СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практико-ориентированного занятия по дисциплине Культура и этика делового общения Собеседование с работодателем

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит педагогический, методический и психологический аспекты занятия.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практико-ориентированного занятия по дисциплине Культура и этика делового общения Собеседование с работодателем»



Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«СОЛИКАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практико-ориентированного занятия по дисциплине

Культура и этика делового общения


Собеседование с работодателем



Разработала: Скачкова Татьяна Юрьевна,

преподаватель

Соликамск, 2019



ОДОБРЕНА:

на заседании ПЦК направления «Технология приготовления пищи»

Протокол №____ от «12» января 2019_г.

Председатель____________Л.АСобянина


РЕКОМЕНДОВАНО к участию в Фестивале:

Зам. директора по учебной работе


_____________________ Е.Н.Лейрих


«16» января 2019 г.

























СОДЕРЖАние


1. Пояснительная записка……………………….………………….……………….4

2. План проведения занятия…………………………………………..……………5

3. Ход занятия ……………………………………………………………………….7

4. Литература ………………………..…..…………………………………………13

Приложение А (презентация)……………….……………………………………..14

Приложение Б (рабочая тетрадь для индивидуальной работы студентов).…………………………………………….…………………………..17

Приложение В (раздаточный материал для групп «Легенда» соискателя)….20
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Занятие на тему «Собеседование с работодателем» предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины «Культура и этика делового общения» специальностей СПО. Параллельно урок позволяет расширить полученные знания на предыдущих занятиях по разделу «Этика деловых отношений»

В данной разработке отражен деятельностно -компетентностный подход к проектированию учебного занятия в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов.

Разработка урока содержит педагогический, методический и психологический аспекты учебного занятия. В педагогической структуре определен тип занятия, поставлены цели обучения, воспитания, развития обучающихся, формируемые компетенции, приведены используемые средства обучения, сформулированы требования к результатам освоения программы учебной дисциплины. Методическая структура занятия включает ход учебного занятия, организационный, целевой, содержательный компоненты (деятельность педагога и деятельность обучающихся), а также процессуальный компонент, содержащий методы, средства и формы обучения на занятии. В ней регламентированы организационно-мотивационный этап, этап самостоятельной работы по получению информации и нового опыта деятельности, рефлексивно-оценочной этап.

Методы и приемы, используемые в уроке, рекомендованы ФИРО. Регулярное чередование режимов работы способствует сохранению внимания, здоровья учащихся, способствует формированию умения учащихся адаптироваться к разнообразным видам деятельности.

В приложении представлены материалы, способствующие реализации поставленных целей и задач практико-ориентированного урока: презентация, рабочие материалы для индивидуальной работы студентов, материалы для групповой работы.

Полученные знания и умения на данном уроке обучающиеся в дальнейшем смогут применить при устройстве на работу и в своей будущей работе по специальности.

Данный план-конспект занятия может быть полезен преподавателям общепрофессиональных дисциплин.

План проведения занятия

(Технологическая карта занятия)


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ


Дисциплина Культура и этика делового общения

Занятие

Тема:

«Собеседование с работодателем»

Раздел программы: Этика деловых отношений

Вид занятия: практико-ориентированный урок

Тип занятия: урок сообщения нового знания

Цель занятия: создание условий для подготовки студентов к успешному собеседованию с работодателем и получению потенциального рабочего места.


Обучения:

  1. Познакомить учащихся с содержанием понятия «собеседование», его сущностью и этапами;

  2. Сформулировать правила поведения соискателя на собеседовании;

  3. Разработать диалог «Собеседование с работодателем» на основе стандартных вопросов;

  4. Учить студентов оценивать индивидуальную работу на уроке и личностный вклад в работу группы;

Воспитания:

  1. Способствовать воспитанию самостоятельности суждений;

  2. Способствовать формированию положительной профессиональной мотивации и навыков работы в команде;

  3. воспитывать у  студентов этику общения с работодателем, ценность совместной деятельности, понимание значимости своей профессии;

Развития:

  1. Способствовать развитию познавательной активности, аналитических способностей, информационной культуры.  

