовалась из поповщины беглопоповщина. Около почти двухсот лет поповцы пробавлялись такими недостойными иереями, принимали их с неправдою под второй чин или под миропомазание, пока в царствование имп. Николая I иерейству этому не был нанесен сильный удар (см. поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию). Вслед за этим коренным различием двух сект неизбежно последовали другие.

Поповщина, принимая к себе беглых священников, рукоположенных в Церкви Русской, хотя при этом помазует их маслом и заставляет отрекаться от никонианских ересей, но, очевидно, признает силу хиротонии Православной Церкви и, следовательно, находится в некоторой, хотя незаконной, связи с нею, чувствует некоторую зависимость от нее и потому, хотя обыкновенно называет Церковь Русскую еретическою, никонианскою, но вообще смотрит на нее не так враждебно, как беспоповщина, не перекрещивает переходящих в раскол от православия и молится за православных государей, защитников и покровителей Церкви.

Напротив, беспоповщинская секта, прервав всякую связь с Церковью Русской, называет ее прямо церковью антихристовой, утверждая, что она, с 1666 г. отпадши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить ему, что все таинства ее суть скверны, чада ее – чада дьявола, самая глава ее есть антихрист, царствующий на земле с 1666 г. мысленно, духовно, который, как дух богомерзкого отступления, дух вечной погибели, живет и действует преимущественно в лицах правительственных (властодержцах), – вследствие чего секта эта перекрещивает переходящих к ней от православия и долго не молилась, а в некоторых ее толках и доселе не молится за православных государей.

В секте поповщинской совершаются, кроме священства, все таинства, хотя, впрочем, эти таинства совершаются незаконно священниками беглыми и, большей частью, лишенными сана; в частности, совершается таинство брака, почему поддерживается и уважается жизнь супружеская. В секте беспоповщинской, кроме крещения и исповеди, совершаемых мирянами, часто даже женщинами, все прочие таинства вовсе не совершаются, почему некоторые, сознавая, например, нужду в евхаристии, думали заменять ее для себя своим самоизмышленным причастием; другие, наибольшая часть беспоповцев, – отвергая вовсе брак будто бы за прекращением православного священства, требуют от всех своих единоверцев, мужей и жен, жизни безбрачной, а, между тем, позволяют предаваться им гнусному разврату и даже нередко называют преступную любовь мужей и жен святой любовью, братской, христианской. Впоследствии поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки.



Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки. Многие беспоповцы избегали всяких контактов с внешним миром - когда к их глухим лесным скитам приближались отряды стрельцов, они нередко сжигали себя в деревянных храмах.
Так возникли знаменитые старообрядческие «гари», в которых, в начале XVIII в. погибло несколько десятков тысяч человек.

Старообрядческие гари — это самосожжения, которые практиковали приверженцы старой веры во второй половине XVII — XVIII веков. Они были несогласные с церковной реформой патриарха Никона. 

Первоначально старообрядцы старались укрываться от официальной православной церкви и правительственных властей в глухих местах на окраинах страны: Русском Севере, Урале, Сибири. Когда воинская команда находила тайное убежище, старообрядцы предпочитали сжечься вместе со стариками, женщинами, в том числе и беременными, и детьми, включая младенцев. 

Первые гари произошли в 1676–1683 годах. Начались они в Поволжье, затем их география стала быстро распространяться на Северо-Запад: к Онеге и Белому морю и на восток, в урало-сибирский регион. 

Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек, и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. 

Первое известие о гари в Сибири датируется 6 января 1679 года. Она произошла на реке Берёзовке в Тобольском уезде недалеко от города Тюмени. По разным сведениям, в Берёзовской гари сгорело от 300 до 1700 человек. 

Последнее самосожжение старообрядцев, произошедшее в 1860 году в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, унесло 14 жизней. 



Глава 4. Старообрядцы и правители России

Отношение между Петром Великим и старообрядцами сразу не сложились. Известный в эпоху Петра «Стрелецкий бунт», в котором активное участие принимали и раскольники. В 1724 году в Российской империи ввели подушную подать, раскольников заставили платить ее в двойном размере. Именно при Петре отправлялись священнослужители, чтобы принудительно крестить раскольников. Руководил этим направлением архиепископ Питирим. Император не терпел старообрядцев, а на их поселения часто отправляли военные отряды, разоряли и преследовали людей.

Манифест Екатерины II от 4 декабря 1962 года и старообрядцев в Сибирь с территории Польши. По указу Екатерины II старообрядческие семьи были отправлены в Сибирь. Та часть старообрядцев, которая была поселена на Алтае, получила название «поляки» за свое длительное (более 80 лет) проживание на территории Польши. На Алтае «поляки» основали деревни Староалейскую, Екатеринскую, Петропавловскую, Сибирячиху, Топольную и др. Поселения крестьян-староверов появились на Алтае и возле Иркутска. Часть сосланных двинулась дальше, за Байкал. Они получили прозвище — «семейские». Императрица обещала, что для раскольников не будет притеснения. Им довались участки земли и отмена двойной подушной подати, введенной Петром Великим. Они не приписывались к заводам и занимались (на Алтае) огородничеством, пчеловодством, горным делом. Вскоре, их положение изменилось, в связи с новым манифестом о расширении горного дела на Алтае 21 мая 1779 г. На основании этого манифеста приписанные к заводам крестьяне взамен воинской повинности были под­вержены рекрутскому набору в горнорабочие и мастеровые заводов. Самой обременительной из заводских повинностей была обязанность доставлять руду, дрова и прочий материал на заводы и рудники.

