СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Взаимодействие генов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен теоретичесий материал по теме "Взаимодействие генов", приведены примеры, имеются задания по предварительному контролю знаний с эталонами ответов и критериями оценок.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Взаимодействие генов"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина ОУД.12. Биология


Раздел 5. Основы генетики


Тема 5.5. Взаимодействие генов


Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна









2019



Содержание

Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………6

Примерная хронокарта занятия……………………………………………...7

Исходный материал…………………………………………………………. 9

Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….17

Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….20

Предварительный контроль знаний………………………………………... 21

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………... 22

Список использованных источников………………………………………. 25








































Выписка из рабочей программы
дисциплины ОУД.11. Биология
для специальности
34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Тема 5.5.

Взаимодействие генов

Содержание учебного материала

2


Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Полимерное действие генов, плейотропия. Понятие о пенетрантности и экспрессивности. Организация собственной деятельности при работе с текстом учебника.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстом учебника[1, с.172 – 180]

1





































МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тип занятия – комбинированный урок

Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

- сформировать знания о взаимодействии аллельных и неаллельных генов, полимерном действии генов, плейотропии, пенетрантности и экспрессивности. Формирование умений пользоваться генетической информацией.

2. Развивающие цели:

- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.

3. Воспитательные цели:

- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при работе с текстом учебника.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.


МОТИВАЦИЯ

Генетика – одна из важнейших фундаментальных наук. Взаимодействие генетики и медицины обеспечило значительный прогресс в изучении наследственности человека.

Генетика изучает законы наследственности и изменчивости, пытается дать ответ: почему, как и по каким законам у человека всегда рождается ребёнок, у медведя – медвежонок, у кошки – котёнок, а инфузория туфелька при делении образует дочерние инфузории. В то же время все эти потомки, имея значительное сходство с родителями, могут резко отличаться от них по некоторым признакам.

Генетика человека и такие фундаментальные дисциплины, как анатомия, физиология, биохимия, составляют основу современной медицины. Место генетики среди биологических наук и особый интерес к ней определяются тем, что она изучает основные свойства организмов, а именно наследственность и изменчивость. С развитием генетики стало возможным применение её методов в исследовании неизлечимых ранее болезней, патологий и т.д. Что начало привлекать немалый интерес со стороны ученых, работающих в области медицины. Известно несколько тысяч генетических заболеваний, которые почти на 100% зависят от генотипа особи.

Исторически интерес медицины к генетике формировался первоначально в связи с наблюдениями за наследуемыми патологическими (болезненными) признаками. Во второй половине 19-го века английский биолог Ф.Гальтон выделил как самостоятельный предмет исследования «наследственность человека». Он же предложил ряд специальных методов генетического анализа: генеалогический, близнецовый, статистический. Изучение закономерностей наследования нормальных и патологических признаков и сейчас занимает ведущее место в генетике человека.

Знание особенностей наследственности и изменчивости изучаемых признаков, типов наследования признаков, видов взаимодействия генов, законов генетики позволит использовать эти знания для профилактики наследственных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, организации собственной деятельности для эффективного выполнения профессиональных задач.


























Интегративные связи




Генетика человека с основами медицинской генетики

Анатомия и физиология человека









Основы патологии



Взаимодействие генов















Здоровый человек и его окружение



























ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1.

Организационный этап

2 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради


2.

Контроль знаний по предыдущей теме

12 мин.

Оценка уровня сформированности знаний по теме «Законы Г. Менделя»

Инструктирует и проводит контроль

Письменная работа

Приложение 1

Проверочная работа

3.

Мотивационный этап

1 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

4.

Цели занятия

1 мин

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, презентация

5.

Изложение исходной информации

50 мин.

Формирование знаний о взаимодействии аллельных и неаллельных генов, полимерном действии генов, плейотропии, пенетрантности и экспрессивности, формирование умений пользоваться генетической информацией.

Излагает новый материал

Слушают, записывают

6.

Выполнение заданий для закрепления знаний

12 мин.

Закрепление знаний, формирование умения пользоваться генетической информацией, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, формирование способности

организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.


Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы

Приложение 2

Задания для закрепления знаний

7.

Предварительный контроль новых знаний и проверка

7 мин.

