Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» разработана на основе рабочей программы ПМ 02 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел «Сестринский уход в педиатрии»)) для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Пояснительная записка
Изучение темы «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» предусмотрено программой ПМ 02 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел «Сестринский уход в педиатрии»)) для специальности 34.02.01. Сестринское дело и ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Данная тема является одной из ключевых в разделе «Сестринский уход в педиатрии» и связана с традиционными семейными и общечеловеческими ценностями.
Осуществление ухода за новорожденным ребенком – это гармоничный процесс взаимодействия медицинской сестры и родителей малыша, тесное сотрудничество которых может обеспечить качественный уход.
Медицинская сестра в этом процессе занимает в первую очередь роль учителя, ведь ей приходится обучать родителей практическим манипуляциям, связанным с личной гигиеной, кормлением новорожденного, отвечать на вопросы родителей, давать рекомендации.
Поэтому при изучении темы «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» педагогическими технологиями выбора являются активные методы обучения. Задача преподавателя сформировать у обучающихся умения работать в команде, консультировать родителей по вопросам ухода за ребенком.
Тема занятия: «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными»
1 Тип занятия: практическое
2 Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики, 45 мин.
3 Методы обучения: беседа, игровые методы («Мозаика», «деловая игра»)
4 Цели занятия:
Создать условия для формирования общих и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательной программой по теме «Особенности сестринского ухода за новорожденным».
Образовательные:
- сформировать умение осуществлять сестринский уход за новорожденным и консультировать родителей по вопросам ухода.
Развивающая: развить у студентов способность создать условия для развития клинического мышления, развить навык коммуникативного общения, умение работать в команде.
Воспитательная: содействовать развитию личностных качеств: сострадания, милосердия, терпения, уважительного отношения к новорожденному.
5 Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Уметь:
- выявлять нарушенные потребности, формулировать проблемы, составлять план ухода;
- составлять план обучения и консультирования родителей по потребностям ребенка;
- составлять план консультирования родителей по вопросам вскармливания ребенка, питания кормящей матери;
- проводить обучающие занятия с родителями по правилам кормления новорожденного при различных патологических состояниях и заболеваниях ребенка и матери;
- обучать пеленанию в домашних условиях.
Знать:
- анатомо-физиологические особенности новорожденного;
- понятие «гипогалактия», «агалактия», «лактостаз»;
- принципы ухода за новорожденным.
6 Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
7 Оснащение занятия: ноутбук, проектор, экран, доска с маркерами и магнитами, два ноутбука для студентов (работа в группах) с выходом в интернет или Wi-Fi для выхода по ссылкам QR-кода с телефонов, муляж груди, муляж новорожденного, дидактический материал.
8 План занятия:
№п/п | Наименование этапа | Хронометраж времени |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация темы. Совместное формулирование темы занятия . | 4 мин |
3. | Выстраивание цепочки междисциплинарных связей | 3 мин |
4. | Совместное целеполагание | 3 мин |
5. | Проверка исходного уровня знаний | 3 мин |
6. | Самостоятельная работа | 23 мин |
7. | Рефлексия, самооценка, взаимооценка | 3 мин |
8. | Подведение итогов, выставление отметок | 3 мин |
9. | Домашнее задание | 1 мин |
Итого | 45 мин |
9 Ход занятия
Организационный момент
Преподаватель здоровается, узнает кто староста в группе, кто дежурный, готова ли группа к занятию (оценивает внешний вид, наличие тетрадей). Предлагает разобрать дидактический материал. Проводит инструктаж по заполнению листа самооценки.
Мотивация темы. Совместное формулирование темы занятия
На слайд выводится картинка «Новорожденный», преподаватель предлагает студентам назвать кто изображен на картинке, затем пишет слово «Новорожденный» на доске и далее предлагает подобрать слова или фразы, ассоциирующиеся у обучающихся с новорожденным.
Студенты по очереди выходят к доске и записывают слова и фразы
Например: (забота, кружево, пеленки, нежность, внимание, грудное молоко, запах, доброта и т.д.)
Преподаватель предлагает группе назвать возникшие ассоциации одним словом. Вместе находят слово «уход».
