СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Информатика в играх и задачах"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Информатика в играх и задачах"»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 52»

Утверждена приказом

директора школы №52

№ 432 от 01.09.2016 г.








Рабочая программа

внеурочной деятельности


«В мире книг»

в 3 «Г» классе

Направление развития личности: общекультурное




Руководитель: Сеткова Ю.В.








2016-2017 учебный год

г. Ярославль

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  • Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)


  • Рабочая программа «Информатика в играх» имеет общеинтеллектуальное направление. Настоящая дополнительная образовательная программа реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление.

Цель курса - развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи:

  • формирование  навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных  с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;

  • развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу  (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей).

Данная программа адресована учащимся 3 класса МОУ СОШ №52, рассчитана на один год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Форма внеурочной деятельности - факультатив.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение прак­тики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Занятия, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;

  • проводятся, как правило, в часы школьного компонента;

  • проведение этих занятий именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

В данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние инфор­матики на изучение базовых дисциплин).

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося во внеурочную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  1. тестирование учащихся;

  2. зачётная работа;

  3. выполнение учащимися практической работы;

  4. наблюдение педагога.

Формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности является:

  • портфолио ученика;

  • самооценка.



Общая характеристика курса.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основно­го курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, тре­бующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершен­ным.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.

Одной из целей изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

•        основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

•        основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

•        основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

•        основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.


Метапредметные и личностные результаты освоения курса.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика в играх» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.


Предметными результатами изучения курса «Информатика в играх» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы, решать некоторые задачи с помощью графов;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

  • ориентироваться в пространстве;

  • выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;

  • обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;

  • описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;

  • разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных при­знаков;

  • называть последовательность простых действий;

  • находить пропущенное действие в заданной последовательности;

  • выделять истинные и ложные высказывания.


Содержание курса.

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


Тематическое планирование учебного материала.


раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Сроки

прохождения

Тест, зачётная работа

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5


1.

Алгоритмы


1

Определять этапы (шаги) действия.  Определять правильный порядок выполнения шагов.  Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.  Выполнятьсоставлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

2.

Группы (классы) объектов


1

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

3.

Логические рассуждения

10ч


1

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

4.

Применение моделей (схем) для решения задач


1

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и  восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать  применять выигрышную стратегию.

Итого

34ч





Календарно-тематическое планирование учебного материала.



№ урока

Тема урока.

Содержание

Дата

УУД

План

Факт

1

2

3

4

5


I четверть




1.

Введение. Ал­горитм. Формирование представлений об алгоритме как плане действий, приво­дящих к заданной це­ли..

5.09


Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

планирование последователь­ности шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

составлять план решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других).

2.

Схема алгоритма. Формы записи ал­горитмов: блок-схема, построчная запись.

12.09


3.

Ветвление в алгоритме. Составление и выполнение алго­ритма.

19.09


4.

Цикл в алгоритме. Составление и выполнение алго­ритма. Поиск ошибок в алгоритме.

26.09


5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Линейные, ветвя­щиеся, циклические алгоритмы. Закрепление полученных знаний и умений.

3.10


6.

Закрепление по теме «Алгорит­мы». Составление алго­ритма. Поиск ошибок в алгоритме.

10.10


7.

Подготовка к зачетной ра­боте по теме «Алгоритмы». Составление линей­ных, цик­лических алго­ритмов и алгоритма ветвления. Поиск ошибок в алгоритме.

17.10


8.

Проверка знаний и умений. Зачетная ра­бота по теме «Алгоритмы». Компьютерная графика.

24.10



II четверть



9.

Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Составление алго­ритмов изученных видов. Поиск ошибок в алгоритме.

7.11


10.

Объекты. Состав и действия объ­ектов. Общие названия и от­дельные объекты.

14.11


Регулятивные УУД:

планирование последователь­ности шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; умение сравнивать и группировать; делать выводы; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении при­знаков, сравнении и классифи­кации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений.

11.

Группа объектов. Общее название и от­дельные объекты. Разные объекты с об­щим названием.

21.11


12.

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы

28.11


13.

Единичное имя объекта, отличительные признаки объектов. Значения отличи­тельных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

5.12


14.

Подготовка к зачетной ра­боте по теме «Группы объектов». Закрепление умения давать единичные и общие названия объектов.

12.12


15.

Проверка знаний и умений. Зачетная ра­бота по теме «Группы объектов».

19.12


16.










Анализ и исправление ошибок в зачётной работе. Закрепление умения давать единичные и общие названия объектов, называть отличи­тельные признаки (атрибуты) у разных объектов в группе.


26.12



III четверть



Регулятивные УУД:

планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выде­ления признаков (существен­ных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классифи­кации объектов; подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности сущест­вования различных точек зре­ния и права каждого иметь свою.

17.

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Формирование понятия множество, подмножество. Построение вы­сказывания со слова­ми «все», «не все», «никакие».



18.

Элементы, не принадлежащие множеству. Формирование понятия «Пересечение множеств». Компьютерное проектирование.



19.

Пересечение и объединение множеств. Формирование понятия «Объединение множеств».



20.

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не». Построение высказываний.



21.

Истинность вы­сказываний со словами «И», «ИЛИ». Отношения между множествами. Формирование умения понимать истинность высказывания.



22.

Граф. Вершины и ребра графа. Табличное описание графов.



23.

Граф с направ­ленными реб­рами. Пути в графах. Де­ревья. Формирование умения изображать графы, выбирать граф, пра­вильно изображающий предложенную ситуацию.



24.

По­вторение по теме «Множество». Выполнение операций объединения и пересечения множеств. Построение высказываний.



25.

Проверка знаний и умений. Зачетная ра­бота по теме «Множество».



26.

Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Множество».




IV четверть



Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач; совершенствование умений переработки и преобразования информации;

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

умение составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; способность решать проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

формирование осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами;

умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

27.

Аналогия. Формирование понятия анало­гии. Игры. Анализ игры с выигрышной страте­гией. Компьютерные игры. Виды компьютерных игр.



28.

Закономерность. Понятие законо­мерности. Решение задач на законо­мерности.



29.

Аналогичная за­кономерность. Решение задач по аналогии.



30.

Аналогичная за­кономерность. Закрепление умения анализировать игры с выигрышной стратегией. Решение задачи на зако­номерность.



31.

Подготовка к зачетной ра­боте по теме «Аналогия». Закрепление умения анализировать игры с выигрышной стратегией. Решение задачи на зако­номерность.



32.

Проверка знаний и умений. Зачетная ра­бота по теме «Аналогия».



33.

Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Аналогия».



34.

Обобщение изученного. Подведение итогов. Игра – квест.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В.Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 20010г.

  2. Авторская программа А.В. Горячева, Н.И. Суворова «Информатика в играх и задачах».

Интернет-ресурсы.

    1. Сайт        издательства «Просвещение». - Режим доступа : http://school-russia.prosv.ru/info. aspx?ob_no=25738-

  1. Электронная газета «Интерактивное образование». - Режим доступа : http://io.nios.ru/ index.php?rel=32&point=l 9&art=l 064

Компьютерная поддержка.

  1. Программа «Страна «Фантазия».

  2. Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3^4-й год обучения.

Технические средства обучения.

    1. Компьютер.

  1. Магнитная доска.

  2. Интерактивная доска.

  3. Персональный компьютер.

  4. Детские ноутбуки.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Ксерокс.


























11