ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»
Щигровский филиал
Методическая разработка занятия в кардиологическом стационаре на учебной практике
Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода»»
Тема Участие медицинской сестры в лабораторных и инструментальных методах исследования
Специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»
Рассмотрено
на заседании ЦМК ___________________________________
Председатель ЦМК Мезенцева О.Ю.____________________
Преподаватель Сапронова Н.В..__________________________
Курск
2018
Методическая разработка занятия в терапевтическом стационаре на учебной практике
Методическое обоснование занятия в терапевтическом стационаре
Учебная практика по ПМ «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода» является составной частью учебного процесса и проводится с целью приобретения начального практического опыта, создания условий для формирования ряда общих и профессиональных компетенций, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на базе умений, полученных в ходе изучения междисциплинарных курсов «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Технология оказания медицинских услуг». Объем и содержание программы отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
В основу обучения положен деятельностный подход. Предусмотрена максимальная активизация студентов и инициирование рефлексии на всех этапах практики. Используется самоанализ и анализ деятельности обучающихся. Конечной целью обучения становится умение и готовность осуществлять профессиональную деятельность и, естественно, способы достижения этого.
Важным условием плодотворной работы студентов в отделениях больницы является создание благоприятного психологического климата в группе и хороших взаимоотношений с коллективом врачей и медсестер, с пациентами и их родственниками.
Только при доброжелательном отношении медработников преподаватель со своими воспитанниками получит свободный доступ в палаты и процедурные кабинеты. Лучше всего устанавливать партнерские отношения с медицинским персоналом.
Деятельность студентов и преподавателя начинается в доклиническом кабинете с мотивации темы и совместного целеполагания.
Преподаватель привлекает студентов к участию в мотивации предстоящей работы. Далее преподаватель сообщает план работы. Сообщение плана даёт студентам чёткое представление о том, чем они должны заниматься, дисциплинирует и обучает планированию в практической деятельности. Студенты работают в различных структурных подразделениях терапевтического отделения, согласно программы.
Преподаватель следит за работой студентов, проверяет правильность выполнения ими манипуляций, демонстрирует повторно необходимые манипуляции, наблюдает за соблюдением этико-деонтологических норм, оценивает работу, контролирует соблюдение студентами дисциплины и формы одежды. Кроме того, он контролирует качество ведения медицинской документации и проводит разбор выявленных ошибок (в кабинете доклинической практики), следит за качеством ведения дневников практики и фрагмента учебной истории болезни.
Результаты контроля дают преподавателю и студентам ясное видение картины усвоения пройденного материала, студент может сравнить своё мнение о собственных знаниях и умениях с мнением преподавателя и товарищей. Используется самоанализ и анализ деятельности обучающихся.
Осуществляется рефлексия на всех этапах работы.
На заключительном этапе занятия преподаватель вместе со студентами подводит итоги. Студенты проводят само- и взаимоанализ проделанной работы и степени достижения поставленных целей, выносят заключение о проделанной работе, о степени достижения поставленных целей и выполнении личных задач.. Преподаватель отмечает личные достижения и недочёты каждого студента и группы в целом. Выставляет оценки, комментирует их.
Даётся домашнее задание.
Чем больше студент будет работать самостоятельно с пациентами и медперсоналом, тем быстрее он станет компетентным специалистом и приобретёт необходимые умения, которые позволят ему находить решение в стандартных и нестандартных ситуациях, встречаемых в профессиональной деятельности.
Технологическая карта занятия
I. Форма организации учебного процесса ‑ занятие на учебной практике в терапевтическом стационаре.
II. Цель занятия – создание условий для:
- формирования общих и профессиональных компетенций будущей медицинской сестры.
- реализации требований учебной программы по подготовке пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования;
- развития творческих способностей студентов в ходе решения учебных производственных задач, поиска выхода из проблемной ситуации;
- воспитания личностных качеств, будущей медицинской сестры ан примере профессиональной деятельности практикующих специалистов;
- овладения навыками профессионального общения;
- осуществления рефлексии на всех этапах работы.
Общие компетенции (ОК), формируемые на занятии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Профессиональные компетенции (ПК), формируемые на занятии:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности..
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5 Оформлять медицинскую документацию
ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7 Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.
Уровни усвоения учебного материала
1уровень:
- анатомо-физиологические особенности сердечно – сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и пищеварительной систем,
- принципы клинических, бактериологических и биохимических исследований биологических материалов
- лабораторная посуда, способы ее подготовки к работе
- сущность рентгенологических, эндоскопических и УЗИ исследований
2 уровень:
эапы подготовки к рентгенолог
дифференциальная диагностика.
3 уровень:
клиническое обследование пациента;
выделение ведущего синдрома и постановка предварительного диагноза;
составление плана обследования и интерпретация ожидаемых результатов;
проведение дифференциальной диагностики АГ, ИБС;
постановка нозологического диагноза в соответствии с современными классификациями.
Место проведения: терапевтический стационар на базе ОБУЗ «Щигровская ЦРБ»
Оснащение занятия: оборудование терапевтического стационара и кабинета доклинической практики, лабораторная посуда, средства индивидуальной защиты, учебники, бланки направлений, дезинфицирующие растворы.
Интеграционная взаимосвязь учебных дисциплин:
3-й уровень междисциплинарных связей - интегрирующим фактором являются общие элементы содержания учебных дисциплин и тем модуля.
Дисциплины и модули
Анатомия и физиология человека, психология, латинский язык с медицинской терминологией, МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»
МДК 04.02 .Безопасная больничная среда.
План занятия и распределение времени
1. Организационный этап - 5 мин.
2. Совместное целеполагание, мотивация темы - 15 мин.
3. Демонстрация пациентов преподавателем с последующим разбором ситуации мин.
4. Самостоятельная работа студентов в отделении под контролем преподавателя - 130 мин.
5. В кабинете доклинической практики разбор работы студентов - 40 мин.
6. Заполнение медицинской документации - 20 мин.
7. Подведение итогов занятия, задание на дом - 10 мин.
Всего - 270 мин.
Ход занятия
Этапы занятия | Условия формирования компетенций |
Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1.Орга- низа- ционный этап | 1.Демонстрация готовности средств индивидуальной защиты, фонэндоскопов, аппаратов для измерения АД. 2. Наличие документации. | 1. Своевременное начало занятия. Определение готовности группы. 2. Проведение инструктажа по охране труда, по технике безопасности и инфекционной безопасности согласно САНПиН 2010. |
2. Мотивация темы, целеполагание. | 1.Совместная мотивация (сообщение об актуальности темы, представление мультимедийной презентациии о вкладе учёных Ланга Г.Ф, Мясникова А.Л., нашего земляка Короткова Н.С. в изучение АГ и ИБС.) и об актуальности сердечно-сосудистых заболеваний. 1. Совместная постановка целей занятия на основании темы и практического опыта, приобретённого ранее в процессе обучения. Цели: - диагностика АГ и ИБС; - постановка нозологического диагноза, - проведение дифференциальной диагностики. - заполнение медицинской документации; 2. Определение путей достижения цели на основании плана занятия (обследования пациентов, постановки диагноза). 3. Выражение готовности в конце занятия обсудить удалось ли достижение целей. Личные задачи студента: - участие в постановке целей и мотивации темы; - активное участие в обследовании пациентов и постановке диагнозов; - интерпретация лабораторных и инструментальных исследований при АГ, ИБС; - заполнение медицинской документации; -готовность к самоанализу и рефлексии на всех этапах занятия. | 1. Объявление темы и проведение мотивации вместе со студентами (актуальность проблемы АГ и ИБС, роль компетентности фельдшера и необходимости соблюдения этики и деонтологии. 2.Совместная постановка целей с опорой на ОК и ПК. 3. Оказание студентам помощи в формулировании целей и задач. 4. Уточнение путей достижения целей на занятии. 5.Формирование нравственных ценностей на примере жизни замечательного учёного Короткова Н.С. 6. Приведение примеров из собственной практики. 7. Побуждение студентов к самоанализу и рефлексии |
3.Демонстрация пациента преподавателем | 1. Активное участие в демонстрации пациента и в последующем разборе (ответы на поставленные вопросы, собственные вопросы преподавателю, выполнение манипуляций по требованию преподавателя и т.п.) 2. Участие в постановке предварительного диагноза. 3. Составление плана лабораторных и инструментальных исследований при артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца. Интерпретация данных дополнительных исследований. 4. Участие в проведении дифференциальной диагностики и постановке окончательного диагноза. | 1.Демонстрация пациента с последующим разбором истории болезни. 2. Инициирование вопросов и заданий студентам. 3. Руководство обсуждением. 4. Организация дискуссии. 5. Создание эмоционального настроя. 6. Побуждение студентов к самоанализу и рефлексии |
