СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия. Решение задач и упражнений по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение задач и упражнений по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»

 

Учебная цель:   формировать умение решать задачи по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

Учебные задачи:

Повторить  основные классы кислородсодержащих органических веществ, генетическую связь между ними;

Повторить строение, получение, физические и химические свойства углеводов;

Научиться решать задачи и упражнения  по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия. Решение задач и упражнений по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»»

Практическое занятие №5.

Решение задач и упражнений по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»


Учебная цель: формировать умение решать задачи по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

Учебные задачи:

Повторить основные классы кислородсодержащих органических веществ, генетическую связь между ними;

Повторить строение, получение, физические и химические свойства углеводов;

Научиться решать задачи и упражнения по этой теме.

  1. Ожидаемые результаты:

Студент должен:

иметь практический опыт: применения знаний о строении, химических свойствах и получении кислородсодержащих органических веществах при решении задач;

знать: номенклатуру, строение, химические и физические свойства, применение, получение кислородсодержащих органических веществ, качественные реакции для определения их;

уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, выполнять расчёты по формулам;

владеть: навыками работы с калькулятором.


Обеспеченность занятия (средства обучения):


  1. Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Химия».

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Калькулятор.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.

Существует огромное число органических соединений, в состав которых наряду с углеродом и водородом входит кислород. Атом кислорода содержится в различных функциональных группах, определяющих принадлежность соединения к определенному классу.

Соединения каждого класса образуют различные производные. Например, к производным спиртов относятся простые эфиры ROR’, к производным карбоновых кислот – сложные эфиры RCOOR’, амиды RCONH2ангидриды (RCO)2O,хлорангидриды RCOCl и т.д.

Кислодосодержащими органическими соединениями являются и углеводы. Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, причём водород и кислород находятся в них, как правило, в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1).

Для обнаружения веществ используют качественные реакции:


1

3

2

Пример 1. Составьте уравнения реакций получения уксусной кислоты исходя из карбида кальция.

CaC2 → C2H2 → CH3-COH → CH3COOH

1) CaC2 + 2H2O→ C2H2 + Ca(OH)2

Hg2+


2) Реакция Кучерова: C2H2 + H2O → CH3-COH

3) Реакция «серебряного зеркала»

CH3-COH + 2[Ag(NH3)2]OH → CH3-COOH + 2Ag↓ + 4NH3↑ + H2

Пример 2. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения: сахароза → глюкоза → глюконовая кислота?

Решение. Сахароза гидролизуется при нагревании в подкис­ленном растворе:

Глюкоза окисляется свежеосажденным гидроксидом меди (II) с образованием глюконовой кислоты (С6Н12О7):

Пример 3. Полученное из глюкозы соединение С3Н6О3 в ре­акции с натрием образует соединение состава C3H4Na2O3, с карбонатом кальция — С6Н10СаО6, с этанолом в присутствии серной кислоты — С5Н10О3. Назовите это соединение и напишите урав­нения реакций.

Решение. При молочнокислом брожении из глюкозы получа­ется молочная (2-гидроксипропановая) кислота:

С6Н12О6 → 2СН3-СН(ОН)-СООН.

В реакции молочной кислоты с натрием участвуют и гидроксильная и карбоксильная группы:

СН3-СН(ОН)-СООН + 2Na  → CH3-CH(ONa)-COONa + H2

С карбонатом кальция и с этанолом молочная кислота реагирует как обычная карбоновая кислота:

СаСО3 + 2СН3СН(ОН)СООН → (СН3СН(ОН)СОО)2Са + CO2↑ + Н2О,


t, H+
СН3СН(ОН)СООН+С2Н5ОН    →  СН3СН(ОН)СООС2Н52О.

Пример 4. Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Рассчитайте массу глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 405 кг. Выход продукта равен 70%.

Решение. Составляем уравнение реакции гидролиза крахмала, в результате которой образуется глюкоза:

Рассчитаем массу крахмала в картофеле:

Определяем количество вещества крахмала:

Из уравнения реакции гидролиза крахмала следует

откуда получаем

n(глюкозы) = x∙n (крахмала);

 Вычисляем массу глюкозы, которую можно получить при количественном выходе:

m(глюкозы) = n(глюкозы)М(глюкозы); 

m(глюкозы) = 0,5∙180 кг = 90 кг.

Учитывая массовую долю выхода продукта, рассчитаем массу реально полученной глюкозы:

 ;  


Выполнение работы.

  1. Составьте уравнения гидролиза сахарозы и докажите соответствующими реакциями образование одного из продуктов.

2. Составьте уравнения реакций получения ацетата магния исходя из метана.

3.Составьте уравнения реакций по схеме:

СО2 → С6Н12О6 → С12Н22О11 → С6Н12О6 → С2Н5ОН → СО2

4.Оксид углерода (IV), выделившийся в результате спиртового брожения 25 моль глюкозы, полностью поглощен избытком известковой воды. Какова масса образовавшегося осадка?

5. Массовая доля целлюлозы в древесине составляет 40%, какую массу технической глюкозы можно получить из 1620 кг древесных опилок?


Порядок выполнения отчёта по практическому занятию.

1.В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия.

2.Выполните задания.