Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
города Каменск-Шахтинский
Протокол Метод. совета № _______
от «___» ____________ 20___ г.
Методическая разработка практического занятия
Презентация автомодели через схематичный рисунок
объединения «Автомоделирование»
(для педагогов дополнительного образования)
Автор: педагог дополнительного образования
Дедерер В.А.
2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
Актуальность методической разработки.
Цель и задачи методической разработки
Используемые принципы обучения
Ожидаемые результаты
2. Конспект занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
3. Источники информации
4. Приложение. Изображение используемых типов автомоделей.
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка используется при реализации дополнительной образовательной программы «Автомоделирование» в разделе «Вводное занятие».
Возраст детей: 9-11 лет.
Занятие развивает, координацию движений пальцев, зрительно-пространственное ориентирование, зрительную память, воссоздающее воображение, творческое мышление, коммуникативные способности ребенка, позволяет приобрести начальные базовые знания по устройству автотранспорта. При этом формируются навыки составления масштабного чертежа объемных моделей, в том числе и при помощи простейших измерительных инструментов, навыки проектировочной деятельности.
Преобладающими и основными при проведении занятия по самостоятельному составлению презентации через схематичный рисунок являются «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть закономерность, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на свои знания, знания других детей, знания педагога, а также знания, полученные в процессе занятия, может строить предположения, проверять их и находить путь к верному решению.
Методическая разработка способствует закреплению имеющихся знаний и умений детей, приобретенных на уроках математики, уроках рисования, русского языка, позволяет приобрести общие знания об устройстве автомобиля, при необходимости откорректировать уже имеющиеся. Занятие позволяет диагностировать уровень знаний, умений и навыков детей, их коммуникативные способности, по необходимости корректировать их в верном направлении.
Актуальность методической разработки. Данная методическая разработка направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий, первичное знакомство с родом деятельности таких технических профессий как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, автодизайнер.
Цель методической разработки: дать учащимся представление о разных типах автомобилей, их устройстве, развить творческое мышление, внимание, память, фантазию, интерес к математике, геометрии, к дальнейшему получению знаний об автомобилях. А педагогу определить уровень знаний и навыков учащегося подлежащих восполнению и развитию в дальнейшем.
Задачи методической разработки:
Обучающие:
-научить составлять простейшие схемы автомобилей;
-закреплять и расширять знания о геометрических фигурах, полученные на уроках по математике;
-научить составлять описательную часть изображенного автомобиля;
-ознакомить с начальными базовыми знаниями об устройстве и характеристиках автомобилей.
Воспитательные:
-осуществлять эстетическое воспитание;
-воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости;
-мотивировать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие:
-развивать смекалку, внимание, фантазию;
-развивать творческие способности;
-развить умение работы в коллективе.
Используемые принципы обучения:
-самостоятельность обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
-наглядность;
-последовательность;
-доступность;
-актуальность;
-творческая активность.
Все эти принципы могут быть свободно реализованы в течении одного занятия, что обеспечивает наибольшую эффективность усвоения материала.
Ожидаемые результаты.
В результате применения данной методической разработки воспитанники:
-познакомятся с начальными базовыми знаниями об устройстве автомобиля, его предназначении;
-усовершенствуют навыки работы с чертежными инструментами;
-научатся вести работу самостоятельно и последовательно;
-научатся применять полученные знания на практике.
Оценка степени усвоения материала производится путём диалога между педагогом и учащимися. Текущий контроль сводится к корректированию стоящих задач и самооценке воспитанников путем демонстрации выполненных презентаций и исправлению ошибок допущенных в ходе выполнения задания.
2. Конспект занятия
Тип занятия: комбинированный
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практическая работа.
Оборудование: бумага формата А4, простые карандаши, ластик, линейка с шаблоном круга, квадрата, прямоугольника.
Дидактический материал к учебному занятию: не менее 3 моделей автомобиля (легковой, грузовой, вездеход )
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию.
2. Этап актуализации знаний.
Теоретическая часть.
Т.к. автотранспорт задействован практически во всех видах деятельности человека каждый из Вас так или иначе связан с автотранспортом и будет знакомиться с ним ближе и ближе либо при владении автомобилем, либо при выборе вида деятельности связанного с автомобилями. Объединение «Автомоделирование» поможет Вам познакомиться с устройством, характеристиками и особенностями окружающего нас автотранспорта.
Сегодня мы познакомимся с различными моделями автомобилей и выполним его простейшую презентацию. При выполнении задания будет необходимо учитывать пропорции модели, масштабность и необходимость изображения всех элементов модели.
При выполнении задания Вам следует учитывать пропорции в схеме-рисунке.
-Кто знает, что такое пропорция?
Пропорция, это соразмерное соотношение частей между собой. То есть при выполнении презентации Вы должны стремиться, наиболее точно передать пропорции частей конструкции описываемой модели. Например, колеса не должны быть больше кузова, но при этом не быть слишком маленькими. Такие же требования относятся к окнам, бамперам, дверям и другим элементам автомоделей.
Сами модели автомобилей выполнены в уменьшенном масштабе.
-Кто знает, что такое масштаб?
Масштаб это соотношение настоящего размера к их уменьшенной или увеличенной копии.
Используя знания, полученные на уроках математики в школе, скажите в каком масштабе, выполнена модель автомобиля длинной 10 см., если настоящий автомобиль имеет длину 430 см.?
Рассчитать это очень просто, 430 делим на 10 и получаем 43. Т.е. модель является уменьшенной в 43 раза копией настоящего автомобиля и выполнена в масштабе 1 к 43.В своей работе инженеры, проектировщики и дизайнеры всегда соблюдают пропорции и масштаб, с которыми Вы познакомились на данном занятии. Ведь гораздо удобнее выполнять чертежи и проекты механизмов не в натуральную величину, а сидя на удобном стуле за столом на бумаге, компьютере, планшете или при помощи других вспомогательных устройств. Соблюдение правил пропорций и масштаба позволяют сделать конструкцию автомобиля не только работоспособной, но и эстетичной или другими словами красивой.
При выполнении работы учитывайте, что Вы не сможете на половине листа изобразить автомодели в масштабе 1 к 1, они просто не поместятся. Поэтому при помощи линейки Вам необходимо самостоятельно рассчитать масштаб рисунка и стремиться к соблюдению выбранного масштаба и пропорций.
-Посмотрите на представленные модели автомобилей.
-К какому типу автотранспорта они относятся? (легковой, грузовой, вездеход).
-Каково предназначение легкового автомобиля? (перевозка пассажиров, легких грузов).
-Каково предназначение грузового автомобиля? (перевозка более тяжелых и габаритных грузов).
-Каково предназначение вездехода? (специальная техника, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов при отсутствии дорог).
-Расскажите, что Вам известно о данных видах автомобилей.
-Откуда Вам это известно?
Легковые автомобили имеют несущий кузов или кузов на раме с сидениями для пассажиров и багажником для груза, могут оснащаться багажниками и небольшими прицепами. Легковые автомобили могут иметь передний, задний и полный привод (военные, внедорожные). Название привода зависит от того какая пара колес является ведущей. Имеют 2 пары колес. Используются для перевозки пассажиров в городах и селах.
Грузовые автомобили имеют кузов различной конфигурации на раме для груза и отдельной кабиной с сидениями для водителя и пассажиров, как правило имеет прицепное устройство для прицепа. Могут иметь задний или полный привод (военные), могут иметь 2 и более пар колес. Используются для доставки грузов в магазины и перевозки грузов между городами и государствами.
Вездеходы имеют кузов различной конфигурации на раме или без (усиленный кузов, зачастую герметичный). Могут иметь как отдельную, так и совместную с грузовым отсеком кабину с сидениями для водителя и пассажиров, имеют прицепное устройство для прицепа. Всегда полноприводные или гусеничные, имеют более 2 пар колес, при отсутствии поворотной пары, повороты осуществляются за счет торможения колес или гусениц с одной стороны. Используются для перевозки пассажиров и грузов в условиях бездорожья – тайга, болотистая местность, условия Крайнего севера.
