Департамент образования администрации г. Липецка
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка
Методическая разработка проектно-деловой игры «Умный дом»
Автор: Козлова Евгения Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка
Липецк, 2024 г.
Оглавление
1. | Аннотация | 3 |
2. | Введение | 4 |
3. | Основная часть | 6 |
4. | Список литературы для педагога | 20 |
Аннотация
Проектно-деловая игра «Умный дом» разработана для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережливые игры». Игра ориентирована на учащихся младшего школьного возраста 7-9 лет. Игра нацелена на формирование компетенций бережливой личности через игровую деятельность и общение в проектных ситуациях. Проектно-деловая игра решает проблему недостаточной развитых навыков самодисциплины и самоорганизованности у обучающихся, повышает интерес к безопасности и порядку в быту и школе.
Важно отметить, что проектно-деловая игра «Умный дом» является первой из четырех игр программы «Бережливые игры». С каждым последующим годом проектно-деловые игры усложняются, используются новые практические задачи применения инструментов бережливого производства.
Введение
Актуальность проектно-деловой игры «Умный дом» заключается в том, что она разработана в рамках инновационной деятельности в области внедрения бережливого производства в образование в рамках регионального проекта «Бережливый регион» в рамках федерального проекта «Производительность труда».
Формирование в ходе реализации игры у обучающихся начальных компетенций бережливой личности имеет ключевое значение для представления у школьников «экзистенциальных навыков», востребованных в соответствии с техническим прогрессом и трансформацией образования. Проектная деятельность учащихся способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Самоактуализация и саморазвитие в комплексе с набором компетенций бережливой личности неразрывно связаны с формированием прототипов бережливого поведения в повседневной жизни.
При реализации игры обучающиеся получат инструменты, способы действия, свободу, пространство для экспериментов и технологии для максимально эффективного обучения. Внедрение основ бережливости в образовательный процесс позволяет обучающимся участвовать в сквозном потоке формирования бережливой личности.
Цель: формирование и развитие навыков самодисциплины в учебной и внеучебной деятельности с использованием методов и инструментов БП.
Задачи:
- познакомить с понятиями, методами и инструментами БП: 5С, визуализация, «Красные ярлыки»;
- отработать умения и навыки применения инструментов 5С и Визуализация в быту;
- повысить интерес к безопасности, порядку, содержанию в чистоте;
- содействовать воспитанию качеств личности, способствующие развитию самодисциплины, ответственности.
Область применения: данную методическую разработку можно использовать в качестве внеурочной деятельности, этапы игры можно применять в качестве бережливых воспитательных мероприятий в рабочих программах воспитания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Оборудование: ноутбук, проектор, дидактический материал, конверты разных цветов.
Продолжительность всех этапов игры 15 академических часов.
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- что такое порядок, дисциплина, самодисциплина, безопасность;
- что такое выбор и ответственность за выбор;
- «Метод 5С»: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование;
- инструменты «Визуализация», «Красные ярлыки».
Обучающиеся будут уметь:
- анализировать полученную информацию;
- работать в группе;
- наблюдать, сравнивать;
- применять в проектных задачах методы и инструменты «5С», «Визуализация», «Красные ярлыки».
Основная часть
В проектно-деловой игре «Умный дом» представлены следующие персонажи. Персонажи могут давать подсказки обучающимся, их можно использовать в качестве помощников при работе с проектно-деловыми играми.
| Луна – девочка, которая помогает сформировать компетенции бережливой личности. Добрая, самоорганизованная и высокодуховная личность. |
| Слайдер - мальчик в супер очках, которые сканируют загрязнения и поломки. Следит за состоянием одежды и обуви в гардеробе. Он может определять, какая одежда нуждается в стирке или глажке, а также помогает навести порядок в комнатах. |
| Атом - киборг, робот, помогает детям изучать бережливые технологии. Он является экспертом в области экономии ресурсов и учит детей правильно использовать воду, электричество и другие ресурсы. Умеет определять поломки приборов, а также определять уровень заряд батареек. |
Планируемый результат: обучающиеся развивают навыки самодисциплины, ответственности, соблюдения порядка через решение проектных задач с применением методов и инструментов БП: «5С», «Визуализация», «Красные ярлыки».
Перспектива: участники продолжают учиться применять методы и инструменты БП в новых проектно-деловых играх.
1 этап. «Необходимое и ненужное» (2 час).
Необходимое оборудование
Карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования.
Конверты: зеленый, желтый и красный по 2 шт.
Алгоритм организации игры
1.Предложить участникам разбиться на 2 группы.
2.Предложить карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования.
3.Предложить участникам рассортировать предметы по степени «необходимое» в быту, «нужное, но не здесь» и «не нужное» в быту.
4. Каждой группе «необходимое» сложить в зеленый конверт, «нужное» в желтый, «не нужное» в красный (5 мин).
5. Каждой группе решить, что делать с «ненужными» вещами (выкинуть в мусорный контейнер).
6. Обсудить, какие вещи можно отремонтировать, а какие сдать в переработку. Какие пункты приема отходов на переработку вы знаете в нашем городе?
7. Отсортировать «ненужные» по типу: отремонтировать, сдать на переработку, выкинуть в контейнер для ТКО.
8. Сделать вывод, что не все «ненужные» предметы нужно выбрасывать в мусорный контейнер.
ДО обсуждения
ПОСЛЕ обсуждения
9. Обменяться мнениями по поводу проделанной работы, обсудить принятые решения.
Планируемые результаты: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 1 этап метода 5С: сортировку.
2 этап. «Расположи, что осталось» (2 час).
Необходимое оборудование:
Карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования.
Карты с изображениями комнат.
Конверты: зеленый 2 шт.
Алгоритм организации игры:
1. Достать «необходимые» предметы из зеленого конверта.
2. Выбрать из предложенных карточек мебель и оборудование.
3. Предложить детям выбранную мебель и оборудование расположить в соответствии с нужной комнатой.
4.Расположить мебель и оборудование в комнатах так, чтобы Ёжику было удобно;
5. Подведение итогов проделанной работы.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 2 этап метода 5С: соблюдение порядка.
3 этап. «Уборка» (2 час).
Необходимое оборудование:
Карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования.
Карты с изображениями комнат.
Конверты: зеленый 2 шт.
Алгоритм организации игры:
1. Достать «необходимые» предметы из зеленого конверта.
2. Предложить детям найти пару между предметом и мебелью.
3. Метод вытягивания: создать для детей проблемную ситуацию (расположить в комнате предметы с ошибкой) и дать возможность детям найти ошибку;
4. Подведение итогов проделанной работы.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 3 этап метода 5С: содержание в чистоте.
4 этап. Что такое Стандарт? (1 час)
Алгоритм организации игры:
Предложить обучающимся математические раскраски без палитры цветов.
Обучающиеся должны определить, чего не хватает.
Выяснив, что не хватает палитры цветов, обозначающей номера, предложить придумать свои обозначения цветов.
Раскрасить изображение с учетом придуманных цветов.
Посмотреть на результат работы, убедиться в несоответствии цветов.
Показать обучающимся изображение, раскрашенное с учетом изначальных условий.
Объяснить обучающимся, почему отсутствие инструкции или искажение условий задачи приводит к неправильному результату.
5 этап. «Стандарт моего дня» (2 час).
Алгоритм организации игры:
1. Предложить участникам разбиться на 2 группы.
2.Предложить карточки с изображениями процессов деятельности в течении дня.
3.Предложить детям составить распорядок дня, используя только 12 процессов из 24, необходимо уложиться в 10 минут).
4. Обменяться мнениями по поводу проделанной работы, обсудить принятые решения.
Необходимое оборудование:
Карточки с изображениями процессов деятельности в течении дня.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 4 этап метода 5С: стандартизацию.
Задание на дом: составить свой распорядок дня.
6 этап. Разработка стандарта «Бережливое утро» (1 час).
Алгоритм организации игры:
1.Предложить участникам разбиться на 2 группы.
2.Предложить карточки с изображениями процессов деятельности в утреннее время.
3 минуты | 5 минут | 10 минут | 2 минуты |
| | | |
10 минут | 1 минута | 10 минут | 10 минут |
| | | |
10 минут | 5 минут | 2 минут | 2 минут |
| | | |
5 минут | 15 минут | 30 минут | 20 минут |
| | | |
Предложить обучающимся выбрать нужные карточки и распределить по порядку.