4. Самостоятельная работа студентов в отделении под контролем преподавателя | 1. Субъективное и объективное обследование пациентов. 2. Постановка предварительного диагноза. 4. Составление плана обследования и интерпретация ожидаемых результатов. 5. Проведение дифференциального диагноза. 6. Постановка по возможности окончательного диагноза. 7. При необходимости обращение к преподавателю за помощью. 8. Самоанализ и рефлексия. | 1.Наблюдение за деятельностью студентов и контроль их деятельности во время работы. 2.Оказание помощи в обследовании пациентов, постановке диагноза, составлении плана обследования, проведении дифференциальной диагностики и постановке окончательного диагноза. 3. Создание эмоционального настроя. 6. Разъяснение неясных вопросов, разбор ошибок. 7. Побуждение студентов к самоанализу и рефлексии. |
5. В доклинике разбор работы студентов | 1. Вопросы преподавателю по своим пациентам и трудностях при работе с ними. 2. По просьбе преподавателя демонстрация методик обследования, постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики и т.п. 3. Демонстрация готовности выполнения любого задания. 4. Участие в обсуждении результатов работы. 5. Самоанализ и рефлексия. Работа с рефлексивной картой. 6. Обсуждение ошибок, планирование путей их исправления. | 1. Ответы на вопросы студентов. 2. Проверка правильности выполнения заданий и оценка знаний. 3. Задания студентам при неточностях в обследовании и постановке диагноза. 4. Обсуждение результатов деятельности студентов. Обсуждение ошибок, планирование путей их исправления. 5. Проведение мотивации с использованием новых умений, полученных студентами на практике. 6. Побуждение студентов к само- и взаимооценке деятельности. |
6. Заполнение медицинской документации | 1.Заполнение фрагмента учебной истории болезни обследованных пациентов в соответствии со схемой. 2. Составление глоссария. 3. Заполнение дневника учебной практики. 4. Самоанализ и рефлексия. Работа с рефлексивной картой. | 1. Контроль правильности заполнения фрагмента учебной истории болезни. 2. Проверка глоссария. 3. Подчёркивание важности точного заполнения медицинской документации. 4. Ответы на вопросы студентов. 5. Проведение мотивации выполнения заданий с использованием новых умений, полученных студентами на практике. 6. Побуждение студентов к самоанализу и рефлексии. 7.Обсуждение результатов работы студентов по данным рефлексивной карты. |
7. Подведение итогов занятия, домашнее задание. | 1. Проведение анализа и самоанализа. 2. Участие в само- и взаимооценке результатов работы . 3. Работа с рефлексивной картой. 4. Вынесение заключения о проделанной работе, о степени достижения поставленных целей и выполнения личных задач. 5. При неполном достижении целей - планирование и осмысление дополнительных путей к их достижению. | 1. Оценка конечных результатов учебной деятельности, оценка достижения цели. 2. Выставление оценок с обоснованием. 3.Формулировка задания на дом. Предложение индивидуальных заданий. 4. Побуждение студентов к самоанализу и рефлексии. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | правильность понимания сущности и значимости профессии; активность и энтузиазм в практической деятельности | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач; адекватность оценки качества выполнения профессиональных задач | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | точность и быстрота оценки ситуации; адекватность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях; понимание ответственности за выполненные действия | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | обоснованность выбора, оптимальность и научность состава источников необходимых для решения поставленных задач; быстрота и точность поиска необходимой информации и применения современных технологий ее обработки | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | рациональность использования информационных ресурсов в профессиональной и учебной деятельности; корректность использования прикладного программного обеспечения | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | адекватность взаимодействия с обучающимися, коллегами, руководством ЛПО, потребителями; обоснованность распределения ролей, зоны ответственности | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий. | способность проявлять ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания; обоснованность принятых решений в процессе выполнения профессиональных задач; аргументированность самоанализа результатов собственной деятельности | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | адекватность показателей самооценки; способность организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; совпадение результатов самоанализа и экспертных оценок деятельности; достижимость поставленных целей при самообразовании; проявление стремлений к самообразованию и повышению профессионального уровня | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | способность к пониманию и применению инноваций в области сестринского дела; адаптивность к смене рода деятельности | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям; бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | бережное отношение к окружающей среде и соблюдение природоохранных мероприятий; соблюдение