Назовите известные Вам виды топлива.
-Какие виды топлива используются на данных типах автомобиля? (электричество - легковые и погрузчики, бензин, газ – легковые, грузовые, дизельное топливо - вездеходы )
-Опишите конструкцию модели легкового автомобиля? (элементы кузова ,4 колес, переднего, заднего либо полного привода, остекления, фар и т.д.).
-Опишите конструкцию модели грузового автомобиля? (элементы кузова ,4 и более колес, заднего либо полного привода, остекления, фар и т.д.).
-Опишите конструкцию модели вездехода? (элементы кузова ,4 и более колес, особенности управления приводом колес без поворота передних, остекления, фар и т.д.)
-Чем различаются между собой по конструкции данные автомобили?
В дальнейшем при занятиях в объединении «Автомоделирование» Вы сможете самостоятельно выполнять модели автомобилей различных типов и из различных материалов. Для изготовления любой модели необходимо уметь составлять чертежи и схемы, деталей, устройств механизмов, соблюдая при этом пропорции и масштаб, а также заботиться об эстетике выполняемых моделей. Без знаний, полученных на уроках математики это сделать невозможно.
3.Ход выполнения работы.
Практическая часть.
–Сегодня на занятии, мы, при помощи карандаша, бумаги, ластика и линейки сделаем с вами презентацию осмотренных автомоделей. Каждый из Вас внимательно осмотрит представленные модели, после чего выберет понравившуюся модель и изобразит ее на одной стороне листа в выбранном масштабе. Изображение должно содержать боковую и переднюю сторону модели. Рисунок схему необходимо выполнить в масштабе, позволяющем увидеть все элементы конструкции, которые Вы изобразите. При выполнении задания необходимо использовать линейку и изобразить схему, используя свои знания о геометрических фигурах. Колеса должны быть в форме круга, а не овала, противоположные стороны квадратов и прямоугольников должны быть одинаковыми.
После выполнения рисунка схемы, используя правила русского языка и чистописания, полученные в школе, на другой стороне листа Вы внесете характеристики изображенной модели без орфографических ошибок. После чего представите презентацию.
Пpaвила техники безопасности.
Инструктаж по правилам безопасной работы при работе с чертежными инструментами.
Этапы выполнения работы
- Организация рабочего места;
- Выбрать модель автомобиля;
-Рассчитать масштаб рисунка-схемы;
- Подготовка листа для презентации:
1. Провести карандашом посередине разделительную линию на листе формата А 4 на выбор по горизонтали или вертикали.
2. На любой из сторон листа нанести горизонтальные линии (не менее 5) для внесения характеристик автомобиля.
-Нанесение рисунка-схемы:
1.Изобразить колеса (вид сбоку).
2.Изобразить кузов (вид сбоку).
3.Изобразить имеющиеся элементы кузова и колес (вид сбоку).
4.Изобразить кузов (вид спереди).
5.Изобразить колеса (вид спереди).
6.Изобразить имеющиеся элементы кузова и колес (вид спереди).
-Внесение в графы характеристик автомодели:
1.Тип автомобиля.
2.Предназначение.
3.Колесная база (количество колес, привод).
4.Вид используемого топлива.
5.Где используется.
4. Итог занятия.
Рефлексия:
-Представление выполненных презентаций;
- Анализ выполненных работ.
3. Источники информации
Занков Л.В.Избранные педагогические труды- Москва 2010 г.
Шугуров Л.М. «Автомобили»-ЗАО «РОСМЭН-пресс» 2006 г.
ru.wikipedia.org
Приложение
Изображение использованных автомоделей
Изображение модели легкового автомобиля №1 (вид сбоку)
Изображение модели легкового автомобиля №2 (вид спереди)
Изображение модели вездехода №1 (вид сбоку)
Изображение модели вездехода №2 (вид спереди)
Изображение модели грузовика №1 (вид сбоку)
Изображение модели грузовика №2 (вид спереди)