СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ достаточно длительный процесс. Существуют различные технологии, применяемые учителем-дефектологом при работе с такими детьми, но организация деятельности немыслема без использования игровых технологий. Одной из таких игровых технологий являются камешки Марблс - это высокоэффективная, универсальная, доступная игровая технология, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей, развивает психические процессы детей.
Методическая разработка
«Применение игровой технологии «камешки Марблс» в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель:
учитель-дефектолог
Дорош О.В.
2025г.
Содержание
Введение…………………………………………………………. ……. ..3
История возникновения игр с камешками «Марблс»……………….....6
Принципы и задачи игр с камешками Марблс………………………….7
Требования к организации проведения упражнений с камешками…...9
Направления игр с камешками Марблс…………………………… …10
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………….......14
Приложение 1 «Картотека игр с камешками «Марблс»………………15
Приложение 2 «Конспекты занятий с использованием камешков «Марблс» ……………………………………………………28
Тема разработки: «Применение игровой технологии «камешки Марблс» в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность методической разработки. Основными особенностями познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письменной речью, несформированности счетных операций.
Коррекционная работа с такими детьми – достаточно длительный процесс. Существуют различные технологии, применяемые учителем-дефектологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий.
Одной из таких игровых технологий, является использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективная, универсальная, доступная игровая технология, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей, развивает психические процессы детей.
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в организации образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Задачи:Описать теоретические основы истории создания камешков Марблс и их применение;
Представить дидактические материалы по использованию камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что предложенная система применения данного метода может использоваться в коррекционно - развивающем процессе. Существуют дети, которым трудно усидеть на месте, следовательно создают определенные трудности в работе педагога. А использование игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, создает положительный настрой на работу, воспитывает любознательность.
Ожидаемые результаты:внедрение в образовательный процесс детей с ОВЗ игр с камешками Марблс.
Целевая аудитория: дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, вызывающий интерес у детей. Детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и благоприятно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность и являются стимулирующим материалом для свободных ассоциаций ребенка.
Работа с камешками представляется, как пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей с отклонениями в развитии (дети с ТНР).
Все упражнения могут варьироваться в зависимости не только от возраста ребенка, но и от его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусматриваются с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, декоративные камешки Марблс используются во всех образовательных областях:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
С их помощью можно решить множество коррекционных задач. К таким задачам относятся:
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие восприятия, наглядно-образное мышления, логическое мышления, пространственного воображения;
• Формирование умения сравнивать и анализировать;
• Формирование познавательного интереса;
• Развитие умения ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество, форма;
• Развитие воображения;
• Развитие внимания, памяти.
История возникновения игр с камушками «Марблс»
«Марблс» одна из самых популярных детских игр на Западе. Игра в «Марблс» ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. «Марблс» делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
Веками «марблс» изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии «Марблс».
Первые «Марблс», произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века из Японии пришла еще одна технология изготовления «Марблс», путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма. Современные Марблс изготавливают из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. Их красота завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность Марблс усиливает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Камешки Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи. Одним из самых интересных и инновационных приемов можно назвать применение шариков «марблс» (плоские камешки – «кабошоны»), работая с которыми, помогает в развитии внимания, воображения, памяти, мышления.
На коррекционных занятиях используются следующие принципы:
Принцип развивающего обучения: развитие всех познавательных психических процессов;
Принцип последовательности: важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Принцип учета индивидуальных особенностей личности: позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип систематичности: обуславливает необходимость последовательности, преемственности;
Принцип наглядности: учитывая особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.
Принцип связи с жизненным опытом: от этого принципа зависит конкретный результат, успехи качество обучения ребенка. Существенным
фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип интегрированного подхода: реализуется в сотрудничестве с воспитателями и педагогами дополнительного образования.
Принцип комплексности: предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.
Камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, так как позволяет решить широкий спектр коррекционных задач:
развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
упражнять в ориентировке на плоскости листа;
упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;
упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
развивать образное мышление, зрительное внимание, память;
развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
4.Требования к организации проведения упражнений с камешками
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:
Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Наличие познавательной направленности упражнений.
Как и любая другая технология, камешки Марблс включает этапы реализации.
На первом этапе дети знакомятся с камешками. Цель этапа знакомства с камешками - обогащение тактильного, познавательного, эмоционального опыта, развитие моторики.
На втором этапе совмещение тактильно-двигательные действия с камешками и природным материалом.
