СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Физиологические изменения в организме женщины во время беременности" ПМ.01

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия разработана в соответствии ФГОС СПО

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Физиологические изменения в организме женщины во время беременности" ПМ.01»

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»




СОГЛАСОВАНО

протокол МЦК

от ______________2018 г. №

Председатель ЦМК

______________Дихтярева С.А.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2018 г.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема «Физиологические изменения в организме женщины во время беременности»

ПМ.01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов,

послеродового периода.

МДК.01.01. Физиологическое акушерство

Специальность 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка)





Автор Полстянко Н.Н.













Севастополь -2018



Технологическая карта практического занятия

Тема «Оплодотворение и развитие плодного яйца. Физиология беременности»

Методическая цель: «Формирование профессиональных компетенций в процессе овладения практическими навыками и решения ситуационных задач»

Тип практического занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид занятия: практическое занятие

Количество часов – 6 (270 минут)

Место проведения занятия: кабинет физиологического акушерства



  1. Актуальность темы

Для дальнейшей профессиональной деятельности акушерка должна четко ориентироваться в создании наиболее благоприятных условий для зачатия; этапах эмбриогенеза, этапах внутриутробного развития плода и критических периодах развития плода, влиянии вредных факторов на плод и мерах профилактики вредных воздействий, а также физиологических изменениях в организме женщины в различные периоды беременности.

В практической деятельности акушерка должна ориентироваться в вопросах адаптации организма женщины к беременности и проводить мероприятия по антенатальной охране плода.

2. Цели занятия:

а) Образовательные (обучающие) цели

2.1. Знать:

-анатомические и физиологические особенности репродуктивной сферы женщины в различные периоды жизни, включая беременность;

- основы физиологического течения беременности, диагностику;

- признаки беременности (сомнительные, вероятные, достоверные);

- охрану репродуктивного здоровья, антенатальную охрану плода;

- принципы наблюдения женщины во время беременности.

2.2. Уметь:

- оформлять медицинскую документацию, заполнять обменную карту

беременной.

- владеть манипуляционной техникой в акушерском деле;

- проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременной;

- выполнять уход, обследование и наблюдение за здоровой беременной;

- информировать пациентов по вопросам охраны материнства и

детства;

Проводить санитарно-просветительскую работу с беременными.

б) Развивающие цели:

- развитие умений обучающихся обобщать полученные знания,

проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;

- развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.

в) Воспитательные цели

- обратить особое внимание на значимость роли медицинского работника в профилактике осложнений беременности и антенатальной охране плода;

- воспитание интереса к своей будущей профессии.

2.3 Формирование компетенций:

2.4. Формирование профессиональных и общих компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

 Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.

ПК 1.2.

 Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК 1.3.

Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах в послеродовом периоде

ПК 1.7.

Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.



4. Межпредметные связи

Дисциплины

Знать

Уметь

1.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ (обеспечивающие дисциплины)

- биология

- генетика человека с основами медицинской генетики.

- анатомия и физиология человека;

- основы сестринского дела;

- гигиена и экология человека;

- здоровый человек и его окружение;

- фармакология

- Эмбриональное развитие.

- Провизорные органы.

- Влияние окружающей среды на возникновение ВПР.

- Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.

- Анатомо-физиологические особенности репродук-тивных органов.

- Технику профессиональной безопасности во время работы с кровью.

- Влияние лекарственных препаратов на организм.

- применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды и их воздействию на развивающийся плод;

- применять знания, полученные при изучении сестринского ухода в акушерстве;

- использовать знания по технике безопасности при работе с кровью беременной

2.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ (обеспечиваемые дисциплины)

- Учебная и производственная
практики по ПМ.01,

- Преддипломная

практика,

- ГИА.

- анатомические и физиологические особенности репродуктивной сферы женщины в различные периоды жизни, включая беременность.


проводить санитарно-просветительскую работу с беременными.

- эффективно работать в команде (коллективе женской консультации, отделении патологии беременных)

- выполнять уход, обследование и наблюдение за здоровой беременной

3.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Методы исследования в акушерстве и гинекологии.

Методы контрацепции.

Наблюдение и уход за беременной .

- методы исследования.

