Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
Дисциплины «Математика»
Раздел II. Математический анализ
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Занятие № 1
Тема 2.1. Предел функции
Тема 2.2. Дифференциальное исчисление
Составлена преподавателем
Шилепиной Н. И.
2019
Рассмотрен на заседании МОП
гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол № _________________________
от __________________________________
Председатель
________________________ Е. В. Златкус
Утвержден на методическом совете
Протокол № _________________________
от __________________________________
Председатель
______________________ Н.Б. Красина
Составитель: Н. И. Шилепина, преподаватель математики
Обучающая цель:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Развивающая цель:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Воспитательная цель:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Тип занятия: выработка и закрепление знаний, умений
Вид занятия: практическое
Междисциплинарные связи:
Литература:
Основная литература:
1. Омельченко, В. П. Математика : компьютерные технологии в медицине [Текст]: учебн. для студентов / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 588 с.
Дополнительная литература:
1. Пехлецкий, И. Д. Математика. – М. : Мастерство, 2001. – 367 с.
2. Лисичкин В. Т., Соловейчик И. Л. Математика. – М. : Высшая школа, 1991. – 480 с.
3. Баврин, И. И. Высшая математика : учебник для студентов. – М. : Высшая школа, 2000. – 544 с.
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия.
3. Мотивация.
4. Актуализация базовых знаний
5. Решение задач на вычисление предела в точке и на бесконечности.
6. Физкультминутка.
7. Решение задач на нахождение производной по таблице, производной суммы, произведения, частного, нахождение производной сложной функции.
8. Инструктаж к самостоятельной работе.
9. Самостоятельная работа студентов.
10. Подведение итогов занятия.
11. Домашнее задание.
Ход занятия
№ п/п | Элементы занятия, учебные вопросы | (мин) примерное | Методы и приемы обучения |
1. | Организационный момент | 2 | |
Проверка отсутствующих: Освещение плана занятия: Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим цели, задачи, затем проведем актуализацию базовый знаний по теме. Потом вам необходимо будет решить задачи на вычисление предела в точке и на бесконечности. После перерыва мы с вами порешаем задачи на вычисление производной по таблице, производной суммы, произведения, частного, нахождение производной сложной функции. Затем в конце занятия необходимо будет выполнить самостоятельную работу. Тема нашего занятия «Предел функции. Дифференциальное исчисление». Открываем тетради и записываем тему занятия. | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово |
| |
2. | Постановка структуры, целей и задач занятия Обучающая цель: Студент должен знать: Студент должен уметь: Развивающая цель: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. Воспитательная цель: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | 3 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
3. | Мотивация «Понятие предела функции имеет большое значение в изучении понятия производной и без знания предела функции рассмотрение этого понятия невозможно. В области медицины дифференциальное исчисление можно применить для нахождения оптимального угла ветвления кровеносных сосудов, максимизирующего поток. Зная закон затухания применительно к выводу какого-либо препарата из тела, исчисление используется для оценки уровня дозирования этих препаратов.» | 3 | методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, сообщающее слово |
4 | Актуализация базовых знаний дайте определение производной функции; чему равна производная постоянной, независимой переменной; чему равна производная алгебраической суммы; чему равна производная произведения, частного; как найти производную сложной функции. дайте определение предела функции в точке; запишите символическую запись предела функции в точке; дайте определение предела функции на бесконечности; запишите символическую запись предела функции на бесконечности; перечислите основные свойства пределов. | 5 | |
5. | Решение задач на вычисление предела в точке и на бесконечности. Задание 1. Найдите пределы: Задание 2. Найдите пределы: а)  б)  в)  Задание 3. Найдите пределы: а)  б)  в)  г)  д)  ж)  | г)  д)  ж)  | | г) д)  | | 60 | Словесный метод |
6. | Физкультминутка (Приложение 1) | 7 | Здоровье сберегающие технологии |
7 | Решение задач на нахождение производной по таблице, производной суммы, произведения, частного, нахождение производной сложной функции. Задание 1. Найдите производные от функции: a) б)  в)  г) д)  | е)  ж)  з) и)  к) . | Задание 2. Вычислите производную: | 40 | |
8. | Инструктаж к самостоятельной работе Итак, работа состоит из 14 вариантов, в каждом варианте 7 заданий. На выполнение работы отводится 30 минут. Ответы к заданиям запишите в виде полного решения, включая слово «Ответ». Задания можно выполнять в любом порядке. Текст задания переписывать обязательно, необходимо указать его номер. Начать решения советую с тех заданий, которые вызывают меньше затруднений, затем переходите к другим заданиям. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается решить сразу и переходите к следующему. Если у вас останется время вы сможете вернутся к пропущенным заданиям. Все необходимые вычисления выполняйте в черновике. А теперь переходим к выполнению самостоятельной работы. | 5 | |
9. | Самостоятельная работа Критерии оценки: 7 – 6 правильно решенных заданий оценка «5»; 5 правильно решенных заданий оценка «4»; 4 правильно решенных задания оценка «3»; менее 4 – х правильно решенных заданий оценка «2». | 30 | |
10. | Подведение итогов занятия Ответить на возникшие вопросы. Оценить работу группы, оценить выполнение самостоятельной работы, назвать отличившихся студентов на занятии. Поблагодарить группу за хорошую работу на занятии. | 10 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, заключительное слово |
11. | Домашнее задание Работа с учебником: Омельченко, В. П. Математика: компьютерные технологии в медицине [Текст] : учебн. для студентов / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 588 с. | 5 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
Приложение 1
Физкультурная пауза
Цель:
Профилактика утомления и застойных явлений в органах брюшной, тазовой областей, нижних конечностях.
Активизация периферического кровообращения.
Поддержание общей работоспособности организма.
Повышение эмоционального состояния.
Примерный комплекс упражнений
Упражнение 1.И.п. – Основная стойка (о.с. – стоя ноги вместе, руки вдоль тела). Руки вверх, кисти в «замок», потянуться на носках – вдох; вернуться в И.п. – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 2.И.п. –о.с. Повороты головы влево, вправо. Темп средний. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 3.И.п. – о.с. Сильно зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 4.И.п. – стоя, кисти к плечам. Круговые вращения рук назад – 4 раза; вперед – 4 раза. Повторить по 2 - 3 серии.
Упражнение 5.И.п. – стоя, руки на пояс. Поднять голову вверх – глубокий вдох; опустить подбородок на грудь – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6.И.п. – стоя, руки вперед. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей, 10 – 12 раз.
Упражнение 7.И.п. – о.с. Потряхивание рук, 15 – 25 секунд.
Упражнение 8.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево – выдох, вернуться в И. п. – вдох; то же в правую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 9.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вперед, прогнуться в спине – выдох; вернуться в И. п. – вдох. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 10.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Прогнуться назад, посмотреть вверх – вдох; вернуться в И. п. – выдох. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 11.И.п. – о. с. Ходьба на месте, 30 секунд или И.п. – стоя, руки на пояс. Полуприседания в сочетании с дыханием (выдох при полуприседании) 8 – 10 раз.
Упражнение 12.И.п. – стоя, руки на пояс. Локти отвести назад, прогнуться – вдох; свести локти вперед – выдох. Повторить 4 – 5 раз.
Приложение 2
Самостоятельная работа
Вариант № 1 | Вариант № 2 |
 |  |
| |
| 3. |
 | 4. |
| 5. |
| 6. |
 | 7.  |
Вариант № 3 | Вариант № 4 |
 | 1. |
-
| |
 | 3.  |
| |
| |
 | |
| |
Вариант № 5 | Вариант № 6 |
 |  |
-
| |
 | |
 | |
-
| |
-
| |
-
| |
Вариант № 7 | Вариант № 8 |
 |  |
-
| 2. |
-
| |
 | |
-
| |
 | |
 |  |
Вариант № 9 | Вариант № 10 |
 |  |
| |
 |  |
| |
| |
 | |
 |  |
Вариант № 11 | Вариант № 12 |
-
|  |
-
| |
-
| |
-
| |
-
| |
-
| |
 |  |
| |
Вариант № 13 | Вариант № 14 |
 | |
| |
 |  |
| |
| |
 | |
| |
Критерии оценки:
7 – 6 правильно решенных заданий оценка «5»;
5 правильно решенных заданий оценка «4»;
4 правильно решенных задания оценка «3»;
менее 4 – х правильно решенных заданий оценка «2».