Во 2 классе продолжается знакомство учащихся с большинством инструментов ИКТ деятельности для решения образовательных задач в начальной школе. Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, описание практической деятельности по формированию ИКТ-компетентности учащихся выстраивается в соответствии с логикой их формирования внутри учебных предметов: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, математики, изобразительного искусства.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Образовательной программы школы, авторского пособия «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Е.И.Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. – Работаем по новым стандартам.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» непрерывная длительность просмотра изображений с доски или экрана отраженного свечения составляет 10-15 минут, работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 мин. Авторами А.А.Силаевым Л.Ю. Кузнецовым и др. в письме «Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером» кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Росздрава указано на то, что дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день.
Продолжительность учебной деятельности составляет 34 недели, в неделю допускается – не более 3-4 уроков с ИКТ, Задействовано во 2 классе 6 предметов, на каждом уроке по 10 минут. Каждый проект рассчитан на 1-3 недели.
Проект № 1 «Техника безопасности при работе с ПК. Правила работы на ПК» |
1 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 3. 11.09 | 4. 07.09 | 1. 04.09 | 2. 05.09 | 5. 10.09 | 6. 13.09 |
| Повторение клавиатурного письма (Клавиатурный тренажер) | Передача информации на ПК с помощью букв (Напечатать имена любимых героев прочитанных летом книг) | Назначение ПК. Техника безопасности при работе с ПК | Правила работы на ПК (Включение и выключение) | Передача информации на ПК с помощью цифр. (Математический тренажер) | Знакомство с правилами жизни людей в мире информации (Избирательность в потреблении информации) |
ИКТ-компетентность | Повторение о назначении компьютера (Познавательные УУД) Использование безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичных приемов работы с ПК (Познавательные УУД) Знакомство с правилами жизни людей с в мире информации (Личностные УУД) Передача информации с помощью букв и цифр (Познавательные УУД) |
Проект № 2 «Знакомство с устройствами для фиксации (записи) информации» |
2 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 19.09 | 2. 14.09 | 3. 25.09 | 4. 12.09 | 5. 27.09 | 6. 04.10 |
| Знакомство с диктофоном (Назначение устройства, включение и выключение) | Знакомство с микрофоном и наушниками (Назначение устройства, включение и выключение) | Знакомство с видеокамерой (Назначение устройства, включение и выключение) | Знакомство с цифровым фотоаппаратом (Назначение устройства, включение и выключение) | Знакомство с документкамерой или интерактивным планшетом (Назначение устройства, включение и выключение) | Знакомство со сканером (Назначение устройства, включение и выключение) |
ИКТ-компетентность | Знакомство с устройствами для фиксации (записи) информации (Познавательные УУД) Использование безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичных приемов работы с ПК и другими средствами ИКТ (Познавательные УУД) Формирование представлений о возможности фиксации информации и сохранение ее во времени (Познавательные УУД) Приобретение первых технических навыков при работе с устройствами для фиксации информации (Познавательные УУД) Знакомство с правилами жизни людей в мире информации (Личностные УУД) Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД) Использование результатов действия для выполнения оценки выполненного действия и его коррекции (Регулятивные УУД) Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД) |
Проект № 3 «Знакомство с технологией фиксации (записи) информации» |
3 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 08.10 | 3. 02.10 | 2. 09.10 | 4. 26.09 | 5. 09.10 | 6. 18.10 |
| Возможности работы с диктофоном (Понятие текстовой информации. Запись звука, микро-рассказа, микро-интервью) | Возможности работы с микрофоном и наушниками (Понятие знаковой информации. Расположение микрофона, размер громкости речи при использовании изолирующих наушников. Запись) | Возможности работы с видеокамерой (Понятие видеоинформации. Выбор вида для съемки, съемка, возможные варианты объектов съемки) | Возможности работы с цифровым фотоаппаратом (Понятие о цифровых фотографиях. Выбор вида для съемки, возможные варианты объектов съемки) | Возможности работы с документкамерой или интерактивным планшетом (Возмохности демонстрации информации. Размещение объекта, отражение изображения на ПК) | Возможности работы со сканером (Возможности фиксации информации. Размещение объектов сканирования. Операции при простейшем сканировании объекта) |
ИКТ-компетентность | Формирование представлений о качестве, об отборе и цели фиксации информации (Познавательные УУД) Выполнение простых заданий по фиксации (записи) информации в простейших ситуациях (Познавательные УУД) Формирование базовых представлений о различных видах информации (Познавательные УУД) Фиксация результатов, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД) Приобретение первых технических навыков фиксации информации цифровых образов реальности с помощью средств ИКТ (Коммуникативные УУД) Уважение к информации о частной жизни (Личностные УУД) |
Проект № 4 «Знакомство с технологией извлечения записанной информации» |
4 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 19.10 | 3. 23.10 | 2. 16.10 | 4. 10.10 | 5. 29.10 | 6. 01.11 |
| Извлечение информации записанной с помощью диктофона | Извлечение информации записанной с помощью микрофона | Извлечение информации записанной с помощью видеокамеры | Извлечение информации записанной с помощью цифрового фотоаппарата | Извлечение информации записанной с помощью документкамеры или интерактивного планшета | Извлечение информации записанной с помощью сканера |
| Извлечение хранящейся в устройстве ПК видимой и слышимой информации для формирования базовых представлений деятельности Демонстрация детьми того, как они умеют на устройствах, подключенных к ПК, извлекать информацию: выбор объекта, просмотр информации |
ИКТ-компетентность | Формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации (познавательные УУД) Формирование первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта (Познавательные УУД) Знакомство с принципами работы различными средствами ИКТ (Познавательные УУД) Фиксация результатов образовательной деятельности (Регулятивные УУД) Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД) Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД) |
Проект № 5 «Знакомство с технологией переноса и прямого ввода информации в ПК» |
5 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 02.11 | 2. 16.11 | 3. 21.11 | 4. 28.11 | 5. 15.11 | 6. 29.11 |
| Перенос и прямой ввод информации в ПК с диктофона | Перенос и прямой ввод информации в ПК с использованием микрофона с наушниками | Перенос и прямой ввод информации в ПК с видеокамеры | Перенос и прямой ввод информации в ПК с цифрового фотоаппарата | Перенос и прямой ввод информации в ПК с документкамеры или интерактивного планшета | Перенос и прямой ввод информации в ПК со сканера |
| Самостоятельная деятельность обучающихся по подключению устройств Прямой ввод в личное пространство информации с устройства, подключенного к ПК Перенос и прямой ввод информации в процессе выполнения творческих заданий |
ИКТ-компетентность | Формирование базовых представлений об универсальности ПК как информационного устройства (Познавательные УУД) Формирование базовых представлений о вводе информации (Познавательные УУД) Приобретение простейших технологических навыков по подключению устройств и переносу файлов (Познавательные УУД) Фиксация результатов образовательной деятельности, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД) Формирование собственного информационного пространства (Личностные УУД) 4. Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД) |
Проект № 6. Коллективный проект «Загадки» |
6 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 12.11 | 2. 07.12 | 5. 18.12 | 4. 05.12 | 6. 11.12 | 3. 13.12 |
| Запись собственной устной речи в виде звукового файла (Проба пера. Создание загадок и запись рабочих материалов на диктофон) | Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись загадки на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) | Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета загадки) | Определение роли и места иллюстративного ряда (Создание иллюстративного ряда с использованием цифрового фотоаппарата) | Создание компьютерного альбома (Определение количества страниц альбома загадок и их оформление. Просмотр и обсуждение готового проекта) | Создание иллюстраций как информационных объектов (Подбор и сканирование иллюстраций к загадкам) |
ИКТ-компетентность | Формирование умения записывать и прослушивать собственный голос для использования в учебной задаче (Познавательные УУД) Формирование умения использовать цифровые фото и видеофиксации для учебных и творческих задач (Познавательные УУД) Формирование умения разместить свою работу в информационной среде для презентации (Познавательные УУД) |
Проект № 7. Организация системы папок для хранения собственной информации в ПК |
7 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 2. 17.12 | 1. 2 1.12 | 3. 25.12 | 6. 26.12 | 4. 24.12 | 5. 20.12 |
| Имя папки. Ввод имени папки с клавиатуры, переименование. | Папка-объект на ПК. Создание папки. | Перемещение папок. Работа со внешними накопителями. | Удаление папок и их восстановление. | Древовидная структура папок. Папка верхнего уровня. | Нахождение нужной папки через проводник. |
ИКТ-компетентность | Создание цифрового портфолио учебных достижений (Регулятивные УУД) Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащихся (Познавательные УУД) Критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия (Личностные УУД) Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД) |
Проект № 8. Коллективный проект «Пословицы» |
8 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 15.01 | 2. 16.01 | 5. 17.01 | 4. 10.01 | 6. 24.01 | 3. 23.01 |
| Запись собственной устной речи в виде звукового файла (Выбор и запись пословиц на диктофон) | Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись пословицы на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) | Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета пословицы) | Определение роли и места иллюстративного ряда (Создание иллюстративного ряда с использованием цифрового фотоаппарата) | Создание компьютерного альбома (определение количества страниц альбома пословиц и их оформление. Просмотр и обсуждение готового проекта) | Создание иллюстраций как информационных объектов (Подбор и сканирование иллюстраций к пословицам) |
ИКТ-компетентность | Формирование умения записывать и прослушивать собственный голос для использования в учебной задаче (Познавательные УУД) Формирование умения использовать цифровые фото и видеофиксации для учебных и творческих задач (Познавательные УУД) Формирование умения разместить свою работу в информационной среде для презентации (Познавательные УУД) |
Проект № 9. Индивидуальный проект «Моя любимая игрушка» |
9 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 01.02 | 2. 25.01 | 5. 31.01 | 4. 24.01 | 6. 06.02 | 3. 06.02 |
| Запись собственной устной речи в виде звукового файла (Проба пера. Создание рассказа и запись рабочих материалов на диктофон) | Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись рассказа на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) | Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета рассказа) | Определение роли и места иллюстративного ряда (Создание иллюстративного ряда с использованием цифрового фотоаппарата) | Создание компьютерного альбома (Определение количества страниц альбома рассказов и их оформление. Просмотр и обсуждение готового проекта) | Создание иллюстраций как информационных объектов (Подбор и сканирование иллюстраций к рассказам) |
ИКТ-компетентность | Формирование умения записывать и прослушивать собственный голос для использования в учебной задаче (Познавательные УУД) Формирование умения использовать цифровые фото и видеофиксации для учебных и творческих задач (Познавательные УУД) Формирование умения разместить свою работу в информационной среде для презентации (Познавательные УУД) |
Проект № 10, № 11. Проект «Пластилиновая сказка» |
10 11 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 1. 08.02 | 5. 28.02 | 4. 14.02 | 2. 21.02 | 6. 06.03 | 3. 13.03 |
| Первоначальный опыт работы со звуковыми файлами (Работа с текстом сказки и придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом) | Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами (Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста) | Первоначальный опыт работы с видеофрагментами (Один учащийся выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры, остальные осуществляют действие в кадре, переставляя героев в декорации в соответствии с задуманным сюжетом) | Создание информационных объектов мультипликации (Лепка персонажей из пластилина и установка их на площадке для съемки) | Анализ и редактирование видеоряда (Просмотр отснятого материала, удаление лишних кадров) | Создание информационных объектов мультипликации (Изготовление декораций и установка их на площадке для съемки) |
ИКТ-компетентность | Критическое отношение к информации, избирательность ее восприятия (Личностные УУД) Оценка условий, хода и результатов действий выполняемых в информационной среде (Регулятивные УУД) Выступление с аудиовизуальной поддержкой (Коммуникативные УУД) Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (Познавательные УУД) Создание натурной мультипликации с использованием инструментов ИКТ: комиьютера, сканера, микрофона и видеокамеры (Познавательные УУД) |
Проект № 12. Проект «Исследование воды» (изучение воды как вещества, обладающего определенными свойствами) |
12 | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Технология | Математика | ИЗО |
Дата | 2. 07.03 | 1. 12.03 | 4 05.03 | 3. 07.03 | 5. 20 .03 | 6. 05.04 |
| Фиксация текстовой информации с использованием инструментов ИКТ (Фиксация текстовой информации: свойства, описание опыта в электронной таблице) | Поиск дополнительной информации для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете (Подбор материалов для опытов в готовых ЦОРах сети Интернет) | Планирование и осуществление несложных наблюдений с помощью ИКТ (Изучение свойств воды через анализ наличия у нее тех или иных свойств присущих веществам) | Фиксация фото- и видеоинформации с использованием инструментов ИКТ (Видеокамера подсоединяется к проектору для проецирования хода опытов с водой на большом экране для привлечения учащихся к обсуждению) | Создание информационных моделей и графических работ (Фиксация результатов опытов в виде таблицы, где наличие свойства отмечается знаком «+», а его отсутствие знаком «-») | Создание графических работ с использованием инструментов ИКТ (Изображение расположения молекул воды в разных состояниях в графическом редакторе через операцию «Копирование») |
ИКТ-компетентность | Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД) Оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде (Регулятивные УУД) Фиксация хода коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД) Планирование и осуществление несложных наблюдений с использованием инструментов ИКТ (Познавательные УУД) Поиск дополнительной информации для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете (Познавательные УУД) Создание информационных объектов в качестве отчета о проведенных исследованиях (Познавательные УУД) |