Дети играют камешками и песком, крупой. Это игры «Золушка», «Отпечатки», «Нарисуй дорожку», «Найди и достань». Основная направленность игр – перебирание, оттиск, извлечение, рисование камешками.
Далее проводятся эксперименты с камешками и водой, где дети могут наглядно увидеть, что камешки в воде могут менять цвет – становятся темнее или приобретают оттенок. Узнают, что камешки тонут, так как тяжёлые и имеют вес. Игры с кинетическим песком: «Испеки пирог маме и укрась», «Выложи бусы для мамы», «Выложи радостного смайлика» и др.
С помощью камешков «Марблс» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.
На третьем этапе включаются игры с участием рук и пальцев с использованием наглядности. Это графомоторные дорожки, лабиринты, пальчиковые дорожки.
Здесь камешки выступают в роли карандаша или ручки. Они помогают проводить разнообразные линии с участием одной или двух рук. Пальчики «прыгают», «ходят», «скользят» по дорожкам из камешков. Игры с камешками и дорожками развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, межполушарные связи. Камешки служат в качестве массажёра для пальчиков и мотивируют детей на деятельность.
На четвёртом этапе внедряются дидактические игры с камешками в образовательную деятельность.
Направления игр с камешками Марблс
Камешки Марблс использую в играх разнообразной направленности:
Диагностика - свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности;
Дидактические игры - на основе описанных в специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции, соматического развития ребенка.
С целью формирования сенсорных эталонов используются игры:
«Укрась предметную картинку», «Заплатки», где детям требуется подобрать камешек по цвету предмета. Игра «Чудесный мешочек» помогает нам определять цвет, фактуру, вес камешков. Игра «Мозаика», где дети выкладывают узор по шаблону, по контуру, по образцу закрепляет сенсорные эталоны, развивает внимание, память, мышление.
Возможности использования камешков в математическом развитии многообразны. Камешки – это прекрасный счётный материал. Их можно считать, отсчитывать, использовать в качестве раздаточного материала в НОД. Их не только можно считать, но и выкладывать из них геометрические фигуры, распределять по величине, размеру (сериация), раскладывать на группы по определённому признаку (форме, размеру), уравнивать группы предметов, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.
В речевом развитии используя камешки в сочетании с иллюстрациями из знакомых детям сказок. Например, в сказке «Репка» ребёнок выкладывает камешки на героев сказки, называет их. Подбирает камушки по цвету одежды/шёрстки, раскладывает камешки по величине (под/над героями сказки) от самого большого, до самого маленького. В ходе манипуляций с камешками ребёнок комментирует свои действия - Бабка за дедку, внучка за бабку и т.д., тем самым пересказывая отрывки из сказки.
Развитие связной речи: На начальном этапе обучения можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик. В дальнейшем ребенок выбирает любой камешек и, следуя по дорожке описывает свой путь. Рассказ может быть таким: «В одно прекрасное утро красный камешек проснулся, надел оранжевую рубашку, вышел на улицу, где светило желтое солнышко, камешек прилег на зеленую травку и смотрел на голубые облака, когда камешку надоело лежать на травке, он направился к синей речке, на берегу которой стояла фиолетовая лодочка….
В художественно-эстетическом развитии камешки марблс используются следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т.д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти), либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.
Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.
Заключение
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного процесса.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который могут использовать и воспитатели, и логопеды, и учителя-дефектологи.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.
В играх осуществляется личностный подход. Взаимодействие взрослого и ребенка включает все этапы деятельности: планирование, организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Камешки «Марблс» помогают ребенку раскрыть свои возможности, испытать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть оценку своего труда. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Используя в коррекционно-развивающей работе игровую технологию камешки «Марблс» наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов у детей с ОВЗ, что способствует повышению внимания, памяти, мышления, моторики. Результаты работы показали, что использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективная, универсальная, доступная игровая технология, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей, развивает психические процессы детей.
Приведенные в данной разработке игры и упражнения с использованием камешек «Марблс» можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.
Усваивая в общении с взрослыми технику различных нетрадиционных игр, ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так, игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.
Список литературы
1. Адеева Т.Н. Социализация детей с нарушениями речи в группе посредством современных технологий // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. 2014. №2. С. 121-152.
2. Карлова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов организаций высшего образования // Студент и наука: гуманитарный цикл – 2022: материалы международной студенческой научно-практической конференции, 22-25 марта 2022 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 980-985.
