СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по внеурочной деятельности»


Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий




Тематическое направление:

патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности





Моя малая родина –

край мой родной


Разработала

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение Татарско – Шмалакской

средней школы

Абубекярова Рита Фяритовна




Аннотация

Воспитание чувства патриотизма у младших школьников– процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, школе, своим друзьям, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании младших школьников как одно из приоритетных условий рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

Знакомство учащихся с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Данная работа направлена на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром. Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, на данном мероприятии использовались разнообразные выразительные средства : художественное слово, музыкально-ритмические игры, игры- пантомимы, песни, танцы, театрализация. Непосредственное участие каждого ребенка в празднике, посвященное родному краю, дает возможность детям соприкоснуться с культурой,природой своего края через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.

Цель данного праздника - привлечение внимания ребят к красоте родного края, родной природы, знакомство с его историей, развитие способности к свободным, образным импровизациям.

Данному празднику предшествовала предварительная работа. Это и совместная деятельность учителя с учащимися: просмотр фотографий, видеоклипов о родном селе, знакомство с природой родного края, целевые прогулки в музей, фотовыставки и взаимодействие с родителями - разучивание стихов, песен, игр, танцев, изготовление атрибутов, совместная выставка поделок из природного материала ребят и родителей, выставка детских рисунков «Дары родной земли».

Задачей данного праздника является объединить в одно целое разные знания и ощущения ребят; открыть для учащихся огромный мир родного края, в котором рядом , как добрые соседи, живет окружающий мир животных, насекомых, растений.














«Моя малая Родина - край мой родной»

Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.


Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».

Задачи:

  1. Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».

  2. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.

  3. Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

Планируемые результаты деятельности:

После завершения мероприятия учащиеся приобретут следующие умения:


Личностные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

- умение действовать в интересах группы;

- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.


Метапредметные:

- умение работать с информацией и медиасредствами;

– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

- умение оценить степень успешности своей деятельности;

- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного города.

Форма мероприятия: литературно- музыкальная композиция

Место проведения: МБОУ Татарско – Шмалакская СШ

  Возраст 1-4 классы

Учебно-наглядный комплекс:

- мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

- фотографии




Ход внеклассного мероприятия.


(звучит песня « С чего начинается Родина?»


  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте ребята. Наше мероприятие сегодня начнём с игры.

Игра на сплочение.

Обучающиеся  встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. (Затем можно сделать то же по отношению к соседу слева).


  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете РЕБУС: 18,16,5,10,15,1.(Р О Д И Н А) Каждая цифра соответствует своей букве.


  1. Работа по теме классного часа.

Учитель

- Какое слово получилось?

- Прочитайте тему нашего мероприятия.

- О чем будем говорить?


Ученик: (слайд 1)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.


Учитель

- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем стихотворение.


Ученик 1: ( слайд 2)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги

По которой мы идем.


Ученик 2: (слайд 3)

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

Ученик 3: (слайд 4)

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.


Ученик 4: (слайд 5)

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Учитель:

- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?


Игра с мячом.

Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)


Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.


Учитель: (слайд 6)

- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия наша – огромная страна.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.


- Каждая страна имеет свою символику. А какие государственные символы вы знаете?

Беседа о государственных символах.
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

Ученик: ( слайд 7)

Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Ученик:

Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Ученик:

Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.
– Чем является флаг для нашего государства? (символом)
– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).
– Послушайте рассказ учеников.

Ученик: (слайд 8)

 В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

Ученик:

 Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

Ученик:

 У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

Ученик:

 Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд 9)

Учитель:

Есть свои символы и у Павловского района, и нашего села.

(Просмотр видео ролика «Символы Павловского района».)



Учитель:

- Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, а для некоторых родное село.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

(прослушивание песни на татарском языке «Туган як» в переводе означает Родная земля»)

Учитель:

- Наша малая Родина –это наше село.

-Как оно называется?

