Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат»
Методическая разработка
«Практика наставничества в дополнительном образовании»
Педагог дополнительного образования
Захарова Тамара Григорьевна
г. Ханты-Мансийск
С 2018 года тема наставничества является одной из центральных в Национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Изменения, происходящие в системе образования ставят перед учреждениями дополнительного образования задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагога, как со стороны администрации учреждения, так и со стороны самих обучающихся и их родителей.
Огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения, закрепление и поддержка молодых специалистов в образовательном учреждении. Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.
В числе эффективных способов повышения качества образования немаловажное место отводится развитию педагогического наставничества.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника.
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Персонализированная программа наставничества призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Рабочая программа наставничества разработана на базе МБУДО «МУК» в соответствии с нормативными документами:
Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
21.12.2021 г. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях;
"О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций";
профессионального стандарта педагога-наставника»;
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях ХМАО»;
сопровождению внедрения и реализации системы наставничества в ХМАО»;
внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях города» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования); «Учитель будущего».
Цель программы: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения педагога, развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в образовательном учреждении
Задачи:
-
Обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства молодого специалиста, задействованного в реализации целевой модели наставничества;
-
Раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал педагога, оказать поддержку индивидуальной образовательной траектории;
-
Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;
-
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
-
Обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса;
Основные принципы Программы
-
Добровольность и целеустремленность работы;
-
Контактируемость наставника и молодого педагога;
-
Доброжелательность и взаимное уважение;
-
Согласованность содержания работы педагога - наставника по профессиональному становлению молодого педагога содержанием
календарно-тематического плана по предмету и плану работы;
Срок реализации программы 1 год, программа реализуется в три этапа
І этап - период адаптации.
На первом этапе сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.
На втором этапе сопровождения педагог выбирает методическое
направление деятельности. Это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди обучающихся, родителей, коллег.
На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога. Складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Прохождение определенного этапа для каждого педагога индивидуально, кэтому надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у педагога познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Формы и методы работы с молодым специалистом: беседы; собеседование, практические занятия; встречи с опытными педагогами; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; творческие мастерские, мастер-классы, анкетирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.
Содержание работы:
-
Беседа «Диагностика затруднений педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей»
-
Анкетирование «Выявление трудностей в работе молодого специалиста»
-
Знакомство с программой «Робототехника: мир будущего»
-
Консультации:
-
Методические рекомендации по структуре проведения занятий;
-
Рекомендации по разработке технологических карт проведения занятий;
-
Подготовка домашнего задания для обучающихся в период дистанционного обучения;
-
Содержание формы и методы работы педагога с родителями
-
Заполнение электронного журнала на Sharepoint;
-
Заполнение отчета о качестве выполненных работ за отчетный период;
-
Посещение занятий объединения «Робототехника: мир будущего» с целью оказания методической помощи.
-
Взаимопосещение наставляемого и наставника.
-
Оказание помощи:
-
Оказание помощи в публикации авторского материала по программе «Робототехника мир будущего»;
-
Контроль заполнения мониторинга участия в профессиональных конкурсах педагога, обучающихся, повышение квалификации, заполнение электронного журнала на Sharepoint
Результативность педагога:
1. Участие в региональном конкурсе «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Технологические кружки «Отличный старт»
2.Проведение мастер-класса по робототехнике:
3. В рамках сетевого взаимодействия, реализуется программа «Предпрофильная подготовка» по модульному принципу в формате профессиональных проб, соответствующих компетенциям движения WorldSkills Juniors: «Мобильная робототехника».
4. Трансляция опыта в педагогических сообществах посредством публикации в сети интернет методических разработок:
(Копилка уроков- сайт для учителей», Компэду, Академия развития творчества «АРТ-талант», «Презентации». Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей):
-
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника: мир будущего»»;
-
«Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;
-
«Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3»:
-
Презентация «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»
5.Участие в профессиональных конкурсах:
-
Диплом 2 место- Всероссийский педагогический конкурс «Успешные практики в образовании» Номинация: «Контрольно-оценочная деятельность». Работа: «Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3;
-
Диплом 1 место за представленный материал на сайте Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети» по теме: «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;
-
Благодарственное письмо Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Организация учебного образовательного пространства обучающихся с использованием инструментов и средств ИКТ»;
-
Благодарственное письмо Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска за личный вклад в организацию и проведение мероприятий в рамках городского форума «Мама и малыш»;
-
Благодарность Директора МБУДО «МУК» за подготовку участников к городским соревнованиям по робототехнике «РобоСтарт-2023»
Результаты участия обучающихся:
1.Первые Городские соревнования по робототехнике «РобоСтарт-2023»
2. Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети», 2 Диплома 1 степени;
3. Городской конкурс праздничной открытки «Новогоднее чудо» - Диплом 3 степени, 2 сертификата участника;
4. Городской конкурс творческих работ по начальному техническому моделированию «Мастер-золотые руки» - Грамота 3 степени;
5. 2 Благодарственных письма обучающимся «Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Новогодний переполох"
Конечно роль наставника важна для обеспечения профессионального становления молодого педагога, но наставничество – это всегда работа «в обе стороны», то есть взаимное обогащение опытом.
Список литературы:
1.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.