3. Климан Г.Б. Методическая технология внедрения камешков Марблс в работе с детьми с нарушениями речи в ДОО. М.: 2015. 201 с.
4. Черногузовов Е.А. Камушки Марблс и их применение в инклюзивном образовании в ходе работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 2014. 117 с.
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей в ДОО в работе дефектолога. М., 2010. 273 с.
6. Чернобровкин В.А. Хакова Г.С. Практикум по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: учебное пособие [для вузов]. Магнитогорск: МГТУ, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/file Upload?name=3899.pdf&show=dcatalogues/1/1530043/3899.pdf&view=true
Приложение 1
Картотека игр с камешками «Марблс»
Массаж кистей рук и пальцев.
Цель: развитие тонкой моторики и ловкости.
Этот шарик не простой,
Он стеклянный, вот какой!
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
(дети выполняют самомассаж кистей рук с шариками «Марблс»).
«Выложи по заданию».
Цель: развитие умения различать цвета, называя их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
З адание: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец – карточку, на которой выложен рисунок.
Усложнение:
1.выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
«Раскрась картинку камешками».
Цель: находить цвета по образцу, по словесному описанию, стимулировать зрительно поисковую деятельность.
Усложнение: «Игра в цвета».
Цель: развитие слуховой памяти
Детям предлагается раскрасить картинку, но перед этим они слушают текстовый отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета.
«Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.
Задание: положите красный камешек в центр листа, синий в правый верхний угол, зеленый – в нижний левый т.д.
Проверка задания через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.
Усложнение: выполнение графических рисунков под диктовку.
«Найди картинку».
Цель: развитие зрительной памяти.
Показываются картинки, дети находят и выделяют изображение камешком.
Усложнение: инструкция к поиску даётся на слух, без предъявления картинки.
«Магазин».
Цель: развитие образной памяти.
Дается инструкция на слух. Учащийся делает покупки, отмечая на полке те предметы, продукты, которые ему необходимо купить по списку.
«Словесная эстафета».
Цель: развитие слуховой памяти.
Педагог называет слово, передает ребенку камешек. Учащийся повторяет слово педагога, называет свое слово, выкладывает еще камешек. Педагог называет два предыдущих слова и добавляет свое, на столе три камешка.
«Разведчики».
Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания.
На столе выкладываются предметы. Ребенку дается инструкция к их запоминанию, что и где находиться. Ребенок отворачивается, предметы меняются местами или убираются. Ребенок должен назвать, что изменилось.
«Сыщики».
Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания.
Дети находят на рабочем листе как можно больше картинок, которые назвал педагог. Можно устроить соревнование, кто быстрее закроет все названные картинки.
«Восстанови узор».
Цель: развитие восприятия, зрительной памяти.
На поверхности выкладывается узор, ребенок его запоминает, потом выкладывает его по памяти.
«Сравни картинки».
Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости.
«Лабиринты».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае не допустить «ошибочный ход»
«Логический квадрат».
Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.
Ребенку предлагается разложить камешки так, чтобы в рядах и столбиках не оказалось двух одинаковых.
«Четвертый лишний».
Цель: учить детей классифицировать предметы по признакам, развивать внимание.
«Назови по порядку».
Цель: Развитие концентрации внимания, зрительно – пространственной ориентировки.
Ребенок должен назвать цифры по порядку или в обратной последовательности и положить камешек. Цифры представлены в таблице в разнобой.
«Помоги зайцу найти морковку»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
Задание: Выложить дорожку от зайца к морковке из камешков. Цветовая гамма учитывается.
«Гирлянда»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
Математические игры с камешками.
Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.
- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
Развитие речи с камешками Марблс.
Использование камешков марблс при изучении лексических тем
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
«Заполни картинку камешками»
«Звуко - буквенный анализ слов».
Выложить схему слова, каждый звук - определенным цветом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки.
Составление предложений.
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.
Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.
«Положи правильно»
Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
«Вокруг да около»
(работа с предложно-падежными конструкциями)
Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т. д.
Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)
«Помоги Дюймовочке»
Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК.Например: мячик, столик, фантик и т. д.
«Расскажи про свой узор?»
Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»
«Сочинялки»
Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.
«Исправлялки»
В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.
«Магия»
Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.
«Разноцветные дорожки»
Следуя, по дорожке описывай свой путь.
Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
Игра «Художник»
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Задание: Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.
