2.x1 ПРЯМОУГОЛЬНАЯ ДЕКАРТОВА СИСТЕМА КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ТОЧКАМИ
(Раздел «Координаты и векторы»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Учебные группы: КИП-11, М-11, А-11, Н-11
Учебный предмет: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Прямоугольная декартова система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция-беседа
Средства обучения:
технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные: электронная презентация.
Цели урока:
образовательная: создание условий для овладения знаниями о прямоугольной системе координат в пространстве и умением решать задачи на нахождение расстояния между точками по их координатам.
развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;
воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.
Прогнозируемые результаты:
1) предметные:
знакомство с понятием декартовой системы координат в пространстве, со связью между координатами точек и расстоянием;
владение умением решать простейшие задачи в координатах;
2) метапредметные:
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
владение навыками познавательной рефлексии;
выбор оснований и критериев для сравнения;
умение структурировать полученную информацию;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Образовательные технологии: элементы технологии проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
вербальные: беседа;
практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Нормативный документ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Дополнительная литература
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru
Основные термины и понятия: координаты, абсцисса, ордината, аппликата, расстояние между точками.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
1) Понятие декартовой системы координат в пространстве.
2) Расстояние между двумя точками.
3) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения задач.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (10 мин)
Преподаватель задает вопросы студентам:
1) Что такое координаты?
2) Что такое координатная плоскость?
3) Как найти расстояние между двумя точками на плоскости?
Студенты отвечают на эти вопросы. Преподаватель говорит о том, что сегодня они познакомятся с декартовой системой координат в пространстве.
Формулирование темы и целей учебного занятия.
Работа над новой темой («открытие» нового знания) (36 мин)
Если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из них выбрано направление (оно обозначается стрелкой) и выбрана единица измерения отрезков, то говорят, что задана прямоугольная система координат в пространстве (рис. 1). Прямые с выбранными на них направлениями называются осями координат, а их общая точка - началом координат. Она обозначается обычно буквой О. Оси координат обозначаются так: Ох, Оу, Oz - и имеют названия: ось абсцисс, ось ординат, ось аппликат. Вся система координат обозначается Oxyz. Плоскости, проходящие соответственно через оси координат Ох и Оу, Оу и Oz, Oz и Ох, называются координатными плоскостями и обозначаются Оху, Oyz, Ozx.
Рис. 1
Расстояние между точками М1 (х1; у1; z1) и М2 (х2; у2; z2) вычисляется по формуле d =
.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний (36 мин)
Решение у доски и в тетрадях следующих упражнений.
1) Даны точки А (3; -1; 0), В (0; 0; -7), С (2; 0; 0), D (-4; 0; 3), Е (0; -1; 0), F (1; 2; 3), G (0; 5; -7). Какие из этих точек лежат на: а) оси абсцисс; б) оси ординат; в) оси аппликат; г) плоскости Оху; д) плоскости Oyz; е) плоскости Oxz?
2) Найдите координаты проекций точек А (2; -3; 5) и В ( 3; -5;
) на: а) координатные плоскости Oxz, Оху и Oyz; б) оси координат Ох, Оу и Oz.
3) Найдите расстояние от точки А (-3; 4; -4) до: а) координатных плоскостей; б) осей координат.
4) Даны точки A (1; 2; 3), B (0; -1; 2), C (1; 0; 3). Найдите точки, симметричные им относительно: а) начала координат; б) координатных плоскостей.
5) Найдите расстояние между точками A (3; -1; 5) и B (2; 3; -4).
6) Даны точки М (-4; 7; 0) и N (0; -1; 2). Найдите расстояние от начала координат до середины отрезка MN.
5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:
Какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какая была цель занятия?
Что получилось у вас сегодня?
Что не получилось?
Достигли ли мы поставленной цели?
6. Инструктирование о выполнении домашнего задания (1 мин)
Изучить [1] гл. 5 занятие 1.
6