Теперь, когда на слайд выведена картинка «Новорожденный» и сделан вывод из предыдущего упражнения, преподаватель предлагает студентам попробовать сформулировать тему занятия. Студенты высказывают мнение.
В итоге совместно приходят к формулировке темы «Сестринский уход за новорожденным»
Выстраивание цепочки междисциплинарных связей
Преподаватель предлагает студентам подумать какие же дисциплины, МДК, ПМ могут быть связаны с данной темой.
Студенты предлагают варианты, вместе с преподавателем обсуждают взаимосвязь.
Пример (русский язык – мы общаемся с новорожденным на языке нашего государства; литература – читаем стихи и сказки ребенку, поем колыбельные;
гигиена – представление о гигиеническом уходе за ребенком;
генетика – определение генетических болезней;
фармакология – применение каких-либо препаратов (Декспантенол (бепантен), бриллиантовый зеленый, эмоленты, перекись водорода)
микробиология – влияние микроорганизмов на ребенка;
анатомия – особенности строения организма новорожденного и отличия от взрослого организма;
физиология – особенности протекания процессов в организме ребенка;
физика – особенности зрения у новорожденных, преломление луча света, особенности слуха; влияние белого шума;
культурология – формирование навыков коммуникативного общения с ребенком и семьей;
технология оказания медицинских услуг – особенности проведения манипуляций;
здоровый человек и его окружение – особенности проведения манипуляций;
сестринский уход в терапии – особенности ухода при соматических заболеваниях (бронхитах, аллергических заболеваниях, анемиях)
сестринский уход в хирургии, сестринский уход при инфекционных заболеваниях – особенности уходя при возникновении хирургической патологии;
неотложная помощь – оказание СЛР.
Совместное целеполагание
Преподаватель применяет технологию «Мозаика». Обучающиеся делятся на две группы «Медицинские сестры» и «Молодые мамы». Перед обеими группами ставится проблема «Объяснить с позиции каждой группы какими знаниями и умениями должны они обладать, чтобы обеспечить качественный уход новорожденному ребенку?» Дается время для обдумывания ситуации.
Группы высказывают свое мнение.
У студентов складывается понимание, что только при слаженной работе «медицинская сестра – мама» новорожденного возможен качественный уход.
Преподаватель предлагает сформулировать цели занятия:
- научиться обеспечивать уход за новорожденным ребенком;
- научиться проводить обучение грудному вскармливанию;
- научиться работать в команде;
- эффективно взаимодействовать друг с другом;
- научиться вежливому продуктивному профессиональному общению.
На слайд выводятся компетенции, проводится анализ, что уже научились делать, что еще предстоит.
Проверка исходного уровня знаний
Преподаватель предлагает студентам викторину. Студенты уже разделены на две команды, из каждой команды, выбирается по одному участнику, которые на доске ведут подсчет количества правильных ответов. Каждой команде дается по 5 коротких вопросов. Отвечают по очереди все члены команды. Если команда не знает ответ, то на вопрос отвечает другая команда.
Критерии оценки – за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Самостоятельная работа
Игра «Обучение пеленанию»
Преподаватель читает стихотворение «Младенцем быть совсем не просто», посвященная проблемам новорожденного. Студентам предлагается выбрать наиболее важную проблему (в стихотворении есть строчка «пеленки быстро намокают и брюк пока не выдают»). Предлагается осуществить уход согласно проблеме – недостаток личной гигиены. Студенты вместе с преподавателем выполняют обучение мамы пеленанию в домашних условиях. При обыгрывании ситуации используют муляж ребенка и пеленки.
Критерии оценки: выставляется
5 баллов – если манипуляция выполнена в точности с алгоритмом;
4 балла – если при выполнении нарушена последовательность алгоритма, но данные нарушения не ведут к грубому нарушению техники безопасности и не влекут за собой опасность для пациента;
3 балла – манипуляция выполнена с грубыми нарушениями алгоритма, но безопасность пациента при этом соблюдена;
2 балла – манипуляция выполнена с грубыми нарушениями алгоритма, вызвала затруднения на этапе подготовки оснащения, повлекшими нарушение безопасности пациента и персонала.
