СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проктического занятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под влиянием ряда причин  (кариес зубов, парадонтоз, удаление зубов) появляются дефекты зубного ряда. Эти дефекты по протяженности могут быть: малые (1зуб), средние (2-3 зуба),  большие (более 3-х зубов).

В клинике ортопедической стоматологии  чаще всего встречается частичная потеря зубов. В зависимости от кишечной картины дефектов зубного ряда применяются соответствующие виды зубных протезов. Бюгельные протезы можно применять практически во всех случаях  наличия дефектов зубных рядов. Бюгельные протезы были предложены в 1916 году Гутнером. Составными частями этого протеза являются: опорно-удерживающие кламмера (или замки, штанги), седла, дуга-бюгель из металла, число седел соответствует количеству дефектов в зубном ряду. Металлами для отливки бюгельных протезов служат сплавы металлов  КХС, КМС, сплавы золота и др.   

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проктического занятия»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. ВЕРНАДСКОГО» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)


Медицинский колледж

(структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ




ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПМ 03. Изготовление бюгельных зубных протезов.

ТЕМА: «Снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей».

Специальность: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

курс: II, семестр IV

Количество часов: 6




Преподаватель:

Беширов А.В.


Рассмотрена на заседании ЦМК

«стоматология ортопедическая» “___”____________2019г.

протокол № _____________

Председатель Трофименко Е.Я.____



г. Симферополь , 2019 г.


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:


Под влиянием ряда причин (кариес зубов, парадонтоз, удаление зубов) появляются дефекты зубного ряда. Эти дефекты по протяженности могут быть: малые (1зуб), средние (2-3 зуба), большие (более 3-х зубов).

В клинике ортопедической стоматологии чаще всего встречается частичная потеря зубов. В зависимости от кишечной картины дефектов зубного ряда применяются соответствующие виды зубных протезов. Бюгельные протезы можно применять практически во всех случаях наличия дефектов зубных рядов. Бюгельные протезы были предложены в 1916 году Гутнером. Составными частями этого протеза являются: опорно-удерживающие кламмера (или замки, штанги), седла, дуга-бюгель из металла, число седел соответствует количеству дефектов в зубном ряду. Металлами для отливки бюгельных протезов служат сплавы металлов КХС, КМС, сплавы золота и др.

Актуальным при изготовлении данных конструкций является возможность распределение функциональной нагрузки на опорные зубы, снижение давления на слизистую с помощью системы кламмеров, восстановление жевательной и эстетической функции, обеспечивающие исключение возможного разрушения этих протезов во рту, под влиянием электрокорозии и развитие при этом аллергических заболеваний.

Все это обуславливает необходимость выбора полноценного материала, для данного индивидуума и соблюдение точной технологии изготовления. В зависимости от расположения опирающихся на естественные зубы приспособлений (кламмера с окклюзиолнными накладками, рессорные, многозвеньевые кламмеры, замки аттачмены) и размеров промежуточных и концевых седел их отдельных участках зубной дуги будет проявляться разная степень регуляции периодонто-мускулярного и глингиво-москулярного рефлексов, кобальтохромовые сплавы, отлитые на огнеупорной модели, создают неограниченные возможности конструирования разнообразных вариантов опорно-удерживающих приспособлений. В настоящее время имеются все условия для внедрения в зубопротезную практику наиболее рациональных конструкций бюгельного протезирования.


Актуальность по теме занятия:

Каждому зубному технику необходимо знать основные понятия, с которыми он будет постоянно сталкиваться во время изготовления бюгельных протезов. Основой этого является планирование и моделировка элементов каркаса бюгельного протеза: сёдла, кламмера, дуга.








2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

2.1. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

ЗНАТЬ:

- клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления бюгельных зубных протезов;

- виды и конструктивные особенности бюгельных зубных протезов;

- способы фиксации бюгельных зубных протезов;


УМЕТЬ:

- планировать конструкцию бюгельных протезов;

- моделировать каркас бюгельного протеза;


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ПК 3.1. Изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации.


2.2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:


  1. Привить студентам необходимые навыки в работе при снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей.

  2. Воспитывать требовательность к качеству выполненной работы.