  2. способствовать развитию навыков аргументации своей точки зрения, умения эффективно общаться с работодателем, навыков самоанализа и самоконтроля.


Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Используемые технологии:

  1. Групповые технологии

  2. Технология развития критического мышления

  3. Игровая технология

  4. Здоровье сберегающие технологии


Средства обучения

Проектор, экран, презентация к учебному занятию, рабочая тетрадь студента, раздаточный материал для групповой работы

Студент должен

уметь:

формулировать ответы на возможные вопросы работодателя; вести диалог с работодателем, используя правила делового общения.

знать: особенности общения как процесса деятельности, этапы собеседования с работодателем, правила поведения соискателя на собеседовании

Планируемый продукт деятельности обучающихся

Составленный диалог «Собеседование с работодателем»


Ход занятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Организационный компонент

Целевой компонент

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Время, мин.

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Методы

Средства

Формы

деятельности

1.Организа-ционный момент

Включить

обучающихся в деятельностный ритм. Создать благоприятный климат в коллективе.


ОК 2.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию. Обращает внимание на раб. тетрадь

настраиваются на работу на уроке

Словесный, прием «обращение»

Устная

1

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Побудить

познавательный интерес к теме у обучающихся.


ОК 1, 4

Включает уч-ся в деят-ть, просит выяснить, какой темой объединены предложенные фото.


Выносит на обсуждение противоречивый факт: 1)Важно иметь хороших знакомых, чтобы получить хорошую работу»


2) Изучение статистики (Портал молодых специалистов)

Опрос личного мнения студентов

Конкретизирует тему


Коллективно обсуждают










Интерпрет-т статистику, высказывают свое мнение

Прием антиципации




Прием «Противоречивый факт»




Прием интерпретации данных







Слайд 1 (изображениесюжетов темы)



Слайд №2

(тит.лист)




Слайд 3,4 (Чего боится соискатель)

Устная

Коллективная



Фронт-ая

2

3. Постановка цели и задач занятия

Совместно определить цель и задачи занятия


ОК 2,8

Предлагает сформулировать личностную цель; опрос по 1 чел., из группы



Знакомит с планом работы


Предлагает глаголы для формулирования задач урока с последующей проверкой на слайде


Конкретизирует тему, задачи, способствует развитию познавательной активности учащихся

Записывают в рабочую тетрадь







Записывают в рабочую тетрадь

















Слайд№5, (план работы)







Слайд №6 (целеполагание урока)


Письменная, устная, индив-я







Инд-я, коллективная

3

4.Открытие нового знания

Дает установку на раскрытие содержания понятия «собеседование»


ОК 4,6,7

















Обсуждение проблемных вопросов по группам для обсуждения сущности собеседования














Изучение этапов собеседования







Дает установку на выделение терминов, объединенных общей темой.


Акцентирует внимание на видах переговоров, собеседовании с работодателем как одним из видов деловых переговоров

Предлагает изучить каждой группе свое определение. Подчеркнуть ключевые слова. Наводит на мысль о схожести определений, просит сформулировать обобщенное определение


Распределяет вопросы по группам:

  1. Кто нужен работодателю и цель собеседования?

  2. Задачи, которые ставит компания, принимая вас на работу

  3. Что нужно сделать, чтобы чувствовать себя уверенно на собеседовании?





Объясняет задание, ставит цель работы

Знакомит с теоретическим материалом, осуществляет проверку ч/з показ слайда




Анализируют термины, подчеркивают в раб.тетради.