Игра «Сухой бассейн»
Цель: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых – мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится камешки «Марблс». Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.
Приложение 2
Конспект занятия
« Путешествие в сказочную страну Фей»
Цель: Закрепление основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый с использованием камешков « Марблс».
Задачи:
- Закрепить нетрадиционную технику работы с камешками «Марблс»;
-учить совмещать камешки с ячейкой согласно заданного цвета;
-развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение;
-развивать зрительное внимание, память;
-активизировать словарь.
Предварительная работа: знакомство с камешками «Марблс» рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, персонажей сказочных фей.
Материалы и оборудование. Камешки«Марблс» основных цветов, корзинки по количеству детей, макеты фей с круглыми отверстиями, диск «Школа волшебниц» костюм феи, цветы и дорожка.
Организационный момент:
Звучит сказочная музыка. Входит воспитатель в костюме королевы фей.
- Здравствуйте ребята .Я из сказочной страны к вам прилетела со своими помощницами, чтобы раскрасить осень.
-Какие цветом листочки на деревьях осенью?
-Когда летели мы через океан, налетел сильный ветер и потрепал все костюмы фей. Теперь они не могут работать. Что делать? Как починить крылышки?
Ответы детей
-Давайте отправимся в нашу мастерскую и все починим.
Ответы детей
-На каком транспорте поедем?
Ответы детей(поезд, ковер-самолет )
По дорожке мы шли, зеленых камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, красных камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли,
Вот мы в горку пошли, синих камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли- желтых камешек нашли,
С собой в садик принесли
- А теперь приглашаю в нашу мастерскую!
-Давайте рассмотрим феечек какого у них цвета крылышки.
Ответы детей
-Подумайте и выберите камешки соответствующего цвета с крылышками фей.
-Если выложите правильно, то феи смогут работать и мы увидим яркую осень.
Для того чтобы у нас ловко работали пальчики отдохнем и сделаем гимнастику
Пальчиковый гимнастика
"Это камень не простой. Весь красивый, вот какой!
Меж ладошками кладем и ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Можно нам катать по кругу, перекидывать друг другу."
Самостоятельная работа детей (звучит музыка)
Выставка работ.
Дети расставляют свои работы, любуются ими, обсуждают их.
- Королева фей благодарит за помощь.
- Все молодцы, работали замечательно!
-Теперь нам нужно отправляться обратно в детский сад.
Итог:
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие
Ответы детей
Что мы с вами делали?
Ответы детей
- Я надеюсь, вы всегда будете отзывчивыми, и будете помогать всем, кто нуждается в вашей помощи.
Конспект занятия с использованием камешков «Марблс» «Волшебные камни»
Цель – создать благоприятную среду для знакомства детей со свойствами камней через опытно-экспериментальную деятельность; посредством дидактических игр подвести к пониманию, что камень – объект неживой природы.
Образовательные задачи:
- Учить различать и характеризовать объекты природы и рукотворного мира, живой и неживой природы;
- Знакомить с видами и свойствами различных камней;
- Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни;
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, обозначающих свойства и качества предметов (твердый, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый, гладкий шероховатый);
- способствовать развитию познавательного интереса детей, поддерживать детскую инициативу во всех видах деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать умение определять цвет, величину, форму предметов;
- развивать диалогическую речь;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать культуру речевого общения.
Ход работы;
Приветствие. Воспитатель и дети встают в круг на ковре.
Воспитатель: Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, матушка Земля,
Здравствуй ,Ты, и Здравствуй, Я!
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?
Ответы детей: мебель, игрушки (предметы).
Звучит музыка «Звуки природы».
Воспитатель: Друзья, давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу. Что теперь нас окружает?
Ответы детей: деревья, трава, цветы, насекомые.
Воспитатель: А как это все можно назвать одним словом?
Ответы детей: природа.
Воспитатель вместе с детьми садится на ковер и продолжает разговор.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран, там изображены предметы, сделанные руками человека, и объекты природы (на экране представлены картинки – дерево, трава, заяц, книга, автомобиль, платье).
Воспитатель: А как мы можем отличить, что создано природой, а что нет?
Ответы детей: в природе все растет, развивается, и появляется от другого растения или животного, а вещи сделаны человеком, и они не могут сами изменяться или расти).
Проводится дидактическая интерактивная игра «Природа-не природа».
Цель игры – закрепить умение различать объекты природного и рукотворного мира.
