Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Наро – Фоминский филиал
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Цикловая методическая комиссия
Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Химия
I курс
Методическая разработка
практических занятий №14
(для студентов)
по теме
«Решение задач по теме «Расчет массовой доли растворенного вещества»
Составила: преподаватель – Чернышова Н.И.
2020 год
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Разработчик: преподаватель – Чернышова Н.И.
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Наро- Фоминский филиал
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных дисциплин Протокол № от « » 2020 г. Председатель ЦМК ___________________ Чернышова Н.И. | Согласовано Зам. директора по УР « » _____________ 2020 год ______________________________ Шабарова М. Н. |
Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело и предназначено для студентов при проведении практического занятия №14 по теме «Решение задач по теме «Массовая доля растворенного вещества»» по учебной дисциплине «Химия»
ОГЛАВЛЕНИЕ №/№ | Наименование | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 4 |
| Введение | 6 |
2 | Актуальность темы | 7 |
3 | Глоссарий | 8 |
4 | Опорный конспект | 9 |
5 | Задания для контроля знаний | 11 |
6 | Фронтальный опрос | 12 |
7 | Ситуационные задачи | 13 |
8 | Задания в тестовой форме | 17 |
9 | Инструкция к внеаудиторной самостоятельной работе | 19 |
10 | Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | 20 |
11 | Список использованной литературы | 21 |
Пояснительная записка
Методическое пособие рекомендовано для проведения практических занятий и контроля текущего уровня знаний обучающихся по дисциплине «Химия» Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».
Цели занятия
Образовательные:
-
Ознакомить студентов с понятием «массовая доля растворенного вещества в растворе».
-
Научить студентов вычислять массовую долю растворенного вещества и раствора, а также вычислять массу растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе.
-
Закрепить знания студентов путем решения задач по данной теме.
-
Объяснить наиболее сложные вопросы темы: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, вычисление массы растворенного вещества и воды, необходимых для приготовления раствора определенной концентрации.
-
Оценить уровень усвоения нового материала с помощью самостоятельной деятельности, опроса и коллективного обсуждения приемов решения задач.
-формирование ПК:
-формирование ОК:
-
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
-
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результата выполнения задания.
-
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа. Уважать социальные, культурные и религиозные различия.
-
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человека.
-
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
-
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методические:
-
представление и обоснование педагогических технологий, приемов, методов и средств, используемых в образовательном процессе при практико-ориентированном обучении, в соответствии с требованиями практического здравоохранения и работодателей.
Воспитательные:
-
Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулировать вопросы.
-
Формировать умения и навыки самоконтроля при изучении нового материала.
-
Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие и умение оценивать ответы товарищей, умение работать в парах и в коллективно.
Введение
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения общеобразовательного модуля должен:
Знать:
-
Массовая доля растворенного вещества;
-
Раствор;
-
Растворитель;
-
Растворенное вещество;
-
Растворы концентрированные и разбавленные;
-
Применение растворов в медицине.
Уметь:
-
Сделать расчет для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
-
Применять медицинскую терминологию.
-
Уметь решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества.
-
Рассчитывать, оценивать и уметь получить раствор заданной массовой доли растворенного вещества
-
Использовать полученную информацию в медицинской деятельности
Актуальность темы: Изучая тему растворы, студенты расширяют знания по химии, приобретенные в школе, знакомятся с понятиями концентрированный и разбавленный раствор. На практике часто требуется приготовить раствор с заданным содержанием нужного вещества, для этого ввели понятие массовая доля растворенного вещества. Данная тема предусматривает, что студенты в объеме средних профессиональных учебных заведений овладеют навыками расчета и приготовления растворов, необходимых в медицинской практике и быту.
Глоссарий
Термин | Определение |
Растворы | Однородные системы, состоящие из двух и более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия |
Растворитель | Вещество, взятое в избытке и служащее средой в которой идет растворение |
Растворенное вещество | Вещество, которое растворяется |
Растворимость | Способность одного вещества растворяться в другом |
Истинные растворы | Растворы, в которых частица растворенного вещества невидимы даже под микроскопом |
Концентрация раствора | Массовое содержание растворенного вещества в определенном массовом количестве или определенном объеме раствора |
Массовая доля растворенного вещества | это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Многие вещества растворяются в воде, например соль, сахар. Некоторые вещества в воде не растворяются, например жиры, но хорошо растворяются в спирте. В результате растворения получаются растворы.
Растворы- это однородные системы, состоящие из двух и более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия. Раствор – система, состоящая из двух или более компонентов.
Вещество, взятое в избытке и служащее средой, в которой идет растворение, называют растворителем. Растворитель – компонент, находящийся в избытке.
Вещество, которое растворяется, называют растворенным веществом. Растворенное вещество – компонент, находящийся в недостатке.
Существует несколько классификаций растворов:
-
По агрегатному состоянию: газообразные (воздух), жидкие (раствор поваренной соли в воде), твердые (сплавы металлов).
-
По содержанию растворенного вещества: ненасыщенный (раствор, в котором при данной температуре можно растворить еще какое-то количество вещества); насыщенный (раствор, в котором скорость растворения равна скорости осаждения), пересыщенный (раствор, в котором содержание растворенного вещества больше , чем в насыщенном растворе).
Концентрация раствора – количество растворенного вещества в определенном количестве раствора или растворителя.
Изучая тему растворы, мы познакомились с понятиями концентрированный и разбавленный раствор. На практике часто требуется приготовить раствор с заданным содержанием нужного вещества, для этого ввели понятие массовая доля растворенного вещества.
-
Массовой долей растворенного вещества, называется отношение массы растворенного вещества к массе раствора (W):
W= m(вещества)/m(раствора)
-
Массовую долю растворенного вещества выражают обычно в долях единицы или в процентах.
Массовая доля растворенного вещества будет разной при растворении разной массы поваренной соли NaCl : возьмем два стакана с одинаковой массой воды 100 г. В первый добавим 5 г соли ,а во второй 30 г . А теперь рассчитаем массовую долю соли в двух стаканах.
1й стакан:
1) масса раствора составит 100г + 5г=105г
2) Массовая доля соли в растворе составит
W(NaCl)= m(NaCl)/m(раствора)= 5/105=0,048 или 0,048*100%=4,8%
2й стакан:
1) масса раствора составит 100г +30г=130г
2) Массовая доля соли в растворе составит
W(NaCl)= m(NaCl)/m(раствора)=30/130=0,2307 или 0,2307*100%= 23,07%.
Обратите внимание, что масса раствора состоит из массы растворенного вещества и растворителя. Зависимость между массовой долей вещества, содержащегося в растворе, и плотностью.
Плотность раствора – это отношение массы растворенного вещества m к объему V.
Р= m\v (г\мл)
При растворении в воде веществ, плотность раствора либо уменьшается, либо увеличивается. Зависимость между плотностью раствора и содержанием в нем того или иного вещества можно найти в справочнике. Специальные приборы для определения плотности называются ареометрами.
Для определения плотности раствора , ареометр помещают в раствор, фиксируют показания шкалы ареометра и записывают их.
Задания для контроля и закрепления изучаемого материала.
Вопросы для фронтального опроса по теме
« Расчет массовой доли растворенного вещества»
-
Назовите из каких составляющих состоит раствор?
-
В чем состоит значение понятия «массовая доля растворенного вещества» для медицины?
-
Что такое массовая доля растворенного вещества?
-
В чем выражается массовая доля растворенного вещества?
-
Какие растворы, применяемые в медицине вы знаете?
-
Что такое концентрация раствора?
-
Что такое масса раствора, как она рассчитывается
-
Как рассчитывается масса растворенного вещества?
-
Как рассчитывается масса растворителя?
-
Что такое процентная концентрация?
-
Перечислите виды растворителей, которые вы знаете?
-
Дайте определение понятия «раствор».
-
Дайте определение понятия «концентрированный раствор».
-
Дайте определения понятия «разбавленный раствор».
Ситуационные задачи
ЗАДАЧА №1
Задание:
-
Вычислите, сколько нужно взять воды и поваренной соли для приготовления 180г с массовой долей 0,9%
ЗАДАЧА №2
Задание выполнить по вариантам:
-
вариант: Вычислите, сколько нужно взять воды и раствора спирта с массовой долей 70% для получения раствора спирта массой 50г с массовой долей 30%, для приготовления компресса ребенку.
-
вариант: Рассчитайте массу раствора спирта с массовой долей 70%, необходимую для приготовления компресса для взрослого человека массой 50г, состоящего из спирта с массовой долей растворенного вещества 40% и воды.
ЗАДАЧА №3
Задание выполнить по вариантам:
-
вариант: Вычислите, какая масса йода содержится в 20г йодной настойки с массовой долей йода 10%.
-
Вариант: Вычислите, какая масса йода содержится в 20г йодной настойки с массовой долей йода 5%.
ЗАДАЧА №4
Задание:
-
Вычислите, массовую долю соли в морской воде Черного моря (1вариант), в воде Балтийского моря (2 вариант).
Для расчета учтите, что масса раствора равна произведению объема раствора умноженного на плотность данного раствора.
Задание в тестовой форме для контроля уровня знаний по теме
« Расчет массовой доли растворенного вещества»
ВАРИАНТ №1
1. Выпарили 50г раствора, при этом получили 5г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.
а) 10 б) 1 в) 15
2.Рассчитайте массу воды и соли, которые нужно взять для приготовления 200г раствора с массовой долей соли 0,25
а)50 и 150 в) 25 и 150 в) 100 и 100
3. Из 100г раствора поваренной соли с массовой долей 5% выпарили 20г воды. Какой стала массовая доля поваренной соли в растворе?
а) 6 б)10 в) 5
4. Имеется 200г раствора с массовой долей соли раствора 10%. Определите массовую долю соли в растворе, который образуется при добавлении к исходному раствору а)10г воды, б)10г соли.
А. а) 9,14 б)9,5 в) 9
Б. а) 14 б)10 в) 7
5.Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 50 кг
а) 50кг б)40кг в) 30кг
6. Рассчитайте, сколько граммов гидроксида калия содержится в 200 мл 10% раствора (плотность 1,09г/см 3)
а) 20 б)18,3 в) 19,7
7. Определите массовую долю (%) растворенного вещества сахара, если в 380г воды растворено 20г сахара
а) 20 б)8 в) 5
8. Даны два раствора сахара с массовой долей 5% и с массовой долей 76%.Какой из этих растворов разбавленный, а какой концентрированный?
9. Какой раствор называется пересыщенным?
10. Перечислите вещества, относящиеся к растворителям из списка следующих веществ: а)ацетон, б)вода, в)спирт, г)растительное масло, д)гидроксид натрия, е)серная кислота, ж)аммиак.
Задание в тестовой форме для контроля уровня знаний по теме
« Расчет массовой доли растворенного вещества»
ВАРИАНТ №2
1. Выпарили 60г раствора, при этом получили 6г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.
а) 1 б) 10 в) 12
2. Рассчитайте массу воды и соли, которые нужно взять для приготовления 300г раствора с массовой долей соли 0,25.
а)50 и 150 в) 75 и 225 в) 30 и 270
3. Из 100г раствора поваренной соли с массовой долей 5% выпарили 30г воды. Какой стала массовая доля поваренной соли в растворе?
а) 5,5 б) 6,25 в) 4,25
4. Имеется 200г раствора с массовой долей соли раствора 10%. Определите массовую долю соли в растворе, который образуется при добавлении к исходному раствору а)20г воды, б)12г соли.
А. а) 9,14 б)9,5 в) 9
Б. а) 14 б)10 в) 15
5. Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 70 кг.
а) 56кг б)40кг в) 35кг
6. Рассчитайте, сколько граммов гидроксида калия содержится в 400 мл 10% раствора (плотность 1,09г/см 3)
а) 42 б)43,2 в) 43,6
7. Определите массовую долю (%) растворенного вещества сахара, если в 400г воды растворено 20г сахара.
а) 4,5 б)4,48 в) 5
8. Даны два раствора соли с массовой долей 3% и с массовой долей 86%. Какой из этих растворов разбавленный, а какой концентрированный?
9. Какой раствор называется разбавленным?
10. Перечислите вещества, относящиеся к растворителям из списка следующих веществ:
а)ацетон, б)вода, в)спирт, г)растительное масло, д)гидроксид натрия, е)серная кислота, ж)аммиак.
Инструкция к внеаудиторной самостоятельной работе (решение ситуационных задач)
Цель: Научиться систематизировать материал.
Уважаемый студент!
Выполнив эту работу, Вы сможете:
-
использовать в своей деятельности справочную документацию, специальную литературу.
-
при исследовании данной темы Вы узнаете много нового и интересного.
-
при заполнении решении ситуационных задач Вы будете использовать свои знания по медико-социальным аспектам .
Для выполнения этой работы вам необходимо выполнить
следующие условия:
-
Поработать с литературой в библиотеке колледжа. Если не нашли -
обратитесь за помощью к преподавателю или библиотекарю.
2. Сдать выполненную работу вам необходимо преподавателю в указанное
время (к определенному занятию, преподаватель сообщит дату).
Критерии оценки:
Задачи решены полностью и верно - 5 отлично.
Задачи решены полностью, но с небольшими недочетами - 4 хорошо.
Задачи решены на 50% ( или очень много недочетов) - 3 удовлетворительно.
Задачи решены
Задания для самостоятельной работы
По теме « Расчет массовой доли растворенного вещества»
-
Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 89 кг.
-
Вычислите массу поваренной соли для консервирования огурцов, если нужно приготовить 1л 5% раствора.
-
В сутки человек употребляет 500г углеводов. При окислении 1г углеводов образуется 0,56г воды. Сколько эндогенной воды образуетcя?
-
Масса йода на каждые 100г массы крови человека составляет 0,013мг, масса крови человека составляет 8% от массы тела. Какая масса йода содержится в крови человека, если масса его тела 89кг?
Список использованной литературы
-
Химия. Учебник для колледжей./ О.Е. Саенко, Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.
-
Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля/ О.С. Габриелян, - М.: Издательский центр « Академия»,2017.
Приложение № 1
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.