При императоре Павле I (1754 - 1801) усилилось стремление государственной власти сблизить старообрядцев с господствующей церковью. По распоряжению императора митрополит Московский Платон разработал в 1800 г. правила, в соответствии с которыми старообрядцы могли становиться членами официальной церкви, сохраняя при этом все старые обряды и обычаи. Таких «присоединившихся» старообрядцев стали называть единоверцами, а образованную ими «церковь внутри церкви» - единоверческой. На протяжении XIX в. во многих регионах России, особенно со значительным старообрядческим населением, появились единоверческие храмы и монастыри, которые пользовались особой поддержкой власти. Однако к единоверию примкнул лишь незначительный процент старообрядцев.

Николай II издал указ от 12 декабря 1904 года о прекращении притеснения религиозных меньшинств на территории империи. Разрешалось строить молельни.

Во время Советской власти старообрядцев пытались привлечь на свою сторону, но новая власть все больше их настораживала.

Как мы видим, в начале раскола старообрядцы все больше подвергались гонениям, но со временем правители России пытались наладить отношения с раскольниками.

Глава 5.Расселение староверов. Старообрядцы на территории Кемеровской области.

Избегая преследований царского правительства, старообрядцы поначалу старались расселяться максимально далеко от центров власти. По этой причине общины староверов можно было встретить в самых удаленных областях русского севера и Сибири, западных губерниях, Прибалтике и многих других окраинных районах. Впрочем, позднее, с ослабеванием преследований, старообрядческие общины обосновались и в центральной России. Кроме того, многие старообрядцы так и вовсе покинули территорию ставшей для них опасной родины, выехав за рубеж – в Османскую Турцию, Румынию, Канаду, Южную Америку и многие другие страны.

История старообрядчества на территории Кемеровской области начинается с конца XVII века. Выходцы из Поморья, они бежали от преследований официальной православной церкви и селились в Верх-Чулымской тайге. 

В начале XVIII века в регионе увеличилось число старообрядцев — выходцев из Европейской России (в первую очередь из Нижегородской губернии). Они селились в районах первоначального земледельческого освоения (Томско-Кузнецкий регион). С этим потоком связывается именование сибирских старообрядцев кержаками — по названию старообрядческого центра Керженец (совр. Нижегородская обл.). 

С конца XVIII века старообрядцев ссылали в Западную Сибирь семьями и приписывали к кузнецким заводам. На территории Кемеровской области по численности лидировали беспоповцы.

Новый поток старообрядцев в Кемеровскую область начался после коллективизации 1929–1930-х годах. Часть старообрядцев была раскулачена и выслана в Нарымский край, часть переселилась из деревень в города, в том числе в Сталинск, где в это время развернулось крупное строительство. 

В настоящее время на территории Кемеровской области официально зарегистрировано две церкви старообрядцев: Русская Древлеправославная Церковь в посёлке Урск Гурьевского района и Русская православная старообрядческая церковь в честь иконы Бо жией Матери «Всем скорбящим Радость» в Новокузнецке.

Глава 4. Радикальные ответвления от старообрядчества.

Нетовцы

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье. В настоящее время известно о существовании зарегистрированных общин новоспасовцев в Поволжье и о деятельности староспасовцев в Санкт-Петербурге, возрождающих древнее учение. Общая численность спасовцев - примерно 100 тыс. человек. Компактно спасовцы живут в Саратовской области, есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, а также в Татарстане, Мордовии и Алтайском крае. В настоящее время известно о существовании зарегистрированных общин новоспасовцев в Поволжье и о деятельности староспасовцев в Санкт-Петербурге, возрождающих древнее учение. Общая численность спасовцев - примерно 100 тыс. человек. Компактно спасовцы живут в Саратовской области, есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, а также в Татарстане, Мордовии и Алтайском крае. Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду.

Поморское согласие

Поморское согласие - одно из крупнейших направлений внутри течения беспоповцев в старообрядчестве. Название получило по своему местоположению в Поморье, где находился первый и главный (вплоть до середины XIX века) центр согласия - Выговская пустынь. 4 История поморского согласия берёт своё начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества. 1 Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись. 1 Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству. 1 В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.



Литература:

  1. «Альтернативные русские»: как живут современные старообрядцы/Дзен.Кириллица/ /[электронный ресурс] /штатный автор /URL https://dzen.ru/a/YlSQZgD7ZDFYQqb5?ysclid=m44d9k28oj859463907 (дата обращения 30.11.2024)

  2. Почему патриарх Никон оказался в опале?/ diletant.mediа /[электронный ресурс] /штатный автор /URL https://dzen.ru/a/Yte7vs5gNTNzuinQ?ysclid=m44dyrz4kn501128092 (дата обращения 20.11.2024)

  3. Указ Екатерины || о высылке в Сибирь старообрядцев-
    Поляков и мои
    алтайские корни/Российская генеалогия/[электронный ресурс]/ Ульянов Александр Юрьевич/ https://dzen.ru/a/ZUP_lE2oDw-auFxD?ysclid=m5q9slltim256138993 (дата обращения 7.01.2025)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!