СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Практика наставничества в дополнительном образовании»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Практика наставничества в дополнительном образовании»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат»








Методическая разработка

«Практика наставничества в дополнительном образовании»







Педагог дополнительного образования

Захарова Тамара Григорьевна

























г. Ханты-Мансийск

С 2018 года тема наставничества является одной из центральных в Национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Изменения, происходящие в системе образования ставят перед учреждениями дополнительного образования задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагога, как со стороны администрации учреждения, так и со стороны самих обучающихся и их родителей.

Огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения, закрепление и поддержка молодых специалистов в образовательном учреждении. Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.

В числе эффективных способов повышения качества образования немаловажное место отводится развитию педагогического наставничества.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Персонализированная программа наставничества призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Рабочая программа наставничества разработана на базе МБУДО «МУК» в соответствии с нормативными документами:

  • с распоряжением Министерства образования Российской

Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

  • Письмо Министерства просвещения РФ № АЗ–1128/08/657 от

21.12.2021 г. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях;

  • Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02

"О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций";

  • Приказ ДОи МП № 1533 от 25.11.2019 «Об утверждении регионального

профессионального стандарта педагога-наставника»;

  • Приказ ДОиН №10 -П-411 от 25.03.2022«О внедрении и реализации

системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях ХМАО»;

  • Приказ АУ ИРО № 202-о от 19.04.2022 «Об организации работы по

сопровождению внедрения и реализации системы наставничества в ХМАО»;

  • Приказ ДО № 265 от 11.04.22 «О комплексе мер («дорожная карта») по

внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях города» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования); «Учитель будущего».


Цель программы: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения педагога, развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в образовательном учреждении

Задачи:

  • Обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства молодого специалиста, задействованного в реализации целевой модели наставничества;

  • Раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал педагога, оказать поддержку индивидуальной образовательной траектории;

  • Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;

  • Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

  • Обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса;

Основные принципы Программы

  • Добровольность и целеустремленность работы;

  • Контактируемость наставника и молодого педагога;

  • Доброжелательность и взаимное уважение;

  • Согласованность содержания работы педагога - наставника по профессиональному становлению молодого педагога содержанием

календарно-тематического плана по предмету и плану работы;

  • Направленность плановой деятельности педагога - наставника на воспитание и профессиональное становление молодого педагога.



Срок реализации программы 1 год, программа реализуется в три этапа

І этап - период адаптации.

На первом этапе сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.

На втором этапе сопровождения педагог выбирает методическое

направление деятельности. Это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди обучающихся, родителей, коллег.



На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога. Складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога индивидуально, кэтому надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у педагога познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Формы и методы работы с молодым специалистом: беседы; собеседование, практические занятия; встречи с опытными педагогами; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; творческие мастерские, мастер-классы, анкетирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.

Содержание работы:

  1. Беседа «Диагностика затруднений педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей»

  2. Анкетирование «Выявление трудностей в работе молодого специалиста»

  3. Знакомство с программой «Робототехника: мир будущего»

  4. Консультации:

  • Методические рекомендации по структуре проведения занятий;

  • Рекомендации по разработке технологических карт проведения занятий;

  • Подготовка домашнего задания для обучающихся в период дистанционного обучения;

  • Содержание формы и методы работы педагога с родителями

  • Заполнение электронного журнала на Sharepoint;

  • Заполнение отчета о качестве выполненных работ за отчетный период;

  1. Посещение занятий объединения «Робототехника: мир будущего» с целью оказания методической помощи.

  2. Взаимопосещение наставляемого и наставника.

  3. Оказание помощи:

  • при заполнении диагностической карты по вводному и промежуточному мониторингу;

  • подбор материала для изучения наставляемому «Характеристика психологических особенностей детей в возрасте от 10-15 лет»

  1. Оказание помощи в публикации авторского материала по программе «Робототехника мир будущего»;

  2. Контроль заполнения мониторинга участия в профессиональных конкурсах педагога, обучающихся, повышение квалификации, заполнение электронного журнала на Sharepoint


Результативность педагога:

1. Участие в региональном конкурсе «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Технологические кружки «Отличный старт»

2.Проведение мастер-класса по робототехнике:

  • в рамках форума «Мама и малыш»;

  • по программе профессиональной подготовки «Вожатые»;

3. В рамках сетевого взаимодействия, реализуется программа «Предпрофильная подготовка» по модульному принципу в формате профессиональных проб, соответствующих компетенциям движения WorldSkills Juniors: «Мобильная робототехника».

4. Трансляция опыта в педагогических сообществах посредством публикации в сети интернет методических разработок:

(Копилка уроков- сайт для учителей», Компэду, Академия развития творчества «АРТ-талант», «Презентации». Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей):

  • «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника: мир будущего»»;

  • «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;

  • «Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3»:

  • Презентация «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»

5.Участие в профессиональных конкурсах:

  • Диплом 2 место- Всероссийский педагогический конкурс «Успешные практики в образовании» Номинация: «Контрольно-оценочная деятельность». Работа: «Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3;

  • Диплом 1 место за представленный материал на сайте Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети» по теме: «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;

  • Благодарственное письмо Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Организация учебного образовательного пространства обучающихся с использованием инструментов и средств ИКТ»;

  • Благодарственное письмо Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска за личный вклад в организацию и проведение мероприятий в рамках городского форума «Мама и малыш»;

  • Благодарность Директора МБУДО «МУК» за подготовку участников к городским соревнованиям по робототехнике «РобоСтарт-2023»

Результаты участия обучающихся:

1.Первые Городские соревнования по робототехнике «РобоСтарт-2023»

  • З Диплома 1 место, 2 Диплома 2 место;

2. Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети», 2 Диплома 1 степени;

3. Городской конкурс праздничной открытки «Новогоднее чудо» - Диплом 3 степени, 2 сертификата участника;

4. Городской конкурс творческих работ по начальному техническому моделированию «Мастер-золотые руки» - Грамота 3 степени;

5. 2 Благодарственных письма обучающимся «Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Новогодний переполох"


Конечно роль наставника важна для обеспечения профессионального становления молодого педагога, но наставничество – это всегда работа «в обе стороны», то есть взаимное обогащение опытом.


Список литературы:


1.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя