СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия Тема: «Оксигенотерапия»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия Тема: «Оксигенотерапия»»



КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»



















Методическая разработка практического занятия



Тема:

«Оксигенотерапия»





















Тип занятия: практическое занятие

Дисциплина: МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело

Курс: 2

Количество часов: 6



г. Кяхта

Подготовила: Старицына Л.Г. – преподаватель ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными.

















































Рассмотрено и обсуждено на

заседании цикловой

методической комиссии

сестринского дела

Протокол №_____________

от «___» ______________20__г.

Председатель комиссии ___________Тубанова Х.И





КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»



План занятия (практическое) № 1

Тема занятия: Оксигенотерапия
Дисциплина: МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Специальность: Сестринское дело

Курс: 2

Цели занятия:

Образовательная:

Систематизировать знания студентов, полученных в ходе теоретического занятия,

способствовать освоению студентами практических навыков по подготовке

пациента и взятие биоматериала для лабораторных исследований кала и

мазков из зева и носа.

Развивающая:

Развить умение обучающихся обобщать полученные знания, проводить

сравнение, делать необходимые выводы и применять умения на практике.

Воспитательная:

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности

к порученному делу, наиболее важных личностно-профессиональных качеств

медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента,

умение анализировать свое поведение, грамотное выполнение правил работы.

Междисциплинарные связи: Гигиена и экология человека; анатомия и

физиология человека; основы латинского языка; фармакология; основы

патологии; здоровый человек и его окружение.

Внутридисциплинарные связи: Теория и практика сестринского дела

(сестринский процесс, основные потребности человека, общение и обучение в

сестринском деле); Безопасная больничная среда для пациентов и персонала

(лечебно-охранительный режим, проведение личной гигиены пациента,

дезинфекция, стерилизация).

Место проведения: Кабинет доклинической практики.

Тип занятия: практическое

Количество часов: 6

Обеспечение занятия: (средства обучения): информационные (учебник, плакаты, таблицы), методические (методическая разработка, профессиональные алгоритмы, тесты, ситуационные задачи).







Литература:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник/ С.А. Мухина, И.И., Тарновкая – 2-е изд, испр.и дом.-М.: ГЭ ОТАР-Медиа, 2015г.

2. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-наДону: Феникс, 2014. – 733 с. : ил. – (Медицина).








Студент должен уметь:

- заполнять медицинскую документацию;

  • выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;

  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств.

  • Провести оксигенотерапию с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера, лицевой маски;

  • Демонстрировать технику подачи кислорода через носовой катетер;

  • Демонстрировать технику подачи увлажненного кислорода через кислородную маску.

Студент должен знать:

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции.

- Понятие простейшей физиотерапии;

- Виды и цели простейших физиопроцедур, противопоказания к их проведению, возможные осложнения;

- Цели и методы оксигенотерапии, принципы безопасности при работе с медицинским кислородом.

- Принцип соблюдения асептики и антисептики при осуществлении кислород терапии.

Студент должен обладать:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.


















Оксигенотерапия

Оксигенотерапия (кислородотерапия) представляет собой лечебный и профилактический метод, предполагающий использование кислорода. Кислород жизненно необходим организму - он отвечает за клеточное дыхание. Оксигенотерапия применяется для возмещения дефицита кислорода в тканях человеческого организма, что важно при гипоксии. Кроме того, кислородотерапия полезна и здоровым людям, проживающим в крупных городах с загрязненной атмосферой, так как нехватка кислорода в воздухе, которым они дышат, негативно сказывается на состоянии их здоровья.

Показания и противопоказания

Оксигенотерапия является проверенным способом, повышающим оксигенацию крови, который начал применяться около двухсот лет назад и, благодаря своей высокой эффективности, продолжает использоваться по сей день. Оксигенотерапия позволяет насытить кислородом не только кровь, но и ткани человеческого организма.

Как любой терапевтический метод, кислородотерапия имеет свои показания и противопоказания.

Проведение оксигенотерапии может быть рекомендовано пациентам со многими заболеваниями. Высокоэффективна подобная процедура для больных с диагнозами «острая или хроническая дыхательная недостаточность» и «обструктивная болезнь легких».

