| Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «СОЛИКАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практико-ориентированного занятия по дисциплине
Культура и этика делового общения
Собеседование с работодателем
Разработала: Скачкова Татьяна Юрьевна,
преподаватель
Соликамск, 2019
ОДОБРЕНА: на заседании ПЦК направления «Технология приготовления пищи» Протокол №____ от «12» января 2019_г. Председатель____________Л.АСобянина | РЕКОМЕНДОВАНО к участию в Фестивале: Зам. директора по учебной работе _____________________ Е.Н.Лейрих «16» января 2019 г. |
СОДЕРЖАние
1. Пояснительная записка……………………….………………….……………….4
2. План проведения занятия…………………………………………..……………5
3. Ход занятия ……………………………………………………………………….7
4. Литература ………………………..…..…………………………………………13
Приложение А (презентация)……………….……………………………………..14
Приложение Б (рабочая тетрадь для индивидуальной работы студентов).…………………………………………….…………………………..17
Приложение В (раздаточный материал для групп «Легенда» соискателя)….20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие на тему «Собеседование с работодателем» предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины «Культура и этика делового общения» специальностей СПО. Параллельно урок позволяет расширить полученные знания на предыдущих занятиях по разделу «Этика деловых отношений»
В данной разработке отражен деятельностно -компетентностный подход к проектированию учебного занятия в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов.
Разработка урока содержит педагогический, методический и психологический аспекты учебного занятия. В педагогической структуре определен тип занятия, поставлены цели обучения, воспитания, развития обучающихся, формируемые компетенции, приведены используемые средства обучения, сформулированы требования к результатам освоения программы учебной дисциплины. Методическая структура занятия включает ход учебного занятия, организационный, целевой, содержательный компоненты (деятельность педагога и деятельность обучающихся), а также процессуальный компонент, содержащий методы, средства и формы обучения на занятии. В ней регламентированы организационно-мотивационный этап, этап самостоятельной работы по получению информации и нового опыта деятельности, рефлексивно-оценочной этап.
Методы и приемы, используемые в уроке, рекомендованы ФИРО. Регулярное чередование режимов работы способствует сохранению внимания, здоровья учащихся, способствует формированию умения учащихся адаптироваться к разнообразным видам деятельности.
В приложении представлены материалы, способствующие реализации поставленных целей и задач практико-ориентированного урока: презентация, рабочие материалы для индивидуальной работы студентов, материалы для групповой работы.
Полученные знания и умения на данном уроке обучающиеся в дальнейшем смогут применить при устройстве на работу и в своей будущей работе по специальности.
Данный план-конспект занятия может быть полезен преподавателям общепрофессиональных дисциплин.
План проведения занятия
(Технологическая карта занятия)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Культура и этика делового общения |
Занятие Тема: «Собеседование с работодателем» | Раздел программы: Этика деловых отношений |
Вид занятия: практико-ориентированный урок |
Тип занятия: урок сообщения нового знания |
Цель занятия: создание условий для подготовки студентов к успешному собеседованию с работодателем и получению потенциального рабочего места. |
Обучения: Познакомить учащихся с содержанием понятия «собеседование», его сущностью и этапами; Сформулировать правила поведения соискателя на собеседовании; Разработать диалог «Собеседование с работодателем» на основе стандартных вопросов; Учить студентов оценивать индивидуальную работу на уроке и личностный вклад в работу группы; Воспитания: Способствовать воспитанию самостоятельности суждений; Способствовать формированию положительной профессиональной мотивации и навыков работы в команде; воспитывать у студентов этику общения с работодателем, ценность совместной деятельности, понимание значимости своей профессии; Развития: Способствовать развитию познавательной активности, аналитических способностей, информационной культуры. способствовать развитию навыков аргументации своей точки зрения, умения эффективно общаться с работодателем, навыков самоанализа и самоконтроля. |
Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Используемые технологии: Групповые технологии Технология развития критического мышления Игровая технология Здоровье сберегающие технологии |
Средства обучения |
Проектор, экран, презентация к учебному занятию, рабочая тетрадь студента, раздаточный материал для групповой работы |
Студент должен |
уметь: формулировать ответы на возможные вопросы работодателя; вести диалог с работодателем, используя правила делового общения. знать: особенности общения как процесса деятельности, этапы собеседования с работодателем, правила поведения соискателя на собеседовании |
Планируемый продукт деятельности обучающихся |
Составленный диалог «Собеседование с работодателем» |
Ход занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Организационный компонент | Целевой компонент | Содержательный компонент | Процессуальный компонент | Время, мин. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методы | Средства | Формы |
деятельности |
1.Организа-ционный момент | Включить обучающихся в деятельностный ритм. Создать благоприятный климат в коллективе. ОК 2. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию. Обращает внимание на раб. тетрадь | настраиваются на работу на уроке | Словесный, прием «обращение» | | Устная | 1 |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся | Побудить познавательный интерес к теме у обучающихся. ОК 1, 4 | Включает уч-ся в деят-ть, просит выяснить, какой темой объединены предложенные фото. Выносит на обсуждение противоречивый факт: 1)Важно иметь хороших знакомых, чтобы получить хорошую работу» 2) Изучение статистики (Портал молодых специалистов) Опрос личного мнения студентов Конкретизирует тему | Коллективно обсуждают Интерпрет-т статистику, высказывают свое мнение | Прием антиципации Прием «Противоречивый факт» Прием интерпретации данных | Слайд 1 (изображениесюжетов темы) Слайд №2 (тит.лист) Слайд 3,4 (Чего боится соискатель) | Устная Коллективная Фронт-ая | 2 |
3. Постановка цели и задач занятия | Совместно определить цель и задачи занятия ОК 2,8 | Предлагает сформулировать личностную цель; опрос по 1 чел., из группы Знакомит с планом работы Предлагает глаголы для формулирования задач урока с последующей проверкой на слайде Конкретизирует тему, задачи, способствует развитию познавательной активности учащихся | Записывают в рабочую тетрадь Записывают в рабочую тетрадь | | Слайд№5, (план работы) Слайд №6 (целеполагание урока) | Письменная, устная, индив-я Инд-я, коллективная | 3 |
4.Открытие нового знания | Дает установку на раскрытие содержания понятия «собеседование» ОК 4,6,7 Обсуждение проблемных вопросов по группам для обсуждения сущности собеседования Изучение этапов собеседования | Дает установку на выделение терминов, объединенных общей темой. Акцентирует внимание на видах переговоров, собеседовании с работодателем как одним из видов деловых переговоров Предлагает изучить каждой группе свое определение. Подчеркнуть ключевые слова. Наводит на мысль о схожести определений, просит сформулировать обобщенное определение Распределяет вопросы по группам: Кто нужен работодателю и цель собеседования? Задачи, которые ставит компания, принимая вас на работу Что нужно сделать, чтобы чувствовать себя уверенно на собеседовании? Объясняет задание, ставит цель работы Знакомит с теоретическим материалом, осуществляет проверку ч/з показ слайда | Анализируют термины, подчеркивают в раб.тетради. Слушают Анализируют понятие, подчеркивают ключевые слова Обсуждают в группах, выступают, делают вывод о схожести определения Обсуждают в группах Изучают материал, располагают этапы собеседования в правильной последовательности | Прием «Группировка» Групповое обсуждение, Проблемный вопрос Фиксация данных Беседа сравнение | Слайд №7 (основные понятия урока) Слайд №8 (вопросы для групп) Слайд№ 9,10,11 (варианты ответов на вопросы) Раб.тетрадь Слайд №12 (этапы собеседования) | Индив-ая коллективная Групповая групповая Инд-ая, коллект-ая | 1 ___ 3,5 4 2 |