Посчитать полученное время.
Предложить обучающимся выбрать карточки, чтобы получилось 45 минут.
Обсудить, почему некоторые карточки не вошли в алгоритм, почему некоторые процессы необходимо выполнить вечером (подготовка одежды, сбор портфеля, выполнение уроков).
Составить чек-лист (стандарт) «Бережливое утро».
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 4 этап метода 5С: стандартизацию.
Задание на дом: произвести замер этапов сбора в школу в утреннее время.
7 этап. Разработка стандарта «Бережливая парта» (1 час).
Алгоритм организации игры:
1.Предложить участникам разбиться на 2 группы.
2.Предложить карточки с изображениями школьных парт и предметов на них.
Предложить обучающимся выбрать бережливые парты и не очень.
Обсудить полученные результаты.
Предложить реализовать бережливую парту по образцу.
Повторять полученный результат перед каждым занятием.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 4 этап метода 5С: стандартизацию.
Задание на дом: реализовать бережливую парту на рабочем столе дома.
8 этап. «Умные приборы» (2 час).
Необходимое оборудование:
Картинка с вариантами визуализации в жизни.
Ручки, цветные карандаши, маркеры.
Алгоритм организации игры:
1.Предложить участникам разбиться на группы.
2. Предложить рассмотреть смысловые значения сигнальных цветов.
Предложить группам угадать, что обозначают сигналы на предложенных картинках
| Предупреждающие знаки, запрещающие действия при утечке бытового газа |
| Предупреждающие знаки по соблюдению мер профилактики вирусных заболеваний |
| Предупреждающие знаки по электробезопасности |
| Предупреждающие знаки при ведении строительных работ |
| Классы энергопотребления бытовой техники |
| Графическое изображение с предупреждающим указанием возрастной группы для игрушек, не предназначенных для детей до 3-х лет |
| Знак вторичной переработки сырья. Означает экологичность упаковки и полную биоразлагаемость |
| Графическое изображение общественного туалета |
| Предупреждающие знаки опасных и ядовитых веществ |
4. Предложить группам придумать свое графическое обозначение умных приборов в быту.
5. Каждой группе презентовать свои графические обозначения.
6. Обменяться мнениями по поводу проделанной работы, обсудить принятые решения.
7. Обучающимся предложить раскрасить комнату и подумать, кто в ней живет. Почему? Найти правильный план комнаты.
8. Обменяться мнениями по поводу проделанной работы, обсудить принятые решения.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять инструмент «Визуализация».
9 этап. «Привычка» (2 час).
Необходимое оборудование:
Карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования.
Конверты: зеленый, желтый и красный.
3.Карты с изображениями комнат.
4. Красные стикеры.
Алгоритм организации игры:
1.Предложить участникам разбиться на группы.
2. Предложить участникам рассмотреть разные картинки кухни.
Участникам необходимо найти ошибки в расположении предметов или мебели на кухне. Ошибки отметить красными стикерами.
Соседним группам обменяться картинками кухни и рассмотреть решение другой группы, обменяться мнениями о проделанной работе между группами.
5.Предложить карточки с изображениями предметов, мебели, оборудования Белки.
6.Предложить детям выбрать «необходимое» и «ненужные» предметы в быту Белки.
7. Повторить этапы сортировки предметов, мебели и оборудования из этапа 1.
8. Предложить детям выбранную мебель и оборудование расположить по нужным комнатам.
9.Расположить мебель и оборудование в комнатах так, чтобы Белке было удобно.
10.Определить недостающие предметы.
11. Обменяться мнениями по поводу проделанной работы, обсудить принятые решения.
Планируемый результат: обучающиеся при решении проектных задач продолжают учиться применять 5 этап метода 5С: совершенствование и инструмент «Красные ярлыки».
Список литературы для педагога
ГОСТ Р 56407-2023. Бережливое производство. Основные инструменты и методы их применения – М., Стандартинформ, 2015 г. – 24 с.
ГОСТ Р 56907 – 2016. БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Визуализация - М., Стандартинформ, 2017 г. – 11 с.
Давыдова Н. С. Бережливое производство как философия жизни. В мыслях и притчах — «Издательские решения», 28 с.
Давыдова Н. С. Путь бережливой личности. Особенности пути —«Издательские решения», 64 с.