СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы материаловедения» по теме «Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения », разработана для проведения урока теоретического обучения для студентов СПО по профессии 29.01.07 «Портной».
ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока теоретического обучения для обучающихся СПО
по профессии 29.01.07. Портной
по УД ОП. 03. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
по Теме 1.2.: « Строение и свойства тканей »
Тема занятия:
«Классификация ткацких переплетений -
мелкоузорчатые переплетения»
Разработчик: Меликянц Л.Н. ,
преподаватель спец.дисциплин
г. Владикавказ, 2023
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы материаловедения» по теме «Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения », разработана для проведения урока в группах по подготовке 29.01.07 «Портных».
При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, - методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах. Формировать знания по технологии определения переплетений ткани, аналитические способности.
В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.
Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
Тема 1.2.: « Строение и свойства тканей »
Наименование занятия: «Классификация ткацких переплетений: мелкоузорчатые переплетения».
Прогнозируемый результат (формируемые компетенции):
ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.
ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Цели урока:
- Учебная: Создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения.
- Развивающая: формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности; развитие познавательных процессов обучающихся
Развитие умения слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.
- Воспитательная: Формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности; Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любовь к профессии, развитие мотивации успеха.
Методическая цель урока:
- активизация мыслительной деятельности обучающихся.
Тип урока : Комбинированный урок- комбинированный: лекция преподавателя с элементами беседы, презентациями, рассказом и показом образцов переплетений тканей.
Вид урока: проблемно - поисковый
Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся:
обучение в группах
Методы ведения урока:
словесный: повторение, обьяснение, беседа,обобщение и закрепление изученного материала;
наглядный: образцы тканей с различными переплетениями, иллюстрации, слайды, таблицы;
практический : самостоятельная работа обучающихся в определении вида ткацкого переплетения.
Место проведения занятия: учебный кабинет
(учебно- производственная мастерская)
Время занятия: 1 час 20мин.
Материальное обеспечение: Экран, ПК., мультимедиа ,наглядные пособия с образцами переплетения тканей,лупы, схемы-рисунки переплетений, карточки-задания, оформленная доска, мел.
Межпредметная связь:
Химии (органическая химия)
Биология (происхождение натуральных волокон)
Технология пошива изделий по индивидуальным заказам
Технология ремонта и обновления одежды.
Обучающиеся должны
уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ;
знать:
общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов
Используемые учебники и учебные пособия:
Н.А. Савостицкий «Материаловедение швейного производства», М., «Академия»2002г.
Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2014 г.
Бузов Б.А. Материаловедение швейного пароизводства. – М.: Изд. Центр « Академия»,2013 с. 458
Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство - М.: Издательский центр «Академия», 2014 г., стр 128
Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 г., стр 174
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2015 – 256 с
Гольден И.И. Проблемное обучение в профессионально – технических училищах. – М.: Высшая школа, 2012– 151 с.
Этапы урока:
- Организационный момент, мотивация;
- Актуализация опорных знаний
- Деятельность по изучению нового материала
- Закрепление, обобщение изученного материала
- Подведение итогов урока
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Организационный момент, мотивация. | Приветствие учащихся. Постановка проблемы. Создание рабочей обстановки. | Приветствуют педагога. Слушают. Настраиваются на урок.
|
Актуализация опорных знаний | Актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала.
| Анализируют знания, отвечают на проблемные вопросы по предыдущей теме, Участвуют в формулировке темы урока. |
Деятельность по изучению нового материала. | Объяснение нового материала. Организация работы обучющихся с наглядностями | Восприятие новых знаний, обсуждение выводов Самостоятельная работа по определению переплетений |
Закрепление, обобщение изученного материала. | Подведение итогов в форме опроса по теме . | Осуществляют взаимоконтроль. |
Подведение итогов урока | Фиксирует достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценка работы и определение перспективы. | Слушают, воспринимают, Вступают в беседу, по необходимости. |
Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Слушают, записывают |
Структура урока:
1.Организационный момент, мотивация.
- Проверить наличие обучающихся
- Проверить внешний вид и готовность обучающихся к уроку.
Профессиональный портной должен обладать огромным багажом знаний, который он накапливает во время уроков специального курса, производственного обучения и самостоятельных занятий.
В голове его должны уместиться знания о конструировании и моделировании одежды, об оборудовании швейного производства, технологии пошива и ремонта швейных, устранение дефектов одежды, а также знания о тех материалах, которые применяются для их изготовления швейных изделий. Только тогда он будет востребован на рынке труда.
2. Актуализация опорных знаний.
На предыдущих уроках мы познакомились с текстильными волокнами и строением ткани.
Вспоминаем:
Какие бывают волокна по происхождению?
Какие волокна называются натуральными?
Какие волокна называются химические?
Что является сырьем для получения химических волокон?
Как определить направление нити основы и утка?
Что такое ткацкое переплетение?
Назовите классы ткацких переплетений.
Назовите все простые переплетения.
Хорошо. Сегодня мы продолжим изучение ткацких переплетений.
3. Деятельность по изучению нового материал
Внимание на экран: Объявить тему и цель урока.
Тема сегодняшнего урока: «Классификация ткацких переплетений-мелкоузорчатые переплетения»
Цель урока: научиться определять вид переплетения ткани и структуру ткани.
Задачи:
Изучить класс мелкоузорчатых переплетений ткани.
Научиться определять вид переплетения ткани.
Обьяснение новой темы:
Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на подклассы:
производные
комбинированные
Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.
Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".
Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборот уточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный .
Рогожка - двойное или тройное полотняное переплетение, в котором происходит симметричное удлинение основных и уточных нитей. Раппорт по основе равен раппорту по утку. Рисунок выражен ярче чем в полотняном переплетении.
Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.
Усиленная саржа получается при увеличенной длине перекрытий простой саржи. Ткань имеет более четкие и широкие диагональные полосы, чем
в простой сарже.
Сложная саржа – образует на лицевой поверхности ткани диагональные рубчики разной ширины.
Ломаная саржа ("Ёлочка") и обратная саржа имеют равномерно повторяющиеся полосы под углом 90градусов, рисунок напоминает ёлочку
Комбинированные переплетения:
креповые
орнаментные
рельефные
ажурные
Креповые переплетения. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.
Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.
Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.
Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.
4.Закрепление, обобщение изученного материала
Вопросы по теме:
С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?
Что называется раппортом?
Какие ткацкие переплетения относятся к мелкоузорчатым переплетениям?
На какие подклассы делятся мелкоузорчатые переплетения?
Какие виды переплетений относятся к производным мелкоузорчатых переплетения?
Какие виды переплетений относятся к комбинированным мелкоузорчатым переплетениям?
Подведение итогов урока
1.Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
2. Домашнее задание: Н.А.Савостицкий, Э.К. Амирова
« Материаловедение швейного производства» стр.65-69 ,выучить конспект, подобрать образцы тканей мелкоузорчатых переплетений.