СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Приёмы развития хореографических способностей детей"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке анализируются методы и приёмы развития хореографических способностей детей. Какой бы метод ни был выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Приёмы развития хореографических способностей детей"»

Приёмы развития хореографических способностей детей

У талантов всегда своя, особая красота, свое, подчас труднообъяснимое словами обаяние. Здесь и яркость чисто профессиональных качеств, и оригинальность, неповторимость художественной натуры.

Гибкость и растяжка, подъём стопы и прыжок, музыкальность и выворотность очень важны для людей, которые занимаются хореографией.

Задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения исполнителя, которые необходимы для занятий хореографией. Во многом развитию хореографических данных умений и навыков способствует танцевальная гимнастика, как одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы исполнителя хореографии. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевальной ритмической гимнастики и сюжетными композициями. Успешное решение поставленных задач на занятиях классического танца осуществляется педагогом при использовании как обще дидактических, так и частно-методических принципов и методов обучения.

Принципы обучения

1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет особенностей и возможностей исполнителя и определение посильных для него заданий. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей исполнителя.

2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед исполнителем и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Однако, не нужно забывать о чередовании нагрузок с отдыхом и смене видов деятельности.

3. Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Работая в тесном контакте с исполнителями, необходимо добиваться, чтобы они не пропускали занятий, посещали их регулярно. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют исполнителей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять исполнителю, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.

5. Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков.

6. Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.

Методы обучения:

1. Метод показа. Такой метод способствует целостному видению художественного образа. Показ движения педагогом должен быть точным и законченным. Дополняет метод показа словесный метод. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными.

2. Метод музыкального сопровождения. Большое значение необходимо придавать подбору музыкального материала. Совместно с концертмейстером педагог подбирает элементарный и простой музыкальный материал с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью (марш, полька, вальс и другие), соответствующий исполняемым движениям.

3. Импровизационный метод. В содержании этого метода заложена свободная импровизация воспитанников. Это предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, направленных на развитие творческой инициативы.

4. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что по мере усвоения исполнителями определенных движений, танцевальных композиций, необходимо вновь возвратиться к изученному, но упражнения и задания должны быть все более сложными.

5. Игровой метод. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, а также вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, весь материал преподносится детям через образ, характер. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Игры способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность. Использование на занятиях игрушек, ярких атрибутов помогает детям более выразительно исполнять движения и украшает любой танец, делает его ярким и радостным. Суть данного метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Они развивают танцевальность, музыкальность, артистичность и выразительность исполнения движения, способствуют развитию воображения, фантазии и творческого потенциала ребенка.

Для того, чтобы снять мышечные и психологические зажимы у детей необходимо включать в занятия упражнения и игры на расслабления различных групп мышц. Бывает, что дети очень эмоционально возбуждены и не организованны на занятии. В этом случае молодой педагог должен подобрать игры, которые помогут им, сосредоточится и сконцентрировать своё внимание на нужном материале.

Не следует забывать и про развитие координации. Ведь координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность и танцевальность. Виды игр:

  • Музыкально-подвижные игры. Это танцы, поставленные на основе детских подвижных игр.

  • Игры-превращения. Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.

  • Использование игрушки в детском танце. Самые приемлемые в танце игрушки – это куклы, плюшевые набивные зверушки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украсят танец, усилят интерес к танцу и окажут немалое влияние на создание конкретного игрового образа. Игрушка должна быть красивой, интересной, безопасной, такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, легко и удобно держать в руке.

  • Игры-импровизации. Импровизацию в хореографии мы можем назвать «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией». Необходимым элементом импровизации является воображение. Психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Наша задача развивать не столько воображение, сколько помочь проявить свою фантазию. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому лучше игры и этюды с элементами импровизации проводить не в начале занятия, когда дети еще не достаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

6. Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. В исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети видят художественное воплощение образа, что будит воображение.

7. Словесный метод. Словесные объяснения должны быть краткими; точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. Очень важна и интонация, и то с какой силой сказано слово. Словом можно очень хорошо стимулировать активность учеников.

8. Метод иллюстративной наглядности. Это рассказы о танцевальной культуре прошлых столетий, знакомство с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Необходимо помочь детям разобраться в увиденном, выяснить, понятен ли им материал, понравился или нет и почему.

Занятия хореографией оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности. Эти занятия не только дают выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствуют развитию у него многих полезных качеств. Хореография закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, тем самым содействуя развитию физических данных, что способствует и разностороннему воспитанию, и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. У детей часто недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и во времени. Поэтому задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка, которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией. Это можно осуществить при помощи музыкального исполнения простых упражнений.

1. Ходьба. При ходьбе следует координировать движения рук и ног, не допускать шаркающей походки, сохранять правильную осанку. Ходьба укрепляет, главным образом, мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве. Нагрузка на организм при ходьбе зависит от скорости движения и интенсивности шага. На занятиях применяются следующие виды ходьбы: с носка, на носках, с перекатом с пятки на носок, топающим шагом, пружинящим, широким, с высоким подъемом ног. Вид ходьбы, так же как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий), определяется характером, темпом, динамикой музыки. Ходьба энергичным и топающим шагом, акцентирующим сильную долю такта, способствует развитию ощущения ритма. Чередование различных видов ходьбы или разных движений подчеркивает смену динамики музыки.

2. Бег. Положение тела при беге должно содействовать быстрому движению: корпус следует чуть наклонить вперед, не напрягая плеч; кисти рук расслабить. Координация рук и ног та же, что и при ходьбе. Бег способствует физическому развитию, активизируя работу сердца, легких. Различными видами бега отмечаются динамические оттенки, структура музыкального произведения.

