СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по химии для студентов 1 курса "Решение задач по теме "Расчет массовой доли растворенного вещества""

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая тему растворы, студенты расширяют знания по химии, приобретенные в школе, знакомятся с понятиями концентрированный и разбавленный раствор. На практике часто требуется приготовить раствор с заданным содержанием нужного вещества, для этого ввели понятие массовая доля растворенного вещества. Данная тема предусматривает, что студенты в объеме средних профессиональных учебных заведений овладеют навыками расчета и приготовления растворов, необходимых в медицинской практике и быту.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по химии для студентов 1 курса "Решение задач по теме "Расчет массовой доли растворенного вещества""»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Наро – Фоминский филиал


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»


Цикловая методическая комиссия


Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Химия

I курс



Методическая разработка

практических занятий №14

(для студентов)



по теме



«Решение задач по теме «Расчет массовой доли растворенного вещества»




Составила: преподаватель – Чернышова Н.И.






2020 год


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработчик: преподаватель – Чернышова Н.И.

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Наро- Фоминский филиал


Рассмотрено и утверждено на заседании

ЦМК общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных дисциплин


Протокол № от « » 2020 г.

Председатель ЦМК ___________________

Чернышова Н.И.




Согласовано

Зам. директора по УР


« » _____________ 2020 год


______________________________

Шабарова М. Н.
















Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело и предназначено для студентов при проведении практического занятия №14 по теме «Решение задач по теме «Массовая доля растворенного вещества»» по учебной дисциплине «Химия»

ОГЛАВЛЕНИЕ
/№ Наименование Страницы
1

Пояснительная записка

4

Введение

6
2 Актуальность темы 7
3 Глоссарий 8
4

Опорный конспект

9
5 Задания для контроля знаний 11
6

Фронтальный опрос

12
7 Ситуационные задачи 13
8 Задания в тестовой форме 17
9

Инструкция к внеаудиторной самостоятельной работе

19
10 Задание для внеаудиторной самостоятельной работы 20
11 Список использованной литературы 21






















Пояснительная записка


Методическое пособие рекомендовано для проведения практических занятий и контроля текущего уровня знаний обучающихся по дисциплине «Химия» Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».


Цели занятия


Образовательные:


  1. Ознакомить студентов с понятием «массовая доля растворенного вещества в растворе».

  2. Научить студентов вычислять массовую долю растворенного вещества и раствора, а также вычислять массу растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе.

  3. Закрепить знания студентов путем решения задач по данной теме.

  4. Объяснить наиболее сложные вопросы темы: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, вычисление массы растворенного вещества и воды, необходимых для приготовления раствора определенной концентрации.

  5. Оценить уровень усвоения нового материала с помощью самостоятельной деятельности, опроса и коллективного обсуждения приемов решения задач.



-формирование ПК:

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.


-формирование ОК:

  • Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результата выполнения задания.

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа. Уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  • Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человека.

  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  • Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Методические:

  1. представление и обоснование педагогических технологий, приемов, методов и средств, используемых в образовательном процессе при практико-ориентированном обучении, в соответствии с требованиями практического здравоохранения и работодателей.


Воспитательные:

  1. Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулировать вопросы.

  2. Формировать умения и навыки самоконтроля при изучении нового материала.

  3. Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие и умение оценивать ответы товарищей, умение работать в парах и в коллективно.

















Введение


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения общеобразовательного модуля должен:


Знать:

  1. Массовая доля растворенного вещества;

  2. Раствор;

  3. Растворитель;

  4. Растворенное вещество;

  5. Растворы концентрированные и разбавленные;

  6. Применение растворов в медицине.


Уметь:


  1. Сделать расчет для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

  2. Применять медицинскую терминологию.

  3. Уметь решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества.

