Методическая разработка профориентационного мероприятия.
Тема: «Знакомство с профессиями: кинолог, строитель, фитоповар».
(целевая аудитория- мероприятие предназначено для обучающихся 7–11 классов средних школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования).
Цель - формирование представления о профессиях «фитоповар», «кинолог» и «строитель», привлечение внимания к специальностям, востребованным на рынке труда, содействие осознанному профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Представить характерные черты и содержание профессий.
2. Раскрыть перспективы карьерного роста и развития в указанных сферах.
3. Продемонстрировать привлекательность профессий, вызвать интерес к рабочим специальностям.
4. Активизировать мотивацию к профессиональному самоопределению и осознанному выбору специальности.
5. Помогать выявить склонности и таланты учащихся к определенным сферам деятельности.
Форма проведения: интерактивная лекция с элементами ролевой игры, демонстрацией фотографий и видеосюжетов, обсуждением и вопросами участников.
Материально-техническое оснащение:
компьютер с выходом в интернет;
проектор и экран;
раздаточные материалы (листовки, брошюры, тесты);
ручки и тетради для записи.
Ожидаемые результаты:
Повышение осведомлённости учащихся о профессиях фитоповара, кинолога и строителя.
Интерес к рабочей деятельности и профессии.
Активизация процесса профессионального самоопределения.
Формирование положительного отношения к рабочему труду и выбору специальности.
План мероприятия:
Организационный этап (5 мин).
Приветствие участников, пояснение целей и задач мероприятия, анонс главных этапов занятия.
Информационный блок (15 минут)
Преподаватель делится информацией о трёх профессиях:
2.1. Фитоповар
Обязанности и специфика работы: создание блюд из натуральных ингредиентов, травяных сборов, рецептов народной медицины.
Требования к образованию и квалификации: медицинские знания, кулинарные навыки, биология и химия.
Зарплата и карьерные перспективы: ресторанный бизнес, санатории, клиники, фермерские хозяйства.
2.2. Кинолог
Должностные обязанности: дрессировка собак, обучение охранной службе, патрулированию, сопровождению инвалидов.
Компетенции и образование: ветеринария, зоопсихология, зоотехния.
Доходы и профессиональный рост: МВД, МЧС, частные агентства охраны, питомники.
2.3. Строитель
Рабочие обязанности: строительство зданий, сооружений, ремонт квартир, отделка помещений.
Квалификация и обучение: строительные колледжи, курсы переподготовки, профессиональное училище.
Заработок и перспективы: государственные стройфирмы, коммерческие подрядчики, индивидуальное предпринимательство.
3. Просмотр видеороликов (5 мин)
Просмотр короткометражных сюжетов о буднях представителей профессий, демонстрация рабочих процессов, примеров выполненных проектов.
4. Ролевая игра «Представь профессию!» (10 мин)
Участникам предлагают представить себя представителем одной из профессий и рассказать классу о своём рабочем дне, достижениях и впечатлениях. Ведётся интерактивное обсуждение достоинств и недостатков каждой профессии.
5. Тестирование и опрос (10 мин)
Проведение теста на профессиональную пригодность, выяснение интересов и наклонностей участников к конкретным областям деятельности.
6. Обратная связь и итоги (5 мин)
Вопросы участников, подведение итогов мероприятия, пожелания и рекомендации по дальнейшему изучению профессий.
Приложение 1
Тест на профпригодность «Выбор профессии: фитоповар, кинолог, строитель».
Инструкция: Прочитайте внимательно утверждения ниже и выберите тот ответ, который больше всего отражает ваши предпочтения и склонности. Старайтесь отвечать честно и искренне, ведь от результата зависит ваше будущее профессиональное самоопределение.
Часть 1. «Интересы и склонности»
Вам интереснее всего:
А) Готовить вкусные и здоровые блюда дома или в кафе.
Б) Общаться с животными, ухаживать за ними, помогать их хозяевам.
В) Работать руками, строить, сооружать конструкции, видеть результат своего труда.
Вас привлекает возможность:
А) Изучать рецепты народных кухонь, собирать травы и специи.
Б) Заниматься животным миром, ветеринарией, изучать поведение собак.