Слушают





Анализируют понятие, подчеркивают ключевые слова

Обсуждают в группах, выступают, делают вывод о схожести определения




Обсуждают в группах

















Изучают материал, располагают этапы собеседования в правильной последовательности











Прием «Группировка»












Групповое обсуждение,

Проблемный вопрос






Фиксация данных






Беседа










сравнение

Слайд №7 (основные понятия урока)





















Слайд №8 (вопросы для групп)

Слайд№ 9,10,11 (варианты ответов на вопросы)













Раб.тетрадь

Слайд №12 (этапы собеседования)








Индив-ая









коллективная



Групповая








групповая















Инд-ая, коллект-ая


1



___







3,5











4
















2















5. Динамическая минутка

Способствовать сохранению здоровья обучающихся, ослабить утомление, повысить эмоциональный фон. ОК 2


Показывает приемы расслабления сотрудника на работе (дыхательное упражнение «Квадрат»)

Выполняют движения, повторяя за педагогом

Практические

Слайд №13(заставка с природой)

Муз.сопровождение

Коллективная

1,5

6.Углубление сформированных знаний, умений, ОК

Просмотр видеосюжета «Как не надо вести себя на собеседовании» с целью сформулировать «Правила поведения на собеседовании»


ОК 1,4,7




Объясняет задание, ставит цель работы, дает установку на записывание в рабочей тетради, опрашивает группы










Работа в раб. тетрадях, в группах, выступления от групп










Прием «антипример»










Слайд 14 (правила поведения на собеседовании)








Индивидуально, групповая










5

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

Способствовать формированию умения выстраивать диалог «Собеседование с работодателем»





ОК 1, ОК 4, ОК 6, 7


Предлагает «легенду» соискателей для работы над диалогом (по группам)

Составляют диалог в паре (перечень вопросов определен), выступает по 1 паре от группы (или по желанию) на основании легенды соискателя

диалог

Раздат.материал «Легенда соискателя»

парная / микрогруппа

9

8. Обобщение и систематизация изученного материала

Структурировать изученный материал


ОК 2,4

Предлагает от каждой группы сделать шпаргалку по материалу урока с заранее заданным условием: 5слов, 3 условных знака,4 линии

Изображают схематично материал урока, представляют на обозрение; комментарий одной группы, указание на след.урок

Прием «Составление шпаргалки»

Слайд №15(задание «Шпаргалка») Ватман,4 шт., маркеры по 3 штуки на группу

групповая

3,5

9. Рефлексия

Проанализировать деятельность обучающихся на занятии

ОК 1,8


Дает инструкцию по оцениванию работы на уроке индивидуально и в группе

Заполняют карты оценивания; 1 чел от каждой группы комментирует одним словом впечатление от урока

Открытый диалог

Рабочая тетрадь

Индивид-но, фронтально

2

10. Подведение итогов занятия

Проанализировать успешность достижения цели и задач


ОК 8

Определяет уровень приобретенного опыта обучающихся, возвращается к слайду с задачами


Обращение к высказыванию У.А.Уорда

Делают выводы по итогам занятия

Оценка и анализ , диалог, прием работы с цитатой

Слайд № 16 (с задачами)







Слайд № 17

Фронтальная

3

9. Домашние задание

Закрепить приобретенный опыт


ОК 1,2,8

Объясняет домашнее задание: письменно ответить на 21 вопрос, на которые стоит ответить самому себе перед собеседованием

Осмысливают задание

Словесный

Рабочая тетрадь

Индивидуальная

1

Всего







40


Литература:

Основные источники:

  1. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2014.

  2. Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта,   2013.  - 318 с.

Дополнительные источники:

  1. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2012.

  2. Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу. – СПб.: Речь, 2013.

  3. Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Л.А. Морковских. – Самара: ЦПО, 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.superjob.ru

  2. http://womanonly.ru

  3. http://enjoy-job.ru

  4. https://www.Carrer.ru














Приложение А

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Слайд №1


Слайд №2



Слайд №3



Слайд №4

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд №7


Слайд №8


Слайд №9


Слайд №10


Слайд №11



Слайд №12


Слайд №13

Слайд №14



Слайд № 15


Слайд № 16

Слайд № 17













Приложение Б


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ

«Собеседование с работодателем»



  1. Личностная цель (чему я лично хочу научиться на этом занятии):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Сформулируйте задачи урока, используя предложенные ниже глаголы и план занятия по теме «Собеседование с работодателем»



определить

Привести примеры

разработать

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выделите термины и факты, объединенные темой «Собеседование с работодателем»:



имидж


конфликт


соискатель


интервью


мораль


тренинг

конфликт


личность


диалог

самопрезентация


публичное выступление


стандартные вопросы




  1. Изучите определения термина «собеседование» согласно номеру Вашей группы. Подчеркните ключевые слова в определении.



