СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МДК.01.03.2 ДИАГНОСТИКА В ХИРУРГИИ 2 курс, специальность 31.02.01 Лечебное дело ТЕМА: «ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МДК.01.03.2 ДИАГНОСТИКА В ХИРУРГИИ 2 курс, специальность 31.02.01 Лечебное дело ТЕМА: «ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ »»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 4

Выписка из рабочей программы 6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (семинарско-практическое) 17

Список литературы 21

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 22

Мотивация учебной деятельности 24

Цели занятий 25

Межпредметные и внутрипредметные связи 25

Вопросы для подготовки к практическому занятию 26

Список литературы 27

Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся по данной теме 28

Ход занятия 29

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 31

Приложения 37










Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • обследования пациента;

  • интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза;

  • заполнения истории болезни, амбулаторной карты пациента;

уметь:

  • планировать обследование пациента;

  • осуществлять сбор анамнеза;

  • применять различные методы обследования пациента;

  • формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;

  • оформлять медицинскую документацию;

знать:

  • топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;

  • биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

  • строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

  • основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;

  • определение заболеваний;

  • общие принципы классификации заболеваний;

  • этиологию заболеваний;

  • патогенез и патологическую анатомию заболеваний;

  • клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;

  • методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;

  • вести утвержденную медицинскую документацию;

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

  • пути введения лекарственных препаратов;

  • виды, формы и методы реабилитации;

  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

  • Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Диагностическая деятельность, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2.

Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3.

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4.

Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5.

Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6.

Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7.

Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Выписка из рабочей программы

Место МДК01.03.1 в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Принадлежит к ПМ.01. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объем МДК.01.03.1 Диагностика в хирургии

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

В том числе:


практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


домашняя работа (упражнения, решение задач)


работа с учебником и дополнительной литературой, конспектирование


Итоговая аттестация в форме экзамена



Тема 1.6. Хирургические заболевания органов грудной клетки

Содержание учебного материала

2


Хирургические заболевания органов грудной клетки. Классификация. Воспалительные заболевания плевры и легких, абсцесс легкого. Заболевания молочной железы и методы обследования молочной железы. Этиология. Патогенез. Клиника Осложнения. Диагностика.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1) Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации по теме занятия

2) Решение тестовых заданий и ситуационных задач для самоконтроля по теме занятий

3) Составление таблиц (схем, рисунков) по дифференциальной диагностике

4


Практические занятия «Хирургические заболевания органов грудной клетки»

6

В хирургическом отделении. Знакомство с организацией диагностики при хирургических заболеваниях органов грудной клетки Демонстрация преподавателем пациентов. Решение клинических задач с разбором клинических симптомов. Обследование студентами пациентов с хирургическими заболеваниями органов грудной клетки. Составление схем индивидуальных планов обследования Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования. Заполнение медицинской документации.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Группа

занятия

2ЛД

6



Дисциплина, ПМ_ МДК 01.03.1. Диагностика в хирургии



Количество часов 270

Тема занятия Хирургические заболевания органов грудной клетки

Вид занятия_Семинарско-практическое_______________________________________

Тип занятия_ Закрепления и систематизации знаний полученных на лекциях.

Цель занятия

Обучающая. Расширить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме хирургические заболевания органов грудной клетки. Cпособствовать формированию знаний о травмах грудной клетки и заболеваниях органов грудной клетки . ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.6, ПК1.7___

Развивающая Способствовать развитию внимания, памяти, клинического_ мышления при_изучении нового материала ОК1,2, 3,4,7,8,9,

Воспитательная Продолжить формирование интереса к предмету,_ ответственности к своим действиям, любви к выбранной__профессии.ОК 4,5,6,7,10,11,12,13,



Межпредметные связи

Обеспечивающие_Анатомия и физиология человека. Основы латинского языка с медицинской терминологией, гигиена и экология человека , Генетика человека с основами медицинской генетики.

Обеспечиваемые_МДК.01.02.1. Оказание медицинских услуг в хирургии.

МДК 01.03.2 Диагностика в травматологии.

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия _Мультимедийная презентация___________________

Б. Раздаточный материал _Дидактический материал_________________

В. Технические средства обучения муляжи, фантомы._____________________

Г. Учебные места __Учебный кабинет в ОГБПОУ «УМТ»______________________

Д. Литература:

Основная Буянов В.М., Нестеренко Ю.А Хирургия:Учебник.-3-еизд.,перераб.и доп.-Стереотипное издание.Перепечатка с издания 1998г.-М.:Альянс,2015.-624с.:ил

Пряхин В.Ф Диагностика болезней хирургического пофиля: учебник/ под ред. В.С Грошилина.-М.: ГОЭТАР-Медиа,2016.-592с.:ил

Ковалев А.И., Хирургия [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Ковалев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 576 с.

