Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ивановская коррекционная школа-интернат №2»
153027, Иваново, ул. Маршала Жаворонкова, 3 тел./факс (4932) 33-23-68
e-mail: [email protected] ИНН/КПП 3702315222/370201001
Рассмотрено на Педагогическом совете протокол № 1 от 28 августа 2020 г. | | Утверждаю Директор ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №2» ________ Смирнова Т.В. приказ № 98 от 28.08.2020 г. |
Рабочая программа
кружка
«Палитра»
1-4 класс
Составитель:
Кривова М.В.
Год составления программы: 2020
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| | |
1. | Пояснительная записка. | |
2. | Общая характеристика курса | |
3. | Описание места курса в плане внеурочной деятельности | |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания программы | |
5. | Требования к уровню подготовки учащихся. Ожидаемый результат. | |
6. | Содержание программы | |
7. | Тематическое планирование | |
8. | Материально-технического обеспечение образовательного процесса | |
9. | Приложение к программе | |
9.1 | Календарно-тематическое планирование | |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Палитра» составлена на основе:
Конституции РФ (ст. 43, 44);
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Зарегистрирован в Минюсте № 35847 от 03. 02. 2015);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10.07.2015 г. №26;
Устава ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа-интернат № 2»;
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские педагоги и психологи. Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так, как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Каким будет мир вокруг, зависит от нас и от того, что мы заложили в сознании наших детей. Что определяет человека и характеризует его в обществе? - Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира: как мыслит, чувствует мир и красоту вокруг. Главная цель художественного воспитания детей – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Программа кружка «Палитра» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства. Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир живописи и рисунка
Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
2. Общая характеристика курса
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности рисование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В рисовании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. .
живопись - Занятия живописью формируют вкус, развивают воображение. Они учат замечать красоту вокруг себя, воссоздавать ее посредством изобразительного искусства, а также выражать на бумаге собственные идеи, фантазии в виде визуальных образов. Неважно, что детские рисунки гораздо менее точны и реалистичны, чем работы взрослых художников. Главное, что ребенок постепенно учится говорить на языке искусства.
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.
Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.
Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями
рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.
В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа
Значение рисунка и живописи для развития ребенка
– Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок
— конечный, видимый результат его деятельности;
– Занимаясь живописью, дети приобщаются к искусству и культуре; – Учатся выражать в рисунках свои чувства и эмоции;
– Учатся распоряжаться своим временем, может занять себя рисованием;
– Развивается творческий подход, то есть изображение окружающего его мира (например, лета, осени) или одного объекта в разных вариантах;
– Совершенствуется воображение, пространственный интеллект;
– Занятия живописью — это очень важная подготовка к школе, рисование способствует развитию мелкой моторики;
– Воспитывается дисциплина, усидчивость;
– Развивается мышление, то есть ребенок обдумывает замысел своего рисунка;
– Ребенок учится вести диалогическую речь, объясняет, что он нарисовал, почему и т. д.;
– Ребенок учится сравнивать и обобщать;
– Занимаясь живописью, становится «Творцом мира». Он создает свой мир и это очень важно.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи:
Обучающие
художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, координацию.
Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
Развивающие:
Развитие внимания, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству.
Расширение коммуникативных способностей детей.
приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа кружка «Палитра» адаптирована для слабовидящих учащихся начальной школы (1-4 кл) в рамках внеурочной деятельности АООП НОО. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых рисунков до коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей на листе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Кружковая форма работы позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы и методы работы с воспитанниками на занятиях кружка
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ поэапно.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным, региональным, базисным учебным планом школы программа кружка «рассчитана на год .
1 год обучения – 33 недели, и. Всего 33 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов работы кружка « » является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей.
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ценность истины– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание важности и необходимости здорового образа жизни семьи; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду и окружающему миру в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к природе своего края.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностные результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Предметные результаты:
-Знакомство детей с живописью
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать композицию
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- Воспитание интереса к искусству
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе внеурочной деятельности воспитанники:
– научатся различным приемам работы с гуашью, карандашами;
– будут знать основные понятия;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать предметы; создавать рисунки, пользуясь инструкционными картинками;
– будут создавать композиции с предметами , выполненными в технике гуашь, карандаши, фломастеры;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством;
– овладеют навыками культуры труда;
- научатся работать в сотрудничестве с другими детьми, имеют собственное мнение, уважают и прислушиваются к мнениям других членов группы.
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе, основанные на взаимоуважении и доверии.
Модель выпускника кружка
- интеллектуальный, эстетически развитый младший школьник, обладающий ценностно-смысловыми качествами, способный самостоятельно решать композиционные задачи.
6. Содержание программы
Учебный год в 3-м 4-м и 1-м классе начинается со знакомства с материалами и принадлежностями для живописи, начальных упражнений в технике акварели, смешении красок, растяжках цвета непрерывных и прерывистых, заливках. Необходимо ознакомить учеников с основной терминологией, без которой невозможно двигаться дальше ( понятие тона, цветовой гаммы, контрастных цветов, теплохолодности). После выполнения упражнений переходим к живописному решению натюрмортов.
К концу 1 класса учащиеся должны знать и уметь:
- технические приемы работы гуашью (направление, виды мазка);
- технические приемы работы акварелью (заливка, лессировка, мазок по форме, работа «по-сырому», 3 качества мазка);
- основные понятия цветоведения (цветовой круг, основные и составные, теплые и холодные, дополнительные, контрастные, нейтральные цвета);
- понятие локальный цвет и его изменение в зависимости от освещения;
- понятие рефлекс и его изменение в зависимости от среды;
- владеть инструментами гуашевой и акварельной живописи смешивать краски на палитре;
- вести работу с натуры;
Актуальность программы:
Концепция программы заключается в строгой последовательности изучения базовых законов и правил композиции, живописи и рисунка.
Данная программа позволяет получить фундаментальные знания в области изобразительного искусства, а также развить творческое воображение учащихся посредством введения заданий на развитие образного мышления, познакомиться с особенностями ведения творческой работы в различных материалах, таких как бумага различных качеств, акварель, гуашь.
Целью программы является приобщение к художественному творчеству и изобразительной деятельности, изучение базовых предметов и закрепление теоретического материала. Развитие в каждом ребёнке уверенности в своих возможностях и способах овладения искусством, для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.
Цели и задачи программы:
- гармоническое развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям;
- развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости, интереса и способности к художественной деятельности;
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета,
композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения;
- формирование первоначальных знаний, умений, навыков в реалистическом изображении натуры средствами живописи на плоскости листа в условном пространстве;
- умение раскрыть тему средствами различных жанров изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр;
- формирование способности к творческой интерпретации, эмоциональному отношению к изображению.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Упражнение в заливках. Смешение красок (ступенчатое и непрерывное) | 1 | 1 | 1 |
2. | Подделка из картона | 1 | 3 | 4 |
3. | Рисунок фломастерами | 1 | 2 | 3 |
4. | Рисунок ко дню матери | 1 | 2 | 3 |
5. | Постановка из 2-3-х предметов простейшей формы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т.д.) Решение локального цвета в свете и тени | 1 | 3 | 4 |
7. | Подделка на тему новый год | 1 | 2 | 3 |
8. | Подделка к празднику 23 февраля | 1 | 2 | 3 |
9 | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 |
10 | Свободная тема | 1 | 4 | 5 |
10 | Впереди - лето! | 1 | 2 | 3 |
11 | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 11 | 23 | 34 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесс
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | С писок литературы для учителя |
3. Технические средства обучения |
20 21 22 | доска компьютер проектор |
4. Экранно-звуковые пособия |
23 | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. |
7. Оборудование класса |
24 25 26 27 28 29 | Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. Принадлежности для рисования : Акварель, гуашь, палитры, кисточки , альбомы для рисования, цветная бумага и картон |
9. Приложение
9.1. Календарно-тематическое планирование «Палитра»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 2019-2020 уч. год
№ п/п | Тематическое планирование | Дата проведения | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Упражнение в заливках. Смешение красок (ступенчатое и непрерывное) | 01.09 | | 1 ч. | Знакомство с акварелью и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
2-5 | Подделка из картона | 08.09 15.09 22.09 29.09 | | 4 ч. | Работа с цветным картоном Подделка «фотоаппарат» | Познавательные - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - целеполагание; Личностные - бережное отношение к работе |
6-9 | Пейзаж | 06.10 13.10 20.10 | | 3 ч. | Рисуем осенний пейзаж, техника на выбор (фломастеры, гуашь, карандаши) | П ознавательные - поиск и выделение информации; - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; -умение анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. -умение выражать свои мысли полно и точно; оформлять свою мысль в рисунках Регулятивные -учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; - бережное отношение к инструментам, материалам. развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера. |
10-13 | Рисунок ко дню матери | 17.11 24.11 | | 2 ч. | На выбор подделка или рисунок |
14-18 | Постановка из 2-3-х предметов простейшей формы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т.д.) Решение локального цвета в свете и тени | 01.12 08.12 15.12 | | 3ч | Натюрморт из двух предметов Техника на выбор(гуашь, акварель, фломастеры) |
19-21 | Подделка на тему новый год | 22.12 29.12 | | 2ч | Композиция новый год |
22-25 | Подделка к празднику 23 февраля | 12.01 19.01 26.02 | | 3ч | 23 февраля- международный мужской день делаем подделку | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Л 14 ичностные - нравственно- этическое оценивание; |
26-29 | Цветы к празднику 8 марта | 02.02 09.02 16.02 | | 3ч | 8 марта – международный женский праздник. На выбор рисунок на бумаге- композиция из цветов и Складывание цветов из бумаги . Оформление композиций и поздравительных открыток, подделок | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; -бережное отношение к работе |
30-35 | Свободная тема | 02.02 16.03 06.04 13.04 20.04 | | 5ч | Свободная тема на выбор | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание -бережное отношение к работе |
35-39 | Впереди - лето! | 27.04 04.05 11.05 18.05 | | 4 ч. | Лето- хочется выбраться на пляж, позагорать, отдохнуть у моря и понежиться на тёплом солнышке. Рисуем картину с пляжем. Для рисования будем использовать чёрный фломастер контур и разноцветные фломастеры | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание |
40-41 | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 25.05 | | 2ч | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |