СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Ярославль и ярославцы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Ярославль и ярославцы" содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Ярославль и ярославцы»»

-Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 52»

Утверждена приказом

директора школы №52

№ 01-10/412 от 01.09.2016 г.









Рабочая программа


внеурочной деятельности


«Ярославль и ярославцы»


в 3 «Г» классе



Направление развития личности: духовно-нравственное




Учителя Сетковой Юлии Валерьевны







2016-2017 учебный год

г. Ярославль


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ярославль и ярославцы» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  • Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Ярославль и ярославцы» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.

Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ярославской области, достопримечательностями Ярославля и людьми, строившими и прославившими родной край.

Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

образовательных:

1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:

- об истории возникновения своего края;

- о символике родного края;

- о природе родного края;

- о знаменитых людях города и области;

- о народных промыслах;

умения и навыки:

- составлять кроссворды;

- работать с картой Ярославской области, находить и показывать города – спутники центра области, соседей области;

воспитательных:

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:

- культуры труда и деловых качеств;

- побуждение к познавательной творческой деятельности;

- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);

- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;

- бережного отношения к природе;

- творческого отношения к выполнению работы;

- коммуникативных качеств;

- внимательности;

- терпения;

развивающих:

1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:

- глазомер, точность действий, пространственные представления;

- пространственное и логическое мышление;

- воображение (в том числе и творческое);

- наблюдательность;

- творческие способности;

- художественный вкус;

и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).

Сроки реализации программы: 1год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов( по 2 часа в неделю).Указанные часы распределяются на:

● аудиторные занятия;

● экскурсионно-экспедиционные занятия;

● индивидуальные занятия.

Формы и режим занятий.

Занятие внеурочной деятельности проводится в форме экскурсий.

● аудиторные занятия;

● экскурсии в государственные музеи города;

● экскурсии в Ярославский историко-архитектурный художественный музей - заповедник.

Формы оценивания внеурочной деятельности:

-портфолио ученика

-самооценка

-выставка достижений учащихся

-участие учащихся в конкурсах

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Ярославль и ярославцы»:

Личностные:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные:

Знать:

- города Ярославской области;

- что дает область стране;

- полезные ископаемые Ярославской области;

- как добывают и используются полезные ископаемые Ярославской области;

- растения, которые встречаются в городах Ярославской области;

- самые древние травы наших лесов;

- животный мир Ярославской области;

- видовой состав рыб;

- видовой состав птиц;

- видовой состав млекопитающих Ярославской области;

- о животных, которые занесены в Красную книгу Ярославской области

- заповедники области;

Уметь:

- работать с картой Ярославской области;

- составлять рассказ о Ярославле;

- различать полезные ископаемые;

- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;

- рассказывать о животных Ярославской области;

- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;

Знать:

- историю исследования родного края;

- архитектурное наследие Ярославля;

- историю жизни города во время Великой Отечественной войны;

- архитектуру современного города;

- памятники города;

- историю названия улиц;

- о людях, которые прославили Ярославль;

- народные и художественные промыслы края;

Уметь:

- работать с картой Ярославской области, с картой г. Ярославль;

- проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Ярославль в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».

- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;

- участвовать в посильной природоохранной деятельности.


3.Календарно-тематический план.

Название разделов

Количество часов

Экскурсии, практические работы,

исследования, праздники

1

Вводное занятие

1ч.



Город, в котором мы живем

11ч.

4ч.

История родного города

13ч.

4ч.

1ч.

1ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы



Времена года



3


Край, в котором мы живем



Наш край

7ч.


География Ярославской области



Подземные сокровища

5ч.

Наш край в годы войны

8ч.

2 ч.

2ч. праздник

Мир растений и животных

19ч.

Экология

3ч.


4

Повторение



Итого

68ч.

21ч.

















4.Поурочное планирование.

Дата

занятия

Тема занятия

Форма/место проведения занятия

План

Факт




Повторение 1 ч.


1.09

1

Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. Повторение правил техники безопасности в музее, автобусе. Мы – экскурсанты.

Беседа




Город, в котором мы живём 11ч.



6.09

2

Рождение города.

Интерактивная беседа


8.09

3

Рождение города.

Экскурсия в музее


13.09

4

Рождение города.

Закрепление, выполнение творческих заданий


15.09

5

История человеческого жилища.

Интерактивная беседа


20.09

6

История человеческого жилища.

Закрепление, выполнение творческих заданий


22.09

7

Город, в котором мы живём.

Викторина


27.09

8

Улицы нашего города.

Просмотр видео экскурсии.


29.09

9

Знаменитые люди, в честь которых названы улицы города.

Сообщения обучающихся.


4.10

10

Знаменитые люди, в честь которых названы улицы Заволжского района города.

Сообщения обучающихся.


6.10

11

Особенности ярославского гостеприимства «Без обеда не красна беседа».

Экскурсия в музее


11.10

12

Особенности ярославского гостеприимства «Без обеда не красна беседа».

Закрепление, выполнение творческих заданий




Наш край 7 ч.