Дополнительая Ковалев А.И., Хирургия : учебник / А. И. Ковалев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 576 с

Рубан Э.Д., Хирургия [Электронный ресурс] / Рубан Э.Д. - Изд. 5-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 569 с. (Среднее профессиональное образование).

Н.В.Барыкина, В.Г Зарянская Хирургия для фельдшеров. Практикум/ Серия «Медицина для вас». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.-480с

ХОД ЗАНЯТИЯ

Структура и содержание занятия



элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.

Добавления, изменения,

замечания.

1

2

3

1.



































































































































2.





























3.























3













































4.















5






















Организационный момент:

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, на санитарное состояние учебной комнаты.

Проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

Сообщает тему занятия, цель, формируемые компетенции, план, предлагает студентам сделать соответствующие записи в своих тетрадях.

Тема занятия- « Хирургические заболевания органов грудной клетки » .

Цель занятия : «Дать представление о травмах грудной клетки и заболеваниях органов грудной клетки . Понятие пневматорокс и его виды, гематорокс, эмфизема и пороки сердца. Диагностика хирургических заболеваниях органов грудной клетки .»

После изучения данной темы фельдшер должен:

Иметь представление

  • о травмах грудной клетки

  • о пневмотораксе

  • о гидротораксе

  • о эмфиземе

  • о воспалительных заболеваниях плевры и легких

  • об абсцессе легкого

  • о заболеваниях молочной железы

  • о пороках сердца

знать

классификацию и клиническую картину травм грудной клетки

классификацию и клиническую картину воспалительных заболеваний органов грудной клетки

уметь:

- проводить диагностику травм грудной клетки

-пальпацию молочной железы

-читать рентгеновские снимки

владеть компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.



Мотивация темы:

Преподаватель показывает важность изучения темы для дальнейшей практической деятельности

Знание диагностики хирургических заболеваний органов грудной клетки понадобятся для дальнейшего лечения пациентов и оказание первой медицинской помощи.

Преподаватель отвечает на вопросы студентов возникшие при подготовке к практическому занятию

Актуализация знаний:

Семинарское занятие

Проводится с целью закрепления теоретического материала данной теме полученного на лекциях. определения исходного уровня знаний.

- Индивидуальный устный опрос.

-Проводиться с целью определения исходного уровня знаний

-Преподаватель задает вопросы, согласно лекционного материала по вопросам темы, на которые студенты дают полные, точные ответы.

1. Классификация хирургических заболеваний органов грудной клетки. .

2. Воспалительные заболевания плевры и легких

3. Травмы грудной клетки

4. Пневмоторакс и его виды

5. Гематорокс

6.Абсцесс легкого.

7. Заболевания молочной железы

8. Методы обследования молочной железы.

9. Пороки развития сердца и их виды

10. Диагностика хирургических заболеваний органов грудной клетки



Практическое занятие:

-Проводиться с целью расширения и углубления знаний по теме с использованием дополнительного материала,

Самостоятельная работа:

Работа № 1

Аудиторная самостоятельная работа студента

Работа № 2

Тестовый контроль

-Студентам выдаются тесты, на вопросы которых они отвечают в течении определенного времени.

Работа № 3

Решение ситуационных задач ( при отсутствии пациента)

-Студенты при выполнении самостоятельной работы в отсутствие пациентов решают ситуационные задачи, предложенные преподавателем.

Закрепление знаний:

Преподаватель проводит заключительный контроль знаний с целью обобщения и систематизации теоретических знаний по вопросам темы:

-Оценка выполненной самостоятельной работы

Преподаватель комментирует ответы студентов

-Анализ тестового контроля

-Преподаватель комментирует неправильные ответы студентов, делает выводы, насколько прочно усвоен материал темы.

Обсуждение решения ситуационных задач (при отсутствии пациентов)

Студенты объясняют решение ситуационных задач.

Преподаватель комментирует ответы студентов

Резюме:

1. Проверка заполнения дневников

2. Преподаватель подводит итог, интересуется мнением студентов о проведенной форме контроля, выставляет оценки.

3. Подведение итогов занятия. Выделение основных моментов.

Ответы на вопросы студентов.

Задание на дом:

- Преподаватель предлагает записать домашнее задание. Даёт методические рекомендации по его выполнению. Обращает внимание на основные вопросы темы.

Ориентирует студентов на подготовку к семинарско – практическому занятию .



Литература:

Буянов В.М., Нестеренко Ю.А Хирургия:Учебник.-3-еизд.,перераб.и доп.-Стереотипное издание.Перепечатка с издания 1998г.-М.:Альянс,2015.-624с.:ил

Пряхин В.Ф Диагностика болезней хирургического пофиля: учебник/ под ред. В.С Грошилина.-М.: ГОЭТАР-Медиа,2016.-592с.:ил

Ковалев А.И., Хирургия [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Ковалев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 576 с.