Ход игры: детям объясняется условное обозначение объектов природного и рукотворного мира при помощи символа (природа – лист дерева, рукотворный мир – человеческая рука).
Предложенные ниже изображения предметов природного и рукотворного мира необходимо правильно распределить в соответствии с символами. Индивидуально выполняют 3-4 ребёнка.
Воспитатель: Ребята, но мы с вами не должны забывать, что природа тоже бывает разной. Трава – это природа? А солнце? Трава живая? Да, правильно, живая, потому что она растет, дышит, дает семена для новых трав. А солнце - живое? Нет, это горячая звезда (на экран выводится изображение с травой и солнцем). Значит, природа бывает живая и неживая.
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную дидактическую игру «Живая и не живая природа».
Подвижная дидактическая игра «Живая и не живая природа».
Цель игры – закрепить умение распознавать объекты живой и не живой природы.
Ход игры: детям объясняется значение символов живой и не живой природы (живая природа – бабочка, не живая природа – солнце).
Детям предлагаются на выбор эмблемы с указанными символами, в зависимости от выбранного символа дети делятся на две команды. Перед детьми лежат два обруча – зелёный и жёлтый и карточки с изображениями живой и не живой природы. Детям необходимо распределить картинки в обручи в зависимости от выбранной эмблемы и цвета обруча – в зелёный можно положить объекты живой природы (дерево, трава, цветок, птица), а в жёлтый – объекты не живой природы (песок, камень).
Воспитатель показывает детям карточку с изображением камня.
Воспитатель: Ребята, а камни – это живая или не живая природа? (Предположительные ответы детей: они не растут, не двигаются, значит это неживая природа). А в каких местах много камней? (в море, в реке, в горах – слайды с изображением камней).
- Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в научную лабораторию к профессору Гению Евгеньевичу и узнать больше о камнях? (ответы детей).
А на чем мы можем отправиться в наше путешествие? (ответы детей).
Звучит музыка «Веселый паровозик». Дети выстраиваются друг за другом и имитируют поездку на поезде, который везет их в научную лабораторию. Ребята подходят к столам, где их уже ждет профессор Гений Евгеньевич (воспитатель, надевает халат, колпак и очки).
Профессор: Здравствуйте ребята! (ответ детей).
Меня зовут профессор Гений Евгеньевич! Предлагаю вам надеть белые халаты для наших научных исследований.
А знаете ли вы, мои друзья, какие правила надо соблюдать в лаборатории? (ответы детей: работать аккуратно, не торопиться, толкаться, не мешать друг другу).
Профессор: Правильно! А теперь подходите к столу (на столе приготовлены подносы с различными камнями на каждого ребёнка, лупы).
Профессор: Ребята, вы уже догадались, с чем мы будем проводить опыты? (ответы детей, да, с камнями). Я прошу вас удобно встать вокруг нашего стола. Давайте рассмотрим камни, которые лежат на подносах у каждого из вас.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и так далее).
Профессор: Камни по цвету и форме бывают разные (Профессор показывает восклицательный знак и схему – рисунок (схема – большой и маленький квадраты, красный круг), прикрепляет на доске).
Опыт №2. Определение размера.
Профессор: Все камни одинакового размера? (ответ детей) – Нет.
Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Дети: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Профессор: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями) Профессор: просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый (ребёнок проговаривает: этот камень гладкий, а этот шершавый, шероховатый).
Профессор помещает на доске схему (изображение овала и овала с рельефом).
Профессор предлагает отдохнуть ребятам от опытов и поиграть на ковре с мячикам «Су-Джок».
Игровое упражнения «Будь здоров»:
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдем.
(Прокатываем шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на руке).
Профессор: Ну что друзья отдохнули? ( Ответ детей).
Профессор: Нас ждут новые открытия!!! Давайте аккуратно подойдём к нашему столу для опытов.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Профессор: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни).
Профессор: что интересного вы увидели ребята? (ответы детей, крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и так далее).
Профессор: Молодцы, очень внимательные дети (помещает на доске схему - круг с узором).
Опыт № 5. Определение веса.
Профессор: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение - на минуту стать весами. А что делают с помощью весов? (ответ детей) Да, взвешивают.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Профессор: Камни по весу бывают разные? (ответы детей, легкие, тяжелые) (прикрепляет на доске схему с изображением большой и маленькой гирьки).
Профессор предлагает детям перейти к экспериментальному столику, где приготовлена ёмкость с водой и камнями для опыта.
