Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 52»
Утверждена приказом
директора школы №52
№ 01-10/412 от 01.09.2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Информатика в играх»
в 4 Г классе
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Учителя: Сетковой Юлии Валерьевны
2017-2018 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 №1576).
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при проведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.10 в ред. изменений: N 1 от 29.06.2011 N 85, N 2 от 25.12.2013 N 72, N 3 от 24.11.2015 N 81).
Рабочая программа «Информатика в играх» имеет общеинтеллектуальное направление. Настоящая дополнительная образовательная программа реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении и т. п.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Пропедевтическое изучения информатики в начальной школе с использованием информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Цель программы - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Данная программа адресована учащимся 4 класса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Форма внеурочной деятельности – факультатив.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
зачётная работа;
выполнение учащимися практической работы;
наблюдение педагога.
Формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности является:
портфолио ученика;
самооценка
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях:
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
умение выразить мысль;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;
планирование и организация сотрудничества.
Предметными результатами
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание предмета внеурочной деятельности.
Алгоритмы.
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты.
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения.
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач.
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
№ урока | Тема. Содержание. | Дата | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт |
| I четверть | | | |
1. | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»). | 04.09 | 04.09 | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
2. | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то – иначе»). Составление и выполнение алгоритма ветвления. | 11.09 | 11.09 |
3. | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»). | 18.09 | 18.09 |
4. | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»). | 25.09 | 25.09 |
5. | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»). | 02.10 | 02.10 |
6. | Подготовка к зачётной работе по теме «Алгоритмы». Составление алгоритмов изученных видов. | 09.10 | 09.10 |
7. | Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Алгоритмы». | 16.10 | 16.10 |
8. | Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Составление алгоритмов изученных видов. Поиск ошибок в алгоритме. Компьютерный практикум. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. | 23.10 | 23.10 |
| IΙ четверть | | | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
9. | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»). | 6.11 | 6.11 |
10. | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»). | 13.11 | 13.11 |
11. | Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»). | 20.11 | 20.11 |
12. | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). | 27.11 | 27.11 |
13. | Подготовка к зачётной работе по теме «Объекты». | 4.12 | 4.12 |
14. | Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме: «Объекты». | 11.12 | 11.12 |
15. | Анализ работы. Работа над ошибками. Повторение. Описание объектов и групп объектов, называя их состав, признаки и действия. | 18.12 | 18.12 |
16. | Повторение. Компьютерный практикум. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. | 25.12 | 25.12 |
| IΙΙ четверть | | | |
17. | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»). | 15.01 | 15.01 | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
18. | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»). | 22.01 | 22.01 |
19. | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»). | 29.01 | 29.01 |
20. | Пути в графах («Путешествие по графу»). | 5.02 | 5.02 |
21. | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части». | 12.02 | 12.02 |
22. | Правило «Если – то». Построение высказываний со словами «Если – то». | 19.02 | 19.02 |
23. | Схема рассуждений («Делаем выводы»). | 26.02 | 26.02 |
24. | Подготовка к зачётной работе. Построение высказываний. Описание отношений между объектами с помощью графов. | 5.03 | 5.03 |
25. | Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Логические рассуждения». | 12.03 | 12.03 |
26. | Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Повторение. Построение высказываний. Описание множеств и выделение подмножеств. | 19.03 | 19.03 |
| IV четверть | | |
27. | Повторение и обобщение знаний по теме: «Логические рассуждения». Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций. | 12.04 | 12.04 |
28. | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 19.04 | 19.04 | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
29. | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»). | 26.04 | 26.04 |
30. | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»). | 28.04 | 28.04 |
31. | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»). | 03.05 | 03.05 |
32. | Подготовка к зачётной работе. Описание объектов с необычным составом, называя их составные части, признаки и действия. | 10.05 | 10.05 |
33. | Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Модели в информатике» | 17.05 | 17.05 |
34. | Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Повторение и обобщение знаний, полученных за год. Игра - квест. | 24.05 | 24.05 |
| | | | |
7