| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методические указания (разработка)
практического занятия для студентов
Тема: «Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
»
Предмет «Общественное здоровье и здравоохранение»
Специальность 34.02.01. «Сестринское дело».
Курск – 2018
Структура методических указаний (разработка)
практических занятий для обучающихся
1 Тема практического занятия: «Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
2 Цели занятия для студентов:
- закрепить знания о целях, задачах и методах исследования, применяемых при изучении общественного здоровья и здравоохранения;
- повторить особенности расчета экстенсивных и интенсивных показателей в здравоохранении, их анализ и графическое изображение.
-научится работать с различными видами медицинской документации.
- развивать логическое и аналитическое мышления на примерах конкретных практических ситуаций;
- развивать внимание, память, речь во время практической работы;
- развивать личностные качеств: ответственность, внимание, правдивость, необходимые для практической работы.
3 Перечень ОК и ПК, на которые ориентировано освоение темы:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК. 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК.1.2 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
4 Уровни освоения дидактических единиц:
В результате освоения темы студент должен:
Уметь: -рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
-вести утвержденную медицинскую документацию.
Знать: - факторы, определяющие здоровье населения;
-показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа;
-первичные учетные и статистические документы;
5. Оснащение занятия: методическая разработка практического занятия для студента; конспект лекции, словарь терминов, «Экономика и управление здравоохранением» Л.Ю. Трушкина стр. 26-32, набор бланков медицинской документации.
6. Продолжительность занятия: 90 минут.
7. Деятельность студентов в ходе занятия:
7.1. С целью контроля теоретической подготовки подготовьте ответы на следующие вопросы:
Что такое статистика?
Что изучает медицинская статистика?
Какие этапы включает в себя статистическое исследование?
Что такое единица наблюдения статистической совокупности?
Что такое статистическая совокупность?
В словарь терминов должны быть выписаны следующие термины: здоровье, общественное здоровье, индивидуальное здоровье, здравоохранение, факторы риска, социально- значимые заболевания, статистика, статистическая совокупность, единица наблюдения, учетные признаки.
7.2 Самостоятельная работа студентов
Примерная задача (преподаватель решает на доске с объяснениями Вы должны внимательно следить за объяснениями)
В городе N в 2005 году проживало 900000 жителей. В течение 2005 года
было зарегистрировано 486540 случаев инфекционных заболеваний. Из них:
446644 случаев вирусного гриппа, 6811 – гепатита А, 7785 – острой дизентерии,
25300 – прочих.
В 2004 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 530 случаев на 1000 населения.
Определите:
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
На следующем этапе занятия все студенты делятся преподавателем на малые группами по 2-3 человека и решают задачу. Вы решаете задание в составе своей малой группы, затем группы обмениваются результатами решения для взаимопроверки, преподаватель решает все спорные вопросы. После проверки преподаватель фиксирует результаты взаимоконтроля.
Задача № 1. В городе N в 2004 году проживало 800 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 386 540 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 346 644 случаев вирусного гриппа, 6 501 - гепатита А, 6 325 - острой дизентерии, 27 070 - прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 1 500 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 526 случаев на 1000 населения.
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
Задача № 2. В городе N в 2004 году проживало 1 200 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 512 400 случаев инфекционных заболеваний. Из них; 427 512 случаев вирусного гриппа, 7 210 - гепатита А, 6 212 - острой дизентерии, 71 466 - прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 2 500 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 417 случаев на 1000 населения.
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
Задача № 3. В городе N в 2004 году проживало 750 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 438 650 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 404 664 случаев вирусного гриппа, 8 011 - гепатита А, 2 775 - острой дизентерии, 23 200 - прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 1 700 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 519 случаев на 1000 населения.
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
Задача № 4. В городе N в 2004 году проживало 900000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 476 200 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 426 605 случаев вирусного гриппа, 5 810 - гепатита А, 8 785 - острой дизентерии, 35 000 - прочих. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 534 случаев на 1000 населения.
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
Задача № 5. В городе N в 2004 году проживало 1 900 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 748 540 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 644 664 случаев вирусного гриппа, 12 681 - гепатита А, 17 785 - острой дизентерии, 73 410 - прочих. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 612 случаев на 1000 населения.
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) указать вид показателей, дать им оценку, и определить вид графического изображения.
На втором этапе самостоятельной работы Вам необходимо на основе представленной задачи в тетрадях заполнить таблицу которая поможет систематизировать знания по медицинской статистике и этапах статистического исследования.
Статистическая задача
С целью изучения распространенности дизентерии и других острых кишечных инфекций в одном из районов области в 2006–2007 гг. проанализированы «Экстренные извещения об инфекционном заболевании» (учетная форма № 58). За эти два года зарегистрировано: дизентерии: 2006 г.- 2349 случаев, 2007 г. - 1205 случаев; колиэнтерита: 2006 г. - 306 случаев, 2007 г.- 282 случая; диспепсия простая: 2006 г.- 15 случаев, 2007 г. - 12 случаев; диспепсия токсическая: 2006 г. - 11 случаев, 2007 г.- 14 случаев. Население района составляет 56 756 человек, из них детей до 15 лет- 14 190 чел., 15-19 лет - 6250 чел., 20 лет и старше- 36 316 чел. Из общего числа детей посещают детские учреждения 12 144, не посещают детские учреждения - 2046 чел.
Контрольные вопросы | Ответы |
Какая исследована совокупность: | |
Каков объем исследованной совокупности | |
Назовите единицу наблюдения, перечислите исследуемые признаки | |
Назовите объект исследования | |
Назовите вид исследования | |
Какой метод проведения наблюдения используется | |
Также Вам для изучения будет представлен бланк «Экстренного извещения об инфекционном заболевании» (учетная форма № 58). Необходимо я изучить документ и научится его заполнять.
7.3 Рефлексия
Вам предлагается выбрать ответ на вопрос который более подходит к определению результатов его работы на занятии:
Я узнал много нового и многому научился.
Мне было сложно, но интересно.
Было не интересно и на практике мне это не пригодится.
Маленький листок с цифрой каждый студент при выходе из аудитории опускает в специальную урну, и преподаватель после занятия проводит оценку полученных результатов.
Преподаватель: ______________ Сапронова Н.В.
(подпись)