5. Динамическая минутка | Способствовать сохранению здоровья обучающихся, ослабить утомление, повысить эмоциональный фон. ОК 2 | Показывает приемы расслабления сотрудника на работе (дыхательное упражнение «Квадрат») | Выполняют движения, повторяя за педагогом | Практические | Слайд №13(заставка с природой) Муз.сопровождение | Коллективная | 1,5 |
6.Углубление сформированных знаний, умений, ОК | Просмотр видеосюжета «Как не надо вести себя на собеседовании» с целью сформулировать «Правила поведения на собеседовании» ОК 1,4,7 | Объясняет задание, ставит цель работы, дает установку на записывание в рабочей тетради, опрашивает группы | Работа в раб. тетрадях, в группах, выступления от групп | Прием «антипример» | Слайд 14 (правила поведения на собеседовании) | Индивидуально, групповая | 5 |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации | Способствовать формированию умения выстраивать диалог «Собеседование с работодателем» ОК 1, ОК 4, ОК 6, 7 | Предлагает «легенду» соискателей для работы над диалогом (по группам) | Составляют диалог в паре (перечень вопросов определен), выступает по 1 паре от группы (или по желанию) на основании легенды соискателя | диалог | Раздат.материал «Легенда соискателя» | парная / микрогруппа | 9 |
8. Обобщение и систематизация изученного материала | Структурировать изученный материал ОК 2,4 | Предлагает от каждой группы сделать шпаргалку по материалу урока с заранее заданным условием: 5слов, 3 условных знака,4 линии | Изображают схематично материал урока, представляют на обозрение; комментарий одной группы, указание на след.урок | Прием «Составление шпаргалки» | Слайд №15(задание «Шпаргалка») Ватман,4 шт., маркеры по 3 штуки на группу | групповая | 3,5 |
9. Рефлексия | Проанализировать деятельность обучающихся на занятии ОК 1,8 | Дает инструкцию по оцениванию работы на уроке индивидуально и в группе | Заполняют карты оценивания; 1 чел от каждой группы комментирует одним словом впечатление от урока | Открытый диалог | Рабочая тетрадь | Индивид-но, фронтально | 2 |
10. Подведение итогов занятия | Проанализировать успешность достижения цели и задач ОК 8 | Определяет уровень приобретенного опыта обучающихся, возвращается к слайду с задачами Обращение к высказыванию У.А.Уорда | Делают выводы по итогам занятия | Оценка и анализ , диалог, прием работы с цитатой | Слайд № 16 (с задачами) Слайд № 17 | Фронтальная | 3 |
9. Домашние задание | Закрепить приобретенный опыт ОК 1,2,8 | Объясняет домашнее задание: письменно ответить на 21 вопрос, на которые стоит ответить самому себе перед собеседованием | Осмысливают задание | Словесный | Рабочая тетрадь | Индивидуальная | 1 |
Всего | | | | | | | 40 |
Литература:
Основные источники:
Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2014.
Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2013. - 318 с.
Дополнительные источники:
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2012.
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу. – СПб.: Речь, 2013.
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Л.А. Морковских. – Самара: ЦПО, 2014.
Интернет-ресурсы:
https://www.superjob.ru
http://womanonly.ru
http://enjoy-job.ru
https://www.Carrer.ru
Приложение А
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд №1 | Слайд №2 |
Слайд №3 | Слайд №4 |
Слайд № 5 | Слайд №6 |
Слайд №7 | Слайд №8 |
Слайд №9 | Слайд №10 |
Слайд №11 | Слайд №12 |
Слайд №13 | Слайд №14 |
Слайд № 15 | Слайд № 16 |
Слайд № 17 |
Приложение Б
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ
«Собеседование с работодателем»
Личностная цель (чему я лично хочу научиться на этом занятии):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте задачи урока, используя предложенные ниже глаголы и план занятия по теме «Собеседование с работодателем»
определить | Привести примеры | разработать |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите термины и факты, объединенные темой «Собеседование с работодателем»:
имидж | конфликт | соискатель | интервью |
мораль | тренинг | конфликт | личность |
диалог | самопрезентация | публичное выступление | стандартные вопросы |
Изучите определения термина «собеседование» согласно номеру Вашей группы. Подчеркните ключевые слова в определении.