2.3. РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:

Овладеть снятием оттисков, получением рабочих комбинированных и вспомогательных моделей:

-снимать оттиски с фантомов;

- отливать комбинированную модель.



2.4.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

1. демонстрация знаний видов и конструктивных особенностей, способов фиксации бюгельных зубных протезов;

2. соблюдение алгоритмов выполнения работы по моделировке каркаса, сёдел и кламмеров бюгельного зубного протеза.


3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Зуботехническая лаборатория №3, корпус «М».


4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

- Тип занятия – урок изучения нового материала;

- Вид занятия – практическое занятие.

Методы обучения:

1. Словесные:

- Беседа.

2. Наглядные:

- Метод демонстрации.

3. Практические:

- Практическая работа.

глядные:

материал для студентовтодыавательной деятельности студентов, .п.; 00000000000000000000000000000000000000000000000000






5. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.


ДИСЦИПЛИНЫ

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Зуботехническое материаловедение


Слепочные материалы,химический состав гипса,супер гипса.

Пользоваться оттискными гипсами моделировать каркас: кламмера, сёдла, дуги;

Съемное протезирование

Слепочные материалы,химический состав гипса,супер гипса.

Пользоваться оттискными гипсами моделировать каркас: кламмера, сёдла, дуги;

Анатомия

Форму и строение в/ч и н/ч.

Уметь определять размер ложек для снятия оттисков.


6. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.


№ п/п

Основные этапы и их

содержание

Уровень

усвоения знаний

Методы контроля и обучения

Материалы для контроля наглядности

Время

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

Организационный момент:

- проверка готовности студентов к занятию, соблюдение формы одежды проверка посещаемости.




5’

2.

Постановка учебных целей.




5’

3.

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей» .

ІІ

Тестовый контроль ситуационные задачи.

Тесты І-ІІ уровня готовые работы стенды

35’

ОСНОВНОЙ ЭТАП

4.

Формирование профессиональных умений и навыков по теме: «Снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей».



ІІІ

Проведение преподавателем демонстрации всех этапов изготовления по данной теме.

Профессионый алгоритм действий, серия рисунков по теме: «Снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей»

290’

1. Подготовка модели к снятию оттисков.

2. Снятие оттисков с фантомов

3. Моделировка каркаса бюгельного протеза.

4. Отливка комбинированной модели.

5. Контроль и коррекция преподавателями поэтапного выполнения работы.

ІІІ

Отработка навыков самостоятельная работа студентов.

Профессион. Алгоритмы действий

290’

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

5.

Заключение и контроль профессиональных умений и навыков.

III

Проверка работ, индивидуальный контроль практических действий студентов. Решение ситуационных задач.

Задачи ІІ уровень

25’

6.

Подведение итогов практического занятия


Выставление оценок и их мотивация. Выставление оценок проверка дневников.



7

Домашнее задание

Подготовиться к опросу по «Зубопротезная техника» Копейкин В.Н.

стр. 125-129. Заполнение дневников практического занятия.



7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Раздаточный материал:

  1. Профессиональный алгоритм действий.

  2. Тесты.

  3. Образцы готовых работ.

  4. Таблицы.


8. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.


Шпатель зуботехнический для замешивания гипса, колба, гипс, супер гипс, вибрстолик.


9. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.


№ п/п

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

УРОВЕНЬ

УСВОЕНИЯ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1.

2.

3.

4.


ТЕСТЫ:


1.

Какая часть опорно-удерживающего кламмера передаст жевательное давление на опорные зубы?

а) плечо

б) тело

в) отросток

г) окклюзионая накладка

д) всеми частями

I



г)

2.

Как размещается дуга бюгельного протеза на н/ч?

а) на ровне с деснами фронтальных зубов

б) ниже шеек зубов, по выше переходной складки и уздечки языка

в) не выше переходной складки

г) это не имеет значения

I

б)

3.

Расцепленный кламмер применяют при:

а) наклоне зубов

б) низкой коронковой части

в) во всех вышеперечисленных случаях

I


в)

4.

При неярко выраженном анатомическом строении неба верхняя дуга располагается:

а) в передней трети твердого неба

б) в конце средней трети твердого неба

в) в конце задней трети твердого неба

г) до линии А



б)

5.

Расстояние между дугой и слизистой на верхней челюсти (в мм):

а) 0,5

б) 1,0

в) 1,5

г) 2,0


а)

6.

Основные элементы бюгельного протеза:

а) базисы, каркас, искусственные зубы

б) дуга, кламмеры , базисы, искусственные зубы

в) дуга, седловидные части, базисы, зубы, опорно-удерживающие кламмера

г) дробители нагрузки, пальцевые отростки, базисы




а)

7.

Дополнительные элементы бюгельного протеза:

а) кламмера, лапки, предохранители от опрокидывания

б) амортизаторы и дробители нагрузки, усилители, ограничители лапки

в) седловидные части лапки, ответвления к фасеткам, зубы

г) зубы, седла, кламмера




б)

8.

Дуга бюгельного протеза при низком альвеолярном отростке на нижней челюсти располагается:

а) на оральных буграх фронтальных зубов

б) на слизистой альвеолярного отростка

в) над оральными буграми фронтальных зубов

г) на фронтальных зубах




в)

9.

Максимальная ширина дуги бюгельного протеза на верхней челюсти в мм:

а) 2 - 5

б) 3 - 5

в) 4 - 8

г) 6 - 10



г)

10.

Ширина дуги нижнечелюстного бюгельного протеза (мм):

а) 2,0

б) 3,0

в) 4,0

г) 5,0



г)

КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1.

Какие размеры слепочных ложек используются для снятия ложке?

Ложки бывают размерами от 1-5.Для получения слепков с помощью эластичных масс пользуются ложками с отверстиями, которые способствуют закреплению массы в ложки.

2.

Какие бывают разновидности комбинированных моделей?


Комбинированные модели состоят из участков, отлитых из супер гипса, металла, амальгамы или цемента, в то время как вся основная масса отлита из обычного гипса.

3.

Какие слепочные материалы используются для снятия слепков в бюгельном протезировании?

Слепочные материалы используемые для снятия слепков в бюгельном протезировании :для вспомогательных моделей альгинатные,для рабочих моделей селиконовые.

10. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:


ЛИТЕРАТУРА:

- Основная:

  1. Миронова М.Л.Съемные протезы «ГЭОТАР-Медиа» Москва. 2017-455с.

  2. Расулов М.М. зубопротезная техника «ГЭОТАР-Медиа» Москва. 2018-384с.


- Дополнительная:

1.Копейкин В.Н.Зубопротезнаятехника,М.Триада-Х,2016.

2.Жулев Е.Н. Частичные съемные протезы (теория, клиника и лаб. техника) : руководство. – 3-е изд. – Н. Новгород, 2017. – 425 с.

3.Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким.Ортопедическая стоматология ,учебник – М. : МЕДпресс-информ, 2017. – 496 с.

4.В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, Н.Ю. Незнанова, С.Б. Фищев ; под ред. В.Н. Трезубова. –Ортопедическая стоматология : технология лечеб. и профилактика аппаратов учебник для студентов М. : МЕДпресс-информ, 2017.–309 с.

5.Перевезенцев А.П. Конструкции замковых креплений фирмы «Бредент» : теория и практика. – М. : ООО «Аладент», 2018. – 269 с.


- Интернет-ресурсы:

1.Официальный сайт Министекства здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru)

2.Полезные ресурсы и актуальные возможности в современно стоматологии. www.stom.ru,

3.Русский стоматологический сервер www.rusdent.com


  1. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕМЫ: «Моделирование элементов каркаса бюгельного протеза: опорно-удерживающих кламмеров, дуги, сеток-сёдел».




Подготовка фантомов



Подбор ложек




Отливка первого участка модели из супер гипса





Отливка второго участка моделей из гипса








11. ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. ТЕМА: «Снятие оттисков, получение рабочей комбинированной и вспомогательной моделей».

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ЗНАТЬ:

- клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления бюгельных зубных протезов;

- виды и конструктивные особенности бюгельных зубных протезов;

- способы фиксации бюгельных зубных протезов;

УМЕТЬ:

- планировать конструкцию бюгельных протезов;

- моделировать каркас бюгельного протеза;


План проведения занятия:

Организационный момент

1. Приветствие

2. Проверка посещаемости

3.Соблюдение формы одежды

4. Провести инструктаж по охране труда и технике безопасности в кабинете.


Мотивация (цели) занятия Способствовать формированию у студентов системы знаний по ортопедическому лечению больных с отсутствием зубов, т. к. ежегодно количество с данной патологией увеличивается.

Оценка знаний студентов(проверка исходного уровня знаний ):

а)проверка знаний

индивидуальный опрос, тестовый контроль.

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы

проверка рабочих тетрадей

в)подведение итогов контроля

выявление ошибок, пути исправления, оценивание

Практическая часть:

а) подготовка студентов к самостоятельной работе Преподаватель демонстрирует поэтапное выполнение работы

б) самостоятельная работа студентов:

под контролем преподавателя отмоделировать восковые композиции

в)подведение итогов самостоятельной работы :

демонстрация студентами выполненной работы

Итоговый контроль Разбор ошибок, оценка работы. Закрепление полученных навыков путём ответов на вопросы.

Домашнее задание Оформление рабочих тетрадей. Подготовиться к теоретическому опросу "Зубопротезная техника" «Зубопротезная техника» Копейкин В.Н.

стр. 125-129, заполнение дневников практического занятия.

Подведение итогов занятия Проверка рабочих тетрадей. Выставление оценок с комментариями.


Приложение№1

№ п/п

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

УРОВЕНЬ

УСВОЕНИЯ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1.

2.

3.

4.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Какая часть опорно-удерживающего кламмера передаст жевательное давление на опорные зубы?

а) плечо

б) тело

в) отросток

г) окклюзионая накладка

д) всеми частями

I



г)

Как размещается дуга бюгельного протеза на н/ч?

а) на ровне с деснами фронтальных зубов

б) ниже шеек зубов, по выше переходной складки и уздечки языка

в) не выше переходной складки

г) это не имеет значения

I

б)

Расцепленный кламмер применяют при:

а) наклоне зубов

б) низкой коронковой части

в) во всех вышеперечисленных случаях

I


в)

При неярко выраженном анатомическом строении неба верхняя дуга располагается:

а) в передней трети твердого неба

б) в конце средней трети твердого неба

в) в конце задней трети твердого неба

г) до линии А



б)

Расстояние между дугой и слизистой на верхней челюсти (в мм):

а) 0,5

б) 1,0

в) 1,5

г) 2,0


а)

Основные элементы бюгельного протеза:

а) базисы, каркас, искусственные зубы

б) дуга, кламмеры , базисы, искусственные зубы

в) дуга, седловидные части, базисы, зубы, опорно-удерживающие кламмера

г) дробители нагрузки, пальцевые отростки, базисы




а)

Дополнительные элементы бюгельного протеза:

а) кламмера, лапки, предохранители от опрокидывания

б) амортизаторы и дробители нагрузки, усилители, ограничители лапки

в) седловидные части лапки, ответвления к фасеткам, зубы

г) зубы, седла, кламмера




б)

Дуга бюгельного протеза при низком альвеолярном отростке на нижней челюсти располагается:

а) на оральных буграх фронтальных зубов

б) на слизистой альвеолярного отростка

в) над оральными буграми фронтальных зубов

г) на фронтальных зубах




в)

Максимальная ширина дуги бюгельного протеза на верхней челюсти в мм:

а) 2 - 5

б) 3 - 5

в) 4 - 8

г) 6 - 10



г)

Ширина дуги нижнечелюстного бюгельного протеза (мм):

а) 2,0

б) 3,0

в) 4,0

г) 5,0



г)

КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какие размеры слепочных ложек используются для снятия ложке?

Ложки бывают размерами от 1-5.Для получения слепков с помощью эластичных масс пользуются ложками с отверстиями, которые способствуют закреплению массы в ложки.

Какие бывают разновидности комбинированных моделей?


Комбинированные модели состоят из участков, отлитых из супер гипса, металла, амальгамы или цемента, в то время как вся основная масса отлита из обычного гипса.

Какие слепочные материалы используются для снятия слепков в бюгельном протезировании?

Слепочные материалы используемые для снятия слепков в бюгельном протезировании :для вспомогательных моделей альгинатные,для рабочих моделей селиконовые.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!