Методическая разработка
Подготовка к контрольной работе по теме:
"Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"
8 класс
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, подготовить обучающихся к контрольной работе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- умеют использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни;
- распознают проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки;
- объясняют физические процессы и свойства тел;
- распознают проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
- используя описание исследования, выделяют проверяемое предположение, оценивают правильность порядка проведения исследования, делают выводы;
- различают основные признаки изученных физических моделей;
- характеризуют свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы.
Метапредметные:
Познавательные.
- выделяют и формулируют познавательную цель;
- строят логические цепи рассуждений;
- производят анализ и преобразование информации.
Регулятивные.
- умеют определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи;
-умеют планировать и корректировать.
Коммуникативные.
- умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Личностные.
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима», презентация к уроку (в презентации к уроку эти картины есть в электронном виде), «Путевые листки» (для учащихся)
Запись на доске: «Физику все дружно изучайте
И задачи разные решайте
Вам помогут в жизни эти знанья-
Не страшны вам будут все заданья,
По плечу вам станут все терзанья!»
Этапы урока:
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Повторение:
1 станция «Окружающий мир»
2 станция «Разминка»
3 станция «Новости из Интернета»
4 станция «Время формул»
5 станция «Предъяви пропуск»
6 станция «Прочти меня»
7 станция «Почемучка»
8 станция «Экспериментальная»
Рефлексия.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Ход урока.
Учитель: «Здравствуйте! Очень приятно вновь встретится с вами на уроке физики, уверена, что вы готовы к уроку, на котором мы заглянем в мир знаний о тепловых явлениях и отправимся в путешествие на экспресс поезде «Тепловые явления». Почему мы выбрали эту тему? Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе.
Источники тепловых явлений:
природные: звёзды, Солнце, молния и гейзеры;
искусственные: выделение теплоты за счёт химических реакций, в результате протекания электрического тока по проводнику.
Тепловые явления - это удивительные по красоте явления. Поэты и художники часто описывают их в своих произведениях. Взгляните на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима». Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?»
Ученики: (возможные варианты ответов)
1 ученик: «Я думаю, мы сегодня будем повторять тепловые явления».
2 ученик: «На картине «Грачи прилетели» около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, то есть плавления».
3 ученик: «На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка – это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации.
Учитель: «На каждой станции к нашему поезду будет прикрепляться вагон знаний, который поможет вам повторить и закрепить ранее изученный материал, и чем больше мы успеем сегодня с вами вспомнить, тем длиннее будет поезд знаний «Тепловые явления»
Учитель: 1 станция «Окружающий мир». Посмотрите в окно, взгляните на небо. Сегодня оно необычное. Что вы видите? Как это связано с нашей темой?
Ученики: «Мы видим, как по небу плывут облака. Образование облаков я могу объяснить таким физическим явлением как конденсация. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, и когда эти капельки собираются вместе, мы эти капельки видим, как облака».
Учитель: «Ребята, послушайте сообщение на тему «Облака», подготовленное вашим одноклассником».
Ученик: «Облака образуются не только от конвекции воздуха, но и в тех случаях, когда движутся один над другим потоки воздуха с неодинаковой температурой, например: теплый воздух над холодным и наоборот. По своему составу облака подразделяются на водяные, ледяные, смешанные. Образовавшиеся вокруг ядер конденсации капельки воды в облаке нередко сохраняются при температуре ниже нуля в переохлажденном, но в жидком состоянии (даже при температуре примерно равном минус 20°С) Части капелек превращаются в кристаллики льда,- снежки… и т.д.
Учитель: «Молодец, спасибо! Ребята, а сейчас мы находимся на станции «Разминка». Нам необходимо разделиться на две команды: первый ряд - «Дождинки», второй - «Снежинки». Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.
В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.
(Тела могут совершать работу только в том случае, если они обладают энергией. Чем большей энергией обладает тело, тем большую работу оно может совершить. Виды энергии: кинетическая, потенциальная, внутренняя.)
Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?
(Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей)
Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.
(Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.)
Что такое теплопроводность?
(Явление переноса энергии от участков тела с большей температурой к участкам с меньшей температурой, которое происходит в результате взаимодействия частиц вещества друг с другом.)
Что такое конвекция?
(Перенос тепловой энергии направленным движением молекул вещества: струёй, потоком.)
Что такое излучение?
(Все нагретые тела передают тепловую энергию другим телам путем излучения. Чем выше температура излучающего тела, тем больше тепловой энергии оно излучает)
Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?
(Количество теплоты, которое необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°С)
Как рассчитать количество теплоты? Единица количества теплоты.
(Чтобы рассчитать количество теплоты нужно удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между начальной и конечной температурой. Единица количества теплоты - ДЖОУЛЬ)
9. Что называется теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива.
(Количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг называется удельной теплотой сгорания. Единица удельной теплоты сгорания топлива Дж/кг)
Чему равна удельная теплоемкость воды?
(4200 Дж/кг °С, это значит что для нагревания воды массой 1 кг на 1 °С требуется количество теплоты, равное 4200 Дж)
Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился. Сейчас объявляется станция «Новости из Интернета».
1 ученик: «В Англии создан градусник на жидких кристаллах, с помощью которого можно измерять температуру от 30° С до 150° С с точностью до 0,1 °С. Градусник представляет собой набор полосок полистироловой ленты, в которую вделаны кристаллы, каждый из которых реагирует на определенную температуру. Одним из термометров можно измерять температуру тела, прикладывая полоску, например ко лбу. Соответствующий этой температуре кристалл мгновенно меняет цвет. Особенно удобны эти градусники при лечении детей»
2 ученик: «Ворона, сидящая на столбе, точно укажет, откуда дует ветер морозный. Она всегда обращена к нему клювом - так, чтобы ветер обтекал, а не ворошил перья. В погоду тихую, но морозную птицы «взбивают» свои перины, превращая в рыхлые шарики.… У животных надежное тепло держит мех, он у многих обновляется… Холод, стимулирует рост меха. Это проследили по ослику, привезённого в Подмосковье из Средней Азии. В первую зиму сшили ему из старой овчины что-то вроде жилетки. И к зиме заметили, что ослик становится похожим на пушистое чудище – так, что и жилетка не нужна»
2 ученик: «Собственное тепловое излучение не сильно нагретых тел только на первый взгляд кажется слабым и незаметным. Ученые подсчитали, а затем и подтвердили опытным путем, что невидимое тепловое излучение поверхности тела человека обладает достаточной энергией, чтобы согреть нас даже в холодную зимнюю ночь. Придется лишь одеть костюм-комбинезон с прокладкой из алюминиевой фольги, отражающей обратно испускаемые человеческим организмом инфракрасное излучение. Наше тело излучает несколько сотен ватт тепловой энергии и этого хватит, чтобы не замерзнуть. «Свой дом ношу с собой»- может с полным правом сказать обладатель такого костюма»
Учитель: «Спасибо вам за интересные сообщения. А мы с вами находимся на новой станции «Время формул», формул которые используются при решении задач по теме «Тепловые явления». На доске написаны формулы, но в них есть недостающие физические величины. Из каждой команды выходит один представитель и дописывает их. Выигрывает тот, кто быстрее справиться с заданием. (После выполнения этого задания формулы с доски стираются).
Следующее задание, такое: напишите по памяти все формулы, которые мы использовали в данной теме при решении задач, на «Путевых листках», которые у вас лежат на парте. После выполнения этого задания листки отложите в сторону.
Учитель: Но наш сегодняшний урок, урок закрепления знаний, поэтому, если кто, то и не смог вспомнить все формулы и записать их, не беда. Мы поможем вам на станции «Предъяви пропуск». Здесь мы будем решать задачи, а пропуск к их решению – это знание формул. Прочитайте условия задачи и скажите с помощью, какой формулы ее можно решить? Решите задачу.
Задача 1. Сколько теплоты выделится при полном сгорании сухих березовых дров объёмом 5 м³?
Задача 2. Определите количество теплоты, необходимого для превращения в кипяток льда массой 3 кг, взятого при 0°С.
(Для ребят, которые справились быстрее остальных на экране задачи типа:
Какое количество теплоты необходимо для плавления 10 тонн стального лома, который переплавляют в мартеновских печах, если его температура лома 20°С.)
Учитель: Мы приблизились к станции «Прочти меня». Умеем ли мы читать графики? Что не получалось у нас? На эти и другие вопросы мы получим ответы на этой станции, итак перед вами график. У вас на «Путевых листках» он тоже есть.
Задание 1. Что означает зеленый график (от -10 до 0)? Подпишите формулу для расчета количества теплоты для неё. (Нагревание льда, который имел температуру – 10 градусов)
Задание 2. Что означает красный график (от 0 до 0)? Подпишите формулу для расчета количества теплоты для неё. (Плавление льда)
Задание 3. Что означает желтый график (от 0 до 100 градусов)? Подпишите формулу для расчета количества теплоты для неё. (Нагревание воды, который имел температуру 0 градусов до кипения)
Задание 4. Что означает синий график (от 100 до 100 градусов)? Подпишите формулу для расчета количества теплоты для неё. (кипение воды и её испарение при неизменной температуре)
Задание 5. Сформулируйте задачу к этому графику, кратко запишите её у себя на «Путевых листках».
Учитель: «Ребята, на предыдущем уроке вам на дом было задано также подготовить интересные вопросы по теме урока, вы готовы? Если да, то мы с вами на станции «Почемучка» (ребята по очереди задают вопросы друг другу).
1 ученик: Почему пар обжигает сильнее, чем вода той же температуры?
(При конденсации пара выделяется значительно больше количества теплоты, чем при охлаждении горячей воды.)
2 ученик: Почему советуют не разводить сады в низинах?
(Холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается в низу, в низких местах чаще бывают заморозки)
3 ученик: В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном?
(В деревянном доме теплее, так как дерево имеет меньшую теплопроводность)
4 ученик: Почему яблочный пирог долго остается горячим?
(В яблоках остается много влаги, а жидкость имеет большую теплоемкость)
5 ученик: А я приготовил опыт «Изучение теплопроводности», для него нужно взять алюминиевую или медную проволоку и с помощью пластилина прикрепить к нему гвозди. Зажечь спиртовку и поднести свободный конец к горящей спиртовке. Через определенное время гвозди начнут опадать (демонстрирует). Вопрос: «Почему гвозди не упали одновременно?»
6 ученик: Почему до нагреваемого конца стержня невозможно дотронуться, а за противоположный конец держать легко. Что будет при продолжительном нагревании?
7 ученик: Почему горбат верблюд?
(Если бы жировые запасы верблюда были бы распределены равномерно, то вследствие плохой теплопроводности жира, в пустыне верблюд бы погиб от перегрева)
8 ученик: Как влияет ветер на показания термометра в морозный день?
(Влияние ветер не оказывает. Мороз в ветреную погоду переносится труднее, т.к. ветер сгоняет слои воздуха, нагреваемые телом, заменяя их холодными. Это вызывает усиленный расход тепла, резкое ощущение холода) и т. д.
Учитель: «Молодцы! Очень интересные вопросы и эксперимент удачный, я тоже вам приготовила кое-что и станция «Экспериментальная» готова нас принять. Прошу внимания! (выполняет учитель)
Опыт 1: Кипячение воды в бумажной коробке. Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим на электрическую плитку (можно подвесить над спиртовкой). Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой. (Учитель предлагает ребятам убедиться в этом, и объясняет суть опыта, предварительно спросив их мнение)
Опыт 2: Несгораемый платок. Носовой платок предварительно смачивают водой (незаметно от присутствующих), затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет. (Учитель объясняет, почему платок остаётся целым, предварительно заслушав мнение ребят)
Рефлексия
Учитель: «Ребята, мы совершили круговое путешествие на поезде «Тепловые явлении» и теперь сделаем выводы, насколько было комфортно нам в этом поезде, всем ли хватило знаний, чтобы перейти к следующей теме по курсу физики. Если кто-то почувствовал слабинку, дома обязательно постарайтесь вернуться на ту станцию, где вам было не очень комфортно и исправьте ситуацию. Сегодня вы очень хорошо и дружно поработали. На наших уроках мы учимся наблюдать, анализировать, логически мыслить. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний. Подпишите «Путевые листки», на которых вы работали и сдайте на проверку. Наиболее активные ребята получают за урок отличные оценки. Большое спасибо всем за совместную работу.»
Домашнее задание
Повторить формулы, подготовиться к контрольной работе.
Творческое: нарисовать рисунок, в котором весело, с юмором образно будут отражены тепловые явления или механизм их протекания. Рисунок может содержать вопрос или задание.
Итоги урока. Выставление оценок.