СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия Тема: «Кормление тяжелобольного»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия Тема: «Кормление тяжелобольного»»

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»










Методическая разработка практического занятия


Тема:


«Кормление тяжелобольного»




























Тип занятия: практическое занятие

Дисциплина: МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело

Курс: 2

Количество часов: 6

г. Кяхта




Подготовила: Старицына Л.Г. – преподаватель ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными.












































Рассмотрено и обсуждено на

заседании цикловой

методической комиссии

сестринского дела

Протокол №_____________

от «___» ______________20__г.

Председатель комиссии ___________Тубанова Х.И





КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»



План занятия (практическое) № 6

Тема занятия: Кормление тяжелобольного

Дисциплина: МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Специальность: Сестринское дело

Курс: 2


Цели занятия:

Образовательная:

Систематизировать знания студентов, полученных в ходе теоретического занятия,

способствовать освоению студентами практических навыков по подготовке

пациента и взятие биоматериала для лабораторных исследований кала и

мазков из зева и носа.

Развивающая:

Развить умение обучающихся обобщать полученные знания, проводить

сравнение, делать необходимые выводы и применять умения на практике.

Воспитательная:

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности

к порученному делу, наиболее важных личностно-профессиональных качеств

медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента,

умение анализировать свое поведение, грамотное выполнение правил работы.

Междисциплинарные связи: Гигиена и экология человека; анатомия и

физиология человека; основы латинского языка; фармакология; основы

патологии; здоровый человек и его окружение.

Внутридисциплинарные связи: Теория и практика сестринского дела

(сестринский процесс, основные потребности человека, общение и обучение в

сестринском деле); Безопасная больничная среда для пациентов и персонала

(лечебно-охранительный режим, проведение личной гигиены пациента,

дезинфекция, стерилизация).

Место проведения: Кабинет доклинической практики.

Тип занятия: практическое

Количество часов: 6

Обеспечение занятия: (средства обучения): информационные (учебник, плакаты, таблицы), методические (методическая разработка, профессиональные алгоритмы, тесты).









Литература:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник/ С.А. Мухина, И.И., Тарновкая – 2-е изд, испр.и дом.-М.: ГЭ ОТАР-Медиа, 2015г.

2. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-наДону: Феникс, 2014. – 733 с. : ил. – (Медицина).






Студент должен уметь:

  • заполнять медицинскую документацию;

  • выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;

  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств.


Студент должен знать:

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции.


Студент должен обладать:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.























Виды питания.

Кормление тяжелобольных.

  1. естественное-пероральное, обычное питание

  2. искусственное:

  • зондовое (назогастральный зонд)

  • через гастростому

  • парентеральное

Естественное-пероральное питание

Здоровый человек имеет свои индивидуальные вкусовые пристрастия и желания. Предпочтения в питании могут не совпадать с его физиологическим статусом. Для организма благоприятно 3-6 разовое питание: в сутки три основных приема-завтрак, обед, ужин; дополнительно могут быть второй завтрак, полдник, кефир перед сном. Стационарное питание четырехразовое, дробное питание – 5-6 кратное, малыми порциями.

Кормление тяжелобольных пациентов в постели с помощью поильника, ложки (приложение №2,3).

Искусственное питание применяется в случаях невозможного или затруднительного естественного питания.

Зондовое питание назначает врач при расстройстве глотательной функции, бессознательном состоянии, хирургических вмешательствах на желудке, аномалиях развития при сохраненной проходимости пищевода. Смену зонда проводят каждые 2-3 недели. Для питания используют измельченную пищу, питательные смеси, содержащие сбалансированные компоненты по белкам, жирам, углеводам, минералам и витаминам.

Кормление пациента через назогастральный зонд, уход за назогастральным зондом.

Кормление пациента с помощью зонда, введенного в желудок через гастростому (греч.gaster-желудок, stoma-рот, отверстие), назначают при непроходимости пищевода в связи с ожогами, ранениями, опухолями. В этих случаях к свободному концу зонда присоединяют воронку, через которую вначале малыми порциями(50мл) 6 раз в сутки вводят в желудок подогретую жидкую пищу. Постепенно объем вводимой пищи увеличивают до 250-500 мл, а число кормлений сокращают до 4 раз.

