Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Габдуллы Тукая города Димитровграда Ульяновской области»
Зайдуллина Анжелика Равильевна
старший вожатый
Методическая разработка
Профилактическая работа с подростками в МБОУ СШ №22 для несовершеннолетних по направлению "Профилактика вредных привычек"
Актуальность
Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
В последнее десятилетие для России безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.
Так как подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к “группе риска”. Эта группа несовершеннолетних выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.
Для более успешной профилактической работы с подростками “группы риска” необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:
Социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы;
Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами.
Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на психолого-педагогическую коррекцию личности “трудного” подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов.
Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками по профилактике вредных привычек.
Как показывает многолетний опыт практической деятельности по профилактике преступлений и правонарушений, при организации профилактической работы, как правило, недооценивается роль внеурочной деятельности.
Деятельность в сфере внеурочной деятельности увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и внеурочной деятельности может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства, что и делают работники МБОУ СШ №22.
Одним из важных вопросов с которым приходится сталкиваться во время работы с подростками , это то, что у многих из них имеются вредные привычки, т.е. привязанность к употреблению ПАВ: курение, алкоголизм и наркомания.
Эти вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности взрослых, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам ребенок, естественно, ничего такого не замечает.
Поэтому, как правило, в подростковом возрасте, ребенок приобретает все более серьезные дурные привычки. Профилактика вредных привычек подростков должна проводиться в каждой семье, и была бы более действенной, если бы взрослые, подающие пример своему ребенку, сами не были подвержены влиянию таких привычек.
Ведь переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.
В это время подросток пытается обрести свое взрослое “Я”. Эти поиски своего нового “Я”, а также моральные и физические искания могут приводить к стрессам и возникновению трудностей в общении со взрослыми. Выглядя взрослыми и уже не чувствуя себя детьми, подростки очень переживают, что их не воспринимают как взрослых и что в силу возраста они все еще ограничены в свободе действий.
В общественной жизни подростка важным моментом являются их личные привязанности. В этом возрасте они стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы до принадлежности к одной группе или команде. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от взрослых и быть принятым среди сверстников: начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, использовать в своем поведении так называемые атрибуты взрослой жизни(косметика, манеры поведения, сигареты, спиртные напитки и т.п.). Но знания подростков о влиянии алкоголя и табака и наркотиков на организм человека не удерживают их от проб этих веществ.
Знание психологических особенностей детей подросткового возраста позволило разработать направление “Азбука здоровья: профилактика вредных привычек”.
Цель:
Задачи:
Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании, табакокурении и алкоголизма;
Дать представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия алкоголя, наркотиков и курения, умение сказать “Нет”;
Изменение отношения детей к вредным привычкам;
Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Этапы реализации направления:
Первый этап – организационный (январь) – непосредственное планирование с учетом обстановки и рекомендаций специалистов, изучение потребностей и запросов детей, выявление особенностей развития ребёнка, сформированности у него определенных личных качеств, уровня развития знаний, умений и навыков.
Второй этап – деятельностный(февраль-ноябрь) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый(декабрь) – анализ работы, отчет. Планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Кадровое обеспечение:
Педагоги МБОУ СШ №22;
Специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ);
Волонтеры (привлечение студентов).
Методы работы:
В работе с подростками применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
Метод переключения (занятия подростка трудом , учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы работы:
Ожидаемый результат:
Усвоение детьми понятия устойчивого здорового развития личности, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью;
Приобретение навыков и умений выхода из кризисных ситуаций.
Используемая литература:
Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц.практик/ Министерство образования и науки РФ.-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.