Конспект занятия на тему
«Путешествие в историю традиций русского народа»
Цель:
Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
Материалы:
Репродукции русских художников (Б. Кустодиев «На ярмарке», «Балаган», К. Маковский «Святочные гадания», С. Кожин «Масленица на Руси», И. Соколов «Ночь на Ивана Купала», Ю. Сергеев «Русь языческая, «Праздник урожая» и т.д.) Фотографии русской народной одежды, интерьера русской избы, предметов быта. Изделия или рисунки предметов декоративно-прикладного искусства. Музыкальное сопровождение – русские народные песни, колыбельные, частушки.
Ход занятия.
Вед 1: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение.
Вед 2: И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
Поэтому мы с вами и совершим сейчас небольшое путешествие в историю русских народных традиционных праздников.
звучит песня "У моей России»".
- Начнём мы наше путешествие с первых зимних праздников, которые любимы у нашего народа.
«Святки»
В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.
Просмотр мультфильма «Святки"
- Следующим праздником, который отмечался обычно как проводы русской зимы в конце февраля или начале марта по народному календарю, был праздник «Масленица».
«Масленица»
У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. В завершение праздника жгли костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.
Просмотр мультфильма «Масленица»
- Продолжаем наше путешествие и сейчас мы расскажем вам о главном православном празднике – Пасхе.
«Пасха»
Пасха, или Светлое Воскресение Христово — главный праздник в христианском календаре, его отмечают уже более 2000 лет. Мы считаем время “от Рождества Христова”, то есть, когда Иисус родился. Пасха связана с его чудесным возрождением после казни — распятия на кресте.
И по сей день мы помним о том, что Иисус пострадал за любовь и доброе отношение к людям. Пасха — это дань памяти Христу, праздник веры в светлое будущее. С тех пор на Пасху принято красить яйца – как символ веры в то, что самое великое чудо на земле действительно случилось. При встрече в день Пасхи все люди говорят друг другу «Христос Воскрес», тем самым как бы сообщая друг другу благую весть. И получают ответ: «Воистину Воскрес» — это означает, что его собеседник радуется вместе с ним. Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. Ещё люди пекут куличи, делают творожные пасхи, готовят различное угощение.
Просмотр видео про «Пасху».
- А теперь мы познакомимся ребята ещё с одним народным праздником, необычным и загадочным.
«Иван Купала»
Иван Купала принадлежал к числу почитаемых праздников в году. В нем принимало участие все население. Люди верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои тайные силы, клады и чудодейственные свойства цветущего мира. С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.
Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад и стать здоровым и счастливым.
Просмотр мультфильма «Иван Купала».
- И вот мы подошли к концу нашего путешествия, осталось знакомство с ещё одним традиционным народным праздником, который вам мало знаком, но широко отмечался ранее в народе.
«Дожинки»-праздник завершения жатвы.
В сентябре лето кончается, осень начинается. Впереди долгая, хмурая осень, дожди, а потом долгая, холодная зима. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. 28 августа- Успение Пресвятой Богородицы, по народному календарю отмечались Дожинки. К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола. Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол, для которого готовят яичницу и пекут пироги.
Просмотр мультфильма «Дожинки».
- А сейчас мы предлагаем вам небольшое задание:
используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены.
Итог занятия
Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.
- С какими народными традициями и праздниками вы познакомились?
– Что воспитывают в людях народные традиции?
- С какого числа начинается Масленичная неделя?
- Как называли неделю празднования масленицы?
- Что разрешалось есть во время масленицы?
- Когда в этом году отмечается праздник Пасхи?
- С какими полевыми работами связан праздник «Дожинки»?
- Когда отмечается праздник Ивана Купалы? Что происходит в этот день?
- Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о праздниках и традициях русского народа. Спасибо за сообщения, которые вы подготовили к нашему занятию.
- А сейчас мы по русскому обычаю завершаем наше занятие традиционным чаепитием с изделиями, сделанными из муки, из зерна, выращенного на нашей русской земле.