В) Проектировать интерьеры, чертить планы домов, заниматься ремонтом.
Ваши хобби связаны с:
А) Кулинарией, выпечкой, выращиванием зелени и овощей.
Б) Собачьими породами, прогулками с домашними любимцами, чтением книг о животных.
В) Ремонтами, дизайном интерьера, строительством дачи или гаража.
Когда вы думаете о любимой работе, вы видите себя:
А) Работающим шеф-поваром в ресторане.
Б) Специалистом по уходу за животными или специалистом полиции-кинологом.
В) Мастером-строителем, архитектором, дизайнером интерьера.
Ваш идеальный рабочий день проходит:
А) В уютной кухне ресторана, где готовят натуральные блюда.
Б) В кругу четвероногих друзей, заботливо ухаживающих за ними.
В) На строительной площадке, воплощающей проекты в реальность.
Часть 2. «Склонности и способности»
Ваша самая сильная сторона:
А) Творческий подход к кулинарии, изобретательность в рецептуре.
Б) Любовь к животным, терпение и эмпатия.
В) Логическое мышление, пространственное воображение, аккуратность.
Вы предпочитаете работать:
А) Один или в маленькой команде, где важна инициатива и творчество.
Б) Среди дружелюбных коллег, любите общество и помощь другим.
В) Вместе с командой мастеров, выполняя поставленные задачи.
Вы хорошо умеете:
А) Экспериментировать с рецептами, придумывать оригинальные сочетания вкусов.
Б) Устанавливать доверительные отношения с животными и людьми.
В) Читать чертежи, разбираться в строительных материалах и инструментах.
Ваше свободное время вы бы предпочли посвятить:
А) Исследованию рецептов национальной кухни и домашней выпечке.
Б) Общению с животными, волонтёрству в приюте.
В) Изучению строительства, дизайну интерьеров, ремонту квартиры.
Самое приятное вознаграждение за вашу работу — это:
А) Восхищение клиентов вкусом блюд.
Б) Радостные глаза питомца, которого вы вылечили или помогли вырастить.
В) Готовый объект, которым гордитесь и наслаждаетесь результатом.
Результаты теста:
Если большинство ваших ответов совпадают с буквами A, то вы склонны к профессии ФИТОПОВАРА.
Если преобладают буквы B, то вас привлечёт профессия КИНОЛОГА.
Если ответы отмечены буквой C, то у вас высокие шансы проявить себя в профессии СТРОИТЕЛЯ.
Помните, что выбор профессии — важный шаг, и важно учитывать не только свои интересы, но и способности, ценности и жизненные приоритеты. Желаем удачи в вашем профессиональном определении!
Приложение 2
Кроссворд «Мир профессий»
По горизонтали:
Врач, лечащий зубы.
Человек, создающий программное обеспечение для компьютеров.
Специалист, работающий с финансами предприятия, ведет бухгалтерию.
Мастер, ремонтирующий электрооборудование.
Тот, кто готовит пищу в заведениях общественного питания.
Специалист, диагностирующий заболевания сердца и сосудов.
Специалист, ведущий юридические консультации и защищающий интересы клиента в суде.
Архитектор, создающий дизайн интерьеров жилых и общественных помещений.
Специалист, управляющий автомобилем, автобусом или грузовиком.
Артист балета или танца.
По вертикали:
Специалист, разрабатывающий проекты инженерных конструкций и зданий.
Работник почты, доставляющий корреспонденцию и посылки.
Военнослужащий авиации, пилотирующий самолеты или вертолеты.
Человек, продающий товары и услуги покупателям.
Художник, специализирующийся на изображении живых существ.
Профессионал, осуществляющий стрижку волос и укладку причёсок.
Работник сельского хозяйства, занятый производством зерна, молока, мяса.
Работник библиотеки, ответственный за выдачу книг читателям.
Сотрудник банка, принимающий вклады и консультирующий клиентов по финансовым услугам.
Специалист, выполняющий фотографирование людей, объектов и событий.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали:
стоматолог
программист
бухгалтер
электрик
повар
кардиолог
адвокат
дизайнер
водитель
танцор
По вертикали:
архитектор
почтальон
лётчик
продавец
анималист
парикмахер
фермер
библиотекарь
консультант
фотограф