правил и норм взаимоотношений в обществе | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | организация и выполнение необходимых требований по охране труда, технике противопожарной безопасности, в соответствие с инструкциями в процессе обучения | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | приверженность здоровому образу жизни; участие в мероприятиях, акциях и волонтерских движениях, посвященных здоровому образу жизни | наблюдение и оценка действий на учебной практике. интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на учебной практике. оценка учебной документации |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности | адекватность выбора стиля, уровня и типа общения и методов предотвращения коммуникативных барьеров; правильность использования различных приёмов общения для эффективного делового общения | наблюдение в процессе практической деятельности; оценка результатов практической деятельности; оценка учебной документации |
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики | выполнение профессиональной деятельности в соответствии с принципами профессиональной этики медицинского работника | наблюдение в процессе практической деятельности; оценка результатов практической деятельности; оценка учебной документации |
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому | точность, технологичность сестринского обследования и адекватность оценки показателей; жизнедеятельности; определение проблем пациента в соответствии с нарушенными потребностями и состоянием пациента; адекватность поставленных целей и плана ухода в соответствии с возрастом пациента и условиями оказания медицинской помощи; выполнение манипуляций общего медицинского ухода в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг и регламентирующими документами | наблюдение за действиями на практике; оценка результатов выполнения практических манипуляций; оценка учебной документации |
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода | своевременность определения потребности пациента, его родственников в медико-санитарной информации и консультативной работы; научность, полнота и доступность изложения информации при уходе за пациентом и консультировании; технологичность процесса обучения пациента приемам самоухода | наблюдение за действиями на практике; оценка результатов выполнения практических действий; оценка памяток для пациентов и их родственников; оценка учебной документации |
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию | своевременность ведения медицинской документации в соответствии с нормативными требованиями; грамотность, полнота и соответствие требованиям к заполнению и ведению медицинской документации | наблюдение за действиями на практике; оценка результатов выполнения практических действий; оценка учебной документации |
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий | адекватность оценки общего состояния пациента и систематичность наблюдения за больным в динамике; подготовка пациента к лечебно-диагностическим исследованиям в соответствии с требованиями; выполнение сестринских манипуляций в лечебно- диагностическом процессе в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг и иными инструктивными документами; выполнение простейших физиотерапевтических процедур (по назначению врача) в соответствии с технологией выполнения простых медицинских услуг; осуществление паллиативного ухода в соответствии с нарушенными потребностями пациента; осуществление ухода за лихорадящим больным и при нарушениях функций организма в соответствии алгоритмами действий; проведение (организация) посмертного ухода в соответствии с алгоритмом деятельности; своевременность выполнения медицинских услуг | наблюдение за действиями на практике; оценка результатов выполнения практических манипуляций; оценка учебной документации |
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность | выполнение работ по профилактике внутрибольничных инфекций (дезинфекция, стерилизация и пр.) в соответствии с регламентирующими и нормативными документами; проведение всех видов уборок в соответствии с регламентирующими и нормативными документами; обеспечение инфекционной безопасности в ЛПУ в соответствии с регламентирующими и нормативными документами; обращение с медицинскими отходами согласно требованиям регламентирующих и нормативно-правовых документов | наблюдение за действиями на практике; оценка результатов выполнения практических действий; оценка учебной документации |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Рефлексивная карта
Этапы занятия | Цели | Личные задачи | Достигнуты ли цели | Затруднения и пути их решения |
Организационный этап | | | | |
2.Целеполагание и мотивация | | | | |
3.Демонстрация пациентов преподавателем | | | | |
4. Самостоятельная работа студентов в отделении под контролем преподавателя | | | | |
5. В доклинике разбор работы студентов | | | | |
6. Заполнение медицинской документации | | | | |
7. Подведение итогов занятия | | | | |
8 Домашнее задание | | | | |