I.Организационный момент. ΙI. Актуализация знаний. | - Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Меня зовут: Ирина Евгеньевна, и сегодняшний урок музыки у вас буду вести я. - Предлагаю настроиться на музыкальный лад. Давайте мы с вами выберем вашу любимую песенку и споем ее. - Спасибо! Вы все большие молодцы! Опрос. - Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорит «ДА», не согласен - говорит «НЕТ». Итак, начнём… ИГРА «Данетка» 1.Музыка- это наука? 2.Музыка- это искусство? 3.Картины пишет писатель? 4.Рассказы, поэмы, повести - это творения художника? 5.Картины пишет художник? 6.Музыку пишет композитор? - Молодцы! Давайте проверим наши знания (работа по проверке с презентацией). - А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?». - Наши мнения разделились. А для того, чтобы найти правильный ответ, мы с вами побудем композиторами. - Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Поют вместе с учителем, предложенную детьми песню. Задаю вопросы, дети отвечают. Самопроверка. Проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, подводится итог, доказывают свои различные мнения. Звуками. | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Р: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. К: слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: формирование умения слушать и слышать. П: формирование общего представления о искусстве, моделирование различных отношений между объектами Р: оценка своих знаний Л: формирование самооценки К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: контроль П: строить рассуждение К: умение выражать свое мнение |
III. Открытие новых знаний. | - Ребята перед вами портрет русского композитора - Модеста Петровича Мусоргского. Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Прогуливаясь по выставке его внимание, привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - Ребята, а назвал он эти произведения, написанные по картинам Гартмана «Картинки с выставки»… «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес: 1. Прогулка; 2. Лиможский рынок; 3. Два еврея – богатый и бедный; 4. Избушка на курьих ножках; 5. Балет невылупившихся птенцов; 6. Богатырские ворота; 7. Гном; 8. Катакомбы; 9. Тюильрийский сад; 10. Быдло. Сегодня мы остановимся на тех, которые вы сами выберете. - Ребята, к нам, кажется, кто-то пришёл… (Презентация с отрывком из м/ф «Трое из Простаквашино», Печкин со словами « Я вам посылочку принёс») - Давайте посмотрим, что нам принесли. Это два конверта. А что в них, мы сейчас посмотрим в группах. Делимся на группы по смайликам. Посмотрите, у каждого на парте свой конверт с заданием. - Выполните задание. Подготовьте защиту своих мнений. Алгоритм действий: Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? В таблице подчеркните те слова, которые могут относиться к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ. Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения; Мелодия ( отрывистая, плавная) Регистр (звуки высокие, низкие, средние) Динамика,(звуки громкие, тихие,) Темп (быстрый, медленный). Чья группа справиться с заданием, подает сигнал (спрашиваю первую группу, вторая группа внимательно слушает) Ответ I группы: - Теперь давайте прослушаем фрагмент пьесы к вашей картинке (проигрываю фрагмент пьесы к картине). - Схоже ли ваше мнение с музыкой? ФИЗМИНУТКА Ответ II группы: - Давайте выслушаем вторую команду. Но сначала я проиграю фрагмент пьесы к вашей картинке (прослушивают фрагмент пьесы) - Схоже ли ваше мнение с музыкой? (делают вывод) - Молодцы! Из вас получились отличные композиторы. | Учащиеся слушают учителя, рассматривают «Картинки с выставки», дают название картин. Выбирают, на сюжет, каких картин они хотели бы услышать музыку. Работа в группах с материалом, находящимся на партах. На каждом конверте прикреплён определённый смайлик, ученики, согласно изображениям, организуются в две группы. Предлагаю репродукции к произведениям Мусоргского «Картинки с выставки». Отвечают по предложенному учителем алгоритму. Каждая группа защищает свои наработки по алгоритму. Каждая группа аргументирует свои ответы, а другая группа анализирует. Выступает первая группа. Учащиеся сравнивают звучание музыки и предложение групп. Прослушивают фрагмент. Отвечают, сопоставляют мнение с музыкальным звучанием фрагмента. | Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации Л: формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности, формирование самооценки, формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание классической музыки. П: приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности. Л: развитие творческого воображения. К: приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект. Р: планировать результаты решения поставленной задачи. П: формирование умения составлять целое из частей. Р: оценка своей деятельности, адекватное восприятие оценки своей деятельности учителем. П: рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л: умение проявлять эстетическое отношение к действительности. |
IV. Развитие умений. | - Согласитесь ли вы с предложенной темой урока «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»? - Сегодня мы с вами познакомились с творчеством замечательного композитора М.П.Мусоргского, который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке. Данный сюжет заинтересовал не только художника и композитора, но и мультипликаторов. Предлагаю познакомиться с фрагментами мультфильма «Картинки с выставки». - Понравился ли вам мультфильм? - Такими вы представляли себе героев? - А сейчас я предлагаю разучить песню, которая замечательно подходит к нашей теме урока. А называется она «Картина», но перед этим мы с вами распоемся. - Молодцы! | Отвечают. Просматривают мультфильм, слушают музыку (2,5-3 мин). Сравнивают: такими ли они представляли героев картинок. Отвечают. Распеваются и разучивают песню. Слова песни предложены на карточках. | П: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, подведение под понятие Р: коррекция- внесение необходимых дополнений К: умение строить продуктивные взаимодействия и сотрудничества |