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели.

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3


8.

Подведение итогов занятия

1 мин

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1 мин.

Формирование и закрепление знаний, формирование способности организовывать собственную деятельность работе с учебником

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует

Записывают задание

Приложение 4

Исходный материал


План

1. Взаимодействие аллельных генов

2. Взаимодействие неаллельных генов

3. Экспрессивность и пенетрантность

1. Взаимодействие аллельных генов

Согласно закономерностям, установленным Менделем, гены способны к стабильному воспроизведению и фенотипическому проявлению. Гены проявляют свое действие независимо от других генов. Могут происходить мутации генов и возникать различные рекомбинации. Между геном и признаком - сложная связь.

Действие генов специфично. Один ген может отвечать за один признак.

Продуктом функции генов является белок - фермент, катализирующий определенную биохимическую реакцию, играющую важную роль в формировании признака в определенных условиях среды.

Один ген может отвечать за несколько признаков, проявляя плейотропное действие. Например, синдром Марфана. Это наследственное заболевание, развивающееся от присутствия в генотипе одного измененного гена. Заболевание проявляется следующими признаками: подвывихом хрусталика глаза, аневризмой аорты, изменением длины пальцев - появлением "паучьих пальцев", высоким сводом стопы. В основе лежит нарушение развития соединительной ткани.

Рис. 1. Синдром Марфана

Выраженность плейотропного действия гена зависит от биохимической реакции, которую катализирует фермент, синтезируемый под контролем данного гена.

Проявление признаков есть результат взаимодействия различных биохимических реакций. Эти взаимодействия могут быть связаны с аллельными и неаллельными генами.

Взаимодействие аллельных генов может происходить по типу:

•полного доминирования;

•неполного доминирования;

•кодоминирования;

•сверхдоминирования.

При полном доминировании действие одного гена (доминантного) полностью подавляет действие другого (рецессивного). При скрещивании в первом поколении проявляется доминантный признак (например, желтый цвет горошин). Рецессивный аллель гена проявляется в результате мутации. Доминантный аллель отвечает за активную форму фермента, кодирующего признак, а рецессивный аллель - за неактивную форму, или вообще не кодирует белок. У рецессивной особи, гомозиготной по данному аллелю, белок не образуется, и поэтому признак в первом поколении не проявляется.


Рис. 2. Полное доминирование


При неполном доминировании действие рецессивного гена проявляется в первом поколении. Например, при скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветами, появляются розовые. При этом один ген не обеспечивает достаточное количество белкового продукта для нормального проявления признака.

Рис. 3. Неполное доминирование

При кодоминировании проявляется действие обоих генов при одновременном их присутствии. Каждый из аллельных генов кодирует определенный белок. У гетерозиготного организма синтезируются оба белка, и в результате проявляется новый признак. Например, группы крови у человека определяются множественными аллелями IA, IB, I0. Гены IA и IB доминантны, а ген I0 - рецессивен. При взаимодействии генов IA и IB проявляется новый признак, обусловливающий появление IV группы крови IAIB у человека.

При сверхдоминировании у доминантного аллеля в гетерозиготном состоянии отмечается более сильное проявление признака, чем в гомозиготном. У мушки дрозофилы известна рецессивная летальная мутация. Гетерозиготные организмы обладают большей жизнеспособностью, чем доминантные гомозиготные мухи дикого типа.


Рис. 4. Сверхдоминирование


2. Взаимодействие неаллельных генов

Очень часто на один признак организма могут оказывать влияние несколько пар неаллельных генов. Это полигенное наследование. Примером полигенного наследования могут служить различные формы взаимодействия неаллельных генов.

Взаимодействие неаллельных генов происходит по типу комплементарности, эпистаза, полимерии.

Комплементарное действие проявляется при одновременном присутствии в генотипе организмов двух доминантных неаллельных генов. Каждый из доминантных генов может проявляться самостоятельно, если другой находится в рецессивном состоянии, но их совместное присутствие в зиготе обусловливает новое состояние признака.

Например, скрещивали два сорта душистого горошка с белыми цветами. Гибриды 1-гопоколения, полученные в результате скрещивания, имели красные цветы. Окраска цветов зависела от двух взаимодействующих генов.

