I. Пояснительная записка
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали меньше читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность. Данная программа предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка появился интерес к чтению, чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни, и способствовало повышению качества знаний по предметам.
Цель кружка: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
Задачи:
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
способствовать развитию личности ребенка;
помочь ориентироваться в мире детских книг;
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы 9 - 10 лет.
Сроки реализации программы -1 год.
Занятия проводятся в групповой + индивидуальной форме.
Режим занятий -1 час в неделю
Прогнозируемый результат реализации программы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• способность к самооценке;
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях,
детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать иллюстрации к произведениям;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет
• сравнивать и классифицировать жизненные явления,
типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
4. Выставки, конкурсы, викторины, концерты, читательская конференции; проект.
Содержание программы – 34 часа.
II. Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения |
1 | ТЕМА 1 «Лето с героями любимых книг». | 3 | 6.09 -20.09 |
2 | ТЕМА 2 Устный журнал «Твоя книжная полка». | 1 | 27.09 |
3 | ТЕМА 3 Путешествие по произведениям Н. А. Некрасова | 3 | 4.10 – 18.10 |
4. | ТЕМА 4 «О доблестях, о подвигах, о славе». | 2 | 25.10 – 8.11 |
5. | ТЕМА 5 «Что такое Новый год?» | 5 | 15.11 – 29.11 |
6. | ТЕМА 6 «Книги блокадного города» | 3 | 10.01 – 24.01 |
7 | ТЕМА 7 «Литература российско – советской армии». | 2 | 31.01 – 7.02 |
8. | ТЕМА 8 «Книжкины именины». | 1 | 14.02 |
9. | ТЕМА 9 «Литературная гостиная». | 2 | 21.02- 28.02 |
10. | ТЕМА 10 «В гостях у малышей». | 2 | 7.03- 14.03 |
11. | ТЕМА 11 «Сказки Г. Х. Андерсена». | 1 | 21.03 |
12. | ТЕМА 12 «День Победы». | 3 | 11.04 – 25.04 |
13. | ТЕМА 13 Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 4 | 16.05 -30.05 |
III. – тематическое планирование учебного материала.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов всего | |
Дата по плану | Дата по факту |
| ТЕМА 1 «Лето с героями любимых книг». |
1 | Презентация читательских дневников. Подведение итогов летнего чтения, конкурс «Лучший читатель летнего чтения». | 1 | 6.09 | 6.09 |
2 | Викторина по произведениям, прочитанным летом | 1 | 13.09 | 13.09 |
3 | Журавли. Красота и величие журавлей. Чтение рассказа «Журавка» | 1 | 20.09 | 20.09 |
ТЕМА 2 Устный журнал «Твоя книжная полка». |
4 | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста. | 1 | 27.09 | 27.09 |
| ТЕМА 3 Путешествие по произведениям Н. А. Некрасова |
5 | Конкурс стихов среди учеников класса (лучшие принимают участие в городском конкурсе) | 1 | 04.10 | 04.10 |
6 | Изготовление стенгазет (групповая работа) на тему «Нет выше звания, чем мама». | 1 | 11.10 | 11.10 |
7 | Выставка-презентация в классе. | 1 | 18.10 | 18.10 |
ТЕМА 4 «О доблестях, о подвигах, о славе». |
8 | Викторина по произведениям о русских полководцах, героях войны. | 1 | 25.10 | 25.10 |
9 | Путешествие по произведениям Н, А. Некрасова. Конкурс стихов среди учеников класса | 1 | 08.11 | 08.11 |
ТЕМА 5 «Что такое Новый год?» |
10-12 | Изготовление стенгазеты на тему «Во имя наших матерей». Выставка-презентация сенгазет. | 3 | 15.11 22.11 29.11 | 15.11 22.11 29.11 |
13. | Викторина по произведениям о русских полководцах, героях войны | 1 | 6.12 | 6.12 |
14 | Знакомство с произведением Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» | | 13.12 | 13.12 |
15-16 | Изготовление новогодних карнавальных масок. Исследовательская деятельность «Как празднуют Новый год в разных странах». | 1 | 20.12 27.12 | 20.12 27.12 |
ТЕМА 6 «Книги блокадного города» |
17 | Выставка, просмотр и чтение книг о блокаде. | 1 | 10.01 | 10.01 |
18 | Знакомство с биографией и творчеством Лидии Чарской. Чтение произведения «Записки маленькой гимназистки» | 1 | 17.01 | 17.01 |
19 | Знакомство с биографией и творчеством писателя Святослава Сахарнова «В глубине морей и океанов» | 1 | 24.01 | 24.01 |
ТЕМА 7 «Литература российско – советской армии». |
20 | Знакомство с биографией и творчеством С. Маршака. Маршак – редактор журнала «Воробей» | 1 | 31.01 | 31.01 |
21. | Современные детские журналы. Подготовка рассказа о журнале. | 1 | 7.02 | 7.02 |
ТЕМА 8 «Книжкины именины». |
22 | «Масленица идет, блин да мед несет!»: фольклорные посиделки | 1 | 14.02 | 14.02 |
ТЕМА 9 «Литературная гостиная». |
23 | Викторина, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей – обэриутов Д. Хармса, Ю. Владимиров, и А. Введенского. | 1 | 21.02 | 21.02 |
24 | Знакомство с биографией и творчеством писателя С. Я. Маршака. | 1 | 28.02 | 28.02 |
ТЕМА 10 «В гостях у малышей». |
25-26 | Конкурс «А, ну-ка, девочки!» Изготовление стенгазеты, посвященной Дню 8 Марта. «Слава Чайке» краеведческий час к 80-летию В.В. Терешковой | 2 | 7.03 14.03 | 7.03 14.03 |
ТЕМА 11 «Сказки Г. Х. Андерсена». |
27 | Литературная игра по сказкам Г. Х. Андерсена. | 1 | 21.03 | 21.03 |
ТЕМА 12 «День Победы». |
28-29 | Встреча с детской писательницей Л. Лариной «Вчера и сегодня» (книги о родном городе, его прошлом и настоящем). | 2 | 11.04 18.04 | 11.04 18.04 |
30 | Чтение стихов о войне, изготовление открыток к празднику Победы. | 1 | 25.04 | 25.04 |
ТЕМА 13 Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» |
31 -33 | Подготовка к читательской конференции. | 3 | 16.05 23.05 | 16.05 23.05 |
34 | Проведение читательской конференции. | 1 | 30.05 | 30.05 |
| ИТОГО | 34 | 33 | |
III Содержание ДОП
ТЕМА 1 «Лето с героями любимых книг». (3 часа)
Презентация читательских дневников.
Подведение итогов летнего чтения, конкурс «Лучший читатель летнего чтения».
Викторина по произведениям, прочитанным летом (проводит библиотекарь Эльмира Юрьевна)
ТЕМА 2 Устный журнал «Твоя книжная полка». (1 час)
Занятие в городской библиотеке. Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста
ТЕМА 3 Путешествие по произведениям М.Ю.Лермонтова (3 часа)
Конкурс стихов среди учеников класса (лучшие принимают участие в городском конкурсе)
Изготовление стенгазет (групповая работа)
Конкурс стихов в гор. библиотеке.
ТЕМА 4 «О доблестях, о подвигах, о славе» (2 часа)
Викторина по произведениям о русских полководцах, героях войны.
Встреча в гор. библиотеке с писателем - участником боевых действий в Афганистане В. В. Прокудиным.
ТЕМА 5 «Что такое Новый год?» (5 часов)
Как празднуют Новый год в разных странах.
Изготовление новогодних карнавальных масок, выставка в городской библиотеке.
Конкурс новогодних блюд (презентация рецептов готовых блюд)
ТЕМА 6 «Книги блокадного города» (3 часа)
Выставка, просмотр и чтение книг о блокаде.
Беседа: «Библиотека в блокадные годы»
Концерт для ветеранов и малолетних узников войны (подготовка и проведение)
ТЕМА 7 «Литература российско – советской армии» (2 часа)
Выставка отзывов о прочитанных книгах.
Подготовка и проведение концерта для мальчишек.
ТЕМА 8 «Книжкины именины» (1 час)
Викторина, конкурсы, кроссворды по книгам – юбилярам детских писателей.
ТЕМА 9 «Литературная гостиная» (2часа)
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Выставка его творческих работ. Обмен впечатлениями.
ТЕМА 10 «В гостях у малышей» (2 часа)
Подготовка и посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки («Незнайка» Н. Носов.)
ТЕМА 11 «Сказки Г. Х. Андерсена» (1 час)
Литературная игра по сказкам Г. Х. Андерсена.
ТЕМА 12 «День Победы»9 (3 часа)
Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.
Конкурс открыток.
Конкурс на лучший салют Победы.
ТЕМА 13 «Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» 4 часа)
Подготовка и проведение конференции.
работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.
ИТОГО: 34 часа.
IV Методическое обеспечение:
Программа построено таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
Формы занятий
«Лето с героями любимых книг» - конкурс, викторина.
Устный журнал «Твоя книжная полка» - беседа.
Путешествие по произведениям М.Ю.Лермонтова – конкурс, выставка.
«О доблестях, о подвигах, о славе» - викторина, встреча с писателем.
«Что такое Новый год?» - беседа, выставка, конкурс.
«Книги блокадного города» - выставка, беседа, концерт.
«Литература российско – советской армии» - выставка, концерт.
«Книжкины именины» - игра.
«Литературная гостиная» - встреча с писателем, беседа.
«В гостях у малышей» - инсценирование.
«Сказки Г. Х. Андерсена» - игра.
«День Победы» - конкурс.
«Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» - конференция.
Дидактический материал:
Книги, медиапроектор, видиофильмы.
Используемая литература:
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006