-Кто живёт в нашем селе? (Татары)

- А какие традиции, праздники есть у нас? Какие национальные блюда есть? Назовите известных татарских поэтов и артистов. (слайды 10-14)

- Мы с вами люди татарской национальности. Должны мы соблюдать традиции нашего народа, любить и уважать его культуру, знать и не забывать свой родной язык.

- А почему так назвали наше село?


(слайды15-17)

На юге-западе Ульяновской области раскинулся удивительной красоты край – Павловский район. Богатые разнотравьем долины сменяются холмами, густые леса переходят в редколесье, небольшие речки веером растекаются по всем направлениям. Сказочная река Избалык держит путь на юго – восток. Зимой, даже в сильные морозы, она не замерзает, потому что питаются ключами, бьющими со дна. Вокруг снег, прикрывающий ивняк и кустарник, а по берегам зеленеет трава, согреваемая тёплыми клубами пара, которыми дышит загадочный Избалык. Красива Павловка, облюбовавшая долину в низком котловане. Со всех сторон её окаймляют живописные холмы. Недалеко от Павловки расположено село Татарский Шмалак.

- Почему оно так называется? Обратимся с вами в историю нашего села.

( Рассказ о возникновении села директором краеведческого музея школы)

Раньше село называлось Мингачевка. Проезжал через наше село житель из Тюмени по имени Шум. Облюбовал место на пригорке, рядом которого бил родник. И стал устраивать свою жизнь. Потом село переименовали в честь него. И село стали называть Татарский Шмалак ( из материалов краеведческого материала музея школы). А о деревне Татарский Шмалак в архивах Саратовской области имеются такие сведения: « Деревня Татарский Шмалак входит в Безобразовскую волость, Хвалынского уезда, общество Татарско –Шмалакское ,крестяне – бывшие государственные, из мурз Татарской национальности( из архива).


Про наше село написала стихотворение наша землячка Мадифурова Рясимя Сабиржановна. Послушайте пожалуйста его. Она сегодня у нас в гостях.

(Стихотворение читает сама поэтесса)


Спросила маму просто так

-А что такое Тат Шмалак?

И рассказала мне как сказку

Кто дал селу названье Тат Шмалак?

Это было многолет назад.

Здесь кругом росли леса,

Волк бродил, медведь, лиса,

Ветры буйные шумели.

Очень громко птички пели

И журчали родники,

С них сбегали ручейки.

Видишь, там течёт река?

А течёт издалека

И зовут её Елань – Кадада

Многих выручала когда –то

Может ложь, а может нет.

Шли три брата наугад.

Ну об этом узнали потом

Али, Мурат, Шом

Видно был нелёгок путь

И присели отдохнуть

С родничка воды попили

Отдохнули, побродили..

Сколько можно им бродить?

Стали тут леса рубить,

Строить дом, искать невест

Даже некогда присесть,

Хлеб сажать, детей рожать.

Днём работать, ночью спать.

Было им , ох тяжело.

С именем росло село.

До Казани и Симбирска

Было очень далеко.


Наша школа



Мечеть в центре села Новый памятник погибшим односельчанам во время Великой Отечественной войне

Учитель: (Карта Российской Федерации)

- Ребята, если мы скажем, что живем в России, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Так как наша страна очень большая, то наше село по сравнению с ней как маковка. Напомните, пожалуйста, наш адрес:

Дети: Мы проживаем в России, Ульяновской области, Павловский район, село Татарский Шмалак.

И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это наше село.

- Что вы знаете о своей Родине?

- Какой вы хотите видеть свою малую Родину?

-Что для этого надо делать?

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.



Ученик:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки –березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И соседней ткацкой фабрики
Громкий утренний гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.


  1. Подведение итогов. ( слайд 18)

Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет

ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

- Составление пословиц о любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.


  1. Рефлексия.

- Скажите, о чем мы сегодня говорили?

- Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?


(Исполнение песни «С чего начинается Родина?»)