1 ГРУППА) Собеседование при трудоустройстве – это интервью между работодателем и соискателем, которое удовлетворяет потребности обеих сторон. (Источник: http://moyafirma.com/shtat/hr/poisk-personala/sobesedovanie «Моя фирма» © Журнал для предпринимателей и владельцев бизнеса)
2 ГРУППА) Собеседование — это процесс знакомства соискателя работы и потенциального работодателя (его представителя) в результате которого 2 стороны хотят получить необходимую информацию о том, насколько они подходят друг другу. (А.Бережнов)
3 ГРУППА) Собеседование - это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием. (Я.Мэйтланд)
Обсудите в группе проблемный вопрос, раскрывающий сущность термина «Собеседование». Обменяйтесь мыслями с сокурсниками. Приготовьтесь отвечать
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прослушайте материал «Этапы собеседования», предлагаемый учителем. Найдите ошибку в последовательности расположения этапов собеседования.
1.Интервью и оценка кандидата 2.Установление контакта
3.Окончание собеседования 4.Этап обратной связи
Сформулируйте правила поведения соискателя на собеседовании (3-7)
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________________
7._______________________________________________________________________________
Дополните диалог «Собеседование с работодателем», ориентируясь на вариант «легенды» соискателя, предложенного Вашей группе. Работайте в паре.
- Добрый день,…! Как дела/ Как добрались?
- ………………………………………………………………..
- Каковы были Ваши обязанности на прошлой работе?
- ………………………………………………………………..
- Почему Вы выбрали нашу компанию?
-………………………………………………………………..
- Получали ли Вы другие предложения о работе?
-………………………………………………………………..
- - Не помешает ли личная жизнь работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?
-………………………………………………………………
- Каковы Ваши сильные стороны?
- ………………………………………………………………
- Почему Вы хотите получить именно эту работу? Почему нам следует Вас нанять?
- ……………………………………………………………..
- Почему Вы ушли с предыдущей работы?
-_.........................................................................
- Как Вы представляете себя, своё положение через пять лет?
- ………………………………………………………………
- На какую зарплату Вы рассчитываете?
- ………………………………………………………………
- Чтобы Вы хотели узнать ещё?
-………………………………………………………………
Оцените Вашу индивидуальную работу на уроке. Подчеркните подходящий для Вас вариант
Выбери утверждение: всё понял, могу помочь другим; могу, но нужна помощь; интересный; хороший; отличный; запомню надолго; скучный. | Ощущал себя: хорошо; уверенно; комфортно; глупо; неуверенно; испуганно; грустно. |
Оцените Ваше умение работать в команде и Ваш личный вклад в работу группы от 0-3 (0-наименьшая оценка, 3- наивысшая)
-3 -2 -1 0 1 2 3
____________________________________________________________
Домашнее задание
21 вопрос, на который стоит ответить самому себе перед собеседованием |
Отправляясь на собеседование, вам наверняка придется ответить на множество вопросов о своей карьере, опыте и стиле работы. Ко многим из них можно подготовиться заранее. Мы собрали список вопросов, которые помогут при подготовке к собеседованию проанализировать собственный опыт, выделить ключевые достижения и в результате позволят чувствовать себя более свободно на собеседовании, а также быть готовым ответить на многие часто задаваемые вопросы. Какие мои сильные профессиональные стороны? Как я смогу применить мои сильные стороны на новой должности? Какие профессиональные навыки и умения я могу предложить работодателю? Какие мои профессиональные качества являются ключевыми для этой должности, а какие — второстепенными? С какой сложной ситуацией, которую я максимально успешно преодолел, мне пришлось столкнуться на работе? Чем бы я хотел заниматься через 5 лет? Как я вижу свое развитие карьеры? Какой представляется мне идеальная работа? Почему я ухожу с прошлого места работы? Что меня выделяет среди других кандидатов? (например, специфический или большой опыт в той или иной сфере, особые навыки и т. д.) Чем меня привлекла эта должность? Почему я хотел бы работать в этой компании? Какими достижениями на прошлой работе я горжусь? На какую зарплату я рассчитываю? Какими будут мои первые шаги, если я получу должность? Что я знаю об этой компании? Что мне больше всего и меньше всего нравилось на прошлой работе? Как я обычно веду себя, если работаю в команде? Какую ситуацию я считаю критичной в работе? Какие навыки помогают мне справляться с трудностями? Какие непростые решения мне приходилось принимать на работе? Какие вопросы я хочу задать работодателю? |
Приложение В
«ЛЕГЕНДЫ» СОИСКАТЕЛЕЙ
Николаенко Игорь, 21.03.1988 г.р.,
Цель: замещение должности старшего механика
Образование:
машиностроительный техникум по специальности «Механик» в 2010 году. В период с 2011-2013 гг. работали в ПАО «Сахарный завод» г. Днепропетровск в должности механика цеха. Обязанности на прежнем месте работы:
- контроль безаварийной эксплуатации производственного оборудования;
- периодический технический осмотр механического оборудования;
- налаживание работы механического оборудования.
Профессиональные навыки:
- Уверенный пользователь ПК;
- Умение читать чертежи;
- Знание специфики работы механизмов различной сложности;
- Навыки проведения аварийного ремонта;
- Опыт работы с электрическими механизмами;
Личные качества:
Внимательность к мелочам, ответственность, самоорганизация, терпение, усидчивость, аналитическое мышления, быстрая реакция.
Не женат. Готов к командировкам.
Бойко Владислав, 15.01.1990 г.р.
Цель: замещение должности персонального водителя
Образование: сентябрь 2007 г. – июль 2010 г., Машиностроительный техникум, специальность «Механик».
Опыт работы:
Персональный водитель, курьер: сентябрь 2011 г. – август 2013 г., Агентство «Реклам», г.Москва.
Функциональные обязанности:- выполнение личных поручений руководителя; - соблюдение чистоты и работоспособности авто; - доставка посылок и документации;
Профессиональные навыки:
- Наличие водительского стажа; - Отличное знание Москвы и близлежащих городов;- Наличие водительского удостоверения категорий А, В;- Аккуратное вождение;- Отсутствие нарушений ПДД;- Готовность к ненормированному графику.
Личные качества:
Стрессоустойчивость, усидчивость, верность. Отсутствие вредных привычек, хорошая память, порядочность.
Дополнительные сведения:
Семейное положение: женат. Дети: есть. Возможность командировок: да.
Дмитриева Ольга, 18.10.1988 г.р.
Цель: Замещение должности логиста.
Образование: сентябрь2006 г. – июнь 2010 г. Институт регионального развития и управления г. Киров, финансовый факультет, специальность – «экономика предприятия», диплом бакалавр (дневное отделение).
Опыт работы:
Секретарь
апрель 2010 г. – август 2011 г. ООО «Хортица», г.Киров,
Диспетчер-логист
август 2011 г. – июль 2014 г. ЗАО «Транс-логистик», г.Ставрополь,
Функциональные обязанности: - организация и координация грузоперевозок; - прием и контроль автотранспорта; - ведение документооборота (в 1С)
Профессиональные навыки:
- Уверенный пользователь ПК, знание офисных программ (1С, Интернет, Эл. почта, Текстовый редактор, Excel);
- Знание документооборота;
- Знание транспортного законодательства;
- Грамотная устная и письменная речь;
Личные качества: - коммуникабельность, - ответственность,- внимательность;- умение работать с большими объёмами информации; - умение быстро принимать решения;
Дополнительные сведения:
Семейное положение: замужем. Дети: нет. Возможность командировок: да.