Автор-разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г. Казани А.В. Владимирова
Тема: Удивительный мир фразеологизмов.
Тип занятия: внеурочная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карточки с заданиями для конкурсов; задания с сайта http://learningapps.org/
Дидактическая цель: повышение уровня языкового развития учащихся.
Предметные задачи занятия:
- научить учащихся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, понимать их значение, отличать эмоционально-выразительные достоинства;
- познакомить учащихся с фразеологическим словарём как источником информации о значении фразеологизмов и помощником в правильном использовании фразеологизмов в собственной речи.
Метапредметные задачи занятия:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи занятия:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать умение сотрудничать.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;
- распознавать их в тексте и понимать значение;
- правильно использовать фразеологизмы в собственной речи;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
- Доброе утро, ребята! Мы сегодня с вами работаем в командах. Выберите капитана команды и казначея, который будет считать полученные вами баллы, запишите имена на маршрутном листе, который есть у вас на столе.
Недавно мне в руки попалась книга Корнея Ивановича Чуковского «От 2 до 5», в котором я прочитала такой случай: у трехлетней Тани порвался чулок.
— Эх, — сказали ей, — пальчик-то каши просит!
Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши и тычет туда палец ноги. С каким языковым явлением связан этот забавный случай? (С фразеологизмами)
- А что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении.)
- Чем интересны фразеологизмы? Можем ли мы без них обойтись? (Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше употреблять их в своей речи, тем выразительнее и богаче она станет.)
Надеюсь, что вы сегодня не будете гонять лодыря и сидеть сложа руки, а будете работать не покладая рук и трудиться в поте лица.
- Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
-Как вы думаете, что нужно делать, если вы встретили фразеологизм, значение которого вам непонятно? (воспользоваться фразеологическим словарем) Посмотрите, на ваших столах представлены фразеологические словари и для выполнения следующего задания они вам могут понадобиться.
Задание 1
- Я подготовила вам словарные статьи к нескольким фразеологизмам, но они разрезаны и перепутаны. Вам нужно правильно составить пары и найти значение. (Кузькина пята, ахиллесов кафтан, филькина мать, тришкина грамота).
Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место человека. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
Кузькина мать - устрашающие и пугающие действия в скором будущем в чей-либо адрес. Происхождение фразеологизма связано с матерью домового Кузьки, которого все представляют, как проказливого и бестолкового существа. И именно в прежние времена считали, что мать домового Кузьки обитает за печкой в доме, а если же она покажется кому-нибудь, то этот человек соответственно будет напуган.
Тришкин кафтан - нелепые и необдуманные действия непрофессионала во время устранения проблем приводящие к ещё большим проблемам. Происходит фразеологизм из одноимённой басни И.А. Крылова. По сюжету портной Тришка решил переделать свою одежду, обрезая её части и перешивая, в результате сделав свой кафтан ещё хуже, чем было. «Ваши попытки собрать шкафчик – как тришкин кафтан переделывать, давайте уже позовём мастера».
Филькина грамота - глупо составленный, плохо написанный документ. Выражение Филькина грамота пошло со времён Ивана Грозного. Митрополит Филипп в своих многочисленных посланиях к царю – грамотах стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами
- За каждое выражение команда получает балл. Запишите их в маршрутном листе. Молодцы! Справились с заданием. А сумеете ли вы их найти в тексте?
Задание 2
Перед вами текст, в котором вам предстоит найти и подчеркнуть фразеологизмы со словом «вода», подсчитать их количество.
Бывает частенько, что слово одно.
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот была я девчонкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою — ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт
- Под камень лежачий вода не течёт...
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую! Ты скажешь потом:
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
- Проверяем. Что означают эти фразеологизмы?
1.Немало воды утекло (прошло много времени)
2.Идти в огонь и воду (идти самоотверженно)
3. Как с гуся вода (все нипочем)
4. Воды в рот набрал (молчит)
5.Под лежачий камень вода не течёт (не будешь что-то делать, ничего не получится)
6.Толочь воду в ступе (бессмысленная работа)
7.Лить воду (болтать)
8.Воду носить решетом (делать бесполезную работу)
- Молодцы! Сколько выражений нашли, столько баллов себе и поставьте.
Задание 3
- Ребята, а как вы думаете, есть ли у фразеологизмов антонимы и синонимы? Давайте мы с вами сейчас это и проверим. К доске выходит один человек из команды и к фразеологизму подбирает из представленных слов синоним и антоним.
- Молодцы! Каждая команда получает по 2 балла за это задание
Задание 4
- Следующее задание творческое, и называется оно «Сценическое мастерство». Команды должны показать фразеологизм с помощью пантомимы, т.е. молча. Задание оценивается в 5 баллов, но баллы команда получит, если пантомима будет отгадана другой командой. Капитаны, подойдите ко мне за карточкой с заданием.
1. Его как ветром сдуло
2. За двумя зайцами
- Какие прекрасные актеры у нас здесь собрались! Молодцы!
Задание 5
- Продолжаем творить. Я вам даю текст. Вы должны вставить вместо подчеркнутых слов фразеологизмы.
Домашнюю работу Петька сделал без всяких затруднений. Вообще он эту тему знал очень хорошо, потому что на уроке работал активно и все быстро усваивал, а вот друг его Лешка в это время бездельничал и отвлекался.
Слова для справок: считал ворон, схватывал на лету, засучив рукава, без сучка и задоринки, знал назубок, бил баклуши
Полученный текст: домашнюю работу Петька сделал без сучка и задоринки. Вообще он эту тему знал назубок, потому что на уроке работал засучив рукава и все схватывал на лету, а вот друг его Лешка в это время бил баклуши и считал ворон.
- За каждый правильный ответ получаем по 1 баллу.
Задание 6 (резервное задание)
«На загадку дай отгадку»
- Я вам говорю загадку, а вы показываете сигнальные карточки, кто быстрее отгадает, тот получает 1 баллу за каждый ответ.
1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами.(Язык.)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
6. Ее заваривают, а потом расхлебывают (Каша.)
Рефлексия
- Ну, что ж, молодцы! Работали засучив рукава! Поднимите руки те, кто зарубил все себе на носу, а теперь те, кто слушал нас краем уха.
- Спасибо за работу!