1 ГРУППА) Собеседование при трудоустройстве – это интервью между работодателем и соискателем, которое удовлетворяет потребности обеих сторон. (Источник: http://moyafirma.com/shtat/hr/poisk-personala/sobesedovanie «Моя фирма» © Журнал для предпринимателей и владельцев бизнеса)


2 ГРУППА) Собеседование — это процесс знакомства соискателя работы и потенциального работодателя (его представителя) в результате которого 2 стороны хотят получить необходимую информацию о том, насколько они подходят друг другу. (А.Бережнов)

3 ГРУППА) Собеседование - это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием. (Я.Мэйтланд)

  1. Обсудите в группе проблемный вопрос, раскрывающий сущность термина «Собеседование». Обменяйтесь мыслями с сокурсниками. Приготовьтесь отвечать



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Прослушайте материал «Этапы собеседования», предлагаемый учителем. Найдите ошибку в последовательности расположения этапов собеседования.

1.Интервью и оценка кандидата 2.Установление контакта

3.Окончание собеседования 4.Этап обратной связи

  1. Сформулируйте правила поведения соискателя на собеседовании (3-7)

1._______________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________



  1. Дополните диалог «Собеседование с работодателем», ориентируясь на вариант «легенды» соискателя, предложенного Вашей группе. Работайте в паре.



- Добрый день,…! Как дела/ Как добрались?

- ………………………………………………………………..

- Каковы были Ваши обязанности на прошлой работе?

- ………………………………………………………………..

- Почему Вы выбрали нашу компанию?

-………………………………………………………………..

- Получали ли Вы другие предложения о работе?

-………………………………………………………………..

- - Не помешает ли личная жизнь работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?

-………………………………………………………………

- Каковы Ваши сильные стороны?

- ………………………………………………………………

- Почему Вы хотите получить именно эту работу? Почему нам следует Вас нанять?

- ……………………………………………………………..

- Почему Вы ушли с предыдущей работы?

-_.........................................................................

- Как Вы представляете себя, своё положение через пять лет? 

- ………………………………………………………………

- На какую зарплату Вы рассчитываете?

- ………………………………………………………………

- Чтобы Вы хотели узнать ещё?

-………………………………………………………………



  1. Оцените Вашу индивидуальную работу на уроке. Подчеркните подходящий для Вас вариант



Выбери утверждение:

всё понял, могу помочь другим;

могу, но нужна помощь;

интересный;

хороший;

отличный;

запомню надолго;

скучный.

Ощущал себя:

хорошо;

уверенно;

комфортно;

глупо;

неуверенно;

испуганно;

грустно.



  1. Оцените Ваше умение работать в команде и Ваш личный вклад в работу группы от 0-3 (0-наименьшая оценка, 3- наивысшая)



-3 -2 -1 0 1 2 3

____________________________________________________________

  1. Домашнее задание

21 вопрос, на который стоит ответить самому себе перед собеседованием

Отправляясь на собеседование, вам наверняка придется ответить на множество вопросов о своей карьере, опыте и стиле работы. Ко многим из них можно подготовиться заранее. Мы собрали список вопросов, которые помогут при подготовке к собеседованию проанализировать собственный опыт, выделить ключевые достижения и в результате позволят чувствовать себя более свободно на собеседовании, а также быть готовым ответить на многие часто задаваемые вопросы.

  1. Какие мои сильные профессиональные стороны?

  2. Как я смогу применить мои сильные стороны на новой должности?

  3. Какие профессиональные навыки и умения я могу предложить работодателю?

  4. Какие мои профессиональные качества являются ключевыми для этой должности, а какие — второстепенными?

  5. С какой сложной ситуацией, которую я максимально успешно преодолел, мне пришлось столкнуться на работе?

  6. Чем бы я хотел заниматься через 5 лет? Как я вижу свое развитие карьеры?

