СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка:Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Информатика в играх»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка:Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «Информатика в играх»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 52»


Утверждена приказом

директора школы №52

№ 01-10/412 от 01.09.2017 г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Информатика в играх»

в 4 Г классе


Направление развития личности: общеинтеллектуальное




Учителя: Сетковой Юлии Валерьевны












2017-2018 учебный год


г. Ярославль



Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 №1576).

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при проведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.10 в ред. изменений: N 1 от 29.06.2011 N 85, N 2 от 25.12.2013 N 72, N 3 от 24.11.2015 N 81).

Рабочая программа «Информатика в играх» имеет общеинтеллектуальное направление. Настоящая дополнительная образовательная программа реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении и т. п.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Пропедевтическое изучения информатики в начальной школе с использованием информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Цель программы - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Данная программа адресована учащимся 4 класса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Форма внеурочной деятельности – факультатив.


ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  1. зачётная работа;

  2. выполнение учащимися практической работы;

  3. наблюдение педагога.

Формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности является:

  • портфолио ученика;

  • самооценка



Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях:

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,

  • информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • умение выразить мысль;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;

  • планирование и организация сотрудничества.

Предметными результатами

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».



Содержание предмета внеурочной деятельности.

Алгоритмы.

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты.

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения.

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Применение моделей (схем) для решения задач.

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Календарно-тематическое планирование учебного материала.


урока

Тема. Содержание.

Дата

Основные виды учебной деятельности

План

Факт


I четверть




1.

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»).

04.09

04.09

Составлять и записывать вложенные алгоритмы.

Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

2.

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Если – то – иначе»). Составление и выполнение алгоритма ветвления.

11.09

11.09

3.

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»).

18.09

18.09

4.

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»).

25.09

25.09

5.

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»).

02.10

02.10

6.

Подготовка к зачётной работе по теме «Алгоритмы». Составление алгоритмов изученных видов.

09.10

09.10

7.

Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Алгоритмы».

16.10

16.10

8.

Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Составление алго­ритмов изученных видов. Поиск ошибок в алгоритме. Компьютерный практикум. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла.

23.10

23.10


IΙ четверть



Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

9.

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»).

6.11

6.11

10.

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»).

13.11

13.11

11.

Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»).

20.11

20.11

12.

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»).

27.11

27.11

13.

Подготовка к зачётной работе по теме «Объекты».

4.12

4.12

14.

Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме: «Объекты».

11.12

11.12

15.

Анализ работы. Работа над ошибками. Повторение. Описание объектов и групп объектов, называя их состав, признаки и действия.

18.12

18.12

16.

Повторение. Компьютерный практикум. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем.

25.12

25.12


IΙΙ четверть




17.

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»).

15.01

15.01

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

18.

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»).

22.01

22.01

19.

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»).

29.01

29.01

20.

Пути в графах («Путешествие по графу»).

5.02

5.02

21.

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части».

12.02

12.02

22.

Правило «Если – то». Построение высказываний со словами «Если – то».

19.02

19.02

23.

Схема рассуждений («Делаем выводы»).

26.02

26.02

24.

Подготовка к зачётной работе. Построение высказываний. Описание отношений между объектами с помощью графов.

5.03

5.03

25.

Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Логические рассуждения».

12.03

12.03

26.

Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Повторение. Построение высказываний. Описание множеств и выделение подмножеств.

19.03

19.03


IV четверть



27.

Повторение и обобщение знаний по теме: «Логические рассуждения». Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

12.04

12.04

28.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

19.04

19.04

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.

Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.

Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.

Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.

Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

29.

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»).

26.04

26.04

30.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»).

28.04

28.04

31.

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»).

03.05

03.05

32.

Подготовка к зачётной работе. Описание объектов с необычным составом, называя их составные части, признаки и действия.

10.05

10.05

33.

Проверка знаний и умений. Зачётная работа по теме «Модели в информатике»

17.05

17.05

34.

Анализ зачётной работы. Работа над ошибками. Повторение и обобщение знаний, полученных за год. Игра - квест.

24.05

24.05










7