5 минут



























































































































5 минут











5 мин



















60 мин

































45мин Приложение №1



30 мин Приложение №2





60 мин Приложение №3









20 мин

Приложение №4

15 мин

Приложение №4



30мин

Приложение №6

















15 мин





5 минут






































МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МДК.01.03.2 ДИАГНОСТИКА В ХИРУРГИИ

2 курс, специальность 31.02.01 Лечебное дело


ТЕМА: «ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ »












Преподаватель первой квалификационной категории

Скачкова Наталья Сергеевна










г. Усолье-Сибирское

2021 г.

Содержание


1. Мотивация учебной деятельности

2. Цели занятий.

3. Межпредметные и внутрипредметные связи.

4. Вопросы для подготовки к практическому занятию.

5. Список литературы.

6. Глоссарий.

7. Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся по данной теме.

8. Ход занятия.

9. Хронокарта занятия.

10. Материалы для контроля обучающихся с эталоном ответов.













































Мотивация учебной деятельности


Фельдшер должен знать все про хирургические заболевания и травмы грудной клетки, какие симптомами и синдромами они проявляются и какие методы используются для более точной диагностики патологии, чтоб в дальнейшем правильно подобрать метод лечения или вид операции. Следовательно, изучение таких заболеваний необходимо для дальнейшего освоения программы подготовки специалистов среднего звена, в частности, МДК 02.02.1 Оказание медицинских услуг в хирургии.
Цели занятий

Обучающие:

расширить, закрепить, обобщить и систематизировать знания о травмах грудной клетки о пневмотораксе, гидротораксе, эмфиземе, воспалительных заболеваниях плевры и легких, абсцессе легкого, заболеваниях молочной железы, пороках сердца и их симптомы.

проверить умение; проводить диагностику травм грудной клетки, аускультацию легких и сердца, пальпацию молочной железы, читать рентгеновские снимки.

закрепить знания: диагностическим манипуляциям: перкуссии, пальпации и аускультации.

Воспитательные:

продолжить формирование интереса к предмету, ответственности к своим действиям, любви к выбранной профессии.

Развивающие:

способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать, делать выводы.



Межпредметные и внутрипредметные связи



Вопросы для подготовки к практическому занятию


1. Классификация хирургических заболеваний органов грудной клетки. .

2. Воспалительные заболевания плевры и легких

3. Травмы грудной клетки

4. Пневмоторакс и его виды

5. Гематорокс

6.Абсцесс легкого.

7. Заболевания молочной железы

8. Методы обследования молочной железы.

9. Пороки развития сердца и их виды

10. Диагностика хирургических заболеваний органов грудной клетки





































Список литературы

Основная

Буянов В.М., Нестеренко Ю.А Хирургия:Учебник.-3-еизд.,перераб.и доп.-Стереотипное издание.Перепечатка с издания 1998г.-М.:Альянс,2015.-624с.:ил

Пряхин В.Ф Диагностика болезней хирургического пофиля: учебник/ под ред. В.С Грошилина.-М.: ГОЭТАР-Медиа,2016.-592с.:ил

Ковалев А.И., Хирургия [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Ковалев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 576 с.

Дополнительая

Осипова В.Л., Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс] / Осипова В.Л., Загретдинова З.М., Игнатова О.А. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 256 с.

Ковалев А.И., Хирургия : учебник / А. И. Ковалев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 576 с

Рубан Э.Д., Хирургия [Электронный ресурс] / Рубан Э.Д. - Изд. 5-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 569 с. (Среднее профессиональное образование).

Н.В.Барыкина, В.Г Зарянская Хирургия для фельдшеров. Практикум/ Серия «Медицина для вас». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.-480с









































Глоссарий

  1. Абсцесс легкого – гнойная полость, ограниченная капсулой от здоровой легочной ткани.

  2. Гангрена легкого – прогрессирующий некротический распад легочной ткани без четких границ.

  3. Гинекомастия – воспаление молочной железы у мужчины.

  4. Гематоракс – кровотечение в плевральную полость.

  5. Торокоскопия – визуальный осмотр плевральной полости через специальный оптический прибор.













































Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся по данной теме

Иметь представление

  • о травмах грудной клетки

  • о пневмотораксе

  • о гидротораксе

  • о эмфиземе

  • о воспалительных заболеваниях плевры и легких

  • об абсцессе легкого

  • о заболеваниях молочной железы

  • о пороках сердца

знать

классификацию и клиническую картину травм грудной клетки

классификацию и клиническую картину воспалительных заболеваний органов грудной клетки

уметь:

- проводить диагностику травм грудной клетки,

-проводить перкуссию и аускультацию легких и сердца

-пальпацию молочной железы

-читать рентгеновские снимки































Ход занятия

Содержание

Действие преподавателя

Действие обучающихся

Обоснование методических приемов

1

2

3

4

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Приветствует обучающихся.

Проверяет внешний вид, санитарное состояние учебной комнаты, готовность обучающихся к занятию.

Отмечает отсутствующий.

Сообщает тему, план и цели занятия.

Предлагает записать в тетрадь тему, план и цели занятия.

приветствуют преподавателя;

занимают рабочие места;

слушают преподавателя;

записывают в тетрадь тему, план и цели занятия;

осмысливают план занятия;

ставят пред собой цели.

Организация и дисциплинирование обучающихся.

Воспитание аккуратности, ответственности.

Создание рабочей обстановки, настроя на целенаправленную деятельность.

Активация внимания.

Побуждение к самостоятельной учебной деятельности.

3. Контроль исходного уровня знаний

Контроль исходного уровня знаний, с помощью устного индивидуального опроса.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Определить уровень усвоения учебного материала.

Выявить уровень подготовки к занятию

4. Практическая часть занятия

Консультирование обучающихся при самостоятельной работе: решение ситуационных задач, самостоятельная работа студента

внимательно читают;

отвечают на вопросы ;

выполняют задания и сверяют решение с эталоном ответов.

Определить умение применять теоретические знания при выполнении заданий.

Отработка умения применять полученные знания на практике.

5. Итоговый контроль знаний

Контролирует работу обучающихся.

Оценивает выполненное тестовое задание.

Останавливается на вопросах, которые надо доработать.

внимательно читают и осмысливают тестовые задания;

записывают решение на листках.

Определить уровень логического мышления.

Проверить понимание обучающимися учебного материала.

Выявить уровень освоения учебного материала.

6. Резюме

Подводит итоги занятия.

Разбирает допущенные ошибки при выполнении заданий на практической части занятия, выставляет оценки за занятие.

Отвечает на вопросы обучающихся.

Дает задание на дом: подготовка к практическому занятию по теме «Травмы. Переломы»

осмысливают итоги занятия;

задают вопросы;

записывают домашнее задание.

Активизировать самоподготовку.

Развитие поисковых умений

Воспитание ответственности, добросовестности при выполнении домашнего задания.

7. Заключительная часть

Объявляет что занятие закончено.

Напоминает обучающимся убрать учебные и рабочие места.

убирают рабочие места;

покидают учебную комнату.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

Привитие любви к чистоте и порядку.




ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Элемент занятия

Время

(в минутах)

Приложение

1

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

15


3

Контроль исходного уровня знаний

70


5

Практическая часть занятия

165

1,3

6

Итоговый контроль знаний

50

2

7

Резюме

15


8

Заключительная часть

5















































Приложение 1.

Аудиторная самостоятельная работа студента

1. Пневмоторакс- это________________________________________

__________________________________________________________

А

Б

В

2. Гематоракс-_____________________________________________

__________________________________________________________

3. Эмфизема-это____________________________________________

__________________________________________________________

4.Переломы грудной клетки

А

Б

В

5.Признаки перелома ребер:__________________________________

__________________________________________________________

6. Перелом ключицы:_______________________________________

__________________________________________________________

7. Пороки сердца:

А

Б

8.Белые пороки: ____________________________________________

__________________________________________________________

9. Синие пороки :___________________________________________

__________________________________________________________10.Эмпиема плевры-это______________________________________

__________________________________________________________

11. Абсцесс легкого:________________________________________

__________________________________________________________

12. Методы обследования грудной клетки:

-

-

-

-

-





Приложение 2

Вопросы тестового контроля

ВАРИАНТ 1

Выберете один правильный ответ

 1. Выберите правильную формулировку для определения гангрены легкого.

а) гнойно-деструктивный процесс в легком, четко отграниченный от здоровой легочной ткани

б) гнойно-деструктивный процесс в легком, имеющий тенденцию к отграничению

в) гнойно-гнилостный процесс в легком, не имеющий четких границ и распространяющийся на здоровую легочную ткань

г) гнойно-деструктивный процесс в легком, имеющий тенденцию к субплевральному расположению

д) гнойно-деструктивный процесс в легком, имеющий тенденцию к внутридолевому расположению

2. После прорыва острого одиночного абсцесса легкого в бронх обычно наблюдаются следующие симптомы, кроме:

а) полость с горизонтальным уровнем на рентгенограмме

б) повышение температуры тела до 390С и выше

в) кашель с выделением большого количества мокроты с неприятным запахом

г) улучшение общего состояния

д) кровохарканье

3. Для острого абсцесса легких не характерена:

а) гектическая лихорадка

б) тонкостенная полость без уровня жидкости

в) эластические волокна в мокроте

г) нейтрофильный лейкоцитоз

д) примесь крови в мокроте

4. Переходу острого абсцесса легкого в хронический способствуют все факторы, кроме:

а) большой размер гнойной полости

б) недостаточный бронхиальный дренаж

в) наличие секвестра легочной ткани в полости абсцесса

г) неадекватное лечение

д) анаэробный характер флоры

5. Характеристика абсцесса легкого, дренируюущегося через бронх:

а) притупление, ослабленные дыхание и бронхофония, смещение средостения в противоположную сторону

б) то же, но смещение в сторону притупления

в) тимпанический звук над участком притупления, амфоричес­кое дыхание, крупнопузырчатые хрипы

г) притупление, бронхиальное дыхание, усиленная бронхофония

д) инспираторная одышка, уменьшение объема легких, крепитация

6. Укажите один из признаков, отличающих туберкулезную каверну от абсцесса легкого:

а) полость с очагами диссеминации

б) гладкостенная полость с уровнем жидкости

в) кровохарканье

г) признаки интоксикации

д) увеличение СОЭ

7. Больной 50 лет, алкоголик, с тяжелым кариесом зубов.В течение 2 недель слабость, боли в грудной клетке справа, лихорадка, кашель с гнойной мокротой. На рентгенограмме в верхней доле правого легкого полость 3 см в диаметре с горизонтальным уровнем жидкости.Наиболее вероятный диагноз:

а) бронхоэктазы

б) абсцесс

в) инфаркт легкого

г) рак легкого

д) туберкулез

8. При лечении острого абсцесса легких не используют:

а) санационные бронхоскопии

б) ингаляции

в) отхаркивающие средства

г) интрабронхиальное введение протеолитических ферментов

д) противовоспалительные дозы рентгенотерапии

9. При тотальном обтурационном ателектазе одного из легких показана:

а) антибиотикотерапия

б) пункция плевральной полости

в) дренирование плевральной полости

г) санационная фибробронхоскопия

д) все перечисленное

10. Осложнением острого абсцесса легкого не может быть:

а) прорыв абсцесса в плевральную полость

б) кровотечение

в) аспирация гноя в здоровое легкое

г) сепсис

д) образование сухой полости в легком

11. Непосредственной угрозой для жизни больного при легочном кровотечении является:

а) кровопотеря

б) асфиксия

в) анемия

г) острая почечная недостаточность

д) септический шок

12. Чаще всего источником легочного кровотечения являются:

а) легочные артерии

б) легочные вены

в) бронхиальные артерии

г) верхняя и нижняя полые вены

д) аорта

13. Субплевральный абсцесс легкого чаще осложняется:

а) пиопневмотораксом

б) легочным кровотечением

в) кровохарканьем

г) сепсисом

д) аспирационной пневмонией

14. Пиопневмоторакс чаше всего осложняет:

а) внутридолевой абсцесс

б) верхнедолевой абсцесс

в) субплевральной абсцесс

г) нижнедолевой абсцесс

д) перибронхиальной абсцесс

15. При развитии пиопневмоторакса при абсцессе легкого в первую очередь показано:

а) эндобронхиальное введение протеолитических ферментов

б) дренирование плевральной полости

в) антибиотики

г) рентгенотерапия

д) введение цитостатиков

16. Для гангрены легкого характерно:

а) развитие заболевания при ареактивности организма

б) отсутствие грануляционного вала на границе поражения

в) распространенный некроз легочной ткани

г) выраженная интоксикация

д) все перечисленное верно

17. Мужчина, 40 лет, после алкогольного опьянения в течение 4-5 часов проспал на улице. Через 2 дня у него повысилась температура, появились боли в грудной клетке. В последующем повышение температуры до 39°С. Через 2 недели внезапно при кашле отошло около 200 мл гноя с неприятным запахом. Предварительный диагноз:

а) бронхоэктатическая болезнь

б) острый абсцесс легкого

в) плеврит

г) обострение хронического бронхита

д) рак легкого с развитием пневмонита

18. Укажите показания для диагностической плевральной пункции:

а) стойкий выпот

б) подозрение на эмпиему плевры

в) подозрение на раковую этиологию

г) неясные причины выпота

д) во всех перечисленных случаях

19. Хронической эмпиема плевры считается:

а) через 2 недели

б) через 4 недели

в) через 6 недель

г) через 8 недель

д) через 3 месяца

20. Причиной перехода острой эмпиемы плевры в хроническую не может быть:

а) отсутствие реэкспансии легкого в остром периоде

б) преждевременное удаление дренажа

в) мощная плевролегочная шварта

г) туберкулез и другая специфическая флора

д) бронхо-плевральный свищ

ВАРИАНТ 2

1. У больного, 55 лет, около 2-х месяцев назад клинически и при R-логическом исследовании была диагностирована крупозная пневмония. В связи с непереносимостью антибиотиков лечился в основном физиотерапевтическими процедурами. Через три недели возобновилась гипертермия с проливными потами, похуданием, болью в грудной клетке при глубоком дыхании. 2 дня назад появился приступ сильного кашля, отходило много мокроты с гноем и прожилками крови, после чего температурная реакция нормализовалась. Диагноз:

а) хроническая неспецифическая пневмония

б) абсцесс легкого

в) туберкулез легких

г) эмпиема плевры

д) бронхогенный рак легкого

2. При абсцессе легкого экстренная резекция легкого показана при:

1) развитии пиопневмоторакса

2) обнаружении пневмоперикардита

3) эрозивном кровотечении из полости абсцесса

4) повторном кровохарканье

5) сепсисе

а) 1,2,3

б) 1,2,5

в) 1,2

г) 3,4

д) 2,4,5

3. Перечислите показания к хирургическому лечению абсцесса легких:

1) отхождение большого количества гнойной мокроты

2) обнаружение "сухой полости" при рентгенологическом исследовании

3) обширная деструкция легочной ткани при неудовлетворительном дренировании

4) размеры полости абсцесса более 6 см

5) интоксикация, сохраняющаяся на фоне консервативной терапии

а) 1,3,4

б) 1,2,5

в) 2,3,4

г) 3,4,5

д) все ответы правильные

4. На фоне консервативной терапии абсцесса верхней доли правого легкого состояние больного не улучшается в течение 2-х месяцев. Сохраняется субфебрильная температура, одышка, за сутки выделяется до литра гнойной мокроты. При контрольном рентгенологическом исследовании обнаружено затемнение верхней доли правого легкого, с округлым участком просветления диаметром 9 см и уровнем жидкости. Дальнейшая лечебная тактика заключается в:

а) усилении антибактериальной и дезинтосикационной терапии

б) выполнении санационной бронхоскопиии

в) подготовке больного к операции лобэктомии

г) чрезплевральной пункции полости абсцесса

д) назначении рентгенотерапии

5. Больной 45лет, госпитализировался в тяжелом состоянии. Беспокоят боли в левой половине грудной клетки, чувство нехватки воздуха, кашель с большим количеством мокроты имеющий вид мясных помоев. При обследовании выявлена значительная зона притупления перкуторного звука слева, аускультативно - множество влажных хрипов. На рентгенограмме обширное затемнение левого легкого, в котором определяются неправильной формы полости и тени секвестров. Наиболее вероятена:

а) тромбоэмболия легочной артерии

б) гнойный плеврит

в) пиопневмоторакс

г) гангрена левого легкого

д) актиномикоз

6. У больного 70 лет, с острым абсцессом легкого диаметром 5 см, расположенным ближе к грудной клетке, сохраняется тяжелая гнойная интоксикация. В качестве лечения предпочтителена:

а) бронхоскопия с катетеризацией полости абсцесса

б) торакотомия, дренирование и тампонада абсцесса

в) торакотомия, лобэктомия

г) эндолимфатическая антибиотикотерапия

д) дренирование абсцесса путем торакоцентеза

7. При рентгеноскопии легких у больного 55 лет выявлена инфильтрация средней и нижней доли правого легкого, на фоне которой отмечены множественные участки разрежения ткани с горизонтальными уровнями и тенями секвестров. Данная картина более соответствует:

а) бронхоэктатической болезни

б) эмпиеме плевры

в) бронхопневмонии

г) абсцессу легких

д) гангрене легкого

8. При R-графии легких у больного 57 лет, с жалобами на кашель, с гнойной мокротой, перенесшего год назад тяжелую пневмонию обнаружено округлое образование в нижней доле легкого, содержащее жидкость и газ. Предварительный диагноз:

а) кавернозный туберкулез

б) паразитарная киста легкого

в) бронхоэктатическая болезнь

г) рак легкого

д) хронический абсцесс легкого

9. Компрессионный ателектаз (коллапс) легкого возникает:

а) при пневмотораксе

б) при гидротораксе

в) оба вышеперечисленных случая

г) при эндобронхиальном раке легкого

д) при инородном теле в бронхе

10. У мужчины 23 лет среди полного здоровья после сильного кашля возник приступ резких болй в грудной клетке справа. При обследова-нии:справа тимпанит, ослабление дыхания и бронхофонии. Вероятным диагнозом является:

а) крупозная пневмония

б) острый бронхит

в) плеврит

г) тромбоэмболия легочной артерии

д) спонтанный пневмоторакс

11. Активный дренаж плевральной полости не показан при:

а) торакотомии

б) посттравматическом гемотораксе

в) рецидивирующем пневмотораксе

г) эмпиеме плевры

д) нижнедолевой пневмонии

12. Для острого пневмоторакса не характерна:

а) одышка в покое

б) болевой синдром вплоть до шока

в) горизонтальный уровень жидкости в плевральной полости

г) тахикардия

д) изменения перкуторного звука.

13. Для напряженного пневмоторакса не характерно:

а) коллапс пораженного легкого

б) уменьшение венозного притока к сердцу

в) смещение средостения в пораженную сторону

г) смещение средостения в здоровую сторону

д) уплощение диафрагмы

14. Для диагностики субплевральных булл при пневмотораксе применяется:

а) торакоскопия

б) томография легких

в) бронхография

г) рентгеноскопия легких

д) трансторакальная пункционная биопсия легкого

15. Спонтанный пневмоторакс - это:

а) внезапное поступление воздуха в плевральную полость вне связи с травмой или врачебной манипуляцией

б) внезапное поступление воздуха в плевральную полость, связанное с закрытой травмой груди

в) внезапное поступление воздуха в плевральную полость, связанное с проникающим ранением груди

г) введение воздуха в плевральную полость с диагностической или лечебной целью

д) все вышеперечисленное верно

16. Стандартная точка для выполнения плев-ральной пункции при обнаружении в плевраль-ной полости свободного гидроторакса с верх-ней границей на уровне III ребра:

а) IX-X межреберье по лопаточной линии

б) VI-VII межреберья по лопаточной линии

в) VI-VII межреберья по задней подмышечной линии

г) III-IV межреберья по средней подмышечной линии

д) III межреберье по средне-ключичной линии

17. Выбор точки для выполнения плевральной пункции при обнаружении в плевральной полости осумкованного скопления экссудата:

а) в месте максимального притупления перкуторного звука

б) в месте максимального затемнения по рентгенограмме

в) в точке, намеченной при многоосевой ретгеноскопии

г) поиском в ходе выполнения плевральной пункции

д) нет показаний для проведения плевральной пункции

18. При проведении плевральной пункции экссудат из плевральной полости следует эвакуировать:

а) шприцем

б) шприцем с краном или пережимаемым резиновым переходником

в) электроотсосом

г) гидростатической двухампульной системой

д) применением любого источника вакуума с приемным резервуаром

19. У больного Д., 36 лет, при рентгеноскопии обнаружен в правой плевральной полости нео-сумкованный гидроторакс с верхней границей на уровне III ребра. При плевральной пункции получен гнойный экссудат. Стандартная точка для выполнения дренирования правой плев-ральной полости:

а) IX-X межреберье по правой лопаточной линии

б) VI-VII межреберья по правой лопаточной линии

в) VI-VII межреберья по правой задней подмышечной линии

г) III-IV межреберья по правой средней подмышечной линии

д) III межреберье по правой средне-ключичной линии

20. Исход лечения эмпиемы плевры без бронхоплеврального свища определяется:

а) характером изменений висцеральной плевры

б) количеством гноя в плевральной полости

в) характером изменений париетальной плевры

г) характером изменений легочной ткани

д) характером микрофлоры

Приложение 3

Ситуационные задачи


Типовая задача №1

В фельдшерский пункт обратился боль­ной, который, поскользнувшись, упал па вытянутую руку и ударился правый пле­чом об асфалып. Жалобы на боли в пра­вой надключичной области, движения в правом плечевом суставе резко болез­ненны.

Объективно: правое падплечье несколь­ко опущено, в средней трети ключицы определяются деформация, кровоизлия­ние, при осторожной пальпации опреде­ляется патологическая подвижность в проекции деформации. Затруднено и болезненно отведение руки, движения в плечевом суставе ограничены, больной поддерживает руку и приподнимает ее за предплечье, прижимая локоть к гру­ди. Верхняя конечность ротирована кнутри.

ЗАДАНИЕ

  1. Сформулируйте и обоснуйте пред­положительный диагноз.

Типовая задача №2

В ФАП обратился пострадавший с жалобами на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании. Передвигается медленно, придерживает рукой больное место. Час назад, поскользнувшись, упал, ударился грудью о край тротуара,.

Объективно: состояние средней тяжести, пораженная половина грудной клетки отстает в дыхании, дыхание поверхностное, с частотой 22 в минуту, пульс 80 ударов в минуту. Пальпаторно - резкая локальная болезненность и крепитация в проекции III-го и IV-го ребер по задней подмышечной линии, там же припухлость, кровоподтек.