  4. Рассчитывать, оценивать и уметь получить раствор заданной массовой доли растворенного вещества

  5. Использовать полученную информацию в медицинской деятельности












Актуальность темы:

Изучая тему растворы, студенты расширяют знания по химии, приобретенные в школе, знакомятся с понятиями концентрированный и разбавленный раствор. На практике часто требуется приготовить раствор с заданным содержанием нужного вещества, для этого ввели понятие массовая доля растворенного вещества. Данная тема предусматривает, что студенты в объеме средних профессиональных учебных заведений овладеют навыками расчета и приготовления растворов, необходимых в медицинской практике и быту.




























Глоссарий




Термин Определение

Растворы

Однородные системы, состоящие из двух и более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия

Растворитель

Вещество, взятое в избытке и служащее средой в которой идет растворение

Растворенное вещество

Вещество, которое растворяется

Растворимость

Способность одного вещества растворяться в другом

Истинные растворы

Растворы, в которых частица растворенного вещества невидимы даже под микроскопом

Концентрация раствора

Массовое содержание растворенного вещества в определенном массовом количестве или определенном объеме раствора

Массовая доля растворенного вещества

это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора
















ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


Многие вещества растворяются в воде, например соль, сахар. Некоторые вещества в воде не растворяются, например жиры, но хорошо растворяются в спирте. В результате растворения получаются растворы.


Растворы- это однородные системы, состоящие из двух и более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия. Раствор – система, состоящая из двух или более компонентов.

Вещество, взятое в избытке и служащее средой, в которой идет растворение, называют растворителем. Растворитель – компонент, находящийся в избытке.

Вещество, которое растворяется, называют растворенным веществом. Растворенное вещество – компонент, находящийся в недостатке.

Существует несколько классификаций растворов:

  1. По агрегатному состоянию: газообразные (воздух), жидкие (раствор поваренной соли в воде), твердые (сплавы металлов).

  2. По содержанию растворенного вещества: ненасыщенный (раствор, в котором при данной температуре можно растворить еще какое-то количество вещества); насыщенный (раствор, в котором скорость растворения равна скорости осаждения), пересыщенный (раствор, в котором содержание растворенного вещества больше , чем в насыщенном растворе).


Концентрация раствора – количество растворенного вещества в определенном количестве раствора или растворителя.

Изучая тему растворы, мы познакомились с понятиями концентрированный и разбавленный раствор. На практике часто требуется приготовить раствор с заданным содержанием нужного вещества, для этого ввели понятие массовая доля растворенного вещества.

  1. Массовой долей растворенного вещества, называется отношение массы растворенного вещества к массе раствора (W):

 W= m(вещества)/m(раствора)

  1. Массовую долю растворенного вещества выражают обычно в долях единицы или в процентах.

Массовая доля растворенного вещества будет разной при растворении разной массы поваренной соли NaCl : возьмем два стакана с одинаковой массой воды 100 г. В первый добавим 5 г соли ,а во второй 30 г . А теперь рассчитаем массовую долю соли в двух стаканах.

1й стакан:

1) масса раствора составит 100г + 5г=105г

2) Массовая доля соли в растворе составит

 W(NaCl)= m(NaCl)/m(раствора)= 5/105=0,048 или 0,048*100%=4,8%

2й стакан:

1) масса раствора составит 100г +30г=130г

2) Массовая доля соли в растворе составит 

W(NaCl)= m(NaCl)/m(раствора)=30/130=0,2307 или 0,2307*100%= 23,07%.

Обратите внимание, что масса раствора состоит из массы растворенного вещества и растворителя. Зависимость между массовой долей вещества, содержащегося в растворе, и плотностью.

Плотность раствора – это отношение массы растворенного вещества к объему V.

Р= m\v (г\мл)

При растворении в воде веществ, плотность раствора либо уменьшается, либо увеличивается. Зависимость между плотностью раствора и содержанием в нем того или иного вещества можно найти в справочнике. Специальные приборы для определения плотности называются ареометрами.

Для определения плотности раствора , ареометр помещают в раствор, фиксируют показания шкалы ареометра и записывают их.





Задания для контроля и закрепления изучаемого материала.


  • Вопросы для фронтального опроса

  • Ситуационные задачи

  • Тестовые задания


Вопросы для фронтального опроса по теме

« Расчет массовой доли растворенного вещества»


  1. Назовите из каких составляющих состоит раствор?


  1. В чем состоит значение понятия «массовая доля растворенного вещества» для медицины?


  1. Что такое массовая доля растворенного вещества?


  1. В чем выражается массовая доля растворенного вещества?


  1. Какие растворы, применяемые в медицине вы знаете?


  1. Что такое концентрация раствора?


  1. Что такое масса раствора, как она рассчитывается


  1. Как рассчитывается масса растворенного вещества?


  1. Как рассчитывается масса растворителя?


  1. Что такое процентная концентрация?


  1. Перечислите виды растворителей, которые вы знаете?


  1. Дайте определение понятия «раствор».


  1. Дайте определение понятия «концентрированный раствор».


  1. Дайте определения понятия «разбавленный раствор».



Ситуационные задачи


ЗАДАЧА №1



Задание:

  1. Вычислите, сколько нужно взять воды и поваренной соли для приготовления 180г с массовой долей 0,9%









ЗАДАЧА №2




Задание выполнить по вариантам:


  1. вариант: Вычислите, сколько нужно взять воды и раствора спирта с массовой долей 70% для получения раствора спирта массой 50г с массовой долей 30%, для приготовления компресса ребенку.


  1. вариант: Рассчитайте массу раствора спирта с массовой долей 70%, необходимую для приготовления компресса для взрослого человека массой 50г, состоящего из спирта с массовой долей растворенного вещества 40% и воды.





ЗАДАЧА №3




Задание выполнить по вариантам:


  1. вариант: Вычислите, какая масса йода содержится в 20г йодной настойки с массовой долей йода 10%.

  2. Вариант: Вычислите, какая масса йода содержится в 20г йодной настойки с массовой долей йода 5%.









ЗАДАЧА №4







Задание:

    1. Вычислите, массовую долю соли в морской воде Черного моря (1вариант), в воде Балтийского моря (2 вариант).

Для расчета учтите, что масса раствора равна произведению объема раствора умноженного на плотность данного раствора.










Задание в тестовой форме для контроля уровня знаний по теме

« Расчет массовой доли растворенного вещества»


ВАРИАНТ №1


1. Выпарили 50г раствора, при этом получили 5г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.

а) 10 б) 1 в) 15


2.Рассчитайте массу воды и соли, которые нужно взять для приготовления 200г раствора с массовой долей соли 0,25

а)50 и 150 в) 25 и 150 в) 100 и 100


3. Из 100г раствора поваренной соли с массовой долей 5% выпарили 20г воды. Какой стала массовая доля поваренной соли в растворе?

а) 6 б)10 в) 5


4. Имеется 200г раствора с массовой долей соли раствора 10%. Определите массовую долю соли в растворе, который образуется при добавлении к исходному раствору а)10г воды, б)10г соли.

А. а) 9,14 б)9,5 в) 9

Б. а) 14 б)10 в) 7


5.Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 50 кг

а) 50кг б)40кг в) 30кг


6. Рассчитайте, сколько граммов гидроксида калия содержится в 200 мл 10% раствора (плотность 1,09г/см 3)

а) 20 б)18,3 в) 19,7



7. Определите массовую долю (%) растворенного вещества сахара, если в 380г воды растворено 20г сахара

а) 20 б)8 в) 5


8. Даны два раствора сахара с массовой долей 5% и с массовой долей 76%.Какой из этих растворов разбавленный, а какой концентрированный?



9. Какой раствор называется пересыщенным?


10. Перечислите вещества, относящиеся к растворителям из списка следующих веществ: а)ацетон, б)вода, в)спирт, г)растительное масло, д)гидроксид натрия, е)серная кислота, ж)аммиак.



Задание в тестовой форме для контроля уровня знаний по теме

« Расчет массовой доли растворенного вещества»


ВАРИАНТ №2


1. Выпарили 60г раствора, при этом получили 6г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в растворе.

а) 1 б) 10 в) 12

2. Рассчитайте массу воды и соли, которые нужно взять для приготовления 300г раствора с массовой долей соли 0,25.

а)50 и 150 в) 75 и 225 в) 30 и 270

3. Из 100г раствора поваренной соли с массовой долей 5% выпарили 30г воды. Какой стала массовая доля поваренной соли в растворе?

а) 5,5 б) 6,25 в) 4,25


4. Имеется 200г раствора с массовой долей соли раствора 10%. Определите массовую долю соли в растворе, который образуется при добавлении к исходному раствору а)20г воды, б)12г соли.

А. а) 9,14 б)9,5 в) 9

Б. а) 14 б)10 в) 15



5. Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 70 кг.

а) 56кг б)40кг в) 35кг



6. Рассчитайте, сколько граммов гидроксида калия содержится в 400 мл 10% раствора (плотность 1,09г/см 3)

а) 42 б)43,2 в) 43,6


7. Определите массовую долю (%) растворенного вещества сахара, если в 400г воды растворено 20г сахара.

а) 4,5 б)4,48 в) 5

8. Даны два раствора соли с массовой долей 3% и с массовой долей 86%. Какой из этих растворов разбавленный, а какой концентрированный?



9. Какой раствор называется разбавленным?


10. Перечислите вещества, относящиеся к растворителям из списка следующих веществ:

а)ацетон, б)вода, в)спирт, г)растительное масло, д)гидроксид натрия, е)серная кислота, ж)аммиак.


Инструкция к внеаудиторной самостоятельной работе (решение ситуационных задач)


Цель: Научиться систематизировать материал.

Уважаемый студент!

Выполнив эту работу, Вы сможете:

  • использовать в своей деятельности справочную документацию, специальную литературу.

  • при исследовании данной темы Вы узнаете много нового и интересного.

  • при заполнении решении ситуационных задач Вы будете использовать свои знания по медико-социальным аспектам .

Для выполнения этой работы вам необходимо выполнить

следующие условия:


  1. Поработать с литературой в библиотеке колледжа. Если не нашли -
    обратитесь за помощью к преподавателю или библиотекарю.

2. Сдать выполненную работу вам необходимо преподавателю в указанное
время (к определенному занятию, преподаватель сообщит дату).



Критерии оценки:


Задачи решены полностью и верно - 5 отлично.

Задачи решены полностью, но с небольшими недочетами - 4 хорошо.

Задачи решены на 50% ( или очень много недочетов) - 3 удовлетворительно.

Задачи решены



Задания для самостоятельной работы

По теме « Расчет массовой доли растворенного вещества»


  1. Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в организме человека, массой 89 кг.


  1. Вычислите массу поваренной соли для консервирования огурцов, если нужно приготовить 1л 5% раствора.


  1. В сутки человек употребляет 500г углеводов. При окислении 1г углеводов образуется 0,56г воды. Сколько эндогенной воды образуетcя?


  1. Масса йода на каждые 100г массы крови человека составляет 0,013мг, масса крови человека составляет 8% от массы тела. Какая масса йода содержится в крови человека, если масса его тела 89кг?















Список использованной литературы


  • Химия. Учебник для колледжей./ О.Е. Саенко, Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.

  • Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля/ О.С. Габриелян, - М.: Издательский центр « Академия»,2017.


  • Химия. Учебник для студентов учреждений проф. образования./ Ю.М. Ерохин,– М: Издательский центр «Академия», 2016.







Приложение № 1


Комплекс упражнений гимнастики для глаз


1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс