СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме "Темперамент"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме "Темперамент"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Саткинский медицинский техникум»

 

 

 








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

учебного занятия

на тему: «Темперамент»

 

ОП. 09 Психология

 

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

 

                                        

 

                   

 

 

 

 







Сатка 2021


Методическая разработка учебного занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Организация-разработчик ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»



Разработчик: Прядкина Н.В. – преподаватель





Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных социально-экономических, общих профессиональных и естественнонаучных дисциплин























СОДЕРЖАНИЕ


1. Методическое пояснение………………………………………………………4

2. Цели занятия……………………………………………………….…………...6

3. Результаты освоения темы…………………………………………………….7

4. Место проведения и оснащение занятия……………………………………...9

5. Методы, методические приемы....…………………………………………...10

6. Междисциплинарные связи……………………………………………….….11

7. Хронологическая карта занятия………………………………………….......12

8. Этапы планирования занятия………………………….……………………..13

9. Заключение……………………………………………………………….….16

10. Список использованных источников……………………………………...17

Приложения…………...……………………………………………………… ….18



































Методическое пояснение

Тема «Темперамент» рассматривается в курсе «Общая психология».

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.

Богатство индивидуальности и разнообразие личностных особенностей обусловливают многообразие взаимоотношений между больным и медицинским работником. Личностные качества пациента и медицинского работника могут способствовать их взаимопониманию, а в случае аномальных отклонений становиться существенным тормозом в налаживании и закреплении отношений медицинский работник—больной. Знание особенностей личности больного и его родственников позволяет правильно построить беседу и отношения с ними, определить характер внутренней картины болезни, способы психологической поддержки.

Знание особенностей собственных темперамента, характера и личности поможет студентам будущим медицинским работникам строить отношения с пациентами, коллегами и медицинским персоналом. Умение контролировать свои эмоции и высказывания, занятия самовоспитанием являются важными составляющими профессионализма медицинского работника, успешности его работы, гармоничности отношений с пациентами и коллегами.

Методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя к практическому занятию по теме «Темперамент». Данная тема занимает 90 минут аудиторного времени.
















Цели занятия

Учебные :

  1. Познакомить с понятием темперамент.

  2. Познакомить с типами и свойствами темперамента.

  3. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности.

  4. Научить определять тип темперамента по внешним признакам, поведению.

  5. Познакомить с психодиагностическими методиками определения типа темперамента.

Развивающие:

  1. Формировать у учащихся умение анализировать психические особенности личности.

  2. Выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гуманное и уважительное отношение к чувствам другого человека, тактичность, эмпатию, толерантность.

  2. Воспитывать рефлексию (желание анализировать собственные состояния и управлять ими).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 31.02.01 Лечебное дело студент должен :

Знать:

- определение понятий темперамент;

- типы темперамента и их характеристики;

- основные свойства темперамента;

Уметь:

-объяснять особенности поведенческих проявлений человека в зависимости от типа темперамента.







Формируемые компетенции

Результатом освоения учебной темы является овладение обучающимися по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» следующими общими компетенциями (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.


ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за

результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу, человеку.



Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 3.3

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.



Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия

Практическое занятие.

Занятие проводится в учебной аудитории.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Оснащенность занятия и наглядность:

Доска классная – 1;

Стол преподавательский – 1;

Стул преподавательский – 1;

Столы для студентов – 10;

Стулья для студентов – 20;

Методическая разработка для студентов.






























Методы, методические приемы


Для активизации эффективной познавательной деятельности студентов на практическом занятии используются различные методы и приемы обучения, отвечающие содержанию и специфике учебного материала. Они развивают самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

Репродуктивные методы.

Словесный – решает задачу формирования теоретических и фактических знаний. Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж.

Наглядный – решает задачи развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Методические приемы: показ рисунков.

Практический – решает задачу применения и закрепления полученных теоретических знаний на практике. Методические приемы: анализ результатов психологической диагностики, заполнение таблицы.

Методы контроля

Устный контроль – выявляет уровень усвоения учебного материала, умение оперировать знаниями, развивает речь учащихся.

Письменный контроль – выявляет уровень усвоения теоретического материала, развивает умение мыслить логически.



Междисциплинарные и межмодульные связи

Междисциплинарные и межмодульные – сопутствующие:

Общая психология «Эмоциональные процессы и состояния»



ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)



ОП.02 Анатомия и физиология человека



ОП.07 Фармакология



МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение




Междисциплинарные и межмодульные – последующие:

Общая психология «Эмоциональные процессы и состояния»




МДК 02.01 Сестринское дело в акушерстве и гинекологии



МДК 02.01 Сестринское дело в терапии, хирургии, педиатрии



Оп. 10 ПОПД

ОП.08 Общественное здоровье здравоохранение























Хронологическая карта занятия



Этап

Время

1.

Организационный момент.

2 мин

2.

Начальная мотивация.

3 мин

4.

Актуализация исходного уровня знаний.

15 мин

5.

Методика Айзенка по определению темперамента.

25 мин

6.

Заполнение таблицы «Темперамент и качества личности»

25 мин

7.

Работа с карточками.

15 мин

8.

Подведение итогов занятия, рефлексия.

5 мин





Этапы планирования занятия

Название этапа

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время

Преподаватель

Обучающиеся

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся и аудитории к занятию, отмечает отсутствующих.

Приветствие преподавателя


Организует и дисциплинирует обучающихся, воспитывает аккуратность, ответственность, самоконтроль обучающихся

2 мин

2

Начальная мотивация

Сообщает тему занятия. Кратко формулирует перед обучающимися цели и задачи, вызывая при этом деловую обстановку и определенное нравственно-психологическое состояние. Мотивирует обучающихся к изучению данной темы, объясняет ее актуальность и значение данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности обучающихся.

Записывают дату, тему, план, цели занятия. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели.

Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, стимулирует познавательный интерес к занятию

3 мин

3

Этап актуализации исходного уровня знаний.

Преподаватель проводит беседу:

1. Почему говорят, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность?

2. Какая связь между типом ВНД и темпераментом?

3. Почему люди такие разные по проявлениям эмоциональности, подвижности и активности?

Выполните письменно задания 1-5 из методического пособия.

.

Ответы обучающихся на поставленные вопросы, выполнение практических заданий(Приложение 1) Выводы обучающихся по итогам выполнения заданий: темперамент относится к индивидуально-типологическим особенностям личности. Он характеризует динамическую сферу поведения человека.

Определяет степень подготовленности обучающихся к занятию, определяет умение излагать мысли.

способность грамотно анализировать конкретные ситуации, доказывать примерами объективность своей точки

зрения, связывать теоретический материал с практикой.

15 мин

4

Проведение диагностики. Методика Айзенка по определению типа темперамента.

Преподаватель предлагает обучающимся изучить особенности своего темперамента, используя диагностическую методику Айзенка по определению типа темперамента.











Обучающиеся проводят диагностику типа собственного темперамента с помощью методики Айзенка

(Приложение 2)

Анализ результатов. Вопросы к преподавателю, совместное обсуждение результатов.







Получение результатов диагностики, экспериментальное подтверждение особенностей темперамента каждого студента. Удовлетворенность обучающихся самопознанием своих личностных особенностей.

25 мин

5.

Заполнение таблицы «Темперамент и качества личности»

Преподаватель предлагает самостоятельную работу на 25 минут, связанную с заполнением таблицы.

Выполняют задание

(Приложение 3)

Опорные знания,

умения и навыки


25 мин

6.

Работа с карточками

Преподаватель предлагает обучающим определить тип темперамента по карточке, объяснить выбор.

Выполняют задание (Приложение 4)

Отработка практических умений и знаний.

10 мин

8.

Подведение итогов занятия.

Подводит итоги, дает обобщенную оценку знаний и умений студентов, уровень их подготовки к занятию. Обращает внимание на положительные и отрицательные стороны занятия. Выявляет ошибки, отмечает лучшие работы. Выставляет и объявляет отметки. Сообщает тему следующего занятия, разъясняет домашнее задание.

Осмысливают и анализируют слова преподавателя. Записывают домашнее задание.

Развивает умение анализировать свои и чужие ошибки, аналитическое мышление. Стимулирует интерес к учебе. Способствует воспитанию самокритичности, справедливости. Настраивает на предстоящую работу.

5 мин

















Список использованных источников

Основные источники:

1.Островская И. В. Психология : учебник для мед.училищ и колледжей. - 2-е изд.,испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 480с.

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html

Дополнительные источники:

1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., КинкулькинаМ.А. Психиатрия и медицинская психология : учебник - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 896 с.

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430798.html

2. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с.

Интернет ресурсы:

1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ

(http//www.minzdravsoc.ru)

2. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения

(http//www.mednet.ru).





















Приложение 1

Задания для проверки исходных знаний по теме «Темперамент»


1. Выберите верные утверждения о темпераменте:


  1. зависит от свойств нервной системы

  2. меняется в течение жизни

  3. наследуется

  4. определяет скорость и интенсивность реакций

  5. определяется воспитанием

  6. описывает отношения человека к другим людям и порученному делу


2. Сопоставьте типы темперамента с типами нервной системы:


1) холерик

2) сангвиник

3) флегматик

4) меланхолик


а) слабый

б) сильный неуравновешенный

в) сильный уравновешенный подвижный

г) сильный уравновешенный инертный


3. Сопоставьте типы темперамента с их характеристиками:


1) холерик

2) сангвиник

3) флегматик

4) меланхолик



а) монотонная, медленная речь

б) сильные, но кратковременные эмоциональные реакции

в) затруднения в установлении контактов, замкнутость

г) быстрая и легкая адаптация к меняющимся условиям

д) отступление от цели при появлении препятствий

е) громкая, выразительная, плавная речь

ж) спокойствие и хладнокровие

з) повышенная агрессивность

4. К какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

  1. Замкнут, трудно сближается с людьми

  2. Говорит быстро, многословен, общителен

  3. Движения экономны

  4. Тихая неуверенная речь

  5. Быстро и легко переключает внимание

  6. Берется за дело быстро, энергично

  7. Осторожные робкие движения

  8. Много лишних движений




5. Определите и запишите тип темперамента:

________________________________________

а) Человек спокойный и уравновешенный, очень трудно вывести его из себя. По характеру терпелив, умеет ждать. Медленно приспосабливается к новой обстановке. В дело вникает глубоко, работает неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не любит отвлекаться от основного занятия.

______________________________________

б) Человек гибкий, динамичный, всегда нуждается в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждается, но так же быстро и успокаивается. Предпочитает расширять круг своих контактов и легко переключается с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падает духом, умеет находить выход из любого положения.

______________________________________

в) Человек чувствительный и изменчивый, очень зависит от своего внутреннего состояния. Легко расстраивается по пустякам и долго не успокаивается. Из – за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается ему с трудом, поэтому он нуждается в эмоциональной поддержке близких. О его перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

________________________________________

г) Человек энергичный и напористый, не всегда контролирует свои эмоции. Если выходит из себя, то успокаивается не сразу. Своим делом занимается энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекается. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитает преодолевать, а не обходить.




















Приложение 2

Личностный опросник Г. Айзенка (EPI)


Инструкция


«Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если нет – знак «-» (нет)».

Вопросы для опроса:


1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что «на, спор» Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли иногда у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы говорите только правду?

37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?

40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли Вас чувство» что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Ключ к опроснику:


1. Шкала экстраверсия - интроверсия:

«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.


2. Шкала нейротизм - стабильность (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность):

«да» ( + ): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.


3. Шкала лжи:

«да» (+ ): 6, 23, 36.

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.


«Круг Айзенка»:





Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм (неустойчивость)

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.



Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный
«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

























Приложение 3

Таблица «Темперамент и качества личности»

Качества

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Эмоциональная позиция в общении





Самооценка






Уверенность в себе






Принятие решений






Цели






Позиция в социальной группе





Отношения с противоположным полом





Речь






Мимика






Движения, походка






Реакция на боль, опасность












Приложение 4



Эталоны ответов

Задания для проверки исходных знаний.

Задание 1.

а,в,г


Задание 2.

1) б; 2) в; 3) г; 4) а;


Задание 3.

1) б,з; 2) г,е; 3) а,ж; 4) в,д


Задание 4.

а-флегматик

б-холерик

в-флегматик

г-меланхолик

д-сангвиник

е-холерик

ж-меланхолик

з-холерик


Задание 5.

а – флегматик

б-сангвиник

в-меланхолик

г-холерик

















Таблица «Темперамент и качества личности»

Качества

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Эмоциональная позиция в общении

Общается радостно-

инициативно,

со всеми «на равных»,

стремится к общению с незнакомыми


Общается требовательно,

но не с каждым, стремится к превосходству, доминированию над партнером




Пассивен в общении


Зависим в общении, зависит от расположения партнера


Самооценка

Неустойчиво повышенная, рассказываетоб успехах, всегда на виду




Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает


Несколько занижена, в группе не на виду, скромен


Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен


Уверенность в себе

Надеется на удачу, нет самоуверенности



Самоуверен, насмешлив,

Игнорирует

свои неудачи, скрывает

слабости


Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает


В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки


Принятие решений

Поспешные, часто несамостоятельные (по подражению),

неустойчивые




Быстрые,

самостоятельные, непреклонные,

негибкие


Самостоятельные, незамедлительные


Несамостоятельные (любит посоветоваться), небыстрые, устойчивые


Цели

Разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»


Страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях

Не отличается разнообразием, упорные, не слабеют при преградах

Неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты


Позиция в социальной группе

Обычно подчиняется авторитету сверстник или старшего, допускает шалости


Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится обращаться со старшими «на равных», нередко вызывающе сопротивляется воле старших

Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции

Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям


Отношения с противоположным полом

Неоднократно преходяще влюбчив, переживает симпатии легко, ярко и весело

Дружит с немногими,

другом
командует,

страстно
привязан, склонен к гневу, ревности, разрыву

Не склонен к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюбленности


Привязанности глубокие и стойкие, преданность, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдится открыть свое чувство, однолюб

Речь

Легкая, певучая, образная, богатая, остроумная



Авторитетная, громкая, требовательна,

немногословная, быстрая, внушающая


Замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя)


Затруднительная, взволнованная, «исповедальная», тихая, с просительно-нерешительными интонациями


Мимика

Разнообразная, живая, артистичная



Резкая, выразительная

Невыразительная


Небогатая


Движения, походка

Подвижные, быстрые, «непоседа»


Стремительные, напряженные, резкие

Замедленные, плавные, расслабленные


Замедленные, неплавные, неритмичные


Реакция на боль, опасность

Немного боится боли, стремится избежать опасности, под влиянием примера идет на риск


Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником


Не боится боли и опасности, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов

Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!