СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Применение ИКТ на уроках музыки как средство повышения учебной мотивации»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Применение ИКТ на уроках музыки как средство повышения учебной мотивации»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение ИКТ на уроках музыки как средство повышения учебной мотивации»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени Федеральной службы безопасности России Дениса Сергеевича Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»


Хамидуллина Альбина Равилевна,

учитель музыки


Методическая разработка «Применение ИКТ на уроках музыки как средство повышения учебной мотивации»


Музыка не считается одним из самых трудных школьных предметов. Но в то же время это сложная дисциплина, требующая большого труда, так как воспитать любовь к искусству означает воспитать интерес к нему. При усилении направленности на духовное совершенствование и здоровьесбережение учащихся, учитель в содержании учебного предмета «Музыка» должен формировать у учащихся знания, умения и навыки в области музыкального искусства, а также развивать музыкальные способности и мотивациию музыкальной деятельности.

Поэтому логично, что в образовательном процессе по музыке значимым является компетентностный подход. Во-первых, живой процесс общения учителя музыки с учащимися возможен только при условии увлечённого отношения учителя к музыке и желании привить детям любовь к ней. Во-вторых, учитель должен в совершенстве владеть методикой, т.е. технологией построения урока с точки зрения педагогики искусства. А также одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Ведь мотивация – это важнейший компонент структуры учебной деятельности. Надо иметь ещё в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации.

Для уроков музыки сформулирован состав ключевых компетенций, их учебное содержание, а также определены методы, приемы, технологии развития компетентностей. Самая основная на уроках музыки музыкально-творческая компетенция – это мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнут социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Музыкально-творческая компетенция предполагает следующие виды деятельности: вокально-хоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных инструментах; концертные выступления (реализация коммуникации); оценка успешности (рефлексия). Развитие музыкально-творческой компетенции учащихся реализуется посредством педагогических технологий:

- личностно-ориентированного обучения;

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающих технологий;

- игровых технологий;

- интерактивного обучения;

- театральная деятельность и др.

Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания, которые бы обеспечили продуктивную деятельность учащихся и делали бы обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формировали эмоционально положительное отношение к предмету.

Урок музыки – это урок творчества. И чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я также стараюсь использовать на уроке разнообразные приёмы, методы и технологии работы. Расскажу сегодня о тех, без которых не может обходиться ни один урок музыки.

Невозможно представить современный урок без информационных технологий. Цель использования ИКТ на уроках музыки - активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, повышение мотивации. Благодаря информационным технологиям можно начать урока с просмотра детской передачи о балете из серии Академия занимательных искусств совершить виртуальное путешествие в Большой театр оперы и балета, увидеть фрагменты балетных спектаклей. На своих я уроках демонстрирую презентации, разработанные мною к изучаемым темам, использую записи лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей. Использование видеороликов, фрагментов анимационных фильмов, записей телепередач позволяет проводить виртуальные экскурсии по музыкальным театрам, музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. В результате использования ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, процесс обучения становится более увлекательным и запоминающимся, увеличивается объём информации, улучшается и качество представления учебного материала.

В очень большой мере способствуют творческой активности учащихся здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья в процессе обучения в школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда. Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Моя задача как учителя музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что наиболее положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий. Наиболее доступный вид музыкального исполнительства, обеспечивающий возможность первоначальных музыкальных впечатлений и благотворно влияющий на психофизическое состояние ребёнка - пение. Большое внимание я уделяю развитию певческого дыхания, которое является основой певческой деятельности, для чего на своих уроках активно использую дыхательные упражнения, звукоподражательные и артикуляционные упражнения. Также использую на уроках игры (музыкальные, пальчиковые, коммуникативные и др.) Значительное место на уроке отводится музыкально-ритмическим упражнениям и танцевальным движениям, которые выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. А также развивается музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, а также способности к восприятию информации и концентрации внимания. Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями, которые призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку и значит повышать эффективность учебного процесса.

Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке. Целью применения технологии игровых форм обучения является также активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения. Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя разнообразие игр (музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные и др.) Особый интерес представляет, такой приём как пластическое интонирование. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Большого внимания заслуживает инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его. Особенно с большим интересом дети принимают участие в ритмодекламациях - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, педагогические технологии, методы и приемы создают благоприятные условия для достижения высокого уровня развития ключевых компетенций на уроках музыки, повышают мотивацию и эффективность учебной деятельности на уроках музыки. Каждый учитель музыки, используя современные методы обучения открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.