Ситуативная игра «Консультант по грудному вскармливанию»
На экран выводится ролик «Неправильное прикладывание к груди». А затем предлагается задача на выявление проблемы ребенка и его родителей.
Преподаватель задает вопрос аудитории «Что необходимо сделать для решения данной проблемы?». Группа отвечает, что требуется обучение матери.
Студенты делятся на две группы «Медицинские сестры» и «Молодые мамы». Преподаватель обращает внимание, что на слайде имеются QR – коды, по которым будут ссылки на интернет-источники (при отсутствии Интернета раздает дидактический материал (алгоритм грудного вскармливания, ответы ведущих специалистов по вопросам грудного вскармливания). Перед «Мамами» ставится задача: придумать, какие бы они хотели задать вопросы медицинскому работнику по правильной организации грудного вскармливания. Перед «Медицинскими работниками» стоит другая задача – продумать план - беседы обучения мам правильному грудному вскармливанию.
Во время выполнения задания звучит музыка Михаила Ивановича Глинки «Вальс «Фантазия»
При обыгрывании ситуации используются муляж груди и муляж ребенка. Преподаватель обсуждает со студентами выполненное ими задание, демонстрирует видеофрагмент «Правильное прикладывание к груди».
Критерии оценки:
5 баллов – имеется план беседы, памятка для родителей, студент отвечает на вопросы родителей с элементами обучения;
4 балла – имеется план беседы, памятка для родителей, студент отвечает на вопросы родителей, элемент обучения отсутствует;
3 балла – имеется план беседы, отсутствует элемент обучения родителей, вопросы с родителями не прорабатываются;
2 балла – задание не выполнено.
Игра «Организация безопасной среды новорожденного»
Студентам выдается два одинаковых набора карточек с изображением предметов (один на каждую группу) и предлагается распределить карточки на «Друзья мамы и ребенка», «Не полезные или опасные для новорожденного». Преподаватель размечает доску
«Друзья мамы и ребенка»,
1 команда 2 команда
«Не полезные или опасные для новорожденного»
1 команда 2 команда
Работает вся команда. Каждый по очереди выходит к доске и магнитом прикрепляет карточку в нужную группу. Затем происходит обоснование выбора и соотнесение предмета с полезностью и опасностью для ребенка.
Студенты приходят к понимаю важности правильной организации среды новорожденного.
Критерии оценки – за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Рефлексия, само и взаимооценка
Преподаватель предлагает выставить оценки в лист самооценки за каждый этап занятия и отдать их преподавателю. Студенты заполняют листы самооценки, сдают их.
Преподаватель предлагает оценить вклад каждого в работу в команде и работу команды соперника. Студенты высказываются. Студентам предлагается высказать мнение, чему они научились в ходе занятия. Высказаться может каждый. Студенты украшают «дерево успеха».
Подведение итогов.
Преподаватель подводит итог занятия. Благодарит каждого за сегодняшнюю работу. Выставляет отметки.
Домашнее задание
Преподаватель выдает домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению.
1. Используя учебник Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб. пособие [Электронный ресурс] /В. Д. Тульчинская. - Электрон. :текстовые дан. (1 файл pdf: 601 с.: ил.). - Pocтов н/Д: Феникс, 2022. - 600 с.: ил. - (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-38581-4, повторите:
1.Период новорожденности (стр. 30-49);
2.Виды вскармливания грудного ребенка (стр. 89-100);
3.Алгоритмы ухода за новорожденным (стр. 421-440):
- подмывание грудных детей;
- пеленание;
-уход за пупочной ранкой;
- утренний туалет новорожденного и грудного ребенка;
- гигиеническая ванна новорожденного.
2. Решите задачу:
Патронаж, возраст ребенка 14 дней.
Ребенок закутан в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 28º С, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы влажные на ощупь, кожа гиперемированная, мелкоточечная сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Аппетит хороший, сосет активно.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.
3. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны.
Приложение 1
Викторина
Вопросы к первой команде
1. Продолжительность периода новорожденности (28 дней)
2. Современные педиатры рекомендуют вести пуповинный остаток (сухим способом)
3. Полное отсутствие молока у матери называется (агалактия)
4. Физиологическая потеря массы тела (5% - 10%)
5. Когда ребенок начинает учить родной язык? (в утробе матери)
Вопросы ко второй команде
1. Что младенцы умеют делать одновременно? (Пить и дышать. Такому мог бы позавидовать Юлий Цезарь: младенцы умеют пить и дышать одновременно. Обычно их долго кормят грудью, поэтому природа дала такую возможность. Секрет в положении гортани — она у новорожденного расположена выше, чем у взрослого, и соединяется с мягким небом, таким образом разделяя пищевод и дыхательный путь в носу. По этой же причине маленьким детям сложно дышать ртом. В период между тремя и шестью месяцами гортань опускается).
2. Купать новорожденных нужно только в кипяченой воде до полугода? (Нет, водопроводная и обеззараженная вода никак не вредит малыш
3. Новорожденный плачет, только когда проголодался? (Нет, есть много причин, для беспокойства ребенка)
4.Новорожденных деток нужно обязательно туго пеленать, иначе будут кривые ножки? (Нет. Слишком тугое пеленание может навредить)
5. Выработка недостаточного количества молока у матери называется (гипогалактия)
Задача на выявление проблем новорожденного
Медицинская сестра при совершении патронажа к новорожденному выявила следующее: мать жалуется на беспокойство, плохой сон ночью, громкий требовательный крик. Грудь и соску хватает жадно, охотно пьет воду до 250 мл/сут. Беременность и роды без патологий. Масса тела при рождении 3.800 г., длина 52 см. Ранний неонатальный период без особенностей. Максимальная убыль массы тела 7%. Масса тела к выписке на 6 день не восстановилась. Мать кормит ребенка строго по часам, 5 раз в сутки, с ночным перерывом 8 часов. Считает лактацию достаточной. Стул 1 –2 раза в сутки густой кашицей. На 21 день масса тела 3.840 г, контрольное кормление –60 мл из одной груди. При сцеживании после кормления выделилось 10 мл молока. Во время и после кормления беспокойный, крик раздраженный. При осмотре: кожа чистая, розовая. Пупок сухой, чистый, Сосуды не пальпируются. Подкожно–жировая клетчатка на груди, животе уменьшена, лицо округлое. Внутренние органы без патологий, неврологический статус – без особенностей.
Задания:
Определите основную нарушенную потребность новорожденного, выделите приоритетную проблему.
Определите проблему матери.
Предложите способ решения приоритетной проблемы
Карточки для игры «Организация безопасной среды новорожденного»
Рефлексия
«Плоды успеха»
| Я доволен своей работой на занятии много понял, у меня все получилось |
| Я частично доволен своей работой на уроке, я мог бы достичь большего |
| Я ничего не понял, мне было скучно и не интересно |
Приложение 2
| МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» Щигровский филиал |
Дидактический материал для работы на практическом занятии
для студентов
Тема: «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными»
Предмет (УД, МДК, ПМ)
ПМ02. (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел Сестринский уход в педиатрии))
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Щигры – 2024 г. План занятия
№п/п | Наименование этапа | Хронометраж времени |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация темы. Совместное формулирование темы занятия . | 4 мин |
3. | Выстраивание цепочки междисциплинарных связей | 3 мин |
4. | Совместное целеполагание | 3 мин |
5. | Проверка исходного уровня знаний | 3 мин |
6. | Самостоятельная работа | 23 мин |
7. | Рефлексия, самооценка, взаимооценка | 3 мин |
8. | Подведение итогов, выставление отметок | 3 мин |
9. | Домашнее задание | 1 мин |
Итого | 45 мин |
Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Рефлексия
«Плоды успеха»
| Я доволен своей работой на занятии много понял, у меня все получилось |
| Я частично доволен своей работой на уроке, я мог бы достичь большего |
| Я ничего не понял, мне было скучно и не интересно |
Алгоритм пеленания (закрытый способ) в родовспомогательном учреждении с обучением матери Оснащение (приборы, инструменты, изделия медицинского назначения):
перчатки стерильные и нестерильные;
одноразовый фартук;
спиртосодержащий антисептик;
стерильные пеленки;
емкость с дезинфицирующими салфетками;
емкость для сбора отходов класса Б;
емкость для сбора отходов класса А;
емкость с мешком для грязных пеленок.
Подготовка к проведению манипуляции
Представиться маме ребенка.
Идентифицировать маму пациента.
Идентифицировать пациента.
Объяснить цель и ход манипуляции.
Получить устное согласие мамы пациента на процедуру и предстоящее обучение пеленанию новорожденного.
Вымыть руки механическим способом.
Надеть нестерильные перчатки.
Проверить срок годности салфеток с дез. раствором.
Провести обработку пеленального стола и манипуляционного столика салфетками с дез. средством.
Утилизировать салфетки и перчатки в емкость для отходов класса «А». 11.Обработать руки гигиеническим способом.
Надеть маску.
Подготовить оснащение: упаковки со стерильными фартуком и пеленками выложить на манипуляционный столик.
Проверить сроки годности упаковок (соответствие срокам хранения), их целостность (герметичность) и контроль (индикатор) стерильности. Вскрыть упаковки.
Выполнение манипуляции
Обработать руки антисептическим раствором (70° этанолом).
16.Надеть стерильный фартук.
Вскрыть стерильный мешок с комплектом стерильных пеленок без нарушения стерильности.
Расстелить на пеленальном столе четыре пеленки:
первую фланелевую;
вторую пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня первой пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня первой пеленки для изготовления шапочки;
третью пеленку ситцевую;
четвертую пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника.
Объяснить маме пациента значение количества и расположения пеленок, соблюдения стерильности при обращении с ребенком.
Надеть нестерильные перчатки.
Распеленать новорожденного в кроватке. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.
Взять ребенка, фиксируя одной рукой голову и шею, второй рукой — тазовый конец, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.
Утилизировать грязные пеленки в емкость (мешок) для отходов класса Б. 24.Снять перчатки, утилизировать в емкость для отходов класса Б.
Обработать руки антисептическим раствором (70° этанолом).
Между ног ребенка провести сложенную пеленку (подгузник) в подмышечную область с одной стороны.
Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначе ние.
Краем третьей пеленки накрыть и зафиксировать плечо с той же стороны и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка.
Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение.
Нижним ее краем отделить стопы ребенка одна от другой.
Избыток пеленки снизу рыхло проложить между стоп ребенка.
Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение.
Надеть косынку, изготовленную из второй пеленки.
Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение.
Зафиксировать все предыдущие слои и косынку первой пеленкой.
Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см ниже сосков, закрепить сбоку.
Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение.
Поинтересоваться, все ли маме понятно, ответить на вопросы по выполне нию пеленания, которые она задает.
Провести поощрение ситуации успеха.
Соблюдать этику общения с мамой. Сообщить об окончании манипуля ции, поблагодарить..
Поверх пеленки повязать медальон.
Уложить ребенка в кроватку.
Окончание манипуляции
43.Снять фартук и поместить его в емкость для отходов класса Б. 44.Снять маску и поместить ее в емкость для отходов класса Б.
45.Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 46.Оценить состояние ребенка.
47.Сделать соответствующую запись о выполненной манипуляции в медицинской документации (истории развития новорожденного).
Алгоритм обучения матери организации кормления ребенка грудью
Перед проведением обучения:
Представиться матери.
Идентифицировать маму ребенка.
Идентифицировать ребенка.
Объяснить цель и ход манипуляции.
Получить устное согласие мамы на предстоящее обучение организации кормления ребенка грудью.
Проведение обучения
Посмотрите, как мама кормит ребенка, и проанализируйте, правильно ли она это делает, на какие моменты необходимо обратить внимание при обучении.
Дайте маме следующие рекомендации по организации кормления грудью:
Подготовьте ребенка к кормлению (проведите туалет кожи и слизистых, переоденьте ребенка).
Тщательно вымойте руки с мылом. Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1—2 раза в день и менять ежедневно нижнее белье.
Займите удобное положение сидя или лежа, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку.
Поднесите ребенка к груди так, чтобы его голова и тело находились в одной плоскости, лицо и все тело было повернуто к вашей груди, носик расположен напротив соска. Поддерживайте его за шейку и спинку, голова должна свободно слегка откидываться назад..
Подавая ребенку грудь, поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем — сверху.
Прикоснитесь соском к верхней губе ребенка.
Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и прижмите его тело к себе (подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку!).
Если ребенок правильно приложен к груди, он захватывает ртом не только сосок, но и большую часть ареолы (темного пятна вокруг соска). При этом:
подбородок ребенка касается груди;
его рот широко раскрыт;
его нижняя губа вывернута наружу;
можно видеть большую часть ореолы над верхней губой, а не под нижней;
Вы не испытываете никаких неприятных ощущений в груди.
Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются, и дыхание ребенка достаточное.
Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно, как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются.
Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет (от 10 до 30 мин).
Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик.
После кормления 2-3 мин подержите ребенка в вертикальном положении (для профилактики аэрофагии и срыгивания).
Положите ребенка на правый бок (для профилактики аспирации).
Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости (обычно в течении первых 1-1,5 мес.). Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает.
Обсушить грудь стерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными тампонами, надеть бюстгалтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.
Ознакомьте маму с общими правилами грудного вскармливания:
В каждое кормление чередовать грудь.
Кормить ребенка до 2 месяцев по его требованию, без ночного переры ва, т.е. 7-12 раз в сутки и более.
Не нужно допаивать ребенка водой, давать соски-пустышки.
До 4-6 месяцев кормить только грудным молоком, затем вводить при- кормы и добавки.
Поинтересоваться, все ли маме понятно, ответить на вопросы, которые она задает.
Провести поощрение ситуации успеха.
Сообщить об окончании манипуляции, поблагодарить.
Информационно-справочный материал
для игры «Консультант по грудному вскармливанию»
Ссылки и QR – коды на обучающие материалы по грудному вскармливанию заместителя главного врача курского областного перинатального центра Абезяевой Полины Михайловны и Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом № 4» (ОБУЗ «Родильный дом № 4») г. Иваново.
Переднее и заднее молоко
Вот не поверите, на самом деле никакого переднего и заднего молока не существует. Женская грудь вырабатывает только один вид молока Но, пока молоко находится в груди до начала кормления, оно начинает расслаиваться. При этом молекулы жира будут слипаться, сначала между собой, а потом со стенками молочных альвеол, вырабатывающих молоко.
Когда малыш начинает сосать грудь, то сначала продвигается вперед молоко, содержащее меньше жиров, но больше воды. А уже в процессе самого кормления слипшиеся молекулы жира начинают отрываться от стенок альвеол и попадать в молоко, заметно обогащая его жировым компонентом.
Кстати, если мама прикладывает малыша к груди часто, то молоко не успевает расслоиться, а поэтому имеет в любой момент кормления одинаковый состав. Но если у мамы большая грудь, малыш выдерживает не менее 2,5-3 часов между приемами пищи, то нужно постараться кормить малыша из одной груди до ее максимального опустошения.
Нужно ли мыть грудь с мылом?
Нужно ли мыть грудь с мылом? Нужно ли обрабатывать трещины на сосках антисептиками?
На ареоле вокруг соска есть небольшие бугорки – это железы Монтгомери. Именно они вырабатывают бактерицидные, защитные и смазывающие вещества, которые защищают ареолу и сосок от пересыхания и воздействия вредных микроорганизмов. Поэтому рекомендация мыть грудь с мылом является ВРЕДНОЙ!
Мыло сушит кожу, удаляет защитную смазку, а также уменьшает количество естественных антимикробных веществ, что может привести к повышению риска образования трещин на сосках и развитию воспаления.
То же самое касается и обработки ареолы и соска различными антисептическими растворами. Такая рекомендация, к сожалению, часто встречается при наличии трещин на сосках. Так вот, это тоже ВРЕДНЫЙ совет. Подобная обработка не уменьшает, а увеличивает риск присоединения мастита и однозначно мешает заживлению трещин.
Грудь пустая, а ребенок еще не наелся, что делать?
Грудь пустая, а ребёнок ещё не наелся! Что делать???
Пустая грудь и плачущий малыш – это та ситуация, которая очень часто приводит к неоправданному введению смеси в рацион новорождённого.
Помните, что образование грудного молока — это непрерывный процесс. Приложите ребёнка к груди — и во время сосания он постоянно будет получать молочко. Да, в этом случае молочко не будет успевать накапливаться, и поэтому у вас будет сохраняться ощущение «пустой» груди. Малыш, кстати, может быть недоволен тем, что молочко течёт недостаточной струей. Но если вы хотите сохранить лактацию, то не стоит давать малышу смесь.
Будьте настойчивы и обязательно обсудите эту ситуацию с вашим педиатром или консультантом по грудному вскармливанию.
Кстати, такое сосание груди будет служить прекрасной стимуляцией лактации в случае лактационного криза.
Как понять, что малыш голоден?
Как понять, что малыш голоден?
Ребенка нужно начинать кормить только когда он заплачет? Вот, например, прошло 3 часа после предыдущего кормления. Малыш проснулся, активен. Мне нужно ждать пока ребенок заплачет, чтобы его покормить?
Ответ: До того, как малыш заплачет, вы можете увидеть другие проявления голода, такие как поисковые движения головой из стороны в сторону, попытки засунуть ручки в ротик и сосательные движения. Вот в этот момент вы можете начинать кормить малыша. Плач — это уже более позднее проявления голода. Но если вы пропустите «мирные» проявления голода, то ничего страшного не произойдет.
Можно ли без взвешивания определить, что ребенку не хватает грудного молока?
Действительно существуют косвенные признаки нехватки грудного молока:
• Беспокойство или плач ребенка непосредственно во время или сразу после кормления
• Потребность ребенка в частых прикладываниях к груди
• Продолжительные кормления.
• Частые сосательные движения ребенка при отсутствии глотания
• Скудный стул и редкие мочеиспускания
Однако ни один из этих признаков не является достоверным фактом гипогалактии. Решение о необходимости введения докорма молочной смесью должен принимать педиатр на основании объективных критериев.
И самое главное, даже если лактация действительно недостаточна, то сначала нужно постараться ее восстановить и только потом переходить на смешанное или искусственное вскармливание.
6. О процедуре кормления грудью
Прикладываем ребенка к груди:
Кормление ребенка грудью является важнейшей функцией родильницы. Оно не только обеспечивает нормальное питание и развитие ребенка, но и приводит к правильному быстрому обратному развитию половых органов женщины. Для стимуляции и поддержания лактации большое значение имеет время первого прикладывания новорожденного к груди матери. Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди матери, безусловно, с учетом состояния родильницы и новорожденного оказывает положительное влияние на становление лактации. Кроме того, прикладывание ребенка к груди восстанавливает психофизиологическую систему мать — плод, прерванную родами. В отделениях совместного пребывания матери и ребенка рекомендуется грудное вскармливание по «требованию» младенца.
Противопоказаниями к раннему прикладыванию являются тяжелые формы экстрагенитальной патологии у матери, осложненное течение беременности и родов, оперативное родоразрешение, травма и гемолитическая болезнь новорожденного.
Подготовка родильницы к кормлению:
Надеть косынку и маску.
Вымыть руки с мылом.
Вымыть молочную железу, начиная с подмышечной впадины проточной водой и осушить ее стерильной пеленкой. Мыло использовать только 1 раз в сутки, так как при многократном использовании смывается смазка, которая выделяется рудиментарными железами Монтгомери.
Ладонные поверхности рук расположить на молочной железе, произвести поглаживающие движения из подмышки к грудине.
Расположить 1 и 2 пальцы на границе кожи и ореолы и произвести несколько сцеживающих движений (формирование соска).
Расстелить стерильную пеленку для ребенка, закрыть свою сорочку и руку, чтобы они не касались ребенка.
Поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь. Следить за тем, чтобы малыш плотно захватывал не только сосок, но и ореолу. Сосание должно быть беззвучным. Время одного кормления не более 20-25 мин.