Белки (ферменты), синтезируемые на основе генов А и В, катализировали биохимические реакции, которые привели к появлению нового признака.

Ген А обусловливал синтез бесцветного предшественника (пропигмента). Ген В определял синтез фермента, под действием которого из пропигмента образовывался пигмент, ответственный за окраску лепестков, а - аллель, не обеспечивающий синтез пропигмента, b - аллель, не обеспечивающий синтез фермента. Лепестки душистого горошка с генотипами ааВВ, ааВв, Аавв, аавв имели белый цвет. Во всех остальных генотипах присутствовали оба доминантных неаллельных гена, что обусловливало образование пропигмента и фермента, участвовавшего в образовании красного пигмента.

При скрещивании гибридов между собой из 16 полученных особей расщепление по генотипу - 9:7. Девять особей имели доминантные гены А и В и были окрашены. Три особи имели доминантный ген А и рецессивный ген в и по фенотипу - белые. Три особи имели рецессивный ген а и доминантный ген В и были белыми. Одна особь, рецессивная по двум генам a и b , имела белую окраску цветов.

Эпистаз - взаимодействие, при котором один из доминантных или рецессивных неаллельных генов подавляет действие другого неаллельного гена. Ген, подавляющий действие другого, называют эпистатическим геном или супрессором. Подавляемый ген называют гипостатическим. Эпистаз бывает доминантным и рецессивным.

Примером доминантного эпистаза является наследование окраски оперения у кур. Доминантный ген С отвечает за развитие окраски оперения у кур. Доминантный неаллельный ген обладает супрессорным действием. В результате этого куры, содержащие в генотипе ген С, в присутствии гена I имеют белое оперение: IICC, IiCC, IiCc, Iicc. Белая окраска оперения обусловлена присутствием рецессивных генов или наличием гена - подавителя окраски I. Куры с генотипами iiCC, iiCc будут окрашены




В основе взаимодействия генов лежат биохимические связи между белками ферментами, кодируемыми эпистатическими генами.

Эпистатическим действием рецессивного гена можно объяснить бомбейский феномен - необычное наследование антигенов системы групп крови АВ0. Известны четыре группы крови.

В семье женщины с I группой крови (I0I0) от мужчины со II группой крови (IAIA) родился ребенок с IV группой крови (IAIB), что невозможно и требовало объяснений. При исследовании оказалось, что женщина унаследовала от матери ген IB, а от отца ген I0. Проявлял свое действие только ген I0, и поэтому считалось, что женщина имеет I группу крови. Ген IB был подавлен рецессивным геном х, находящимся в гомозиготном состоянии - хх.

Подавленный ген IB проявил свое действие, и ребенок имел IV группу крови. Полимерное действие генов связано с тем, что несколько неаллельных генов могут отвечать за один и тот же признак, усиливая его проявление.

Признаки, зависящие от полимерных генов, относят к количественным. Гены, отвечающие за развитие количественных признаков, обладают суммарным эффектом.

Степень проявления признака зависит от числа доминантных аллелей. Чем больше доминантных генов, тем сильнее проявляется признак.

Неаллельные гены отвечают за реализацию одного и того же признака, и поэтому их обозначают одной и той же буквой, цифрами указывая число аллельных пар.

Например, за пигментацию кожи у человека отвечают полимерные неаллельные гены S1 и S2. В присутствии доминантных аллелей этих генов синтезируется много пигмента, рецессивных - мало. Интенсивность пигментации кожи зависит от количества пигмента и определяется количеством доминантных генов.

От брака между женщиной с черным цветом кожи и мужчиной с белой кожей родятся мулаты, имеющие промежуточную окраску кожи.

От брака между мулатами с генотипом S1S1S2S2 могут рождаться дети с пигментацией кожи от светлой до темной.

Вероятность рождения ребенка с белым и черным цветом кожи равна 1/16. Многие количественные признаки наследуются по принципу полимерии: рост, масса и другие.

