I.Организационный момент | Цель педагога на данном этапе: - создать положительный эмоциональный настрой на урок, - активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся. - Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? 1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение? 2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть? 3. Хронологические рамки правления князя Олега? 4. Князь, убитый древлянами? 5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа? 6. Князь, правивший в 957- 972 гг. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. Ответы учащихся: - Рюрик - Олег - 882-912 гг.- правление князя Олега - Князь Игорь - Княгиня Ольга - Святослав. |
II.Проверка домашнего задания | Методы: Работа у доски; фронтальная беседа - А теперь переходим к проверке домашнего задания. Кто желает поработать у доски? Соотнесите термины и понятия: вече точный размер дани язычество место сбора дани дружина религия древних славян дань народное собрание погост преобразования, изменения урок войско при древнерусских князях реформа натуральный или денежный побор - Пока ребята работают у доски, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы: 1. Что общего было в деятельности первых князей? 2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря? 3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги? 4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей? - Ребята, молодцы, все справились с заданиями. | Двое учеников выполняют задание у доски (используя магнитики, приводят соответствия термины с понятиями) Ответы учащихся: - Первые князья ходили в походы, подчиняли племена, собирали дань, ходили полюдье и т.д. - Во время полюдья древляне его убили; за попытку взять дань с древлян во второй раз Игорь был убит. - Ольга установила точный размер дани и места ее сбора; она провела первые реформы на Руси. - Правление Святослава связана многочислен-ными завоеваниями; всю жизнь он провел в войнах с соседними государствами, за что его осуждали киевляне. |
III. Поста-новка целей и задач урока | Создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы: - Ребята, прочитайте фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены». - Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? - Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? Учитель фиксирует на доске краткий итог: «Владимир – злой, жестокий». - Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»: 1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко». 2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. Учитель фиксирует на доске - «добрая память». - Ребята, а теперь сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?». - Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие). - А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую) - Какой у вас возникает вопрос? (добрую память, если поступки совершал злые?) Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память? - Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о себе добрую память? | Учащиеся изучают исторические документы. Ответы учащихся: - «поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п. - «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п. Ответы учащихся: - Владимир оставил по себе добрую, хорошую память. Ответы учащихся: - Каким же Владимир был на самом деле? - Где правда – в летописи или справочных сведениях? Ответы учащихся: - Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям. |
IV. Актуа-лизация знаний для изучения нового материала | Пути решения проблемы. Методы: фронтальная беседа, письменная работа. - Ребята, что нам надо вспомнить, чтобы решить проблему? Какие знания у нас уже есть? Вопросы актуализации: - Каково значение слов: государство, христианство, церковь? - Когда и как было создано Древнерусского государство? - Каковы были верования восточных славян и их соседей? - Чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав. - Что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы? | Ответы учащихся: - Государство- это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, отношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; - Христианство- мировая религия, возникшая первом веке в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа. - Церковь- христианская община в целом, форма организации верующих христиан; приход, община; сооружение, предназначенное для собрания христиан Ответы учащихся: - Поступки Владимира как правителя, его личные качества. |
V. Изуче-ние нового учебного материала. Открытие нового знания | Решение проблемы. Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом. - Ребята, продолжаем работать над решением проблемы «Почему Владимир оставил о себе добрую память?» - Прочитайте 1 пункт «Начало княжение Владимира Святогславовича». - Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира окрепло Древнерусское государство и запишите их в тетрадь. Физкультминутка-игра: - Кто согласен – встает. Кто не согласен сядет. Вопросы: 1. Перун – это бог грома и молнии? (да) 2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет) 3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да) 4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет) 5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да) 6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да) 7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да) - Молодцы, ребята! - Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?» - Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте пункт параграфа «Выбор веры и принятия христианства». - Какие религии исповедовали соседние страны? - Почему Владимир отказался от язычества? - Почему Владимир выбрал именно православное христианство? - Действительно, ребята, вы все верно ответили. Кроме этого киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе - Какой вывод можете предложить по проблеме? - Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются страницы учебника 54-55 и пункт 2 «Русь при князе Владимире». Каждая группа получает разные информационные источники. 1 группа: «Схема устройства Русской церкви». 2 группа: Иллюстрация «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин». 3 группа: Иллюстрация «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров». - Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси - Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме? | Учащиеся внимательно читают текст учебника. Ответы учащихся: - Объединил все восточнославянские племена. - Упорядочил управления, назначив во все города посадников. - Защитил границы от набегов печенегов. Записывают ответы в тетрадь. Учащиеся выполняют упражнения, внимательно слушая вопросы. Формулировка учащихся: - Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков. Ответы учащихся: - хазары исповедовали иудаизм, - булгары- ислам, - Византия- православное христианство. Ответы учащихся: 1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию. 2) Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти. Ответы учащихся: 1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки». 2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии. 3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга. Ответы учащихся: - Владимир крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы. Ответы учащихся: 1) Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей. 2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи. 3) Кровавые- жертвоприношения сменились церковны-ми правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь. Ответы учащихся: - Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христиан-ской культуры. |
VI. Закреп-пление учебного материала | Выражение решения проблемы. - Ребята, обратите внимание на доску. Здесь мы с вами зафиксировали решения нашей проблемы по пунктам, давайте теперь постараемся сформулировать общий ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?» | Ответы учащихся: - Владимир оставил по себе добрую память, так как: 1) Защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков. 2) Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы. 3) Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры. |