Опыт № 6. Камни тонут в воде.
Профессор: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей) Почему вы так думаете? (Доводы детей) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей).
Дети берут по одному на их выбор камень и опускают в ёмкость с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Профессор обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Профессор: Коллеги мне очень понравилась с вами работать, проводить опыты. Но пара нам с вами прощаться. Я, профессор Гений Евгеньевич, не могу вас отпустить без подарка и хочу вам подарить эти чудесные камни.
Дети прощаются с профессором. Звучит музыка «Волшебный паровоз» и дети оправляются из лаборатории в детский сад.
Итог:
Воспитатель: Где вы были ребята, и что вам больше всего понравилось? Что нового и интересного вы узнали про камни?
Ответ детей
Ребята хвалятся подаркам от профессора.
Воспитатель предлагает пройти за столы выбрать любой понравившийся ребенку рисунок и выложить по контуру волшебные, удивительные камни (использование камней Марблс).
Дидактическая игра «Выложи по контору».
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: разноцветные стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Задание: воспитатель предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Воспитать: Какие вы молодцы ребята справились с задачей!
Конспект занятия по математическому развитию с использованием камешков Марблс «Подарки для Белоснежки»
Цель: обобщить и систематизировать знания по математическому развитию.
Программные задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о количественном и порядковом счёте;
- умении обозначать количество цифрой;
- умении закреплять знания о геометрических фигурах;
- формировать умение решать задачи в пределах 10;
- закреплять умение ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
- закреплять знания о составе числа «восемь».
Развивающие :
- развивать логическое мышление,
- внимание, воображение, смекалку.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать игровым персонажам.
Оборудование: камешки «Марблс», камешки «Марблс» с изображением цифр от 1 до 10, письмо от Гномов, шкатулка с камешками, мешочек с геометрическими фигурами, плоскость (лист бумаги, плоскостные изображения платьев, иллюстрация домика с закрытым замком, иллюстрация домика с открытым замком, камешки «Марблс» со знаками «+, -, =», тарелочки для раздаточного материала по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
В группе стало вдруг светлее,
А ребятам веселее,
Потому что в этот час
Гости посетили нас.
С радостью мы вас встречаем,
И здоровья вам желаем.
Чувствуйте себя как дома,
Вот и место вам готово!
А ребятам очень дружно,
Поздороваться всем нужно.
Пальчиковая гимнастика «Нам здороваться не лень!»
Здравствуй, солнце золотое! (Загибают пальцы)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что нового появилось у вас в группе?
Дети находят шкатулку.
Воспитатель: Какая красивая шкатулка. Как вы думаете, что в ней может находиться? (предположения детей).
- Давайте не будем больше гадать, а откроем её.
(в коробке лежат камешки Марблс и письмо)
- Смотрите здесь письмо. Давайте прочтём его и узнаем от кого оно.
Воспитатель читает письмо.
…Здравствуйте ребята! Пишут вам маленькие человечки - гномы. У нашей подружки Белоснежки День рождения. А мы находимся далеко, высоко в горах. Не смогли бы Вы нам помочь и поздравить от нас Белоснежку с Днём рождения и подарить ей в подарок разноцветные камешки, которые находятся в шкатулке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые камешки.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем гномам?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда отправимся в путь.
Смотрите, какой- то мешочек. Давайте узнаем, что в нём.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Будьте внимательны, кто знает, тот руку поднимает.
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
(Каждая отгадка сопровождается показом геометрической фигуры, которую дети достают из мешочка)
Дидактическая игра « Выложи геометрическую фигуру»
Воспитатель: А теперь давайте с помощью камешков "Марблс" выложим на столах геометрические фигуры, которые мы отгадали в загадках.
(дети выкладывают геометрические фигуры из камешков)
Воспитатель:
- Молодцы, все справились.
- А теперь посчитайте, сколько углов в треугольнике и рядом с треугольником положите камешек с нужной цифрой, обозначающей количество углов.
- А теперь посчитайте, сколько углов у квадрата и рядом с квадратом положите камешек с нужной цифрой.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, пора дальше отправляться в путь.
Воспитатель: Путь нам дальше преградил обвал. Нужно разобрать камни, расчистить путь.
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, жёлтый – в правый нижний; оранжевый- в левый нижний.
Воспитатель: Завал мы разобрали и снова в путь!
Физминутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Дидактическая игра « Подари Белоснежке красивое платье».
