ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»
Методическая разработка
Проведения классного часа для студентов
Тема: «Правовое воспитание. Закон на страже твоих прав»
Разработано преподавателем
Ловаковой И.А.
Методическая разработка
рассмотрена на заседании
ЦМК
Протокол No_____ от _____
Председатель комиссии ________________
2019-2020 учебный год
Аннотация
Целью методической разработки классного часа «Правовое воспитание. Закон на страже твоих прав» является:
-Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять).
-Развивать коммуникативные способности учащихся.
-Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.
Закон — юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Законность — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
Ход проведения классного часа
Вступительное слово преподавателя: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим классный час на тему: «Правовое воспитание. Закон на страже твоих прав».
«Зачем изучать закон».
Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить).
Про человека, знающего, куда обращаться за защитой своих прав, да к тому же умеющего юридически грамотно сформулировать требования, говорят, что он обладает правовой культурой.
Что такое правовая культура и что она дает человеку?
Правовая культура —- составная часть общей культуры человека. При этом речь идет о внутренней культуре, а не той, которая существует вне человека, — искусство, живопись, архитектура и т. д. Правовая культура человека свидетельствует о том, как он относится к законам, как соблюдает их, умеет ли уважать права других людей. Правовая культура базируется прежде всего на знаниях в области права. Только они могут уберечь от многих ошибок и неприятностей.
В первую очередь надо знать, что право — это особый регулятор общественных и человеческих отношений. Оно выражается в системе правовых норм (правил), которые закрепляют сложившиеся в обществе представления о справедливости и порядке.
Закон есть общепризнанное и безличное (т. е. не зависящее от личных мнений и желаний) определение права. Это понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, — определение или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.
Отсюда три отличительных признака закона:
I) его публичность — постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может потому иметь силы закона;
2) его конкретность — закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-нибудь отвлеченные истины и идеалы, и
3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая «санкция», т.е. - угроза принудительными и карательными мерами, — на случай неисполнения его требований, или нарушения его запрещений.
Кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов
Закон — юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Законность — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
Преподаватель: Ребята подготовили нам постановку и на ее примере давайте разберемся «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»
* Постановка «Хорошо и плохо» (Читают ребята)
Автор:
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: « Что такое хорошо, а что такое плохо?
Папа Кодекс показал и ответил строго:
Папа:
Кто его не уважал, тому дали много.
Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе
Надо делать хорошо и не надо плохо.
По дороге мальчуган побежал не глядя
Ясно всем: он хулиган
И, на горе пап и мам, уж не станет дядей.
Помни каждый гражданин, знай любой ребёнок:
Красный свет необходим для регулировок.
Кто зелёный свет любил, посмотри сынуля,
Лет до ста уже дожил. Молодец, дедуля!
В подворотне за углом молодёжь толпится
Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится?
Кто – то в лужицу прилёг отдохнуть с подружкой
Стал, как свинтус паренёк, а подружка хрюшка.
Плохо, если на досуг взгляды однобоки, Для хороших для подруг наливайте соки!
Вот какой — то паренёк шустрый, не высокий
Утащил ваш кошелёк – это очень плохо!
Если ты зарплату хочешь получить отличную, То использовать ты можешь занятость вторичную.
Вышел мальчик на балкон (подышать он вышел)
Нецензурный лексикон сразу он услышал.
Автор:
Мальчик Кодекс изучал, наклонился кроха,
Грозно пальчик показал и ответил:
Мальчик:
«Плохо!»
Должен каждый говорить языком приличным
И тогда мы будем жить в обществе отличном!
Преподаватель: Спасибо ребята!
К сожалению, не каждый подросток осознаёт совершаемые им противозаконные действия, которые ведут к тяжёлым трудно исправимым последствиям.
Ежегодно подростками совершаются более 150 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Для того чтобы ознакомить учащихся со статьями Уголовного Кодекса и Административного кодекса РФ для проведения разъяснительной правовой работы среди несовершеннолетних и предупреждения правонарушений среди подростков, а также воспитание правовой грамотности и гражданского долга к нам приглашен представитель Щигровского отдела полиции.
- Дайте несколько деловых советов: что можно сделать, чтобы в колледже и на улице наши студенты не выражались нецензурными словами, не курили, не хулиганили, не унижали слабых, ни в коем случае не вымогали деньги, сигареты.
Рассмотрим статьи Кодекса об Административных Правонарушений и статьи Уголовного Кодекса
Кодекс об административных правонарушениях:
Ст. 20.20 ч.1,2 (распитие спиртных напитков в общественных местах);
Ст. 20.20 ч.3 (употребление запрещенных веществ без назначения врача);
Ст. 20.21 (появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения);
Ст. 20.1 (хулиганство- например-нецензурная брань)
Ст. 6.24 (курение в общественных местах)
УК Статья 15. Возраст, с которого наступает уголовная
ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста;
Лица ,достигшие ко времени преступления 14-летнего возраста , подлежат уголовной ответственности;
За убийство;
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах;
Изнасилование, насильственные действия сексуального характера;
Похищение человека;
Кражу, грабёж, разбой;
Вымогательство;
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах;
Терроризм, захват заложников;
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, иных устройств;
Хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм;
Хищение либо вымогательство наркотических и психотропных веществ;
Надругательство над телами умерших и местами захоронений при отягчающих обстоятельствах;
Умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
УК Статья 78. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Несовершеннолетними признаются лица , которым к моменту совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
Несовершеннолетним может быть назначена мера наказания либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
УК Статья 79. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Штраф при наличии самостоятельного заработка или имущества в размере от 10 до 500 месячных расчётных показателей;
(взрослым от 25 до 20000 расчётных показателей);
(взрослым от 1 до 5 лет);
Привлечение к общественным работам (на срок 40 – 160 часов в свободное от учёбы время);
Исправительные работы (с 16 лет до 1 года);
Арест ( от 1 до 4 месяцев);
Лишение свободы (До 10 лет, за убийство – 12 лет);
Лицам впервые совершившим преступления небольшой тяжести лишение свободы не назначается;
Лишённые свободы находятся в колониях общего или усиленного режима.
^ УК Статья 80. При назначении наказания учитываются условия жизни , уровень психического развития и иные особенности личности , а так же влияние на него старших по возрасту лиц.
^ УК Статья 81. Несовершеннолетний может быть освобождён судом от наказания , если будет признано , что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьёй 82.
УК Статья 82. Несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия:
Предупреждение;
Передача под надзор родителей или лиц их заменяющих;
Передача под надзор специализированного гос.органа;
Возложение обязанности загладить причинённый вред;
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению;
Помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
При этом может быть назначено несколько принудительных мер воздействия.
^ УК Статья 83. говорит о содержании принудительных мер воспитательного воздействия. Например, ограничение досуга может предусматривать запрет посещения определённых мест, ограничение пребывания вне дома в определённое время суток, запрещение выезда в другие места без разрешения специальных органов.
Давайте рассмотрим несколько ситуационных задач:
Сергей курил сигарету за школьной теплицей, бросил непотушенный окурок. На замечание окружающих не реагировал. Через некоторое время возник пожар.
Привлекут ли Сергея за уничтожение государственного имущества?
Мальчики баловались на перемене, бросаясь в друг друга портфелями. Во время чего разбили окно в классе.
Какую меру и кто может применить к нарушителям?
Коля и Володя угнали со двора автомашину с целью покататься. Через несколько часов они вернули её на место в сохранности.
Наказуемы ли действия подростков?
Андрей и Слава гуляли во дворе. К ним подошли подростки и угрожая побоями потребовали у Славы отдать им новые перчатки. Слава испугался и отдал, а Андрей стоял рядом и всё видел.
Оцените действия ребят?
На перемене Олег дразнил Васю. Вася рассердился и сильно ударил Олега ногой. Олег от удара упал и разбил голову. Скорая помощь увезла Олега в больницу.
Кто из мальчиков будет наказан и кто виноват в случившемся?
Преподаватель: Спасибо за внимание! На этом наш классный час окончен, надеюсь, Вы не столкнетесь в своей жизни с проблемами неисполнения закона и наша сегодняшняя беседа Вам в этом поможет. До свидания!
Список литературы
1. Акчурин Т. Ф. Некоторые особенности правовой подготовки средствами дополнительного образования [Текст] / Т. Ф. Акчурин // Право в школе. - 2017. - №1. - С. 60-64
2. Великородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы [Текст]: учебное пособие/ В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М.: ВАКО, 2018. - 224с.
3. Боголюбов Л. Н. Урок в обществоведческом курсе [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Обществоведение в школе. - 1998. - №2. - С. 5-7
4. Корнилович В. А. Воспитываем правовую культуру [Текст] / В. А. Корнилович // Воспитательная работа в школе.- 2007. - №1. - С. 82 - 92
5. Лебедев О. Е. Цели школьного образования [Текст] / О. Е. Лебедев // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. - №2. - С. 23 - 25
6. Леднев В. С. Содержание образования [Текст]: учебно-методическое пособие / В. С. Леднев. - М., 1993. - С. 6-10
7 Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации с изменениями 2019 год
8 Уголовный Кодекс Российской Федерации с комментариями 2019 год