МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия
Тема: «Техническая подготовка футболистов»
Разработал: Сохуров Игорь Ознаевич,
Содержание
Наименование | Стр. |
Пояснительная записка……………………………………………. | 4-5 |
Технологическая карта занятия…………………………………… | 6-11 |
Литература ………………………………………………………… | 12 |
Об игре……………………………………………………………… | 13-18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение нового материала должно быть направлено на понимание правильного выполнения техники ведения и передачи мяча в футболе. Без освоения данных элементов техники невозможно выполнение взаимодействий в команде во время игры, достижения каких-либо результатов. Выполняя те или иные приемы, подготовительные и подводящие упражнения обучающиеся развивают такие качества как быстрота, ловкость, выносливость, сила, обучаются командным взаимодействиям, работе с партнерами. Принимают самостоятельные решения, которые в дальнейшим позволят применить полученные навыки в своей профессиональной деятельности. Развитие ранее перечисленных качеств способствует поддержанию хорошей физической формы, что немаловажно для сохранения здоровья обучающегося контингента, приучают будущих медицинских работников к здоровому образу жизни, преодолению трудностей, воспитание в себе волевых качеств, к возможности противостоять негативным привычкам в обществе.
Необходимо установить связь между материалом предыдущих уроков, влияние на развитие физических качеств и здоровье обучающихся.
Проведение таких уроков у студентов при помощи активных форм работы позволяет развивать большой интерес к дисциплине Физическая культура и здоровому образу жизни, способствует развитию физических качеств , а также творческих способностей студентов.
В процессе проведения занятия повторяется большой объём ранее пройденного материала. Использование презентаций делает занятие более насыщенным. На таких занятиях неактивные студенты, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу и эффект бывает положительным. Игра помогает студенту получить навыки командного взаимодействия, проявить лидерские качества, а развитие таких качеств как сила, быстрота, выносливость, ловкость помогут в дальнейшей профессиональной деятельности. Теоретические новые знания расширяют кругозор и интеллект, способствуют развитию познавательной деятельности. Применение на занятии здоровье сберегающих технологий позволяют предупредить развитие наиболее часто встречающихся у студентов патологий, способствуют сохранению здоровья. Полученные знания в дальнейшем можно применять на других изучаемых предметах.
Домашние задания, подготовленные студентами, подвергаются анализу со стороны преподавателя и самих студентов, что способствует воспитанию ответственности.
Такая работа повышает ответственность студента за результаты своего труда и готовит его к будущей профессиональной деятельности.
Технологическая карта занятия
ОГСЭ 04 Физическая культура
Специальность 33.02.01.Тракторист
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемных ситуаций
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о футболе, как современной спортивной игре, обучить правильной технике игры в футбол (ведение, передач, ударов по воротам) и тактики взаимодействия игроков в защите и нападении, научить командным взаимодействиям.
Форма урока: урок с применением информационных технологий
Задачи урока:
Изучить особенности футбольной игры и технических приемов
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность в команде.
Развивать учебные навыки выполнения правильной техники, поиск принятия правильных решений в командных взаимодействиях,
умения перерабатывать полученную информацию и
применять ее на практике.
Личностные: Развитие волевых качеств, умения преодоления трудностей.
Формировать культуру умственного и физического труда, возможность продуктивно работать в команде и применять полученные навыки в различных ситуациях.
Планируемый результат
Предметные:
- должны знать материал по темам: «История развития футбола», «Командные взаимодействия в футболе», «Правила игры в футбол»,
- уметь правильно выполнять приемы техники ведения, передачи мяча и ударов по воротам в футболе, продуктивно работать в команде и выполнять результативно необходимые взаимодействия.
Личностные: воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
Метапредметные: использование полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин
Место проведение -спортзал
Оборудование -мячи футбольные, секундомер, свисток, стойки, ворота.
Тема урока | Обучение технике приема и передачи мяча в футболе |
Цель урока | обобщить и систематизировать знания об игре футбол, сформулировать выводы о практическом значении игры, обсудить проблемы, возникающие во время изучения техники ведения и передачи мяча, ударов по воротам, технику безопасности. |
Задачи урока | Познавательные: Изучить технику ведения, передачи мяча и ударов по воротам в футболе. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность, применять на практике. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по правильному выполнению техники ведения, передачи мяча и ударов по воротам в футболе и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и применять на практике. Личностные: Формировать культуру умственного и физического труда, бережного отношения к своему здоровью. |
Формирование УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознанно выполнить и применить изученные приемы. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с преподавателем и студентами, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Планируемые результаты | Предметные: - должны знать материал по темам: «История развития футбола», «Правила игры в футбол», «Командные взаимодействия в футболе .» - уметь выполнять правильно технику ведения, переда- чи и ударов по воротам футбольного мяча, применять данные приемы в игре и продуктивно взаимодействовать в команде. - Сформировать следующие компетенции: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами ,организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Личностные: воспитание культуры общения, любознательность, объективность. Метапредметные: использование, полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин |
Основные понятия | Игра, дриблинг, гол, удар, передача, прием, аут |
Ресурсы | В. И. Лях, учебник физической культуры, Москва, «Просвещение» 2012 В.И. Ковалько Поурочные разработки по физкультуре, Москва «ВАКО» 2012 Презентация преподавателя, ответы студентов |
Форма занятия | Комбинированное |
Методы | Проблемного обучения, игровой, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, методические рекомендации | Формируемые УУД |
1. Организационный момент -10мин.Вводная часть |
- Построение , рапорт Строевые упражнения. Повороты: «налево», «направо», «кругом». - Объявление темы: Обучение технике ведения и передачи мяча, ударов по воротам в футболе - Демонстрация презентации по футболу, рассказ об истории возникновения игры, правила техники безопасности (приложение1) | Обратить внимание на форму занимающихся, добиться четкого выполнения команд студенты слушают, анализируют игру и упражнения | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Изучение демонстрационного материала |
2. Подготовительная часть-15мин |
1. Организация учащихся к занятию: - Построение - Бег - Ходьба - ОРУ: - Наклоны головы. И. П. стойка ноги врозь, руки на пояс. наклон вперед назад влево вправо - Круговые вращения головой. И.П. стойка ноги врозь, руки на пояс. на счет 1-4 круговые вращения вправо на счет 5-8 круговые вращения влево - Круговые вращения в плечевом суставе. И.П. стойка ноги врозь, руки внизу. на счет 1-4 вперед на счет 5-8 назад - Круговые вращения в локтевом суставе. И.П. стойка ноги врозь, руки в стороны. на счет 1-4 вперед на счет 5-8 назад - Круговые вращения в кистевом суставе. И. П. стойка ноги врозь, руки вперед. - Наклоны туловища. И.П. стойка ноги врозь, руки на пояс. наклон вперед назад влево вправо. - Круговые вращения туловищем. И.П. стойка ноги врозь, руки на пояс. - Махи ногами. И.П. стойка ноги вместе, руки перед собой. мах правой ногой И.П. мах левой ногой И.П. - Выпады вперед. И.П. стойка ноги вместе, руки на пояс. выпад правой ногой пружинистые покачивания смена ноги и тоже самое. - Круговые вращения в голеностопном суставе. И.П. стойка ноги врозь, правая нога на носок, руки на пояс. на счет 1-4 круговые движения в одну сторону на счет 5-8 круговые движения в другую сторону. Затем меняем ногу. - Прыжки из полного приседа по 10 | Выполняют правильно предложенные подготовительные упражнения Руки вверх Руки в стороны см. вперед Руки на пояс Руки вниз Руки вперед Упражнение выполнять в среднем темпе, внимательно слушать счёт Упражнение выполнять в среднем темпе с наибольшей амплитудой вращения. Внимательно слушать счет. Руки в локтях не сгибать, выполнять с большей амплитудой в среднем темпе. Плечо остается неподвижно, движение только в локтевом суставе. Движение выполняется в высоком темпе. Наклон выполняется с постепенным наращиванием амплитуды в среднем темпе, колени прямые. Амплитуда постепенно увеличивается, руки на поясе. См. в одну точку. Махи выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения. Колени не сгибать, ногой коснуться руки. Постепенно увеличивать темп и амплитуду движения. Сзади стоящая нога на носок, прямая. Движение выполнять в среднем темпе с наибольшей амплитудой Прыжки выполнять на максимально возможную высоту. | Личностные УУД Смыслообразование, формирование правильных навыков Познавательные УДД Целеполагание |
3. Изучение материала по ведению, передаче мяча и ударе по воротам. Основная часть- 50 мин. |
Вступительное слово преподавателя-проверка знаний по технике безопасности при игре в футбол, знакомство с выполнением новой техники. Применение ее в игре, (просмотр по технике приемов видеофрагмента) 1. Ведение мяча. 2. Ведение с последующей передачей. 3. Смена направлений на скорости. 4. Передвижение боком. 5. Смена направления на скорости с мячом 6. Отработка коротких передач с забеганием. 7. Передачи в парах между фишек. 8. Двусторонняя игра. 9. Удары по воротам. 10. Игровые взаимодействия 2х1, 3х2. 11. Построение, деление на 6 групп Круговая тренировка Станция №1:Жонглирование футбольным мячом при помощи стопы, бедра Станция № 2. Из высокого старта челночный бег с ускорением до середины отрезка Станция № 3. Нижняя передача футбольного мяча в паре между партнерами Станция № 4. Передача в парах пасом головы Станция № 5. Прыжки через скамейку змейкой с последующим повторением задания Станция № 6. Ведение футбольного мяча с обводкой 3-4 стоек и пасом партнеру 12.Учебная игра | осмысление информации, выполнение подводящих и основных упражнений техники футбола Группа делится на две части, каждая из которых занимает свою половину зала. Те в свою очередь делятся на две половины и встают по диагонали. У каждой колонны мяч. По сигналу они начинают одновременно вести мяч в разные стороны к противоположной колонне. Подведя мяч к партнёру, становятся в конец строя. Две группы игроков на расстоянии 16-20м. друг от друга, фишки с интервалом 1-2 м. Первый проходит фишки, не задевая их, и становится в конец строя. И так каждый участник. Две группы игроков расположены друг против друга на расстоянии 15-20м. Перед ними лабиринт фишек с интервалом 3-5м. на одной линии. Первый бежит вперед перемещаясь с одной стороны на другую, после чего движение начинает другой участник. См. пункт № 3. Две группы игроков выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии 7-11м. Первый игрок из одной группы передает мяч первому игроку из другой и по широкой дуге устремляется вперед, занимая место в конце строя (противоположной группы) Игроки движутся вперед и выполняют передачи друг другу между фишек, стоящих по середине зала на расстоянии 1-2 м., после чего передают мяч паре, стоящей на противоположной стороне и встают в конец строя. Два игрока стоят по краям зала немного впереди, один в середине, он выполняет передачу среднему и бежит ему за спину, тот в свою очередь выполняет передачу игроку, находящемуся на другом краю зала и бежит ему за спину, т.о. вся тройка движется до конца зала и обратно. Игроки строятся в колонну на линии штрафного броска выполняют передачу партнеру, который находится около линии штрафного броска на противоположной стороне площадки. Он скатывает мяч первому и тот совершает удар по воротам. После чего становится в конец строя (кто промахнулся выполняет 5 приседаний). Два нападающих выходят на одного защитника, 3 нападающих выходят против двух защитников. Задача поразить ворота. Темп средний Темп средний Темп высокий Темп средний Прыжки макс. высоты Темп средний В 2-3 касание | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Осознанное повторение техники после демонстрации действий в парах и группах, индивидуально Определение роли ведения и передачи мяча в футболе и выполнения правильной техники Коммуникативные УУД Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД |
Заключительная часть-15мин. Закрепление материала. Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на занятии. |
Анализ занятия, указание ошибок, вопросы по усвоению теоретического материала: когда была основана игра и кто ее основатель, история и достижения российского футбола, просьба по названиям приемов продемонстрировать технику. Проведение комплекса здоровье сберегающей технологии по сохранению зрения и правильной осанке. | Отвечают на поставленные вопросы, выполняют приемы по названиям. Студенты анализируют новые полученные знания свой личный вклад в освоение нового материала, производят оценку командных взаимодействий, достижение поставленных целей, определяют свое настроение в конце урока. | Регулятивные УДД Контроль и коррекция действий Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное выполнение элементов техники в игре Построение логической цепи взаимодействий Коммуникативные УУД: координирование в сотрудничестве разных позиций. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УДД Координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
Домашнее задание: подготовить комплекс упражнений по проведению утренней гигиенической гимнастике.
Литературные источники
1. Лях В.И. Физическая культура: Учебник, М:Просвящение, 2015. -390с.
2. Решетников Н.В. , Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учебное пособие, М.: Академия, 2009 – 402с.
3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание: учебное пособие, М.:Высшая школа, 2009. -357с.
4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика изучения предмета «Физическая культура»: учебник, М.:Академия, 2011
5. Ковалько В.И. «Поурочные разработки по физкультуре»: учебное пособие, М.: «ВАКО», 2012 г. -400с.
6. Найминова Э. Б. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры.: учебное пособие, Р-н-Д «Феникс», 2012,-256с.
7. Столбов В.В., Финогеева Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры:учебник, М.: ФиС, 2010. -423с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
История возникновения футбола
.
Содержание и правила игры
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Станция № 1
Жонглирование футбольным мячом при помощи стопы, бедра
Станция №2
Из высокого старта челночный бег с ускорением до середины отрезка
Станция № 3
Нижняя передача футбольного мяча в паре между партнерами
Станция № 4
Передача в парах пасом головы
Станция № 5
Прыжки через скамейку змейкой с последующим повторением задания
Станция № 6
Ведение футбольного мяча с обводкой 3-4 стоек и пасом партнеру
11