13.10

13

Знакомство с историей возникновения денег в древнем Ярославле.

Беседа в школе


18.10

14

Знакомство с историей возникновения денег в древнем Ярославле.

Закрепление, выполнение творческих заданий


20.10

15

История возникновения Ярославской области.

Беседа. Краткий обзор


25.10

16

Города и сельские административные районы Ярославской области.

Путешествие по карте


27.10

17

Древние города Ярославской области.

Просмотр видео экскурсии. Сообщения обучающихся.


2 чет.





8.11

18

Чем удивительна Ярославская область?

Презентация


10.11

19

Что дает область стране.

Беседа




Подземные сокровища 5 ч.



15.11

20

Подземные сокровища.

Практическая работа


17.11

21

Полезные ископаемые и их назначение.

Презентация, практическая работа


22.11

22

Основные свойства полезных ископаемых края.

Практическая работа


24.11

23

Как добываются и используются полезные ископаемые.

Заочная экскурсия


29.11

24

Памятники природы Ярославской области.

Презентация




Мир растений и животных 19 ч.



1.12

25

Растения в городе.

Экскурсия по микрорайону школы.


6.12

26

Лес и город.

Презентация


8.12

27

Зеленые синоптики.

Исследовательская работа


13.12

28

Растения – друзья и враги.

Дискуссия


15.12

29

Растения хищники.

Презентация


20.12

30

Мир грибов.

Презентация


22.12

31

Мир лишайников.

Презентация


27.12

32

Самые древние травы наших лесов.

Экскурсия в музей


10.01

33

Красная книга растений Ярославской области.

Сообщения обучающихся


12.01

34

Разнообразие животного мира Ярославской области.

Сообщения обучающихся


17.01

35

Видовой состав рыб Ярославской области.

Создание фотоальбома


19.01

36

Видовой состав птиц Ярославской области.

Создание фотоальбома


24.01

37

Видовой состав млекопитающих Ярославской области.

Создание фотоальбома


26.01

38

Животные в городе и за его окрестностями.

Фотоальбом


31.01

39

Охрана природы.

Создание плакатов


2.02

40

Красная книга животных Ярославской области.

Библиотека


7.02

41

Обобщение темы «Мир растений и животных»

Экскурсия в отдел природы музея.


9.02

42

«Не просто букашки…»

Посещение выставки «Шестиногие хозяева планеты»


14.02

43

Заповедники области.



Заочное путешествие




Экология 3 ч.



16.02

44

Загрязнение окружающей среды.

Создание плакатов


21.02

45

Почему природа в опасности.

Дискуссия


28.02

46

Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Агитбригада




История родного города 13 ч.



2.03

47

Деревянный дом ярославца. Внутреннее убранство избы, утварь, еда, прием гостей.

Беседа


7.03

48

Жизнь ярославцев.

Экскурсия в музей


9.03

49

Своеобразие генетического типа ярославцев (сметливость, предприимчивость, расторопность, ловкость).

Интерактивная игра на выставке «Ярмарка» в музее


14.03

50

Традиции народных праздников

Беседа


16.03

51

Экскурсия в усадьбу Н. А. Некрасова «Карабихе»

Интерактивная игра, экскурсия, русские забавы.


21.03

23.03

04.04

06.04

52-53-54-56

« В гостях у купеческой дочки». Знакомство со знаменитыми ярославскими купцами, их деятельностью во благо своего города и страны, бытом и нравами.

Игра – экскурсия, экскурсия в историко-культурный комплекс «Вятское»


11.04

57

День космонавтики. Занятие в планетарии.

Беседа, исследовательская работа.


13.04

59

Христианские праздники. Пасха. Традиции праздника.

Творческая работа




Наш край в годы войны 8 ч.



18.04

60

Страницы жизни великого артиста Л.В. Собинова.

Беседа.


20.04

61

Загадочный мир иконы. Экскурсия в музее..

экскурсия в музее


25.04

62

Загадочный мир иконы. Закрепление по рабочей тетради.

Музей Боевой славы


27.04

63

Великая Отечественная война . Вспоминаем то, что знаем.



02.05

04.05

63-

«Никто не забыт, ничто не забыто».



11.05

16.05


64

Сказ о книгах и книжном учении. Экскурсия в музее

Закрепление по рабочей тетради.

Экскурсия в музее


18.05

65

Праздник славянской письменности.

Беседа


25.05

66

«Чудеса из железа»

Экскурсия в музее


30.05

67

«Чудеса из железа»

закрепление




Повторение 1 ч.




68

Итоговое занятие.

Викторина


Материально-техническое обеспечение.

Для учащихся:

  1. «Ярославль и ярославцы», 3 класс: учебное пособие «Творческие задания» для учащихся / / под ред. В.А. Новожиловой.- Ярославль: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2015

Для учителя:

  1. «Ярославль и ярославцы», 3 класс: Методические рекомендации / под ред. В.А. Новожиловой.- Ярославль: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2015

  2. Технические средства обучения:

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер.

  • Детские ноутбуки.

  • Мультимедийный проектор.

  • Ксерокс.


10