ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол № ____от________________
Председатель_____________________
(Ф.И.О)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)
Дисциплина ОУД.11. Биология
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организма
Тема 4.11. Виды бесполого размножения
Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна
2019
Содержание
Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………6
Примерная хронокарта занятия……………………………………………...7
Исходный материал…………………………………………………………..9
Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….14
Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….15
Предварительный контроль знаний………………………………………...16
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...17
Список использованных источников……………………………………….19
Выписка из рабочей программы
дисциплины ОУД.11. Биология
для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)
Тема 4.1. Виды бесполого размножения | Содержание учебного материала | 2 | |
Виды бесполого размножения – митоз, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение. Организация собственной деятельности при подготовке конспекта по теме «Виды бесполого размножения» | 1,2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта по теме [1, с.101 – 104]; [2, с.78] | 1 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Тип занятия – комбинированный урок
Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.
Продолжительность – 90 мин.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Учебные цели:
- сформировать знания о видах бесполого размножения – митозе, спорообразовании, почковании, фрагментации, вегетативном размножении. Сформировать умения объяснять значение бесполого размножения, его преимущество
2. Развивающие цели:
- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.
3. Воспитательные цели:
- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при подготовке конспекта по теме «Виды бесполого размножения»
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики
человека с основами медицинской генетики.
МОТИВАЦИЯ
Размножение или репродукция, - одно из основных свойств живого, это – способность живых организмов производить подобных себе особей. Целостный организм состоит из дискретных единиц – клеток. Существование вида поддерживается размножением. Известны две формы размножения – бесполое и половое. Каждый из способов размножения имеет свои преимущества и недостатки, более древним является бесполое размножение, наиболее совершенным является половое размножение, которое сформировалось гораздо позднее в ходе эволюции и обеспечило живым организмам преимущество в выживании.
Медицинский работник должен знать и понимать общие механизмы функционирования живых систем, в том числе и особенности их размножения и развития, что позволит использовать эти знания для профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, организации собственной деятельности для эффективного выполнения профессиональных задач.
Интегративные связи
Микробиология и иммунология
Анатомия и физиология человека



Основы патологии
Виды бесполого размножения

Здоровый человек и его окружение
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
п/№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
1. | Организационный этап | 2 мин. | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места. | Журнал, тетради |
2. | Контроль знаний по предыдущей теме | 15 мин. | Оценка уровня сформированности знаний по теме «Регуляция жизненных процессов в клетке» | Инструктирует и проводит контроль | Индивидуальный опрос | Приложение 1 Контрольные вопросы, проверка конспекта |
3. | Мотивационный этап | 2 мин. | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | Методическая разработка теоретического занятия |
4. | Цели занятия | 1 мин | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь новую тему | Методическая разработка теоретического занятия, презентация |
5. | Изложение исходной информации | 35 мин. | Формирование знаний о видах бесполого размножения – митозе, спорообразовании, почковании, фрагментации, вегетативном размножении. сформировать умения объяснять значение бесполого размножения, его преимущество | Излагает новый материал | Слушают, записывают |
6. | Выполнение заданий для закрепления знаний | 20 мин. | Закрепление знаний, формирование умений объяснять значение бесполого размножения, его преимущество, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, формирование способности организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач. | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы | Приложение 2 Задания для закрепления знаний |
7. | Предварительный контроль новых знаний и проверка | 10 мин. | Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели. | Инструктирует и проводит контроль | Выполняют задания | Приложение 3 |
8. | Подведение итогов занятия | 2 мин | Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности | Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных | Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы | Журнал |
9. | Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 3 мин. | Формирование и закрепление знаний, развитие умения работать с текстом учебника при подготовке конспекта по теме «Виды бесполого размножения» | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует | Записывают задание | Приложение 4 |
Исходный материал
План
1. Размножение организмов
2. Бесполое размножение
3. Биологическая роль бесполого размножения
1. Размножение организмов
Размножение или репродукция - одно из основных свойств живого. Размножение – способность производить себе подобных особей. Целостный организм состоит из дискретных единиц – клеток. Существование вида поддерживается размножением. Известны две формы размножения: бесполое и половое.
При бесполом размножении организм возникает из соматических клеток, и источником изменчивости могут быть случайные мутации.
При половом размножении необходимо, как правило, наличие двух особей, и новый организм возникает из специализированных половых клеток или особей, выполняющих эти функции.
В основе полового размножения лежит половой процесс – объединение в наследственном материале генетической информации из разных источников - родителей – для развития потомка. Организмам свойственна двойственная наследственность.
Преимущество полового размножения состоит в перекомбинации лучших наследственных признаков обоих родителей, что является источником изменчивости. Потомство более жизнеспособно и приспособлено к условиям существования. Быстрее происходит эволюция.
2. Бесполое размножение
В бесполом размножении принимает участие одна родительская особь. В результате бесполого размножения можно получить большое количество особей, подобных материнской. Бесполое размножение широко распространено среди растений, простейших и некоторых многоклеточных.
Основные формы бесполого размножения - деление на два, множественное деление - шизогония, почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение у растений.
Деление на две сопровождается митозом (например, амеба, эвглена), в результате образуются две идентичные особи.

При множественном делении - шизогонии - ядро исходной клетки несколько раз делится митозом, а затем имеет место деление цитоплазмы. Шизогония встречается у малярийного плазмодия.
При почковании новая особь образуется в виде выроста (почки) на родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, идентичный родительскому. Почкование характерно для дрожжей и кишечнополостных.

Размножение фрагментами (фрагментация) происходит при разделении особи на две или большее число частей, каждая из которых растет и образует новую особь. С фрагментацией связана регенерация, т.е. способность восстанавливать целостный организм. Фрагментация описана для плоских червей, немертин и морских звезд.
Спорообразование характерно для водорослей, грибов, папоротников, мхов. Спора - одна из стадий жизненного цикла, служащая для размножения, - состоит из клетки с ядром и цитоплазмой, покрытой оболочкой.
Споры гаплоидны, образуются в результате мейоза в больших количествах. Они способны разноситься на далекие расстояния, имеют приспособления для полета и для защиты от неблагоприятных условий.
У одноклеточных и нитчатых водорослей клетки, образующие споры, делятся на 2 и образуют зооспоры - споры, имеющие жгутики. Они способны плавать в воде.
У мхов и папоротников спорообразование чередуется с половым размножением. Споры образуются в спорангиях.
При вегетативном размножении от растения отделяется дифференцированная часть, способная развиться в самостоятельное растение. Вегетативное размножение может быть естественным и искусственным.
Для естественного вегетативного размножения могут служить специальные образования, имеющие запас питательных веществ: клубни (картофель), луковицы (лук, тюльпан), клубнелуковицы (шафран), корневища (осот, ландыш), усы (земляника).
Для искусственного вегетативного размножения используют части самого растения: черенки (часть стебля), листья (бегония), отводки (ветви пригибают к земле и на них образуются придаточные корни (например, у малины), корневые отпрыски, производят деление кустов, прививки.
Прививка состоит в пересадке одного растения (побега или почки) на нижнюю часть другого побега. Пересаженную часть растения - донора называют привоем, а реципиента - подвоем. Получившееся растение имеет корневую систему подвоя, а побег - привоя.

Вегетативное размножение применяют для получения большого числа однородных особей, для закрепления признаков хорошего сорта.
Бесполое размножение может происходить у млекопитающих и человека. Это полиэмбриония - бесполое размножение зародыша на ранних стадиях эмбриогенеза животных, размножающихся половым путем. Это характерно для броненосцев, у которых на стадии бластулы происходит разделение на 4-8 зародышей. В результате полиэмбрионии у человека рождаются идентичные близнецы.
3. Биологическая роль бесполого размножения
Процесс образования гамет зависит от множества факторов. Зачастую бесполое размножение может быть эффективнее, ведь его можно осуществить без участия гамет. Для споровых растений это и вовсе является главной составляющей жизненного цикла. Для семенных – это вегетативное размножение, при котором можно легко увеличить численность особей.
В чем заключается биологическое значение бесполого размножения? Это не только быстрота, но и легкость в осуществлении процесса. Если для полового размножения необходимы оптимальные условия среды, зрелость самого растения, то бесполое может наблюдаться практически в любое время жизни особи.
Однако вегетативное размножение обладает своими недостатками. Например, при таком типе репродукции не происходит обмен генетической информацией. Это значит, что растение не приспосабливается в ряду поколений к новым условиям среды, и это может привести к потере популяции полученных клонов.
Приложение 1
Контроль знаний по предыдущей теме
1) Что такое саморегуляция? Как осуществляется саморегуляция у растений?
2) Как осуществляется регуляция функций в организме нервной системой?
3) Что такое гуморальная регуляция?
4) Регуляция жизненных процессов на уровне клетки (проверка конспекта).
Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы):
Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет.
Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.
Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя.
Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Критерии оценки за составление конспекта:
Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 1 тетрадная страница;
Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 1 тетрадная страница;
Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 1 страницы;
Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее половины страницы.
Приложение 2
Задания для закрепления знаний по теме «Виды бесполого размножения»
Заполните таблицу:
Бесполое размножение
Способ бесполого размножения | Особенности размножения | Примеры организмов |
Эталон ответов:
Бесполое размножение
Способ бесполого размножения | Особенности размножения | Примеры организмов |
Деление | Сопровождается митозом, в результате образуются две идентичные особи. | Амёба, эвглена |
Спорообразование | Спора - одна из стадий жизненного цикла, служащая для размножения, - состоит из клетки с ядром и цитоплазмой, покрытой оболочкой. | Водоросли, грибы, растения |
Шизогония | Ядро исходной клетки несколько раз делится митозом, а затем имеет место деление цитоплазмы. | Малярийный плазмодий |
Фрагментация | Происходит при разделении особи на две или большее число частей, каждая из которых растет и образует новую особь. | Плоские черви, морские звёзды |
Почкование | Новая особь образуется в виде выроста (почки) на родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, идентичный родительскому. | Кишечнополостные, дрожжи |
Полиэмбриония | Бесполое размножение зародыша на ранних стадиях эмбриогенеза животных, размножающихся половым путем. | Броненосец, монозиготные близнецы |
Вегетативное размножение | При вегетативном размножении от растения отделяется дифференцированная часть, способная развиться в самостоятельное растение. | Лук, тюльпан, земляника, картофель, плодово – ягодные культуры |
(за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 7 баллов)
Приложение 3
Предварительный контроль новых знаний
Выберите правильный ответ:
1. Назовите форму бесполого размножения характерную для мхов и папоротников
А. Почкование
Б. Спорообразование
В. Бинарное деление
Г. Фрагментация
2. Назовите форму бесполого размножения характерную для типа Кишечнополостные
А. Спорообразование
Б. Почкование
В. Клонирование
Г. Фрагментация
3. Назовите форму бесполого размножения характерную для плодово- ягодных культур
А. Фрагментация
Б. Вегетативное размножение
В. Почкование
Г. Спорообразование
4. Тюльпаны размножаются:
А. Клубнями
Б. Луковицами
В. Черенками
Г. Отводками
5. Фиалку и бегонию можно размножить:
А. Отводками
Б. Луковицами
В. Подземными побегами
Г. Листьями
6. Допишите предложение до конца:
А) Простейшие и одноклеточные водоросли размножаются путем …
Б) Почкование характерно для…
В) Картофель размножается …
Г) При бесполом размножении потомки генетически…
7. Выберите признаки, характерные для бесполого размножения:
А) потомки идентичны родителям
Б) одна родительская особь
В) основной клеточный механизм — мейоз
Г) основной клеточный механизм — митоз
Д) потомки генетически уникальны
Е) не встречается у позвоночных
Эталон ответов:
1. Б
2. Б
3. Б
4. Б
5. Г
6. А – деления
Б – дрожжей
В – клубнями
Г – идентичны
7. А, Б, Г, Е
(за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 10 баллов)
Критерии оценок за работу по новой теме
Оценка «5»: обучающийся набирает 8 баллов
Оценка «4»: обучающийся набирает 6-7 баллов
Оценка «3»: обучающийся набирает 4-5 баллов (ставится по желанию).
Приложение 4
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Пользуясь дополнительной литературой [1, с.101 - 104], составьте краткий конспект по теме «Виды бесполого размножения»
Эталоны ответа:
Виды бесполого размножения
Существует несколько различных видов бесполого размножения.
Бинарное деление
Почти все прокариоты размножаются бинарным делением. Этот вид размножения очень похож на процесс митоза эукариот. Однако, поскольку ядра нет, а ДНК прокариот обычно находится только в одном кольце, этот процесс не такой сложный, как митоз. Бинарное деление начинается с одной клетки, которая копирует ее ДНК и затем делится на две идентичные клетки.
Это очень быстрый и эффективный способ создания потомства для бактерий, и подобных типов клеток.
Почкование
Другой вид бесполого размножения называется почкованием. Почкование происходит, когда новый организм или потомство вырастает со стороны родителя через часть, называемую почкой. Потомок остается привязан к предку, пока не достигнет зрелости и не станет независимым организмом. У одного родителя может быть много почек и много потомков одновременно.
С помощью почкования могут размножаться как одноклеточные организмы, такие как дрожжи, и многоклеточные, такие как гидры.
Фрагментация
Некоторые виды организмов имеют множество жизнеспособных частей, которые могут жить независимо от одной особи. Эти виды способны размножаться бесполым способом размножения, известном как фрагментация. Она происходит, когда часть индивидуума отделяется, и из нее образуется совершенно новый организм. Исходный организм также восстанавливает часть тела, которая отделилась. Эта часть может оторваться естественным путем или во время травмы, либо другой ситуации, угрожающей жизни.
Наиболее известным организмом, который подвергается фрагментации, является морская звезда. Морские звезды могут отделить от тела любую из своих пяти рук, которые затем станут их потомством.
Размножение спорами
Многие растения и грибы используют споры как вид бесполого размножения. Эти типы организмов подвергаются жизненному циклу, называемому чередованием поколений, при котором они проходят разные фазы своей жизни, характеризующиеся наличием диплоидных или гаплоидных клеток. Во время диплоидной фазы они называются спорофитами и производят диплоидные споры, которые используются для бесполого размножения. Виды, которые образуют споры, не нуждаются в партнере или оплодотворении, чтобы произвести потомство. Так же, как и все другие виды бесполого размножения, потомство организмов, которые размножаются, является клонами родителя. Примеры организмов, производящих споры, включают грибы и папоротники.
Полиэмбриония-способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион (монозиготные близнецы).
Вегетативное размножение-способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).
Критерии оценки:
Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 2 тетрадные страницы;
Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 2 тетрадные страницы;
Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц;
Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 1 страницы.
Список использованных источников
1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
4. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с.: ил.