3. Экспрессивность и пенетрантность

Один и тот же мутантный ген у разных организмов может проявить свой эффект различным образом. Это обусловлено генотипом данного организма и условиями внешней среды, при которых протекает его онтогенез. Фенотипическое проявление гена может варьировать по степени выраженности признака. Это явление Н. В. Тимофеев-Ресовский еще в 1927 г. предложил называть экспрессивностью гена. Действие гена может быть более или менее константным, стойким в своем проявлении или нестойким, вариабильным. С изменчивостью проявления мутантного гена у разных организмов мы действительно встречаемся довольно часто. У дрозофилы имеется «безглазая» мутантная форма (eyeless) с сильно редуцированным числом фасеток. Просматривая потомство одной родительской пары, можно видеть, что у одних мух глаза почти полностью лишены фасеток, тогда как у других число фасеток в глазах достигает половины нормального числа. Такое же явление наблюдается в реализации многих признаков и у других животных и растений.

Один и тот же мутантный признак может проявляться у одних и не проявляться у других особей родственной группы. Это явление Н. В. Тимофеев-Ресовский назвал пенетрантностью проявления гена. Пенетрантность измеряется по проценту особей в популяции, имеющих мутантный фенотип. При полной пенетрантности (100%) мутантный ген проявляет свое действие у каждой особи, обладающей им; при неполной пенетрантности (меньше 100%) ген проявляет свой фенотипический эффект не у всех особей.

Экспрессивность, как и пенетрантность, обусловлена взаимодействием генов в генотипе и различной реакцией последнего на факторы внешней среды. Экспрессивность и пенетрантность характеризуют фенотипическое проявление гена. Пенетрантность отражает гетерогенность линий, популяций не по основному гену, определяющему конкретный признак, а по генам — модификаторам, создающим генотипическую среду для проявления гена. Экспрессивность есть реакция сходных генотипов на среду. Оба указанных явления могут иметь приспособительное значение для жизни организма и популяции, и поэтому экспрессивность и пенетрантность проявления гена поддерживаются естественным отбором. Эти два явления очень важно учитывать и при искусственном отборе.

Экспрессивность гена в развитии зависит от действия факторов внешней среды. Легче всего пока удается проследить влияние различных внешних агентов на мутантные гены. Так, у кукурузы известны мутантные гены, определяющие карликовость растений, положительный геотропизм (наклоняющиеся растения) и др. В основе действия этих генов лежат соответствующие биохимические изменения. Известно, например, что для нормального роста растения необходимы ростовые вещества типа ауксинов. У мутантной карликовой формы кукурузы ауксин вырабатывается нормально, но ген карликовости тормозит образование фермента, который окисляет ауксин, вследствие чего понижена активность ауксина, что и приводит к торможению роста растений. Если на такое растение воздействовать во время роста гиббереллиновой кислотой, то растение ускоряет рост и становится по фенотипу неотличимым от нормального. Добавка гиббереллиновой кислоты как бы восполняет то, что должна была бы произвести нормальная аллель гена карликовости.

Из этого примера видно, что ген контролирует образование определенного фермента, который изменяет характер роста растения. Таким образом, зная механизм действия мутантного гена, можно исправлять и нормализовывать вызываемые им дефекты.

Таким образом, степень выраженности признака в фенотипе получила название экспрессивности. Частота встречаемости данного признака в поколении называется пенетрантностью.












Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

Проверочная работа

Вариант 1.

Задание: выберите правильный ответ

1. Скрещивание, при котором родители различаются только по одной паре признаков, называется:

А) моногибридным; Б) дигибридным;

В) полигибридным; Г) анализирующим.

2. Гибридные особи по генотипу разнородны, поэтому их называют:

А) доминантными; Б) рецессивными;

В) гомозиготными; Г) гетерозиготными.

3. Организм, имеющий генотип АА, называется:

А) доминантный гомозиготный; Б) доминантный гетерозиготный;

В) рецессивный гомозиготный; Г) рецессивный гетерозиготный.

4. Закон единообразия гибридов первого поколения рассматривает характер наследования признаков:

А) полное доминирование; Б) анализирующее доминирование;

В) сцепленное с полом; Г) взаимодействие генов.

5. Второй закон Менделя называется:

А) закон единообразия гибридов первого поколения;Б) закон расщепления;

В) закон независимого наследования признаков; Г) закон чистоты гамет.