Воспитатель: ребята мы идём на День рождения к Белоснежке, но на День рождения всегда ходят с подарком. Я предлагаю подарить Белоснежке красивое платье. Но сначала мы его украсим волшебными камешками.
(Дети украшают платье камешками «Марблс»)
Воспитатель: ребята, посчитайте, сколько камешек вам понадобилось, чтобы украсить платье?
Дети: восемь.
Воспитатель: у меня число восемь получилось из одного зелёного камня и семи синих камней. А у вас?
(Дети объясняют свои варианты состава числа 8)
Воспитатель: Какое замечательное платье у нас получилось. Я думаю, что оно понравится Белоснежке.
Воспитатель: Ребята, а теперь продолжим наш путь. А вот и домик Белоснежки. (Выставляется домик, на котором висит замок) Здесь есть ключ. Но, замок не обычный, чтобы его открыть, надо решить задачу.
Дидактическое упражнение « Задача»
Воспитатель читает задачу.
… На свой день рождения Белоснежка испекла 4 бисквитных пирожных
и 3 заварных пирожных. Сколько всего пирожных испекла Белоснежка?
(Дети решают задачу)
Воспитатель: а теперь выложите решение этой задачи с помощью камешков.
Дети выкладывают решение задачи с помощью камешков «Марблс».
Воспитатель: Мы справились с заданием и замок открылся.
(Выставляется домик с открытым замком)
Звучит музыка. Выходит Белоснежка.
Белоснежка : Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас.
Воспитатель: Дорогая Белоснежка. Мы пришли к тебе, чтобы поздравить тебя с Днём рождения и подарить тебе вот эту шкатулку с красивыми камешками, которую тебе передали твои друзья гномы. И от нас красивое платье.
(Воспитатель отдаёт шкатулку и платье Белоснежке)
Белоснежка : Спасибо большое! Я так рада. Я очень люблю подарки. А так как у меня День рождения, я хочу вас угостить.
(Белоснежка угощает сладостями детей)
А за то, что вы передали мне подарок от гномов, подарить вам на память эти волшебные камешки.
(Белоснежка раздаёт камешки «Марблс» детям)
Воспитатель: ну, что же ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети прощаются с Белоснежкой)
Посмотрите, а возвращаться мы будим, выложив дорожку, используя камешки от 1 до 10.
Дидактическое упражнение « Дорожка»
(Дети выкладывают камешки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
Воспитатель: давайте проверим, что у нас получилось.
(Дети считают)
Воспитатель: Молодцы, вот и очутились мы с вами снова в детском саду.
Воспитатель: Какие задания вам больше всего понравились? А какие задания выполнить было сложнее? Кому помогали сегодня на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь оцените наше занятие, если занятие понравилось, то возьмите себе картинку с весёлым смайликом, а если нет, то с грустным.
Конспект с детьми
«Удивительные камешки Марблс»
Цель: создать условия для познавательного развития детей с помощью камешков Марблс.
Задачи:
Создать условия для развития у детей высших психических функций: мышления, памяти, внимания, воображения.
Актуализировать знания детей об ориентировке на плоскости, свойствах предметов.
Продолжать развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук.
Продолжать воспитывать в детях самостоятельность, инициативность.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный световой шар, световой планшет.
Материалы: кинетический песок, круги с цифрами от 1 до 7, наборы камешек Марблс разных цветов (круглые, квадратные, кристаллы, фигурные), коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 7, семь контейнеров от киндер-сюрприза, ткань, «Перемещатор», листы бумаги по количеству детей, карточки с эталонами цвета, стаканчики с водой, карточки с лабиринтами, емкости для раскладывания камешек по количеству детей, большой киндер-сюрприз, тарелочки по количеству детей, записки, салфетки.
Ход работы:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята А вы видели камни? (видели)
Где вы их видели? (на дороге, на пляже, на море...)
А какие они бывают? (большие, маленькие...)
Я предлагаю отправиться в путешествие в волшебную страну камешек Марблс.
А на чем можно путешествовать? (на автомобиле, на самолете…)
А я предлагаю отправиться вот на этом. Как вы думаете, что это? (машина времени…)
Это чудо аппарат - перемещатор. На нем мы переместимся в страну игр.
(Дети и воспитатель встают около аппарата, включается световой музыкальный шар, звучит музыка и цветные блики появляются на потолке).
Отсчитываем 5,4,3,2,1, перемещаемся!
Дидактическая игра «Чудесная коробочка»
Вот мы и переместились в интересную страну игр. Будем играть? Ребята, а что это? (Коробка с вопросами)
Потрясем. А внутри что-то есть. Давайте достанем по одному контейнеру, но не открывайте.
(Достают киндер-сюрпризы с цифрами).
В нашей стране игр есть карта, но необычная. Посмотрите у вас на киндерах цифры и на карте цифры.
(Детям предлагается найти место каждому киндеру по цифре).
А что вы еще видите на карте? (Кристаллы) Это камешки Марблс.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем камешки искать,
Будем камешки искать,
Будем в игры мы играть.
Начинам путешествие….
Открываем первый киндер, в нем записка «Строители».
Дидактическая игра «Строители».
Ребята что вы видите на коврике? (цифры, камешки)
А как вы думаете, как можно с ними поиграть? (составить цифры)
Правильно. Вам нужно выложить определенную цифру из камешек.
Проверяем на экране. Поощрение детей.
У кого была цифра 2?
Открываем второй киндер, в нем записка «Положи правильно».
Дидактическая игра «Положи правильно».
Мы с вами путешествуем, а каждый путешественник должен уметь хорошо ориентироваться на карте. Камешки помогут нам в этом. Перед вами листы и в корзинках камешки. Потрогайте, посмотрите какие там камешки. Ребята, покажите, где у вас правая рука, а где левая? Я буду говорить, куда нужно положить тот или иной камешек:
-Сова улетела в правый верхний угол.
-Белый камешек упал в левый нижний угол.
-Яблоко упало в правый нижний угол.
-Морская звезда расположилась в центре листа.
-Лист улетел в правый верхний угол.
Посмотрите на экран и проверьте. Поощрение детей.
Продолжаем играть, у кого был киндер с цифрой три?
У кого была цифра 3?
Открываем третий киндер, в нем записка «Исследователи».
Дидактическая игра «Исследователи».
(На столах подносы, одноразовые стаканчики, в них вода, камешки разных цветов и форм.)
Ребята посмотрите, что здесь на столах? (камешки разного цвета и размера, стаканчики с водой).
Правильно камешки какой формы? (круглые, квадратные, многоугольные…)
Какого цвета? (белые, разноцветные…)
Какие они на ощупь? (гладкие)
Давайте опустим их в воду. Что произошло? (они утонули)
Почему утонули? (тяжелые)
А как с ними можно поиграть? (покатать, подбросить, опустить в воду, подержать в руке…)
Открываем четвертый киндер, в нем записка «Лабиринт».
Дидактическая игра «Лабиринт».
Посмотрите внимательно, что же здесь нужно сделать?
Пройти от большой буквы до картинки, выкладывая камешки только по определенной букве.
Поощрение детей.
Открываем киндеры с цифрами пять и шесть, в них записки «Золушки» и «Принцы».
Дидактическая игра «Золушки и принцы».
Ребята, посмотрите, в корзинке все камешки перемешались, нужно их разобрать. Но не просто разобрать, у каждого будет свое задание, выбирайте себе карточку, и еще одно условие.
Берем камешки сначала:
Большим и указательным,
большим и средним,
большим и безымянным,
большим и мизинцем.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Все камешки разобрали. Молодец Катя, Саша …
Продолжаем играть. У кого был киндер номер 7? Открываем седьмой киндер, в нем записка «Сюрприз».
Дидактическая игра«Сюрприз».
Как вы думаете, что это значит? (Найти сюрприз). Правильно, нам нужно вернуться обратно в детский сад. Подходите к «Перемещатору» и отправляемся. Закройте глаза. Считаем 5,4,3,2,1. (Дети и воспитатель встают около аппарата, включается световой музыкальный шар, звучит музыка и цветные блики появляются на потолке).
Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Где цифра 7? Посмотрите, какой же сюрприз ждет нас в детском саду? (Большой киндер-сюприз).
(Воспитатель открывает большой киндер-сюрприз, дети достают свои подарки).
Рефлексия:
Ребята, вот мы с вами и побывали в волшебной стране камешек «Марблс». Если вам понравилось путешествовать – подарите мне камешек зеленого цвета, если вы в чем-то затруднялись – желтый камешек, если вам было скучно и не понравилось красный камешек.
Итог:
Что больше всего понравилось? Что было трудным?
Воспитатель благодарит каждого ребенка. Прощается.