Кроме того, её применение показано пациентам при следующих состояниях:

  • отек легких;

  • сердечная астма;

  • артрит и артроз;

  • черепно-мозговая травма;

  • метеоризм, связанный с хирургическими вмешательствами на кишечнике

  • офтальмологические заболевания;

  • приступы удушья, связанные с аллергическими реакциями.

Оксигенотерапия способствует быстрому восстановлению после химиотерапии, интоксикации алкоголем и отравлении угарным газом.

Противопоказания:

1.Легочное кровотечение

2.Отек мозга


Подача кислорода через Аппарат Боброва

1. Внимательно прочесть назначения врача.

2. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия (в экстренных ситуациях согласия не требуется).

3. Подготовить рабочее место и аппаратуру (маска кислородная или носовые катетеры стерильные или одноразовые, источник кислорода с регулятором расхода, кислородный увлажнитель).

4. Проверить готовность пациента к проведению процедуры.

5. Выполнить гигиеническую обработку рук.

6. Надеть перчатки.

II. Выполнение процедуры.

1. Подсоединить источник кислорода к трубке, идущей к увлажнителю.
2. Включить регулятор подачи кислорода и повернуть его до появления пузырьков воздуха в увлажнителе.

3. Отрегулировать поток кислорода по назначению.

4. Надеть кислородную маску поверх носа, рта и подбородка, отрегулировать металлическую полоску на переносице, добившись ее плотного прилегания, затянуть эластичный ремешок вокруг головы.

5. При использовании носовых канюль ввести вилкообразные канюли в носовые ходы пациента (предварительно очистить носовые ходы от секреций увлажненным шариком).

6. При использовании катетера смочить его конец теплой водой и ввести по нижнему носовому ходу и далее в глотку, чтобы конец катетера был виден при осмотре зева.

7. Закрепить трубки за ушами пациента и под подбородком, соединить с увлажнителем и дозиметром.

8. Открыть вентиль и начать подачу кислорода(4-5 л в минуту под давлением 2-3 атмосферы)

III. Окончание процедуры.

1. Перекрыть подачу кислорода.

2. Извлечь катетер (снять маску), поместить в емкость с дезраствором.

3. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

 

Алгоритм подачи кислорода через подушку

1 этап. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Для процедуры потребуются оснащенная мундштуком (воронкой) и вентилем/зажимом кислородная подушка, 4-х слойная салфетка из марли, питьевая вода или пеногаситель (96% этиловый спирт / % антифомсилан), контейнер с дезинфицирующим средством.

2 этап. Подготовительные действия относительно пациента. Проводится очищение дыхательных путей от слизи и мокроты с помощью тампона или электроотсоса.

3 этап. Выполнение процедуры. Алгоритм подачи газа через кислородную подушку:

  • Заполнить подушку кислородом;

  • Закрыть зажим на трубке и присоединить маску или мундштук;

  • Наложить на нее смоченную водой или пеногасителем салфетку;

  • Поднести воронку ко рту пациента на расстояние 4-5 см и подать кислород;

  • Путем передвижения ползунка на зажиме установить скорость подачи газовой смеси в пределах 4-5 л/мин;

  • Если пациент вдыхает кислород носом, то выдох производится через рот, в тех случаях, когда вдох выполняется ртом, выдох делается носом;

  • Длительность процедуры составляет 15 минут, при необходимости подача газа повторяется спустя 10-15 мин.

4 этап. Завершающим действием будет отсоединение мундштука или маски от кислородной подушки и замачивание переходника в дезсредстве. В эту же емкость с целью дезинфекции замачивается салфетка.

Во время пользования, с целью предотвращения утечки газа во внешнюю среду, рекомендуется прекращать его подачу путем закрывания зажима или вентиля. Недопустимо попадание кислорода на кожные покровы или слизистые оболочки пациента, в противном случае могут появиться ожоги.

Применение кислородной подушки для дыхания оправдано при отравлении удушающими веществами или угарным газом, дыхательной недостаточности, травмах грудной клетки либо экстренных состояниях, сопровождающихся нарушением дыхательного процесса.






Приложение 1

  1. Ингаляция кислорода через носовую вилкообразную канюлю 


Во время данной ингаляции пациент имеет возможность говорить, кашлять, пить и есть. Если не применяют специальные методы увлажнения, у пациента может быть выраженная сухость носовой полости, что является недостатком этого способа. Кроме того, при нем невозможно повысить концентрацию кислорода более 40% и сохранить газ во время выдоха.

Цель: устранить гипоксию тканей

Показания: заболевания органов кровообращения и дыхания

Противопоказания: определяет врач

Оснащение: носовая канюля, трубка для подачи кислорода, увлажнитель, емкость со стерильной дистиллированной водой, источник кислорода с расходомером, фиксатор канюли.



  1. Ингаляция кислорода через лицевую маску.




Лицевая маска обеспечивает лучшее увлажнение дыхательной смеси, дает более высокую концентрацию, но создает значительный дискомфорт (отрыжку) и требует перерыва процедуры для удаления мокроты, приема пищи и разговора.

Рвота, возникающая во время оксигенотерапии через лицевую маску, является грозным симптомом, так как может послужить причиной асфиксии. Если лицевая маска сочетается с расходным мешком, ее функциональные возможности существенно возрастают.


Надев маску, нужно убедиться, что она не причиняет неудобств пациенту. Ремешок, которым она фиксируется, расположите вокруг головы так, чтобы он проходил ниже ушных раковин.

Широкое распространение получает кислородная терапия с помощью специальной маски, которая позволяет ингалировать одну из трех точно отмеренных концентраций кислорода — 24, 28, 35% . Такие низкие концентрации важны при длительном лечении хронической дыхательной недостаточности, в том числе в домашних условиях.


Задание №1

Диктант по теме: «Оксигенотерапия»

 Правильный ответ (да) обозначьте знаком+

Неправильный ответ (нет) – знаком

 

1.Оксигенотерапия – это лечение кислородом

2.Подача кислорода осуществляется только ингаляционным методом.

3.Для лечения кислородом чаще используют газовую смесь, содержащую до 80% кислорода.

4.Кислород через аппарат Боброва подают со скоростью 2-4 л/мин.

5.Объем кислородной подушки (20-25 л) хватает на 4-7 мин. дыхания.

6.Подача кислорода осуществляется ингаляционным и неингаляционным способом

7.Для лечения кислородом чаще используют газовую смесь, содержащую до 90% кислорода.

8 Кислород подают пациенту только увлажнённый

9.гипоксия-недостаток кислорода в тканях.

10.  Способ и скорость подачи, продолжительность процедуры определяет медицинская сестра





Задание №2

 

Проблемно – ситуационные задачи

Задача №1

Пациенту назначена децентрализованная подача кислорода из кислородной подушки. Медицинская сестра обернула сухой салфеткой мундштук, поднесла на расстояние 5 сантиметров к губам пациента, открыла вентиль на подушке, сказав пациенту, чтобы он дышал через нос, а выдыхал через рот.

Оцените действия медицинской сестры.

 

Задача №2

Медицинская сестра, вымыв руки и смазав их жирным кремом, стала заполнять кислородную подушку из кислородного баллона.

Оцените действия медицинской сестры.

 

Задача №3

Пациенту назначена подача кислорода через носовой катетер, медицинская сестра ввела катетер на 25 сантиметров.

Оцените действия медицинской сестры.

 

Задача №4

Пациенту назначена подача кислорода через носовую канюлю. Медицинская сестра вскрыла упаковку и извлекла носовую канюлю. Соединила канюлю через резиновую трубку с длинной стеклянной трубкой аппарата Боброва. Соединила стеклянную короткую трубку аппарата Боброва через резиновую трубку с краном централизованной системы подачи кислорода.

Оцените действия медицинской сестры.

 

Задача №5

Пациенту с отёком лёгких врач назначил подачу кислорода через носовой катетер с пеногасителем. Медицинская сестра заполнила стеклянную ёмкость аппарата Боброва на 2/3 объёма дистиллированной водой.

Оцените действия медицинской сестры.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!