СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по внеурочной деятельности на тему "Эти удивительные фразеологизмы" (5 кл)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по внеурочной деятельности на тему "Эти удивительные фразеологизмы" (5 кл)»

Автор-разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г. Казани А.В. Владимирова

Тема: Удивительный мир фразеологизмов.

Тип занятия: внеурочная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: карточки с заданиями для конкурсов; задания с сайта http://learningapps.org/

Дидактическая цель: повышение уровня языкового развития учащихся.

Предметные задачи занятия:

- научить учащихся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, понимать их значение, отличать эмоционально-выразительные достоинства;

- познакомить учащихся с фразеологическим словарём как источником информации о значении фразеологизмов и помощником в правильном использовании фразеологизмов в собственной речи.

Метапредметные задачи занятия:

формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные задачи занятия:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать умение сотрудничать.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

распознавать их в тексте и понимать значение;

правильно использовать фразеологизмы в собственной речи;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Орг. момент.

- Доброе утро, ребята! Мы сегодня с вами работаем в командах. Выберите капитана команды и казначея, который будет считать полученные вами баллы, запишите имена на маршрутном листе, который есть у вас на столе.

Недавно мне в руки попалась книга Корнея Ивановича Чуковского «От 2 до 5», в котором я прочитала такой случай: у трехлетней Тани порвался чулок.

— Эх, — сказали ей, — пальчик-то каши просит!

Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши и тычет туда палец ноги. С каким языковым явлением связан этот забавный случай? (С фразеологизмами)

- А что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении.)

- Чем интересны фразеологизмы? Можем ли мы без них обойтись? (Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше употреблять их в своей речи, тем выразительнее и богаче она станет.)


Надеюсь, что вы сегодня не будете гонять лодыря и сидеть сложа руки, а будете работать не покладая рук и трудиться в поте лица.


- Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).

-Как вы думаете, что нужно делать, если вы встретили фразеологизм, значение которого вам непонятно? (воспользоваться фразеологическим словарем) Посмотрите, на ваших столах представлены фразеологические словари и для выполнения следующего задания они вам могут понадобиться.

Задание 1

- Я подготовила вам словарные статьи к нескольким фразеологизмам, но они разрезаны и перепутаны. Вам нужно правильно составить пары и найти значение. (Кузькина пята, ахиллесов кафтан, филькина мать, тришкина грамота).

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место человека. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сы­на неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Кузькина мать - устрашающие и пугающие действия в скором будущем в чей-либо адрес. Происхождение фразеологизма связано с матерью домового Кузьки, которого все представляют, как проказливого и бестолкового существа. И именно в прежние времена считали, что мать домового Кузьки обитает за печкой в доме, а если же она покажется кому-нибудь, то этот человек соответственно будет напуган.

Тришкин кафтан - нелепые и необдуманные действия непрофессионала во время устранения проблем приводящие к ещё большим проблемам. Происходит фразеологизм из одноимённой басни И.А. Крылова. По сюжету портной Тришка решил переделать свою одежду, обрезая её части и перешивая, в результате сделав свой кафтан ещё хуже, чем было. «Ваши попытки собрать шкафчик – как тришкин кафтан переделывать, давайте уже позовём мастера».

Филькина грамота - глупо составленный, плохо написанный документ. Выражение Филькина грамота пошло со времён Ивана Грозного. Митрополит Филипп в своих многочисленных посланиях к царю – грамотах стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами

- За каждое выражение команда получает балл. Запишите их в маршрутном листе. Молодцы! Справились с заданием. А сумеете ли вы их найти в тексте?


Задание 2

Перед вами текст, в котором вам предстоит найти и подчеркнуть фразеологизмы со словом «вода», подсчитать их количество.

Бывает частенько, что слово одно.

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот была я девчонкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

 А гуси и утки сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою — ты правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идёт

- Под камень лежачий вода не течёт...

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую! Ты скажешь потом:

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»


- Проверяем. Что означают эти фразеологизмы?

1.Немало воды утекло (прошло много времени)

2.Идти в огонь и воду (идти самоотверженно)

3. Как с гуся вода (все нипочем)

4. Воды в рот набрал (молчит)

5.Под лежачий камень вода не течёт (не будешь что-то делать, ничего не получится)

6.Толочь воду в ступе (бессмысленная работа)

7.Лить воду (болтать)

8.Воду носить решетом (делать бесполезную работу)


- Молодцы! Сколько выражений нашли, столько баллов себе и поставьте.


Задание 3

- Ребята, а как вы думаете, есть ли у фразеологизмов антонимы и синонимы? Давайте мы с вами сейчас это и проверим. К доске выходит один человек из команды и к фразеологизму подбирает из представленных слов синоним и антоним.

- Молодцы! Каждая команда получает по 2 балла за это задание


Задание 4

- Следующее задание творческое, и называется оно «Сценическое мастерство». Команды должны показать фразеологизм с помощью пантомимы, т.е. молча. Задание оценивается в 5 баллов, но баллы команда получит, если пантомима будет отгадана другой командой. Капитаны, подойдите ко мне за карточкой с заданием.


1. Его как ветром сдуло

2. За двумя зайцами


- Какие прекрасные актеры у нас здесь собрались! Молодцы!


Задание 5

- Продолжаем творить. Я вам даю текст. Вы должны вставить вместо подчеркнутых слов фразеологизмы.

Домашнюю работу Петька сделал без всяких затруднений. Вообще он эту тему знал очень хорошо, потому что на уроке работал активно и все быстро усваивал, а вот друг его Лешка в это время бездельничал и отвлекался.

Слова для справок: считал ворон, схватывал на лету, засучив рукава, без сучка и задоринки, знал назубок, бил баклуши

Полученный текст: домашнюю работу Петька сделал без сучка и задоринки. Вообще он эту тему знал назубок, потому что на уроке работал засучив рукава и все схватывал на лету, а вот друг его Лешка в это время бил баклуши и считал ворон.

- За каждый правильный ответ получаем по 1 баллу.


Задание 6 (резервное задание)

«На загадку дай отгадку»

- Я вам говорю загадку, а вы показываете сигнальные карточки, кто быстрее отгадает, тот получает 1 баллу за каждый ответ.

1.  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

2.  Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

3.  Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

4.  Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами.(Язык.)

5.  Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

6.  Ее заваривают, а потом расхлебывают (Каша.)


Рефлексия

- Ну, что ж, молодцы! Работали засучив рукава! Поднимите руки те, кто зарубил все себе на носу, а теперь те, кто слушал нас краем уха.

- Спасибо за работу!