-Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 52»
Утверждена приказом
директора школы №52
№ 01-10/412 от 01.09.2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Ярославль и ярославцы»
в 3 «Г» классе
Направление развития личности: духовно-нравственное
Учителя Сетковой Юлии Валерьевны
2016-2017 учебный год
г. Ярославль
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ярославль и ярославцы» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Ярославль и ярославцы» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.
Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ярославской области, достопримечательностями Ярославля и людьми, строившими и прославившими родной край.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
∙ образовательных:
1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:
- об истории возникновения своего края;
- о символике родного края;
- о природе родного края;
- о знаменитых людях города и области;
- о народных промыслах;
умения и навыки:
- составлять кроссворды;
- работать с картой Ярославской области, находить и показывать города – спутники центра области, соседей области;
∙ воспитательных:
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:
- культуры труда и деловых качеств;
- побуждение к познавательной творческой деятельности;
- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);
- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;
- бережного отношения к природе;
- творческого отношения к выполнению работы;
- коммуникативных качеств;
- внимательности;
- терпения;
∙ развивающих:
1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:
- глазомер, точность действий, пространственные представления;
- пространственное и логическое мышление;
- воображение (в том числе и творческое);
- наблюдательность;
- творческие способности;
- художественный вкус;
и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).
Сроки реализации программы: 1год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов( по 2 часа в неделю).Указанные часы распределяются на:
● аудиторные занятия;
● экскурсионно-экспедиционные занятия;
● индивидуальные занятия.
Формы и режим занятий.
Занятие внеурочной деятельности проводится в форме экскурсий.
● аудиторные занятия;
● экскурсии в государственные музеи города;
● экскурсии в Ярославский историко-архитектурный художественный музей - заповедник.
Формы оценивания внеурочной деятельности:
-портфолио ученика
-самооценка
-выставка достижений учащихся
-участие учащихся в конкурсах
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Ярославль и ярославцы»:
Личностные:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные:
Знать:
- города Ярославской области;
- что дает область стране;
- полезные ископаемые Ярославской области;
- как добывают и используются полезные ископаемые Ярославской области;
- растения, которые встречаются в городах Ярославской области;
- самые древние травы наших лесов;
- животный мир Ярославской области;
- видовой состав рыб;
- видовой состав птиц;
- видовой состав млекопитающих Ярославской области;
- о животных, которые занесены в Красную книгу Ярославской области
- заповедники области;
Уметь:
- работать с картой Ярославской области;
- составлять рассказ о Ярославле;
- различать полезные ископаемые;
- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;
- рассказывать о животных Ярославской области;
- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;
Знать:
- историю исследования родного края;
- архитектурное наследие Ярославля;
- историю жизни города во время Великой Отечественной войны;
- архитектуру современного города;
- памятники города;
- историю названия улиц;
- о людях, которые прославили Ярославль;
- народные и художественные промыслы края;
Уметь:
- работать с картой Ярославской области, с картой г. Ярославль;
- проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Ярославль в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».
- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности.
3.Календарно-тематический план.
№ | Название разделов | Количество часов | Экскурсии, практические работы, исследования, праздники |
1 | Вводное занятие | 1ч. | |
| Город, в котором мы живем | 11ч. | 4ч. |
История родного города | 13ч. | 4ч. 1ч. 1ч. |
Прошлое, настоящее и будущее школы | | |
Времена года | | |
3 | Край, в котором мы живем | | |
Наш край | 7ч. | |
География Ярославской области | | |
Подземные сокровища | 5ч. | 3ч |
Наш край в годы войны | 8ч. | 2 ч. 2ч. праздник |
Мир растений и животных | 19ч. | 4ч |
Экология | 3ч. | |
4 | Повторение | 1ч | |
| Итого | 68ч. | 21ч. |
4.Поурочное планирование.
Дата | № занятия | Тема занятия | Форма/место проведения занятия |
План | Факт |
| | | Повторение 1 ч. | |
| 1.09 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. Повторение правил техники безопасности в музее, автобусе. Мы – экскурсанты. | Беседа |
| | | Город, в котором мы живём 11ч. | |
| 6.09 | 2 | Рождение города. | Интерактивная беседа |
| 8.09 | 3 | Рождение города. | Экскурсия в музее |
| 13.09 | 4 | Рождение города. | Закрепление, выполнение творческих заданий |
| 15.09 | 5 | История человеческого жилища. | Интерактивная беседа |
| 20.09 | 6 | История человеческого жилища. | Закрепление, выполнение творческих заданий |
| 22.09 | 7 | Город, в котором мы живём. | Викторина |
| 27.09 | 8 | Улицы нашего города. | Просмотр видео экскурсии. |
| 29.09 | 9 | Знаменитые люди, в честь которых названы улицы города. | Сообщения обучающихся. |
| 4.10 | 10 | Знаменитые люди, в честь которых названы улицы Заволжского района города. | Сообщения обучающихся. |
| 6.10 | 11 | Особенности ярославского гостеприимства «Без обеда не красна беседа». | Экскурсия в музее |
| 11.10 | 12 | Особенности ярославского гостеприимства «Без обеда не красна беседа». | Закрепление, выполнение творческих заданий |
| | | Наш край 7 ч. | |
| 13.10 | 13 | Знакомство с историей возникновения денег в древнем Ярославле. | Беседа в школе |
| 18.10 | 14 | Знакомство с историей возникновения денег в древнем Ярославле. | Закрепление, выполнение творческих заданий |
| 20.10 | 15 | История возникновения Ярославской области. | Беседа. Краткий обзор |
| 25.10 | 16 | Города и сельские административные районы Ярославской области. | Путешествие по карте |
| 27.10 | 17 | Древние города Ярославской области. | Просмотр видео экскурсии. Сообщения обучающихся. |
| 2 чет. | | | |
| 8.11 | 18 | Чем удивительна Ярославская область? | Презентация |
| 10.11 | 19 | Что дает область стране. | Беседа |
| | | Подземные сокровища 5 ч. | |
| 15.11 | 20 | Подземные сокровища. | Практическая работа |
| 17.11 | 21 | Полезные ископаемые и их назначение. | Презентация, практическая работа |
| 22.11 | 22 | Основные свойства полезных ископаемых края. | Практическая работа |
| 24.11 | 23 | Как добываются и используются полезные ископаемые. | Заочная экскурсия |
| 29.11 | 24 | Памятники природы Ярославской области. | Презентация |
| | | Мир растений и животных 19 ч. | |
| 1.12 | 25 | Растения в городе. | Экскурсия по микрорайону школы. |
| 6.12 | 26 | Лес и город. | Презентация |
| 8.12 | 27 | Зеленые синоптики. | Исследовательская работа |
| 13.12 | 28 | Растения – друзья и враги. | Дискуссия |
| 15.12 | 29 | Растения хищники. | Презентация |
| 20.12 | 30 | Мир грибов. | Презентация |
| 22.12 | 31 | Мир лишайников. | Презентация |
| 27.12 | 32 | Самые древние травы наших лесов. | Экскурсия в музей |
| 10.01 | 33 | Красная книга растений Ярославской области. | Сообщения обучающихся |
| 12.01 | 34 | Разнообразие животного мира Ярославской области. | Сообщения обучающихся |
| 17.01 | 35 | Видовой состав рыб Ярославской области. | Создание фотоальбома |
| 19.01 | 36 | Видовой состав птиц Ярославской области. | Создание фотоальбома |
| 24.01 | 37 | Видовой состав млекопитающих Ярославской области. | Создание фотоальбома |
| 26.01 | 38 | Животные в городе и за его окрестностями. | Фотоальбом |
| 31.01 | 39 | Охрана природы. | Создание плакатов |
| 2.02 | 40 | Красная книга животных Ярославской области. | Библиотека |
| 7.02 | 41 | Обобщение темы «Мир растений и животных» | Экскурсия в отдел природы музея. |
| 9.02 | 42 | «Не просто букашки…» | Посещение выставки «Шестиногие хозяева планеты» |
| 14.02 | 43 | Заповедники области. | Заочное путешествие |
| | | Экология 3 ч. | |
| 16.02 | 44 | Загрязнение окружающей среды. | Создание плакатов |
| 21.02 | 45 | Почему природа в опасности. | Дискуссия |
| 28.02 | 46 | Забота о чистом воздухе, воде, почве. | Агитбригада |
| | | История родного города 13 ч. | |
| 2.03 | 47 | Деревянный дом ярославца. Внутреннее убранство избы, утварь, еда, прием гостей. | Беседа |
| 7.03 | 48 | Жизнь ярославцев. | Экскурсия в музей |
| 9.03 | 49 | Своеобразие генетического типа ярославцев (сметливость, предприимчивость, расторопность, ловкость). | Интерактивная игра на выставке «Ярмарка» в музее |
| 14.03 | 50 | Традиции народных праздников | Беседа |
| 16.03 | 51 | Экскурсия в усадьбу Н. А. Некрасова «Карабихе» | Интерактивная игра, экскурсия, русские забавы. |
| 21.03 23.03 04.04 06.04 | 52-53-54-56 | « В гостях у купеческой дочки». Знакомство со знаменитыми ярославскими купцами, их деятельностью во благо своего города и страны, бытом и нравами. | Игра – экскурсия, экскурсия в историко-культурный комплекс «Вятское» |
| 11.04 | 57 | День космонавтики. Занятие в планетарии. | Беседа, исследовательская работа. |
| 13.04 | 59 | Христианские праздники. Пасха. Традиции праздника. | Творческая работа |
| | | Наш край в годы войны 8 ч. | |
| 18.04 | 60 | Страницы жизни великого артиста Л.В. Собинова. | Беседа. |
| 20.04 | 61 | Загадочный мир иконы. Экскурсия в музее.. | экскурсия в музее |
| 25.04 | 62 | Загадочный мир иконы. Закрепление по рабочей тетради. | Музей Боевой славы |
| 27.04 | 63 | Великая Отечественная война . Вспоминаем то, что знаем. | |
| 02.05 04.05 | 63- | «Никто не забыт, ничто не забыто». | |
| 11.05 16.05 | 64 | Сказ о книгах и книжном учении. Экскурсия в музее Закрепление по рабочей тетради. | Экскурсия в музее |
| 18.05 | 65 | Праздник славянской письменности. | Беседа |
| 25.05 | 66 | «Чудеса из железа» | Экскурсия в музее |
| 30.05 | 67 | «Чудеса из железа» | закрепление |
| | | Повторение 1 ч. | |
| | 68 | Итоговое занятие. | Викторина |
Материально-техническое обеспечение.
Для учащихся:
«Ярославль и ярославцы», 3 класс: учебное пособие «Творческие задания» для учащихся / / под ред. В.А. Новожиловой.- Ярославль: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2015
Для учителя:
«Ярославль и ярославцы», 3 класс: Методические рекомендации / под ред. В.А. Новожиловой.- Ярославль: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2015
Технические средства обучения:
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Детские ноутбуки.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
10