Кормление пациента через гастростому

Парентеральное питание назначается пациентам при непроходимости пищевода (спайки, новообразования, травмы), предоперационная подготовка, послеоперационный период. Для этой цели используют парентеральные препараты:


  • Белковые - растворы аминокислот (аминалон, аминопептид, гидролизат казеина)

  • Жировые –жировые эмульсии (липофундин, липозин)

  • Углеводные – растворы глюкозы

  • Минеральные – солевые растворы

  • Витамины – аскорбиновая кислота, витамины группы В





Кормление тяжелобольного ложкой

Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу.
I. Подготовка к кормлению.
1. Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом.
2. Предупредить пациента за 15 мин о том, что предстоит прием пищи, и получить его согласие.
3. Проветрить помещение, освободить место на тумбочке и протереть ее, или придвинуть прикроватный столик, протереть его.
4. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера.
5. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь салфеткой.
6. Вымыть руки.

7. Принести пищу и жидкость, предназначенные для еды и питья: горячие блюда должны быть горячими (60С), холодные не менее 15С.
8. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.
II. Кормление.
9. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти.
10. Предложить выпить (лучше через трубочку) несколько глотков жидкости.
11. Кормить медленно:
* называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту;
* наполнить ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей;
* коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот;
* прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;
* дать время прожевать и проглотить пищу;
* предлагать питье после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи.
12. Вытирать (при необходимости) губы салфеткой.
13. Предложить пациенту прополоскать рот водой после еды.
III. Завершение кормление.
14. Убрать после еды посуду и остатки пищи.
15. Вымыть руки.

Кормление тяжелобольного из поильника

Показания:· невозможность самостоятельно принимать пищу.
Противопоказания: невозможность осуществлять глотательные движения (заболевания полости рта, пищевода).
Оснащение

· поильник;
· приготовленное блюдо;
· салфетка.

Этапы


1. Протереть прикроватный столик ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором


2. Рассказать пациенту, какое блюдо приготовлено для него


3. Вымыть и осушить руки (лучше, если пациент будет видеть это)


4. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу (согласно диете)


5. Переместить пациента на бок или в положение Фаулера (если позволяет его состояние)


6. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой


7. Кормить пациента из поильника небольшими порциями (глотками) Примечание: в течение всей процедуры кормления пища должна быть тёплой и выглядеть аппетитно


8. После кормления дать пациенту прополоскать полость рта водой


9. Убрать салфетку, покрывающую грудь и шею пациента


10. Помочь пациенту занять удобное положение


11. Убрать остатки пищи. Поильник подвергнуть дезинфекции. Протереть столик (тумбочку) ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно. Вымыть и осушить руки





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)

Проверяемый практический навык: осуществление кормления пациента через назогастральный зонд


п/п

Перечень практических действий

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

2

Попросить пациента представиться

3

Сверить ФИО пациента с листом назначения

4

Сообщить пациенту о назначении врача

5

Объяснить ход и цель процедуры

6

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

7

Придать/помочь занять пациенту положение Фаулера 30-45°

8

Проверить срок годности шприца

9

Проверить герметичность шприца Жанэ

10

Проверить срок годности шприца Жанэ

11

Проверить герметичность шприца

12

Проверить срок годности упаковки спиртовых салфеток

13

Проверить герметичность упаковки со спиртовыми салфетками

14

Обработать руки гигиеническим способом

15

Надеть маску

16

Надеть нестерильные перчатки

17

Подогреть смесь на водяной бане до 30 °C - 35 °C.

18

Подготовить необходимое оборудование и оснащение

19

Накрыть грудь пациента полотенцем/пеленкой

20

Проверить правильность положение зонда

21

Присоединить шприц объемом 20 мл к дистальному участку зонда и аспирировать содержимое желудка

22

Оценить характер содержимого – при появлении признаков кровотечения прекратить процедуру

При выявлении признаков нарушения эвакуации желудочного содержимого -прекратить кормление

23

Присоединить к дистальному участку зонда шприц, заполненный 20 см3 воздуха и ввести воздух внутрь, одновременно аускультируя фонендоскопом область эпигастрия.

24

Поместить шприц в пакет для медицинских отходов класса Б

25

Осмотреть кожу и слизистые оболочки носовых ходов, исключить признаки инфицирования и трофических нарушений, связанных с постановкой назогастрального зонда.

26

Проверить качество фиксации зонда, при необходимости заменить пластырную повязку.

27.