- Оценивать результаты обследования;

- Организовывать среду и уход в соответствии с действующими приказами;

- планировать и выполнять уход и наблюдение за здоровой беременной



5. План занятия

1. Демонстрация преподавателем практических навыков, имитация практических навыков студентами.

2. Физиологические изменения в организме женщины во время беременности.

3. Признаки беременности:

- предположительные (сомнительные);

- вероятные;

- достоверные.

4. Гигиена и диета беременной.

5. Решение ситуационных задач.

Перечень манипуляций, которые необходимо освоить на практическом занятии:

  1. Сбор акушерско-гинекологического анамнеза и заполнение индивидуальной карты беременной и родильницы (учетная форма 111/у)

  2. Антропометрия беременной женщины (измерение роста, массы тела, определение индекса массы тела)

  3. Техника измерения артериального давления

  4. Подсчет пульса

  5. Алгоритм наружного осмотра беременных. Осмотр и пальпация молочных желез беременной женщины.





6. Организационно-деятельностная структура практического занятия

п/п

п/п


Основные этапы занятия, их функции и содержание


Деятельность обучающихся


Деятельность преподавателя

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции


Формируемые

компетенции

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала. (1-3 мин)

Цель: организация пространства.

Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию, настраиваются на успешную работу.


Оценивает готовность студентов к занятию, фиксирует отсутствующих, заполняет журнал.


Организация пространства

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

II

Формулирование темы занятия.

Постановка учебных целей и мотивирование занятия. (5 мин)

Цель: формулирование целей занятия.

Принятие и осмысление целей и задач занятия, сосредоточение внимания.

Демонстрация слайдов с темой, целями и задачами занятия. Организует работу по определению целей занятия.


Самостоятельно формулируют цели и задачи занятия.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.


III





























Контроль исходного уровня знаний

Актуализация опорных знаний.

Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:

терминологическая разминка по таблице-глоссарию

(устно, фронтально)

- тесты исходного уровня знаний.






Контроль выполнения самостоятельной работы по рабочим тетрадям.

Цель этапа: закрепление и коррекция изученных способов действий

(30 мин)


Установление правильности и полноты выполнения самостоятельной работы (объясняют терминологию темы занятия). Выяснение и анализ допущенных ошибок в таблице-глоссарии и тестах, выполнение коррекционной работы после проведенного самоконтроля.









Предъявляют рабочие тетради для проверки.


Обращает внимание на актуальность темы

Оценивает подготовку студентов к занятию.

Организует проверку знаний и умений по теме «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью» по тестам исходного уровня знаний.

Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания и самостоятельной работы, через организацию фронтального опроса по таблице-глоссарию и тестам. Организует самоконтроль самостоятельной работы по эталонам ответов.

Проверяет дневники подписывает их.


Слайды:

тема занятия,

актуальность занятия.

Фронтальная/
индивидуальная работа.

Слайды:

Таблица-глоссарий


Тесты исходного уровня знаний.

(приложение).

Эталоны ответов

(приложение).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 























IV

Основной этап

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Актуализация опорных знаний в течении всего занятия.


Формирование профессиональных умений и навыков.


Задание 1

просмотр учебного видеофильма;

Физиологические изменения у женщины во время беременности.


Задание 2

Согласно алгоритму действий, отработайте технику:

- измерения АД;

- пульса;

- осмотр и пальпация молочных желёз беременной женщины








Задание 3

Решение обучающей задачи.







Задание 4

Самостоятельная работа студентов.

Решение проблемно-ситуационных задач согласно алгоритму ориентировочной основы деятельности.












Закрепление знаний, умений, навыков.

Решение ситуационных задач в форме ролевой игры с целью расширения знаний о практической деятельности акушерки.

Закрепление практических умений в соответствии с ожидаемым результатом

Цель этапа: построение обучающимися нового «проекта» выхода из затруднительного положения/



Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.







Просмотр учебного фильма, обсуждение.








Индивидуальная работа:

Отрабатывают алгоритм и технику выполнения манипуляции;













Усваивают новую информацию.

Слушают, записывают.

Применяют знания в новой ситуации. Осваивают способы решения ситуационных задач с регистрацией в документации.


Самостоятельно решают задачи.

Формулируют рекомендации по уходу за новорожденным ребенком.


Закрепляют практические умения.


Определяют пути решения, согласно алгоритму

действий представляют результат работы малых групп. Установление взаимосвязей между понятиями, систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике.

Совместно с преподавателем проводят разбор ошибок.


Организует совместную деятельность в течение занятия, с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Координация деятельности обучающихся.



Демонстрирует учебный фильм.








Демонстрирует оснащение для выполнения практической манипуляции.

Демонстрирует алгоритм выполнения манипуляции на фантоме, комментирует значимые этапы алгоритма, обращает внимание на соблюдение инфекционной безопасности пациента и акушера.

Организует деятельность студентов по формированию навыков выполнения манипуляций.

Объясняет решение обучающей задачи. Устранение в ходе решения обнаруженных проблем.



Решение ситуационных задач.



Актуализирует опорные знания.

Предлагает задания, наблюдает за работой, организует обсуждение.

Настраивает студентов на целенаправленную деятельность, обеспечивает межпредметную интеграцию.

Информирует студентов о проведении самостоятельной работы студентов малыми группами (2человека).

Организует решение проблемно-ситуационных задач по комплексному применению знаний.

Контролирует правильность выполнения задания.

Оценивает результат.


Организация учебного взаимодействия членов групп.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Выявления полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.


Презентация темы занятия.

Инструкции к практическому занятию с заданиями и условиями проблемно-ситуационных задач (приложение 3).


Повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового

Фронтальная/
индивидуальная работа.


Видеофильмы:

-

Оснащение для выполнения практических манипуляции.






Алгоритмы техники выполнения манипуляций (Приложение)














Обсуждают решение обучающей задачи, основанное на теоретических знаниях.

Слайд:

Алгоритм ООД





Проблемно-ситуационные задачи.

Карта ООД при решении задач

















Ролевые задачи (работа малыми группами)














ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.


ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств


ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.



ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования








ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями








V

Рефлексия учебной деятельности на занятии

(3 мин)

Цели: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы.

(5 мин)

Оценка практического занятия обучающимися.

Анализируют и дают самооценку и оценку работы группы.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Дают ответ на вопросы:

Что было непонятно?

Достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в профессиональной деятельности?

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

VI

Заключительный этап

1.Контроль и коррекция уровня умений и навыков.

- Тестовый контроль конечного уровня знаний

2. Подведение итогов занятия.



Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью и задачами, осуществление самооценки.


Слушают методические рекомендации.

Задают вопросы.



Обеспечение контроля усвоения знаний.

Оценка результатов занятия. Дает мотивированную оценку всей бригаде, выделяет активных студентов.

Объявляет тему следующего занятия.



Тесты конечного уровня знаний

(приложение 2)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

7. Материалы методического обеспечения

1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия:

  • Таблица основных терминов и понятий;

  • Тесты исходного уровня знаний (прилагаются).

  1. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) инструкция к практическому занятию № 2 (приложение № 2)

б) презентация занятия «Физиологические изменения в организме женщины во время беременности»;

в) ситуационные задачи (приложение № 4);

г) видеофильмы:

- Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью;

- Измерение артериального давления.

д) Вопросы актуализации опорных знаний (фронтальный опрос):

1. Какие изменения происходят со стороны нервной системы у беременной?

2. Какие изменения происходят со стороны сердечно-сосудистой системы беременной?

3. Какие изменения происходят в кровяном русле и составе крови при беременности?

4. Какие изменения происходят со стороны органов дыхания при беременности?

5. Какие изменения происходят со стороны органов пищеварительной системы?

6.Что такое диурез? Какие изменения со стороны органов мочевыделительной системы происходят во время беременности?

7. Какие изменения происходят со стороны эндокринной и иммунной систем при беременности?

8. Какие изменения происходят в половых органах женщины во время беременности?

9. Сколько прибавляет женщина в весе при нормальной беременности чем обусловлена прибавка веса при беременности?

е) Алгоритмы выполнения манипуляций (прилагаются)

Материалы контроля для заключительного этапа:

а) тесты конечного уровня знаний (прилагается);

б) ситуационные задачи

4. Материально-техническое обеспечение и образовательные ресурсы: ТСО и ЭОР: Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выход в Internet;

Электронная презентация по теме «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью».



Приложение 1

Краткие теоретические сведения по теме занятия

Тема «Физиологические изменения в организме женщины во время беременности».

Беременность является сложным биологическим процессом, сопровождающимся рядом изменений во всем организме женщины.

Под влиянием новых условий, связанных с развитием плода в организме женщины при беременности возникают многочисленные и сложные изменения, которые являются физиологическими, они способствуют правильному развитию плода, подготавливают организм женщины к родам и кормлению грудью.

У беременной может появиться характерная пигментация кожных покровов (лба, щек, подбородка, верхней губы, белой линии живота, сосков и околососковых зон), усугубиться или появиться впервые варикозное расширение вен, особенно ниж­них конечностей. Растяжение тканей передней брюшной стенки способствует образованию стрий («полос беременных») на жи­воте.

Во время беременности у некоторых женщин отмечается субфебрильная температура тела. Это продолжается до 16-20 недель беременности и связывается с гормональными коле­баниями. Повышение базальной (ректальной) температуры яв­ляется ранним диагностическим симптомом беременности. По­сле дегенерации желтого тела с продукцией прогестерона в пла­центе температура снижается и приходит к норме.

Существенные изменения происходят в молочных железах. Они значительно увеличиваются в объеме за счет разрастания железистой ткани. Соски также увеличиваются в размерах, происходит пигментация их и околососковых кружков, в области которых выпячиваются альвеолярные железы. Во второй полови­не беременности из молочных протоков может выступать моло­зиво.

Прогрессивно нарастает масса тела, что обусловлено как ростом плода и матки, так и особенностями метаболических процессов, задержкой жидкости в тканях. Средняя прибавка массы тела за период беременности составляет 10- 12 кг, из них 5-6 кг приходится на плодное яйцо (плод, послед, околоплод­ная жидкость), 1,5-2 кг – на увеличение матки и молочных желез, 3-3,5 кг – на прибавку непосредственно массы тела женщины. Перед родами (за 3-4 дня) масса тела беременной женщины резко падает (на 1,0-1,5 кг) в связи с особенностями обменных процессов.

Изменения сердечно-сосудистой системы у женщин во время беременности

Даже при физиологически протекаю­щих беременности и родах предъявляются повышенные требо­вания к сердечно-сосудистой системе. Это определяется ростом и развитием плода, увеличением массы тела женщины, возник­новением нового плацентарного круга кровообращения и мно­гими другими изменениями, возникающими в организме жен­щины.

Минутный объем сердца (МОС) увеличивается, особенно после 10-12 недель беременности, и достигает максимума, по­вышаясь на 25-45%, к 32-39 неделям. Объем циркулирующей крови возрастает на 30-50% к 26-32 неделям.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается до 84-86 ударов в 1 мин в середине беременности, а при сдавлении нижней полой вены и выше (до 90 и более ударов в 1 мин).

Артериальное давление (АД) в первой половине беременно­сти имеет тенденцию к снижению, что может даже симулиро­вать улучшение течения гипертонической болезни. Во второй половине беременности (особенно после 24-26-й недели) АД имеет тенденцию к повышению, поэтому в данный период про­являются даже скрыто протекающие гипертензивные состояния.

С появлением фетоплацентарного кровообращения и в связи с резким увеличением массы матки в ней существенно возраста­ет кровоток, что имитирует «периферическое сердце» и способ­ствует мнимому улучшению состояния женщины при пороках сердца.

Увеличение объемов левого предсердия и левого желудочка как в систолу, так и в диастолу приводит к дилатации этих отде­лов сердца без истинной гипертрофии. В связи с изменением положения оси сердца, перегибом легочной артерии, увеличе­нием тока крови и дилатацией сердца у 30% и более женщин во время беременности возникает систолический шум.

В связи с отмеченными особенностями снижается переноси­мость физических нагрузок, а в родах и послеродовом периоде возникает новая цепь изменений в сердечно-сосудистой систе­ме, особенно при ее патологии.

Нормальные гематологические показатели во время беременности


Показатель


Исследуемый контингент

Небеременные

женщины

Беременные женщины (триместр)

I

II

III

Гемоглобин, г/л

139

(115-160)

131

(112-165)

120

(108-144)

112

(110-140)

Гематокритное

число, л/л:

артериальная кровь

венозная кровь



0,35

0,40



0,33

0,36



0,36

0,33



0,34

0,32

Эритроциты,

х 1012

4,2-5,4

4,2-5,4

3,5-4,8

3,7-5,0

Лейкоциты,

х 109

7,4

10,2

10,5

10,4

Нейтрофилы, %

55

66

69

69,6

Базофилы, %

0,5

0,2

0,2

0,1

Эозинофилы, %

2,0

1,7

1,5

1,5

Лимфоциты, %

38,0

27,9

25,2

25,3

Моноциты, %

4,0

3,9

4,0

4,5

СОЭ, мм/ч

22

24

45

52

Явление аутогемодилюции, характерное для всех беремен­ных женщин, обусловливает снижение гематокрита, связанное с уменьшением количества эритроцитов. Нижней границей нор­мы гемоглобина считается 110 г/л, а меньшие показатели харак­теризуют различную степень анемии.

Снижение концентрации эритроцитов приводит к повышению СОЭ, что у бере­менных не рассматривается как симптом патологических со­стояний. Повышается при беременности и концентрация лейко­цитов (нейтрофилов).

Изменения свертывающей системы крови у беременных ха­рактеризуются тенденцией к увеличению потенциала свертыва­ния и снижению активности антикоагулянтной и фибринолитической систем. Такие изменения наиболее выражены к концу беременности и предназначены для своевременного гемостаза и предотвращения патологических кровопотерь в родах и после­родовом периоде.

Система органов дыхания

Изменение внешнего дыхания: у 50-65% беременных наблюдаются гипервентиляция и одыш­ка, возрастает минутный объем дыхания в 1,3-1,4 раза. По­требление кислорода в течение беременности постоянно возрас­тает, увеличиваясь к концу беременности до 30-40%, а во вре­мя родов до 150-250% от исходной величины, что объясняется высокой потребностью в кислороде плода, плаценты и значи­тельными энергетическими затратами женщины, особенно в ро­дах. В связи с тем, что жизненная емкость лег­ких возрастает незначительно, а общий объем даже снижается (высокое стояние диафрагмы и уменьшение ее экскурсии при увеличении матки), происходит учащение дыхания.

Решающее значение в газообмене между матерью и плодом принадлежит маточно-плацентарному кровотоку, скорость ко­торого во время беременности постоянно возрастает и к концу беременности в 2 раза превышает фетоплацентарный, что созда­ет оптимальные условия для обогащения крови плода кислоро­дом.

Функция почек, печени и желудочно-кишечного тракта

Мочевыводящая система во время беременности претерпевает изменения, связанные с выведением продуктов обмена не толь­ко женщины, но и плода. Увеличивается почечный кровоток и повышается гломерулярная фильтрация, достигая максимума к середине беременности (до 40%), затем эти показатели умень­шаются, к концу беременности возвращаясь почти к норме. От­мечается тенденция к протеинурии и глюкозурии, что у некото­рых женщин, особенно к концу беременности, приводит к появ­лению белка и глюкозы в моче. Однако такие явления в ком­плексе с другими симптомами расцениваются как патология.

Уровни креатинина и мочевой кислоты в крови беременных женщин ниже, чем у небеременных.

Гормональные (высокий уровень прогестерона) и механиче­ские (сдавление мочевых путей растущей маткой) влияния способ­ствуют снижению урокинетики, что предрасполагает к воспали­тельным процессам мочевых путей. В то же время патоморфологических и гистологических изменений в почках не происходит.

Печень во время беременности находится в состоянии высо­кого функционального напряжения. Отмечается незначительное увеличение ее в размерах при отсутствии выраженных гистоло­гических изменений, а также отмечается уменьшение антиток­сической функции печени. Однако у здоровых женщин при фи­зиологическом течении беременности функционирование пече­ни не нарушается.

Имеют место изменения функции желудочно-кишечного тракта. У ряда женщин наблюдается извращение вкусовых ощущений по типу отвращения к определенным видам пищи (мясу, жирам), появления вкусовых прихотей (желание есть да­же глину, мел), повышения аппетита, а в отдельных случаях его снижения. В связи с уменьшением желудочной секреции замед­ляется эвакуаторная способность желудка. Функция кишечника у беременных женщин характеризуется снижением тонуса ниж­них отделов, что определяет склонность к запорам, заболеванию геморроем.

Обмен веществ

Изменения обмена веществ у женщин во время беременности связаны с интенсивным ростом плода, пе­рестройкой нейрогуморальных механизмов регуляции, повыше­нием потребности в кислороде. Характерно преобладание асси­миляции над диссимиляцией, увеличение количества продуктов обмена, подлежащих выведению.

Основной обмен и потребление кислорода повыша­ются, особенно во второй половине беременности и в родах.

Изменения водно-электролитного обмена характеризуются задержкой и повышенным содержанием внутрисосудистой и межклеточной жидкости.

У беременных женщин возрастает потребность в усвоении кальция, фосфора, железа и других неорганических веществ.

Белковый обмен у беременных женщин отличается от такового у небеременных положительным азотистым балан­сом (выделяется из организма азота меньше, чем потребляется с пищей). Появляются во время беременности и специфические белки (альфа-фетопротеины и др.).

Углеводный обмен характеризуется повышением глюкозы в крови, а при перегрузке организма углеводами – по­явлением ее в моче (глюкозурия). Депо для гликогена являются не только печень и мышцы, но также плацента и матка. Во вре­мя беременности проявляются, скрыто протекающие формы са­харного диабета.

Липидный обмен у беременных женщин происходит с преобладанием липолитических процессов над липогенезом. В крови увеличивается содержание липидов. Происходит усиленное отложение жира с характерным распределением его в подкожной клетчатке, молочных железах, нижней части живота, бедрах, яго­дицах. Липиды расходуются на построение тканей организма ма­тери и плода, являются также энергетическим материалом.

Во время беременности отмечается повышенная потребность в витаминах (А, В, D, С, Е, К, РР). Они должны посту­пать с пищей в достаточном количестве (A, D и др.), а некото­рые вырабатываются в организме.

Обмен веществ во время беременности активизируется. Увеличивается потребность организма в кис­лороде, в белках, так как они необходимы для обеспечения всех интенсивных процессов обмена как у матери, так и у плода. При недостатке белков не будет увеличена выработка гор­монов, биологически активных веществ, не будет обеспечена строительная функция (увеличение матки, построение орга­нов плода и т. д.). Углеводный и липоидный обмен активизи­руется, так как таким образом обеспечиваются растущие энер­гетические потребности матери и плода.

В организме беременной женщины происходит задержка и накопление многих неорганических веществ, это обеспечива­ется за счет активизации минералокортикоидного обмена и обусловлено повышенными потребностями обмена матери и плода.

Эндокринная система

Все эндокринные изменения, вклю­чая гормональную функцию плаценты, направлены на развитие беременности, правильное течение родового акта и послеродо­вого периода (лактации).

Изменяется синхронная продукция гормонов гипотала­муса и гипофиза, обеспечивающая циклические изме­нения в организме женщины в течение овариально-менструального цикла. Во время беременности увеличивается продукция лютеинизирующего гормона и пролактина в гипофизе, блоки­рующих созревание новых фолликулов и способствующих раз­витию желтого тела беременности, а также подготовке молоч­ных желез к лактации. Гипофиз существенно увеличивается в размерах за счет передней доли. В нем возрастает продукция гормонов, которые влияют на процессы интенсивного развития плода и увеличение матки. Уровень окситоцина (продуцируется в гипоталамусе и скапливается в гипофизе) повышается в конце беременности и с наступлением родов.

Продукция эстрогенных соединений и прогестерона только до 12 недель беременности происходит в яичниках, а затем в фетоплацентарной системе.

В первые месяцы беременности отмечается повышение ак­тивности щитовидной железы, в последующем она снижается.

Функциональная активность надпочечников, осо­бенно корковой части, повышается, возрастает синтез кортикостероидов (кортизола и альдостерона).

В поджелудочной железе активируется продук­ция инсулина.

Фетоплацентарная система – новая эндокринная система, функционирующая у беременных женщин. В ней продуцируют­ся стероидные гормоны (эстрогенные соединения, прогестерон), плацентарный лактоген, хориальный гонадотропин, эмбрио­нальный альфа-фетопротеин (АФП). Эти гормоны поступают в кровь матери и амниотическую жидкость. Они регулируют нор­мальное течение беременности и развитие плода. По их уровню в крови матери можно оценивать состояние плода и функцию плаценты. Уровни плацентарного лактогена и половых стероид­ных гормонов во время беременности прогрессивно возрастают, а перед родами несколько снижаются. Пик АФП отмечается в 31-34 недели беременности. По его уровню в крови женщины диагностируются врожденные пороки развития (ВПР) плода. Продукция плацентарного гонадотропина прогрессивно возрас­тает до 12 недель беременности.

Эстрогенные соединения во время беременности синтезиру­ются гормональным комплексом мать – плацента – плод. Их уровень в сотни раз выше у беременных женщин, чем у небере­менных. Синтез эстрогенных соединений происходит преиму­щественно (более 90 %) в плаценте с участием надпочечников и печени плода и только около 10% - в яичниках матери.

Плацентарный лактоген регулирует метаболические процес­сы в организме матери и плода по обеспечению его роста и раз­вития.

Иммунная система

Развитие плода обеспечивается сла­женной деятельностью как гормонов, которые оказывают иммуномодулирующее влияние, так и факторов супрессорного иммунитета, обеспечивающих локальный иммунологический комфорт. Иммунологические процессы сопровождают созрева­ние половых клеток, оплодотворение, имплантацию и дальней­шее развитие эмбриона и плода.

Половые органы

Наружные половые органы разрыхляются, становятся отечными и гиперемированными. Слизистая оболочка преддверия влагалища с начала беременно­сти приобретает цианотичный оттенок. Отмечается расширение вен, которые просматриваются через кожу. Нередко расширение вен приобретает патологический характер, и образуются вари­козные узлы, которые выступают наружу и распространяются на нижние конечности. Эти изменения особенно выражены к концу беременности.

Влагалище во время беременности несколько расширя­ется и удлиняется. Слизистая его разрыхляется, приобретает вначале цианотичный, а затем сине-багровый цвет. Стенки вла­галища отечные и утолщенные. Отделяемое становится более обильным, слизистого характера, молочно-белого или желтова­того цвета с кислой реакцией. У здоровой беременной женщины влагалище имеет I-II степень чистоты.

Матка во время беременности изменяется в наибольшей степени по сравнению с другими органами. Размеры ее увели­чиваются в течение беременности по всем параметрам: масса -от 50-100 г до 1000 -1200 г, длина - от 6 - 8 см до 38 - 40 см, переднезадний размер - от 2-3 см до 23-25 см, поперечный размер от 3-4 см до 25-26 см, объем - в 500 раз, достигая 2000 см3 и более. Соответственно происходят изменения во всех тканях, кровоснабжении и иннервации матки.

Матка увеличивается за счет гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон. Гиперплазия в большей степени наблюда­ется в ранние сроки беременности и выражается в появлении новых клеток небольших размеров. Процессы же гипертрофии мышечных волокон являются основным фактором увеличения матки. Рост матки связывается с воздействием гормонов (эстро­генов и прогестерона), количество которых возрастает в сотни раз, а растяжение обусловлено ростом плодного яйца.

Соединительная ткань матки разрастается, разрыхляется и гипертрофируется. Эти изменения наиболее выражены в теле матки, поэтому нижний сегмент ее к концу беременности стано­вится растяжимым. Периметрии (брюшина) утолщается за счет коллагеновых и эластических структур.

Слизистая оболочка матки в связи с различными изменения­ми превращается в децидуальную (отпадающую).

Формирование всех слоев стенки матки происходит в раз­личных ее отделах неодинаково. Поэтому к концу беременности наиболее мощными являются дно и тело матки, из перешейка формируется нижний сегмент, а шейка изменяется в наимень­шей степени, но становится податливой и способной к значи­тельному растяжению в родах.

Тонкие артерии и вены матки превращаются в мощные ство­лы, которые становятся штопорообразно извилистыми, что по­зволяет сохранить нормальное кровоснабжение при выражен­ных изменениях матки во время беременности и при сокраще­нии мускулатуры ее в родах. Объем кровообращения в матке во время беременности увеличивается в десятки раз, обеспечивая маточно-плацентарный кровоток, который осуществляется по принципу кровоснабжения жизненно важных органов и сохра­няется относительно оптимальным даже при различных стрес­сах (кровопотеря, анемия). Это обеспечивает выживаемость плода в экстремальных ситуациях.

Форма и положение матки при беременности изменяются. Матка по мере роста выходит из малого таза в брюшную по­лость, поднимаясь на 9-м месяце беременности до мечевидного отростка. Форма матки асимметрична за счет выбухания той части, где прикреплена плацента. Цервикальный канал укорачивается к концу беременности и может быть проходим для одного пальца. До начала родов он заполнен «слизистой пробкой». Консистен­ция шейки матки, плотноватая во время беременности, размяг­чается к концу ее. Связки матки гипертрофируются, а круглые удлиняются в несколько раз в процессе ее роста.

Яичники во время беременности увеличиваются в раз­мерах. По мере роста матки они поднимаются вверх и распола­гаются в брюшной полости. В одном из них развивается желтое тело. Созревание фолликулов прекращается.

Гигиена беременной женщины

В течении всей беременности будущая мать должна особенно следить за частотой своего тела и одежды. Чистая кожа, свежее белье не только облегчают кожное дыхание, улучшают работу внутренних органов, но и способствуют хорошему самочувствию, бодрому настроению.

Кожа способна выполнять функции газообмена (поглощение кислорода и выделение углекислого газа), выведение жидкости через потовые железы, что снижает нагрузку на почки. Поэтому желательно утром и вечером принимать душ или обтирать водой комнатной температуры все тело, особенно молочные железы. Обязательно подмываться кипяченной водой не менее 2-х раз в день.

С первого дня беременности необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, однако прогулки не должны утомлять. Особенно полезны воздушные ванны, их следует делать летом в тени деревьев, избегая открытых солнечных лучей. В ненастную погоду можно принимать воздушные ванные для молочных желез в закрытом помещении. Продолжительность их 15-20 мин. Воздушные ванны хорошо закаливают кожу молочных желез, уменьшают появления трещин вокруг сосков во время будущего кормления малыша.

Полезно так же каждый день обмывать молочные железы водой комнатной температуры и затем растирать жестким полотенцем. С это же целью можно вшить в чашечки бюстгальтера кусочки махровой ткани. При плоских и втянутых сосках полезно осторожное массирование и оттягивание вперед. Иногда для вытягивания сосков рекомендуют даже использовать молокоотсос, оставляя на некоторое время сосок в вытянутом положении. Однако массаж следует применять очень осторожно, т.к. излишнее раздражение сосков может вызвать сокращение матки.

Беременной женщине следует изменить и режим половой жизни. В первые три и последние два месяца половые сношения противопоказаны, т.к. они могут вызвать прерывание беременности. В остальные сроки половые сношения должны быть ограничены, следует максимально оградить половые пути женщины от инфекции. Для большинства пар беременность женщины вносит изменения в сексуальные отношения, но эти изменения для всех пар индивидуальны. Беременность может стать временем исследования новых способов проявления любви друг к другу, временем более открытого выражения сексуальных желаний и потребностей

Литература:

1.Акушерство. Под редакцией профессора В.Е.Радзинского. Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских учебных заведений. Москва Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа»,2016.

2.Дзигуа М.В.,Скребушевская А.А. Акушерство.Руководство к практическим занятиям. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2018.

3. Бодяжина В.И. Семенченко И.Б. Акушерство. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4. Гуськова, Н.А., Солодейникова, М.В. Акушерство Сивочалова О.В. СПб.: СпецЛит, 2015.

5. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2015.



Дополнительная литература:

1. Айламазян Э.К. – Акушерство. С-Пб.: Специальная литература,2015.

2. Андросова, Е Н. Овруцкая, З. Л. Акушерство и гинекология / методические рекомендации по выполнению манипуляций / - М.: АНМИ, 2014.

Электронные источники:

1.Электронное приложение к «Национальному руководству. Акушерство» - М.: ГЭОТАР- Медиа. – 2012.

2.Электронное приложение к учебнику «Акушерство. Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских заведений». под ред. В.Е. Радзинского - М.: ГЭОТАР- Медиа. - 2008.

3.Электронное приложение к учебнику «Женская консультация» под ред. В.Е.Радзинского М.: ГЭОТАР – Медиа – 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. https://lektsii.org/13-54588.html Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях. Проблемно-ситуационные задачи по акушерству

  2. https://nsportal.ru Методическая разработка практического занятия Понькина Н.П.