3. Прыжки. Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесие. Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляют связки и суставы ног. Подготовкой к прыжкам являются ходьба и движение «пружинка». Использование в ритмических упражнениях прыжков связано с особенностями музыки (отрывистое звучание, пунктирный ритм).

4. Сохранение равновесия. Умение сохранять равновесие при выполнении движений или в статичном положении развивается у детей постепенно, по мере овладения двигательными навыками. Выработке этого умения способствует ряд упражнений: детям предлагается стоять на одной ноге, на носках, не шевелиться после какого-нибудь движения. При смещении центра тяжести тела равновесие поддерживается с помощью балансировки, то есть добавочных, выравнивающих движений рук, ног, туловища, головы. В упражнениях, выполняемых в соответствии с характером музыки, задача сохранения равновесия связана с музыкальными заданиями.

5. Построение и перестроение. Построения и перестроения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве. Эти действия выполняются на протяжении всего занятия. На занятиях используются построение по кругу, врассыпную, образование нескольких кружков, шеренги, колонны, в шахматном порядке. При построении врассыпную дети должны заполнить все имеющееся пространство, соблюдая дистанцию, необходимую для свободного движения. Посредством перестроений отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения. Умение строиться в круг развивает у детей чувство пространственной формы и является одним из первых навыков. Выполнение заданий на свободное размещение по площадке развивает глазомер, сообразительность, инициативу каждого ребенка и всей группы.

6. Танцы. На занятиях используются лишь несложные, доступные детям танцевальные движения. Разучивание танца не является самоцелью – главными остаются музыкально – ритмические задачи: четкая смена движений в соответствии со строением произведения, соблюдение темпа, размера, иногда выполнение ритмического рисунка, передача эмоционального характера музыки. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей.

8. Игры. Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки, творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ. Игра имеет также большое воспитательное значение. В игре выявляется характер ребенка (смелость, застенчивость, активность, доброжелательность) и его психофизические качества (сообразительность, находчивость, быстрота реакции).

Ещё одним приёмом развития хореографических способностей детей является «партерная» гимнастика.

Задача педагога–хореографа состоит в том, чтобы учащиеся понимали свою природу и научились эффективно исправлять свои недостатки и подчёркивать достоинства. Ежедневные продуманные занятия по партерной гимнастике, степень мастерства педагога, а также интеллекта и трудолюбия ученика позволяют добиться хороших результатов в развитии природных физических данных.

Занятия «партерной» гимнастикой являются эффективным средством физического воспитания, так как достаточно полно обеспечивают компенсацию дефицита двигательной активности. «Партерная» гимнастика даёт исполнителям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

Понятие «партерная» гимнастика подразумевает выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в «партере» выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические, динамические и комбинированные. Систематическое выполнение специально подобранных упражнений из различных исходных положений (сидя, лежа, на коленях) способствует укреплению мышц живота и устранению нежелательных явлений. Структура занятий с использованием «партерной» гимнастики строится на основе сочетания с другими средствами ритмической гимнастики. Комплексы упражнений, используемых на занятиях хореографии, способствуют укреплению всех групп мышц, формированию мышечного корсета для обеспечения хорошей осанки, развивают силу, ловкость, выносливость.

Хореографическое искусство активно влияет на физическую подготовку ребёнка. Занятие хореографией помогает снять напряжение; уменьшить тревожность, агрессивность; высвободить сдерживаемые, подавляемые чувства и эмоции. Танец способствует проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя. У детей, занимающихся танцами, развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, прыгучесть, ловкость, быстрота, координация движений. Формируется правильная осанка и укрепляется здоровье. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Очень эффективно можно развивать хореографические данные у детей на занятии при помощи классического экзерсиса у станка.

Таким образом, развитию хореографических способностей у детей будет способствовать «партерная» гимнастика, ходьба, бег, прыжки, танцы, игры. Занимаясь «партерной» гимнастикой, дети имеют возможность повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народно-характерному экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения. А методы и принципы танцевальной гимнастики создают условия для развития хореографических способностей. Какой бы метод ни был выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем. А принципы танцевально-игровой гимнастики, такие как принцип доступности, повышенных требований, систематичности, наглядности, сознательности и активности создают условия для развития хореографических способностей у детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Захаров, Р. Слово о танце./Р. Захаров. - М.: Молодая гвардия, 2015. – 175с.

  2. Захаров, Р. Сочинение танца./Р. Захаров. - М.: 2016. -7-11с.

  3. Луцкая, Е. Жизнь в танце./ Е. Луцкая. - М.: 2018. – 73 с.

  4. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время./А.М. Мессерер. - М.: 2016. – 34 с.

  5. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца./В.М. Пасютинская. - М.: 2017.–228 с.

  6. Сольникова, И. Танец – жизнь. /И. Сольникова. - М.: 2015. – 75-76 с.

  7. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера./И.В. Смирнов. - М.:2017. - 60-70 с.

  8. Филатов, С.В. От образного слова – к выразительному движению./С.В. Филатов. - М.: 2017. - 51 с.

  9. Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастерства. /М. Фельденкрайз. - М.: ЭКСМО, 2018.- 151с.

  10. Эльяш, Н. Образы танца./ Н. Эльяш. - М.: 2016. – 57 – 60 с.

Электронный ресурс

  1. Культура. URL: www.fiziolive.ru

  2. Умнов, А. О выразительности и артистизме. URL: http: //choreographic. livejournal.com/5674.html