6. Определите, сколько типов гамет продуцирует душистый горошек с розовыми цветками, если красная окраска доминирует над белой:

А) ноль; Б) одна;

В) две; Г) три.

7.Каких по генотипу родителей нужно подобрать, чтобы проявился закон единообразия гибридов первого поколения, открытый Г. Менделем?

А)АА, аа; Б) Аа, аа;

В) Аа, Аа; Г) АА,АА.

8. Определите фенотип организма, имеющего генотип ААвв, если желтая окраска семени доминирует над зеленой, а гладкая поверхность – над морщинистой.

А) Зеленые морщинистые семена; Б) Зеленые гладкие семена;

В) Желтые морщинистые семена; Г) Желтые гладкие семена.


9. Какова вероятность рождения гладкошерстных морских свинок (мохнатая шерсть доминирует над гладкой), если один родитель гладкошерстный, а другой мохнатый с гетерозиготным генотипом:

А) 100%; Б) 75%;

В) 50%; Г) 25%.

10. Особь с генотипом ААВв образует гаметы:

А) АВ, Ав; Б) Аа, Ав, Вв;

В) Ав, аВ ; Г) АВ, Ав, аВ, ав.


Вариант 2.

Задание: выберите правильный ответ

1. Признак, который не проявляет своих свойств, называют:

А) доминантный; Б) рецессивный;

В) гомозиготный; Г) гетерозигодный.

2. Если в генотипе организма есть два одинаковый аллельных гена, то такой организм принято называть:

А) доминантным; Б) рецессивным;

В) гомозиготным; Г) гетерозиготным.

3. Признаки, не проявляющиеся у F1, Мендель назвал:

А)рецессивными;

Б)гомозиготными;
В) доминантными;

Г) гетерозиготными.

4.Согласно второму закону Менделя, расщепление по генотипу происходит в соответствии:

А) 1:1 ;Б) 1:2:1 ;

В) 3:1 ;Г) 9:3:3:1 .

5. Согласно третьему закону Менделя появляются новые фенотипические группы и их:

А) одна; Б) две;

В) три; Г) четыре.

6. Особь с генотипом АаВв образует гаметы:

А) АВ,АВ, авав; Б) Аа, Ав, АвВв;

В) Ав, Ав, аВ, ав; Г) АВ, Ав, аВ, ав.

7. Закон независимого наследования (третий закон Менделя) описывает скрещивание:

А) моногибридное; Б) дигибридное;

В)тригибридное; Г) полигибридное.

8. Определите вероятные генотипы детей, если в брак вступили светловолосая женщина (рецессивный признак) и темноволосый мужчина (гетерозиготный по этому признаку):

А) Аа, аа; Б) АА, аа;

В) АА; Г) аа.

9. Определите число всех возможных вариантов генотипа у морской свинки с черной окраской и длинной шерстью, если черная окраска является доминантным признаком, а короткая шерсть – рецессивным:

А) один; Б) две;

В) три; Г) четыре.

10. Определите генотипы родителей, если в результате скрещивания растений томата во втором поколении 50% растений имели красную окраску плода (доминантный признак) и 50% - желтую.

А)АА, аа; Б) Аа, аа;

В) Аа, Аа; Г) АА,АА


Эталоны ответов:

Вариант 1.

1. а

2. г

3. а

4. а

5. б

6. в

7. а

8. в

9. в

10. а

Вариант 2.

1. б

2. в

3. а

4. б

5. б

6. г

7. б

8. а

9. г

10. б

Критерии оценок

Оценка «5»: обучающийся набирает 10 баллов

Оценка «4»: обучающийся набирает 8-9 баллов

Оценка «3»: обучающийся набирает 6-7 баллов

Оценка «2»: обучающийся набирает менее 6 баллов.


Приложение 2

Задания для закрепления знаний по теме «Взаимодействие генов»

Заполните пустые графы таблицы:

Взаимодействие генов

Тип взаимодействия

Характеристика

Полное доминирование



Доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена


Совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме

Сверхдоминирование



Ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары

Эпистаз

Один из доминантных или из рецессивных неаллельных генов подавляет действие другого неаллельного гена

Полимерия



Эталон ответа:

Взаимодействие генов

Тип взаимодействия

Характеристика

Полное доминирование

Доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена

Неполное доминирование

Доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена

Кодоминирование

Совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме

Сверхдоминирование

У доминантного аллеля в гетерозиготном состоянии отмечается более сильное проявление признака, чем в гомозиготном

Комплементароность

Ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары

Эпистаз

Один из доминантных или из рецессивных неаллельных генов подавляет действие другого неаллельного гена

Полимерия

Несколько неаллельных генов однотипного действия могут отвечать за один и тот же признак, усиливая или подавляя его проявление


(за каждый правильный ответ – 1 балл)

Приложение 3

Предварительный контроль новых знаний

Выберите правильный ответ:

1. Что такое плейотропность?

А. Единственное действие гена

Б. Множественное действие гена

В. Множественное действие хромосомы

2. Как выражается полимерное действие генов?

А. Усилением или ослаблением каких-либо признаков

Б. Усилением каких-либо признаков

В. Ослаблением каких-либо признаков

3. Что такое эпистаз?

А. Подавление генов

Б. Подавление признаков потомства

В. Подавление выживаемости особи

4. Что такое комплементарное взаимодействие?

А. Взаимодействие неаллельных генов

Б. Взаимодействие аллельных генов

В. Отсутствие взаимодействия

5. Какими бывают аллельные гены?

А. Доминантными и рецессивными

Б. Доминантными и субдоминантными

В. Возвышенными и низкими

6. Существует ли взаимодействие аллельных генов?

А. Да

Б. Нет

В. Неизвестно

7. Каким может быть доминирование?

А. Нестабильным

Б. Неполным

В. Оно не разделяется

8. Взаимосвязаны ли гены между собой?

А. Да

Б. Нет

В. Неизвестно


Эталоны ответов:

1.б

2.а

3.а

4.а

5.а
6.а

7.б

8.а

(за каждый правильный ответ – 1 балл)


Критерии оценок за работу по новой теме

Оценка «5»: обучающийся набирает 8 баллов

Оценка «4»: обучающийся набирает 6-7 баллов

Оценка «3»: обучающийся набирает 5 баллов (ставится по желанию).


Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Изучите текст учебника (1, с. 172 - 180), ответьте на вопросы – 15, 17,18, 19 (с.224)

Вопрос 15.

Взаимодействие аллельных генов происходит по типу полного доминирования, неполного доминирования, кодоминирования и сверхдоминирования

Полное доминирование - доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена.

Неполное доминирование - доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена.

Кодоминирование - совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме.

Сверхдоминирование - у доминантного аллеля в гетерозиготном состоянии отмечается более сильное проявление признака, чем в гомозиготном.

Вопрос 17.

Комплементарное действие гена проявляется при одновременном присутствии в генотипе двух доминантных или рецессивных неаллельных генов, в результате чего формируется новый признак. Наглядным примером является наследование формы гребня у кур. Ореховидным гребнем обладают особи, в генотипе которых присутствуют два доминантных гена одновременно: ААВВ, ААВв, АаВв, АаВВ.

Вопрос 18.

Эпистаз – это взаимодействие, при котором один из доминантных или рецессивных неаллельных генов подавляет действие другого неаллельного гена. Если оба гена попадают в фенотип в доминантном состоянии, то один доминантный ген подавляет действие другого доминантного неаллельного гена. Ген, подавляющий действие другого гена, проявляет эпистатическое действие. Подавленный ген называют гипостатическим.

Эпистаз наблюдают при наследовании масти у лошадей.

Вопрос 19.

Полимерное действие гена связано с тем, что несколько неаллельных генов однотипного действия могут отвечать за один и тот же признак, усиливая или понижая его действие. Признаки, зависящие от полимерных генов, относятся к количественным: вес, рост, умственные способности, цвет кожи. Гены, отвечающие за количественные признаки, обладают суммарным эффектом.

Критерии оценок

Оценка "5" ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: показывает знание всего изученного материала; даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка "3" ставится, если обучающийся: излагает материал фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке выводов, ошибки при определении понятий.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала.



































Список использованных источников

1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.

3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.

4. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с.: ил.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!