Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 52»
Утверждена приказом
директора школы №52
№ 432 от 01.09.2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире книг»
в 3 «Г» классе
Направление развития личности: общекультурное
Руководитель: Сеткова Ю.В.
2016-2017 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)
Рабочая программа «Информатика в играх» имеет общеинтеллектуальное направление. Настоящая дополнительная образовательная программа реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление.
Цель курса - развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи:
формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей).
Данная программа адресована учащимся 3 класса МОУ СОШ №52, рассчитана на один год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Форма внеурочной деятельности - факультатив.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Занятия, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров;
проводятся, как правило, в часы школьного компонента;
проведение этих занятий именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
В данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося во внеурочную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
тестирование учащихся;
зачётная работа;
выполнение учащимися практической работы;
наблюдение педагога.
Формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности является:
портфолио ученика;
самооценка.
Общая характеристика курса.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.
Одной из целей изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
• основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
• основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика в играх» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Информатика в играх» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы, решать некоторые задачи с помощью графов;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
ориентироваться в пространстве;
выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;
называть последовательность простых действий;
находить пропущенное действие в заданной последовательности;
выделять истинные и ложные высказывания.
Содержание курса.
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Тематическое планирование учебного материала.
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения | Тест, зачётная работа | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Алгоритмы | 9ч | | 1 | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
2. | Группы (классы) объектов | 7ч | | 1 | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
3. | Логические рассуждения | 10ч | | 1 | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач | 8ч | | 1 | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать применять выигрышную стратегию. |
Итого | 34ч | | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
№ урока | Тема урока. Содержание | Дата | УУД |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| I четверть | | | |
1. | Введение. Алгоритм. Формирование представлений об алгоритме как плане действий, приводящих к заданной цели.. | 5.09 | | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. составлять план решения учебной задачи. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений); умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других). |
2. | Схема алгоритма. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. | 12.09 | |
3. | Ветвление в алгоритме. Составление и выполнение алгоритма. | 19.09 | |
4. | Цикл в алгоритме. Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. | 26.09 | |
5. | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Закрепление полученных знаний и умений. | 3.10 | |
6. | Закрепление по теме «Алгоритмы». Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. | 10.10 | |
7. | Подготовка к зачетной работе по теме «Алгоритмы». Составление линейных, циклических алгоритмов и алгоритма ветвления. Поиск ошибок в алгоритме. | 17.10 | |
8. | Проверка знаний и умений. Зачетная работа по теме «Алгоритмы». Компьютерная графика. | 24.10 | |
| II четверть | | |
9. | Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Составление алгоритмов изученных видов. Поиск ошибок в алгоритме. | 7.11 | |
10. | Объекты. Состав и действия объектов. Общие названия и отдельные объекты. | 14.11 | | Регулятивные УУД: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; умение сравнивать и группировать; делать выводы; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; умение строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений. |
11. | Группа объектов. Общее название и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. | 21.11 | |
12. | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы | 28.11 | |
13. | Единичное имя объекта, отличительные признаки объектов. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | 5.12 | |
14. | Подготовка к зачетной работе по теме «Группы объектов». Закрепление умения давать единичные и общие названия объектов. | 12.12 | |
15. | Проверка знаний и умений. Зачетная работа по теме «Группы объектов». | 19.12 | |
16. | Анализ и исправление ошибок в зачётной работе. Закрепление умения давать единичные и общие названия объектов, называть отличительные признаки (атрибуты) у разных объектов в группе. | 26.12 | |
| III четверть | | | Регулятивные УУД: планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классификации объектов; подведение под понятие. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
17. | Множество. Число элементов множества. Подмножество. Формирование понятия множество, подмножество. Построение высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | | |
18. | Элементы, не принадлежащие множеству. Формирование понятия «Пересечение множеств». Компьютерное проектирование. | | |
19. | Пересечение и объединение множеств. Формирование понятия «Объединение множеств». | | |
20. | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не». Построение высказываний. | | |
21. | Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ». Отношения между множествами. Формирование умения понимать истинность высказывания. | | |
22. | Граф. Вершины и ребра графа. Табличное описание графов. | | |
23. | Граф с направленными ребрами. Пути в графах. Деревья. Формирование умения изображать графы, выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. | | |
24. | Повторение по теме «Множество». Выполнение операций объединения и пересечения множеств. Построение высказываний. | | |
25. | Проверка знаний и умений. Зачетная работа по теме «Множество». | | |
26. | Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Множество». | | |
| IV четверть | | | Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач; совершенствование умений переработки и преобразования информации; умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; способность решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: формирование осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами; умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
27. | Аналогия. Формирование понятия аналогии. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. | | |
28. | Закономерность. Понятие закономерности. Решение задач на закономерности. | | |
29. | Аналогичная закономерность. Решение задач по аналогии. | | |
30. | Аналогичная закономерность. Закрепление умения анализировать игры с выигрышной стратегией. Решение задачи на закономерность. | | |
31. | Подготовка к зачетной работе по теме «Аналогия». Закрепление умения анализировать игры с выигрышной стратегией. Решение задачи на закономерность. | | |
32. | Проверка знаний и умений. Зачетная работа по теме «Аналогия». | | |
33. | Анализ зачетной работы. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Аналогия». | | |
34. | Обобщение изученного. Подведение итогов. Игра – квест. | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В.Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 20010г.
Авторская программа А.В. Горячева, Н.И. Суворова «Информатика в играх и задачах».
Интернет-ресурсы.
Сайт издательства «Просвещение». - Режим доступа : http://school-russia.prosv.ru/info. aspx?ob_no=25738-
Электронная газета «Интерактивное образование». - Режим доступа : http://io.nios.ru/ index.php?rel=32&point=l 9&art=l 064
Компьютерная поддержка.
Программа «Страна «Фантазия».
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3^4-й год обучения.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Детские ноутбуки.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
11