Поместить пластырную повязку в пакет для медицинских отходов класса Б»

28

Заполнить шприц объемом 20 - 50 мл (или шприц Жанэ) или воронку питательным раствором.

29

Ввести активно медленно (с помощью шприца) или пассивно (с помощью воронки) предписанный объем питательной смеси в желудок пациента, введение производить дробно, порциями по 20 - 30 мл, с интервалами между порциями - 1 - 3 мин.

27

Пережимать дистальный участок зонда, препятствуя его опустошению после введения каждой порции.

28

Ввести предписанный назначенный врачом объем воды по окончании кормления если введение жидкости не предусмотрено, промыть зонд 30 мл физиологического раствора.

29

Сбросить шприц Жанэ в пакет для отходов класса Б

30

Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

31

Обработать мембрану фонендоскопа спиртовыми салфетками

32

Поместить спиртовую салфетку в пакет для медицинских отходов класса Б

33

Снять маску

34

Поместить маску в емкость для медицинских отходов класса Б

35

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания.

36

Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б»

37

Снять перчатки

38

Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

39

Обработать руки гигиеническим способом

40

Узнать у пациента его самочувствие

41

Сделать запись о проведенной процедуре в медицинской карте стационарного больного (форма 003/у)



Оборудование и оснащение для практического навыка:

«Осуществление кормления пациента через назогастральный зонд»

  1. Манипуляционный столик

  2. Кушетка/кровать

  3. Фантом «Человека»/фантом «Головы»

  4. Перчатки медицинские (нестерильные)

  5. Назогастральный зонд

  6. Водяная баня

  7. Зажим

  8. Шприц Жанэ

  9. Пеленка

  10. Изотонический раствор хлорида натрия/питательная смесь по назначению врача (30-35°)

  11. Фонендоскоп

  12. Шприц объемом 20 - 50 мл

  13. Лоток

  14. Лейкопластырь

  15. Емкость для медицинских отходов класса «Б»

  16. Емкость для медицинских отходов класса «А»

  17. Вода кипяченая 100 мл

  18. Жидкое мыло

  19. Одноразовое полотенце

  20. Дезинфицирующие салфетки

  21. Антисептик для обработки кожи рук

  22. Емкость с дезинфицирующим раствором

  23. Дезинфицирующие салфетки

  24. Маска


Приложение 1

Кормление пациента через назогастральный зонд.













Приложение 2


КОРМЛЕНИЕ БОЛЬНОГО В ПОСТЕЛИ



П  ища должна строго соответствовать назначенной врачом диете.

  • Предупредить пациента о приеме пищи за 15 минут, получить его согласие.

  • Подготовить прикроватный столик и помочь пациенту занять высокое положение Фаулера.

  • Принести приготовленные блюда и жидкость.

  • Помыть руки и прикрыть грудь пациента салфеткой.

  • Проверить температуру пищи и дать несколько глотков жидкости.

  • Кормить больного следует из ложки, заполняя её на 2/3 твердой пищей, дать время прожевать и проглотить её.

  • Предлагать питье после нескольких ложек твердой пищи, используя поильник, вытирать губы салфеткой.

  • Нельзя торопить больного, проявлять раздражение. Если он устал, дать отдохнуть и продолжить кормление.

  • После еды предложить пациенту прополоскать рот водой.

  • Убрать посуду и остатки пищи, вымыть руки.

При отказе от приёма пищи постараться убедить больного в необходимости питания. При категорическом отказе — сообщить врачу.



Приложение 3





Задание №1

Вопросы для блиц - опроса.

По теме: «Организация питания тяжелобольных пациентов в стационаре. Искусственное питание».

 Блиц-опрос проводится для актуализации знаний, полученных студентами ранее (на предыдущем занятии и при подготовке домашнего задания), для определения уровня понимания и усвоения материала. Студентам зачитываются утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».

 

1.      Химическое щажение пищи исключает из рациона маринады.

2.      При составлении диеты необходимо учитывать аппетит пациента.

3.      Источников белков может являться рыба.

4.      Источником углеводов могут являться крупы.

5.      Источником жиров может являться сметана.

6.      В холодильнике хранят печенье.

7.      Для искусственного питания используют поильник.

8.      Психологической проблемой пациента с гастростомой является стеснение перед родственниками.

9.      Физиологической проблемой пациента с зондовым питанием является прерывистый сон.

10.  Характер питания человека определяет его конституцию.