  7. Какой представляется мне идеальная работа?

  8. Почему я ухожу с прошлого места работы?

  9. Что меня выделяет среди других кандидатов? (например, специфический или большой опыт в той или иной сфере, особые навыки и т. д.)

  10. Чем меня привлекла эта должность?

  11. Почему я хотел бы работать в этой компании?

  12. Какими достижениями на прошлой работе я горжусь?

  13. На какую зарплату я рассчитываю?

  14. Какими будут мои первые шаги, если я получу должность?

  15. Что я знаю об этой компании?

  16. Что мне больше всего и меньше всего нравилось на прошлой работе?

  17. Как я обычно веду себя, если работаю в команде?

  18. Какую ситуацию я считаю критичной в работе? Какие навыки помогают мне справляться с трудностями?

  19. Какие непростые решения мне приходилось принимать на работе?

  20. Какие вопросы я хочу задать работодателю?























Приложение В


«ЛЕГЕНДЫ» СОИСКАТЕЛЕЙ


Николаенко Игорь, 21.03.1988 г.р.,

Цель: замещение должности старшего механика

Образование:

машиностроительный техникум по специальности «Механик» в 2010 году. В период с 2011-2013 гг. работали в ПАО «Сахарный завод» г. Днепропетровск в должности механика цеха. Обязанности на прежнем месте работы:
- контроль безаварийной эксплуатации производственного оборудования;

- периодический технический осмотр механического оборудования;

- налаживание работы механического оборудования.

Профессиональные навыки:

- Уверенный пользователь ПК;

- Умение читать чертежи;

- Знание специфики работы механизмов различной сложности;

- Навыки проведения аварийного ремонта;

- Опыт работы с электрическими механизмами;

Личные качества:

Внимательность к мелочам, ответственность, самоорганизация, терпение, усидчивость, аналитическое мышления, быстрая реакция.


Не женат. Готов к командировкам.


Бойко Владислав, 15.01.1990 г.р.

Цель: замещение должности персонального водителя

Образование: сентябрь 2007 г. – июль 2010 г., Машиностроительный техникум, специальность «Механик».

Опыт работы:

Персональный водитель, курьер: сентябрь 2011 г. – август 2013 г., Агентство «Реклам», г.Москва.

Функциональные обязанности:- выполнение личных поручений руководителя; - соблюдение чистоты и работоспособности авто; - доставка посылок и документации;

Профессиональные навыки:

- Наличие водительского стажа; - Отличное знание Москвы и близлежащих городов;- Наличие водительского удостоверения категорий А, В;- Аккуратное вождение;- Отсутствие нарушений ПДД;- Готовность к ненормированному графику.

Личные качества:

Стрессоустойчивость, усидчивость, верность. Отсутствие вредных привычек, хорошая память, порядочность.

Дополнительные сведения:

Семейное положение: женат. Дети: есть. Возможность командировок: да.







Дмитриева Ольга, 18.10.1988 г.р.

Цель: Замещение должности логиста.

Образование: сентябрь2006 г. – июнь 2010 г. Институт регионального развития и управления г. Киров, финансовый факультет, специальность – «экономика предприятия», диплом бакалавр (дневное отделение).

Опыт работы:

Секретарь

апрель 2010 г. – август 2011 г. ООО «Хортица», г.Киров,

Диспетчер-логист

август 2011 г. – июль 2014 г. ЗАО «Транс-логистик», г.Ставрополь,

Функциональные обязанности: - организация и координация грузоперевозок; - прием и контроль автотранспорта; - ведение документооборота (в 1С)

Профессиональные навыки:

- Уверенный пользователь ПК, знание офисных программ (1С, Интернет, Эл. почта, Текстовый редактор, Excel);

- Знание документооборота;

- Знание транспортного законодательства;

- Грамотная устная и письменная речь;

Личные качества: - коммуникабельность, - ответственность,- внимательность;- умение работать с большими объёмами информации; - умение быстро принимать решения;

Дополнительные сведения:

Семейное положение: замужем. Дети: нет. Возможность командировок: да.