2. | Актуализация знаний. - Определите по ленте букв на странице 103 «Азбуки», сколько букв мы изучили? Назовите их. -Какие звуки они обозначают? Почему? Работа в парах, предполагающая взаимоконтроль. -Назовите какой-либо звук, а сосед по парте определит, гласный этот звук или согласный и почему. Артикуляционная гимнастика. 1.«Качели» На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом вниз. 2.«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. | Учащиеся называют изученные буквы и звуки, которые они обозначают (гласные или согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Объясняют: - Гласные звуки при произношении не встречают преград, согласные – встречают преграды: губы, зубы, язык. Учащиеся работают в парах. Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. Открывают рот, язык высовывают как можно дальше, напрягают его, делают узким и удерживают в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | Познавательные логические УУД: доказательство. Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
3 4. | Постановка целей и задач урока. Отгадайте загадки: 1.-Никого не обижает, А её все толкают. 2.-Белый столб стоит на крыше И растёт всё выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. 3.-Шёл долговяз, В сыру землю увяз. Постановка учебной задачи. - Какой звук слышим в начале этих слов? - А как звенит колокольчик? - Какой звук мы слышим в начале? -С какими звуками мы будем сегодня работать? С какой буквой познакомимся? - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока. Читает учитель или хорошо читающий ученик: Познакомиться со … Учиться отличать … Учиться читать … Характеристика нового звука. -Давайте произнесём эти звуки. - Какие это звуки? -Почему? -Ещё какие? Почему? | - Дверь. -Дым. -Дождь. -Звук [д]. - Динь-динь. -Звук [д']. - Со звуками [д], [д'] - Мы будем учиться звуки [д], [д'] записывать буквой Д. Учащиеся формулируют задачи урока, придумывая продолжение предложений: звуками [ д ], [ д’] звуки [ д ], [ д’] от других звуков; слоги и слова с новой буквой. Дети хором произносят [д] и [д'] - Согласные. - При произношении встречают преграды: кончик языка поднимается вверх, зубы смыкаются. - Звонкие, произносятся с голосом. - Твёрдые и мягкие. - Синим и зелёным. | Познавательные УУД: логические УУД- обобщение Познавательные УУД: общеучебные УУД- произвольное и осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения. Познавательные логические УУД: подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения. |
5. 6. 7. 8. | Поиск заданного звука. Игра «Где звук?» - Расположите игрушки в шкафу: на 1 полке должны быть игрушки, в названии которых звуки [д], [д'] первые, на второй – предметы, в названии которых звуки [д], [д'] в середине, а остальные игрушки и предметы надо положить на нижнюю полку шкафа. Работа по составлению схем с помощью электронного приложения Горецкого «Русская азбука». -Все ли слова понятны? -Какие слова вам непонятны? - Давайте сравним, какие схемы получились у вас, ребята, и какие у ребят, которые работали на досках. Обозначение звука буквой. - Твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д'] на письме мы будем обозначать буквой Д, д. Демонстрация буквы на доске. -На что похожа буква Д, д? -Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. Физкультминутка (1мин) – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки Работа по учебнику. Стр.105. Чтение слогов, слов, текстов: -Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук. да ды до ди ду де – читаем слоги хором; – читаем слоги с твердым согласным; - Назовите слоги, в которых согласный звук произносится мягко. – читаем слоги с мягким согласным. Чтение слогов, слов, предложений, текстов по учебнику. -Что общего в этих словах? Чтение текста в учебнике. -Где работают водолазы? -Почему их работа трудна? -Что делали папы ребят на дне реки? -Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через реку? -Чем важна профессия водолоза? -Сколько предложений в этом тексте? - Прочитайте третье предложение. Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему? - Найдите в тексте слова с буквой Д, .д Развитие речи. Презентация. Работа по учебнику. Стр.104. -Прочитайте пословицы. -Чему учат эти пословицы? Беседа по иллюстрации и составление с детьми рассказа на тему «Морские сокровища» Игра «Верю - не верю» - Если согласны, говорим - верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим - не верю, красный сигнал карточки. 1. Буква «Д» обозначает согласный звук. 2. Буква «Д» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 3. В слове дудочка только одна буква «Д». 4. В слове дружба буква «Д» обозначает твёрдый звук. -А как вы понимаете слово дружить? -Что важно для дружбы? - Где в жизни пригодится знание букв, в том числе буквы Д, д? Учитель просит привести примеры данных слов. -Чему мы учились на уроке? - Что вызвало затруднения? | Дети распределяют игрушки в зависимости от места звуков в словах. 1 полка: Дюймовочка, дудочка, домино, домик. 2 полка: подушка, пододеяльник, одеяло. 3 полка: кукла, лягушка, Карлсон, машинка. Учащиеся составляют схемы слов с последующей совместной проверкой. -Дом, дятел, дерево, дудочка, крокодил, медуза. Один ученик работает с электронной доской, другой – на обычной доске составляет схемы, остальные – выкладывают схемы на партах. Возможно, незнакомо слово – медуза. Тогда «сильный » ученик ищет значение слова в словаре или справочнике. Учащиеся рассматривают буквы и делятся впечатлениями, что им напоминает это изображение: дом трубу, самовар и т.д. Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение. -да ды до ди ду де -да, ды, до, ду -ди, де Читают хором слова: - Вода, водопад, водолаз, водные, подводные. -Все слова связаны с водой и имеют общую часть –вод-. Чтение текста по «цепочке». Отвечают полными ответами. - Нади, Димы, так как это имена. Учащиеся называют слова с буквой Д, д Учащиеся читают пословицы, определяют, чему учат. Составляют рассказ по картинке. Учащиеся показывают сигнальные карточки и комментируют, почему. - При чтении. - Д – при чтении имён, фамилий, названий рек, улиц, городов и т.д., начинающихся с этой буквы. -Даша, Дима… - Познакомились со звуками [ д ], [ д’] и их обозначением буквой Д,д. Учились читать слоги, слова, предложения с буквой д… | Познавательные логические УУД: классификация. Познавательные общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. Познавательные общеучебные УУД: информационный поиск. Познавательные общеучебные УУД:работа с учебной книгой. Познавательные логические УУД: классификация. Познавательные логические УУД: обобщение. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. Познавательные логические УУД: синтез. Регулятивные УУД: контроль и коррекция. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. |