После кормления новорожденного подержать в вертикальном положении 15-20 минут, после чего уложить в кроватку.
Тщательно сцедить молочную железу.
Правильное прикладывание ребенка к груди:
Мать должна сесть или лечь в удобное для нее положение и расслабиться. Предпочтительнее низкое сидение. Она может сидеть, держа ребенка впереди себя на руках, или лечь, положив ребенка рядом. Если ей удобно, она может положить ребенка на подушку. Медицинская сестра садиться рядом с матерью на одном с ней уровне.
Медицинская сестра показывает, как держать ребенка, чтобы он был повернут к ней лицом. Голова ребенка должна находиться на одной линии с телом, а его живот — напротив живота матери. Ребенок всем телом должен быть повернут к груди так, чтобы ему не нужно было во время кормления поворачивать или наклонять голову.
Если необходимо, поддержите ребенка сзади за плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад.
Матери следует поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребенку в рот.
Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка.
Подождите, пока ребенок широко откроет рот и захочет сосать. Быстро приложите ребенка к груди.
Приложите ребенка к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском. Таким образом, подбородок ребенка будет прилегать к груди, а язык будет находиться под млечным синусом. В таком положении сосок будет находиться чуть выше центра детского рта и сможет стимулировать небо.
Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Однако это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребенка или ухудшить положение кормления. Ребенок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.
Признаки, определяющие неправильное положение ребенка при кормлении:
Корпус ребенка отвернут от материнского и не прижат к нему.
Подбородок ребенка не касается груди.
Складывается впечатление, что рот ребенка закрыт.
Губы ребенка вытянуты вперед.
Виден большой участок ареолы, в том числе и под нижней губой.
Ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения.
Во время кормления щеки ребенка могут быть втянуты внутрь.
Ребенок может нервничать и отказываться от кормления, так как он недополучает грудного молока.
Мать может испытывать боль в области сосков.
Во время кормления ребенок может издавать «причмокивающие» звуки.
Сосок может быть плоским в конце кормления и с полоской на кончике. Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении:
Лицо ребенка находится близко к груди.
Подбородок ребенка прикасается к груди.
Рот ребенка широко открыт.
Нижняя губа ребенка вывернута наружу.
Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.
Заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения.
Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения.
Мать не испытывает боли в области сосков.
Слышно, как ребенок глотает молоко.
Питание кормящей матери должно быть строго сбалансировано. Общий пищевой рацион при нормальной лактации должен быть увеличен на 1/3 по сравнению с обычным, так как лактация требует дополнительного расхода энергии.
Суточная энергетическая ценность пищи должна составлять 3200 ккал (белки — 112 г, жиры — 88 г, углеводы не более 310-324 г). Обязательно включение в рацион витаминов А, Е, В12, аскорбиновой кислоты и минеральных солей (кальций, фосфор, магний, железо).
Следует употреблять свежую, простую и разнообразную пищу. Особенно полезны тыква, кефир, простокваша, творог, ягоды, фрукты. Овощи и фрукты особенно богаты витаминами, минеральными солями, углеводами, необходимыми кормящей матери и растущему ребенку.
Однако следует учитывать, что цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, красные и оранжевые фрукты и частично ягоды, например, клубника), являются аллергенами, способными вызывать у новорожденного различные аллергические проявления.
С осторожностью кормящей матери нужно употреблять в пищу мед, орехи, сгущенное консервированное молоко, следует ограничить употребление жирной и содержащей избыток сахара пищи. Нельзя употреблять спиртные напитки и острые приправы. Количество жидкости в рационе кормящей матери должно быть не менее 2 литров.
Кормящей матери категорически запрещается курение и употребление алкоголя.
Для обеспечения хорошей лактации кормящей матери наряду с правильным питанием необходимо обеспечить полноценный отдых: сон не менее 8 ч ночью и 1-2 ч днем.
Пребывание на свежем воздухе повышает аппетит у матери и благоприятно сказывается на лактации. У здоровых женщин становление лактации после родов происходит закономерно. Однако у некоторых женщин в пуэрперии (вряд ли студенты знают этот термин) могут наблюдаться затруднения при естественном вскармливании.