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Какие диагностические признаки и методы подтверждают диагноз.

Типовая задача №3

Фельдшер заводского медпункта осматривает больного. При разрушении металлического диска пилы при резке металлических изделий рабочий получил осколочное ранение грудной клетки.

Состояние тяжелое. Жалуется на чувство нехватки воздуха, удушье нарастает с каждым вдохом. Лицо синюшного цвета. На грудной стенке справа между срединно–ключичной и передне-подмышечными линиями в проекции пятого ребра имеется рана 3х4см, из которой раздаются фыркающие звуки на вдохе и выдохе, “рана дышит”. При пальпации вблизи раны - ощущение, напоминающее “хруст снега”.

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Какие диагностические признаки и методы подтверждают диагноз.

Типовая задача №4

В ФАП доставлен мужчина 55 лет с жалобами на сильную боль в правой половине грудной клетки, нарастающее удушье, кашель, слабость, головокружение. Выяснено, что во время драки сильно ударился грудью о выступ железных ворот.

Объективно: состояние тяжелое, возбужден, испытывает чувство страха смерти. Пульс 110 в минуту, слабого наполнения и напряжения. АД 90/60 мм рт. ст. Отмечается нарастающая одышка, частота дыхания 26 в минуту. Кожные покровы бледно-цианотичные, влажные. В проекциио V-VI ребер справа между передней и средней подмышечными линиями определяется участок, совершающий экскурсии, не совпадающие с дыхательными движениями грудной клетки (при вдохе западает, при выдохе выпячивается). Отмечается притупление перкуторного звука ниже уровня V ребра справа, при аускультации – отсутствие дыхательных шумов.

ЗАДАНИЕ

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Какие диагностические признаки и методы подтверждают диагноз.

































Приложение 4

1. Пневмоторакс- это скопление воздуха или газов в плевральной полости.

А. Открытый

Б.Закрытый

В.Клапанный

2. Гематоракс- это скопление крови в плевральной полости

3. Эмфизема-это патологические процессы в легких, характеризующиеся повышенным содержанием воздуха в легочной ткани, это хроническое легочное заболевание, характеризующееся нарушением дыхания и газообмена в легких.

4.Переломы грудной клетки

А.ребер

Б ключицы

Вгрудины

5.Признаки перелома ребер :острая, выраженная боль в грудной клетке, поверхностное дыхание (прерывание попытки сделать глубокий вдох из-за боли), усиление боли при глубоком вдохе, кашле, движениях туловища, крепитация отломков (хруст, щелчки в области перелома), отставание грудной клетки при дыхании на стороне поражения, отёк мягких тканей в месте перелома 6. Перелом ключицы это врождённое или приобретённое повреждение целостности костных тканей плечевого пояса

7. Пороки сердца:

А Белые

Б синие

8.Белые пороки :бледные, с лево-правым сбросом крови, без смешивания артериальной и венозной крови

9. Синие пороки : с право-левым сбросом крови, со смешиванием артериальной и венозной крови

10.Эмпиема плевры-это это воспаление висцеральной и париетальной плевры, протекающее с ограниченным или распространенным накоплением гноя в плевральной полости

11. Абсцесс легкого: Гнойная полость, ограниченная капсулой от здоровой легочной ткани.

12. Методы обследования грудной клетки:

-Рентген

-Маммография

-Узи сердца

-Пункция плевральной полости

-Скрининги

Приложение 5

Эталоны ответов

вопроса

1

ВАР.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

в

б

б

д

в

а

б

д

г

д

б

в

а

в

б

д

б

д

г

г

вопроса

2 ВАР.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

б

г

г

в

г

д

д

д

в

д

д

в

в

а

а

в

в

б

в

а


Приложение 6

ЭТАЛОН ОТВЕТА

ЗАДАЧА 1

Диагноз: Закрытый перелом правой ключицы.

Заключение основано на данных анам­неза (наличие травмы и ее обстоятель­ства, характерные боли в правой над­ключичной области и плечевом суста­ве), объективного исследования (пра­вое плечо опущено, в средней трети ключицы имеются деформация и кро­воизлияние, патологическая подвиж­ность, неестественное положение ко­нечности)

ЗАДАЧА 2

Диагноз: Перелом III-IV ребра справа.

Заключение основано на данных анамнеза: на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании, крепетация костных отломков в области III-IV ребра справа.

ЗАДАЧА 3

Диагноз: Открытая рана грудной клетки, осложненная открытым пневматороксом и эмфиземой.

Заключение основано на данных анамнеза.

ЗАДАЧА 4

Диагноз: Перелом V-VI ребер справа, осложненный гемотораксом.

Заключение основано на данных анамнеза.





37


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс